В XVII в. в России нарастали противоречия между Церковью и государством.Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? —шел из глубины веков. По образцу Византийской империимитрополиты, а потом Патриархи подчинялись светскойвласти. Высших иерархов Церкви ставили на свои постывеликие князья, а позднее цари. Но со временем Церковьв России получила огромную силу. Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчикамии в период централизации государства. Крестом и молитвой Церковь освящала великие свершения народа. Но чемсильнее, крепче становилась в России самодержавнаявласть монарха, тем меньше отводилось места Церквив этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве, с мощнымполитическим влиянием Церкви, с различного рода судебными и налоговыми льготами.
Дворянское сословие с вожделением поглядывало набезбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли, на которых можно было бы поместить тысячи служилых людей. К середине XVII в. Церковь лишилась многихсвоих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы также остались лишь за патриаршими владениями. И все жеРусская Православная Церковь оставалась по-прежнемуодним из крупнейших земельных собственников в России.
В условиях упорядочения жизни государстванеобходимо было также привести в соответствиес требованиями времени церковные обрядыи книги.За долгие столетия в церковном богослужениинакопилось немало ошибок. Тексты в церковныхкнигах были искажены малограмотными переписчиками. Русские иконописцы порой отходили отканонических правил изображения святых ликови религиозных сюжетов. Даже крестное знамениена Руси претерпело изменение — вместо трех пер-стов, что символизировало Бога Отца, Бога Сынаи Бога Духа Святого, на Руси стали креститьсядвумя. Многие языческие обряды и суеверия незаметно проникли в церковные службы. Широкопраздновались святки, исполнялись некоторыеязыческие обряды, подрывавшие церковные догматы.
В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась подготовка к очищению церковной службы от искажений.Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон(1605—1681), возведенный в сан в 1652 г.Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детствапристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалеку отНижнего Новгорода, потом стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим онис женой потеряли трех малолетних детей. После этого онушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именемНикона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвелна него большое впечатление и был оставлен в Москве.
Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царяСтефан Вонифатьев, выходец из священников Нижегородского уезда протопоп Аввакум, окольничий ФедорРтищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствиес оригиналами, введения проповедей в церковную службу. Кроме уже предпринятых нововведений, при Никонестали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу),трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не подревним канонам иконы убирали из храмов. По сути, всеэти нововведения были чисто обрядовыми.Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов.
Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах священники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давнозаученные священные тексты. Церковные реформаторыстолкнулись и с сопротивлением прихожан. Намеленныекниги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось,что все это у них отнимают, к тому же заставляюткреститься тремя перстами.
Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами. Так начался раскол в Русской Православной Церкви и обществе. Среди староверов оказалисьлюди из разных социальных слоев: знаменитая боярыняМорозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступила против новых подходов к жизни, за старину.
Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздникови обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церковным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали.Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконо-писцев, отлучали от Церкви.
Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия, в томчисле неистовый протопоп Аввакум (1620—1682).В своих страстных проповедях он стал обличать Никонав богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никонотправил его и других ревнителей в ссылку. В глазахстароверов они обрели ореол мучеников.
Царь поначалу занимал нейтральную позицию, полагая,что обновление Церкви необходимо. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Когда Алексей Михайлович выезжал к действующим войскам, в Москве во главе правительства оноставлял Патриарха. Никон вмешивался в дела управлениястраной, обличал действия властей, направленные на ограничение церковного землевладения, выступал против учреждения Монастыр-ского приказа. В своих проповедяхв Успенском соборе МосковскогоКремля он не раз публично рассуждало преимуществе духовной власти надсветской, священства над царством.
Противники Никона были ужерассеяны по просторам России. Аввакумсидел на цепи в холодной яме. Отказалсяпринять реформу Никона Соловецкиймонастырь, монахи заперлись в осаде.В 1658 г. произошел разрыв междуцарем и Никоном. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский(Новоиерусалимский) монастырь.В 1666 г. на общем Соборе вселенскихпатриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. На Соборе было определено, что царь имеетпреимущество в делах гражданских, а Патриарх — церковных. Никону определили жить простым монахомв дальнем Ферапонтовой монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.
В Москве был выбран новый Патриарх. Правительствопродолжало дело очищения Церкви. А это означало, чтокреп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходевойск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались гари.
Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, которыйтеперь обличал не только никониан, но и царя. За свои антиправительственные проповеди он был сожжен.
Со временем старообрядцы стали своеобразной частьюрусского православного населения со своими обрядамии традициями, старой церковной утварью и древнимикнигами.