Таким образом, личность является инструментом достижения своей духовной сущности. Это система регуляции отношений человека с собой и с миром – саморегулирующаяся система, сохраняющая адаптивность и устойчивость. Как психологическое образование, личность имеет интегральную природу, и взаимовлияние психологических структур обеспечивает ее функционирование как сложной саморазвивающейся системы.
Каждый человек есть психическая реальность его Души, через которую он судит о мире. Эта психическая реальность существует для того, чтобы объединять и интегрировать информацию о мире, соотносить ее с потребностями и регулировать поведение человека в процессе развития. Психическая реальность Души представлена рефлективной психоматрицей, именно она влияет на содержание экзопсихики (внешняя реальность), эндопсихики (состояние организма) и интрапсихики (собственно психические процессы – мысли, волевые усилия, фантазии).
Жизнь не полностью детерминирована: внешний мир таков, каким человек его конструирует в своей психической реальности – системе организованных личностных мыслеобразов, в которых перерабатывается (воспринимается, интерпретируется) личный опыт человека. В этой связи структура личности рассматривается нами как индивидуально своеобразная иерархия бессознательно-сознательных процессов, как саморазвивающаяся эволюционная система. В функциональном аспекте, целостной системе присуща конкретная форма активности, которую в нашем подходе выражает функция интегрированного потенциала личности (И.Н.Шванева, 2002). Интегрированный потенциал личности представлен духовным, душевным, умственным и телесным опытом личности Он содержит как фенотипические, так и генотипические черты индивидуальности, причем последние играют немаловажную роль в психологической структуре личности, и наиболее развитой, доминирующей функцией является функция интегрированного потенциала личности. Эта функция выражает параметры наиболее априорного уровня поведенческой стратегии личности - ее предназначения, и может быть соотнесена со всеми измерениями индивидуальности - от свойств нервной системы до способов самоактуализации.
Это уровень высшего духовного потенциала личности – уровень интегрированной суммы бессознательных, сознательных и сверхсознательных возможностей, что можно представить как слияние всех уровней личности воедино. Высший потенциал – это основа преадаптации человека, наличие у его системы врожденных приспособлений к условиям среды, с которыми он еще не встречался. Психические структуры личности вбирают в себя телесный, душевный, мысленный и духовный опыт через призму того закона, который выражаетпредназначение врожденного потенциала и интегрирует в себе опыт прошлого, настоящего и будущего.
Мы предлагаем психодуховную модель интегрированной личности, в которой рассматриваем личность как саморазвивающуюся эволюционную систему, как целостную индивидуальность, причинность которой обусловлена ее духовным потенциалом – предназначением.