Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковь и государство.



В XVII в. в России нарастали противоречия между Церковью и государством.Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? —шел из глубины веков. По образцу Византийской империимитрополиты, а потом Патриархи подчинялись светскойвласти. Высших иерархов Церкви ставили на свои постывеликие князья, а позднее цари. Но со временем Церковьв России получила огромную силу. Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчикамии в период централизации государства. Крестом и молитвой Церковь освящала великие свершения народа. Но чемсильнее, крепче становилась в России самодержавнаявласть монарха, тем меньше отводилось места Церквив этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве, с мощнымполитическим влиянием Церкви, с различного рода судебными и налоговыми льготами.

Дворянское сословие с вожделением поглядывало набезбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли, на которых можно было бы поместить тысячи служилых людей. К середине XVII в. Церковь лишилась многихсвоих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы также остались лишь за патриаршими владениями. И все жеРусская Православная Церковь оставалась по-прежнемуодним из крупнейших земельных собственников в России.

В условиях упорядочения жизни государстванеобходимо было также привести в соответствиес требованиями времени церковные обрядыи книги.За долгие столетия в церковном богослужениинакопилось немало ошибок. Тексты в церковныхкнигах были искажены малограмотными переписчиками. Русские иконописцы порой отходили отканонических правил изображения святых ликови религиозных сюжетов. Даже крестное знамениена Руси претерпело изменение — вместо трех пер-стов, что символизировало Бога Отца, Бога Сынаи Бога Духа Святого, на Руси стали креститьсядвумя. Многие языческие обряды и суеверия незаметно проникли в церковные службы. Широкопраздновались святки, исполнялись некоторыеязыческие обряды, подрывавшие церковные догматы.

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась подготовка к очищению церковной службы от искажений.Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон(16051681), возведенный в сан в 1652 г.Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детствапристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалеку отНижнего Новгорода, потом стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим онис женой потеряли трех малолетних детей. После этого онушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именемНикона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвелна него большое впечатление и был оставлен в Москве.

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царяСтефан Вонифатьев, выходец из священников Нижегородского уезда протопоп Аввакум, окольничий ФедорРтищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствиес оригиналами, введения проповедей в церковную службу. Кроме уже предпринятых нововведений, при Никонестали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу),трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не подревним канонам иконы убирали из храмов. По сути, всеэти нововведения были чисто обрядовыми.Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов.

Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах священники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давнозаученные священные тексты. Церковные реформаторыстолкнулись и с сопротивлением прихожан. Намеленныекниги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось,что все это у них отнимают, к тому же заставляюткреститься тремя перстами.

Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами. Так начался раскол в Русской Православной Церкви и обществе. Среди староверов оказалисьлюди из разных социальных слоев: знаменитая боярыняМорозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступила против новых подходов к жизни, за старину.

Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздникови обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церковным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали.Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконо-писцев, отлучали от Церкви.

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия, в томчисле неистовый протопоп Аввакум (16201682).В своих страстных проповедях он стал обличать Никонав богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никонотправил его и других ревнителей в ссылку. В глазахстароверов они обрели ореол мучеников.

Царь поначалу занимал нейтральную позицию, полагая,что обновление Церкви необходимо. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Когда Алексей Михайлович выезжал к действующим войскам, в Москве во главе правительства оноставлял Патриарха. Никон вмешивался в дела управлениястраной, обличал действия властей, направленные на ограничение церковного землевладения, выступал против учреждения Монастыр-ского приказа. В своих проповедяхв Успенском соборе МосковскогоКремля он не раз публично рассуждало преимуществе духовной власти надсветской, священства над царством.

Противники Никона были ужерассеяны по просторам России. Аввакумсидел на цепи в холодной яме. Отказалсяпринять реформу Никона Соловецкиймонастырь, монахи заперлись в осаде.В 1658 г. произошел разрыв междуцарем и Никоном. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский(Новоиерусалимский) монастырь.В 1666 г. на общем Соборе вселенскихпатриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. На Соборе было определено, что царь имеетпреимущество в делах гражданских, а Патриарх — церковных. Никону определили жить простым монахомв дальнем Ферапонтовой монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительствопродолжало дело очищения Церкви. А это означало, чтокреп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходевойск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались гари.

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, которыйтеперь обличал не только никониан, но и царя. За свои антиправительственные проповеди он был сожжен.

Со временем старообрядцы стали своеобразной частьюрусского православного населения со своими обрядамии традициями, старой церковной утварью и древнимикнигами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.