Как и любой работающий орган, в процессе умственного труда клетки головного мозга утомляются. Поэтому труд следует чередовать с разумным -отдыхом. Рекомендуется делать перерывы в занятиях через каждые 50—60 мин на 10. мин. После 3—4 ч умственного труда следует делать часовой перерыв.
Исследованиями И. М, Сеченова было показано, что если работающий орган временно прекращает работу и находятся в состоянии покоя, а другой, неутомленный орган, в это время работает, то происходит более быстрое восстановление работоспособности утомленного органа. Вот почему тдых должен быть активным. Так, во время коротких перерывов необходимо снять мышечное напряжение, обусловленное скованным положением -тела во время умственной .работы. Рекомендуется походить, размяться можно откинуться на спинку стула и расслабить мускулатуру. Для отдыха глаз надо посмотреть вдаль. Активный отдых нужен, в конце, рабочего дня в воскресный день, во время каникул.
Нашими наблюдениями установлено, что 83% суточного времени студентов приходится На статические виды деятельности и лишь 17% на динамические. Такой малоподвижный образ жизни приводит к значительному ухудшению функциональных возможностей организма и прежде всего мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так, динамические наблюдения за состоянием здоровья студентов I ММИ им. И. М. Сеченова показали, что начиная с III курса, т. е. с момента прекращения систематических занятий по физкультуре, ряд функциональных показателей (жизненная; емкость легких, мышечная сила рук и становая сила снижаются.
Двигательная активность как метод профилактики функциональных нарушений в процессе, умственного труда имеет большое значениею. Специальными исследованиями установлено, что у подростков, занимающихся ежедневно физическими упражнениями, способность выполнять заданную работу без признаков утомления увеличнвалась в большей степени, чем у выполняющих физические упражнения только на плановых уроках. Поэтому лица умственного труда должны обретать двигательную актив ность за счет активного отдыха, занятий физкультурой и спортом.
Порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки. Одним из факторов, влияющих на производительность, умственного труда, является порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки, благоприятствующей работе. Многие студенты живут в общежитии, и здесь должён быть установлен единый для всех режим труда и отдыха. В комнате могут жить люди разного темперамента, здоровья, жизненного уклада. Например, один может спать при свете, и под звуки радио, а для другого это настоящее страдание. В такой обстановке необходимо проявить уважение и заботу друг о друге. Единый режим сохраняет энергию, силы, нервную систему.
Для быстрого включения в работу и концентрации, внимания большое значение имеет постоянство места работы. Привычка к месту работы играет такую же роль, как и привычка к определенному времени работы. Если обстановка в общежитии или дома не позволяет продуктивно работать, надо выбрать себе место в читальном зале, в рабочей комнате и постоянно заниматься там. Необходимо поддерживать строгий порядок в записях, бумагах, книгах. Для каждой вещи должно быть свое определенное место.
Рациональное питание.
Для сохранения здоровья и высокой работоспособности важное значение имеет рациональное питание; В организме человека даже в состоянии покоя происходит непрерывная трата веществ и энергии и их пополнение происходит за счет питания. Для того чтобы удовлетворить все нужды организма, пища должна иметь соответствующую калорийность, содержать необходимые пищевые вещества; животные и растителыще белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Основными элементами рационального питания являются сбалансированность и правильный режим питания. Сбалансированным является питание, обеспечивающее оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ.
По современным научным представлениям, в питании людей умственного труда должны ограничиваться жиры и углеводы. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности при умственной работе приводит к прибавлению массы тела и к ожирению.
Все вещества, поступающие в организм, претерпевают в нем сложную цепь превращений под действием разнообразных ферментов. Цель пищеварительного акта перевести составные части пищи в жидкую и. растворимую форму, чтобы обеспечить их всасывание в кровь. Пища хорошо усваивается если соблюдать правильный режим питания. Прежде всего необходимо принимать пищу веегда в одни и те же часы. В этих случаях вырабатывается условный рефлекс на время. К моменту приема пищи пищеварительные органы усиливают секрецию и пища попа'дает в желудок, подготовленный к ее восприятию. В противном случае ритмичность работы желудочно-кишечного тракта нарушается, что с течением времени может повлечь за собой расстройство деятельности и заболевание пищеварительных органов.
Большое значение имеет распределение пищевого рациона в течение дня, так как обильная пища, принятая в один или два приема, усваивается значительно хуже, чем то же количество, распределенное на большее число приемов. Так, например, проф. О. П. Молчанова проделала следующий опыт. Студенты-добровольцы получали одну я ту же пищу, достаточную по объему и качеству сначала в два, приема в день, затем в три и, наконец» в четыре. Оказалось, что при двукратном питании белки пищи хуже усваивались, и студенты жаловались на плохое самочувствие, чувство голода, мешавшее им заниматься.
Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь 6 - 10-часовой отдых ежесуточно. Поздние ужины лишают секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез. В этой связи ужин должен быть не позднее чем за 3 ч. до сна. В обычных условиях жизни питание рекомендуется планировать, исходя из трехразового приема пищи в сутки. В случае короткого обеденного перерыва рекомендуется, следующее распределение суточного пищевого рациона на отдельные приемы по калориям.(в процентах): завтрак —35%, обед —25%, ужин—40%,; а при длительном обеденном перерыве соответственно 30, 43, 25%.
Лучшим считается четырехразрвое питание, при этом: рекомендуется на завтрак 25:% суточного рациона, на второй; завтрак - 15%, на обед - 35"% и на ужин 25%.
Результаты наших исследований показали, что в разные дни недели 15 - 20% студентов приходят на занятие, не позавтракав.. У таких студентов хуже показатели работоспособности и они делают больше ошибок при выполнении экспериментального задания. Сухоедение, широко распространенное среди студентов, нарушает нормальный ход пищеварения и может вызвать заболевание пищеварительных органов. Поэтому, если вы не обедаете, в вузе, следует приносить с собой не только завтрак, но и термос с чаем, молоком. Перерыв между занятиями следует использовать для приема пищи, а не для подготовки к следующим занятиям.