Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Труд следует чередовать с разумным отдыхом.



Как и любой работающий орган, в процессе умственного труда клетки головного мозга утомляются. Поэтому труд следует чередовать с разумным -отдыхом. Рекомендуется делать перерывы в занятиях через каждые 50—60 мин на 10. мин. После 3—4 ч умственного труда следует делать часовой перерыв.

Исследованиями И. М, Сеченова было показано, что если работающий орган временно прекращает работу и находятся в состоянии покоя, а другой, неутомленный орган, в это время работает, то происходит более быстрое восстановление работоспособности утомленного органа. Вот почему тдых должен быть активным. Так, во время коротких перерывов необходимо снять мышечное напряжение, обусловленное скованным положением -тела во время умственной .работы. Рекомендуется походить, размяться можно откинуться на спинку стула и расслабить мускулатуру. Для отдыха глаз надо посмотреть вдаль. Активный отдых нужен, в конце, рабочего дня в воскресный день, во время каникул.

Нашими наблюдениями установлено, что 83% суточного времени студентов приходится На статические виды деятельности и лишь 17% на динамические. Такой малоподвижный образ жизни приводит к значительному ухудшению функциональных возможностей организма и прежде всего мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так, динамические наблюдения за состоянием здоровья студентов I ММИ им. И. М. Сеченова показали, что начиная с III курса, т. е. с момента прекращения систематических занятий по физкультуре, ряд функциональных показателей (жизненная; емкость легких, мышечная сила рук и становая сила снижаются.

Двигательная активность как метод профилактики функциональных нарушений в процессе, умственного труда имеет большое значениею. Специальными исследованиями установлено, что у подростков, занимающихся ежедневно физическими упражнениями, способность выполнять заданную работу без признаков утомления увеличнвалась в большей степени, чем у выполняющих физические упражнения только на плановых уроках. Поэтому лица умственного труда должны обретать двигательную актив ность за счет активного отдыха, занятий физкультурой и спортом.

Порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки. Одним из факторов, влияющих на производительность, умственного труда, является порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки, благоприятствующей работе. Многие студенты живут в общежитии, и здесь должён быть установлен единый для всех режим труда и отдыха. В комнате могут жить люди разного темперамента, здоровья, жизненного уклада. Например, один может спать при свете, и под звуки радио, а для другого это настоящее страдание. В такой обстановке необходимо проявить уважение и заботу друг о друге. Единый режим сохраняет энергию, силы, нервную систему.

Для быстрого включения в работу и концентрации, внимания большое значение имеет постоянство места работы. Привычка к месту работы играет такую же роль, как и привычка к определенному времени работы. Если обстановка в общежитии или дома не позволяет продуктивно работать, надо выбрать себе место в читальном зале, в рабочей комнате и постоянно заниматься там. Необходимо поддерживать строгий порядок в записях, бумагах, книгах. Для каждой вещи должно быть свое определенное место.

Рациональное питание.

Для сохранения здоровья и высокой работоспособности важное значение имеет рациональное питание; В организме человека даже в состоянии покоя происходит непрерывная трата веществ и энергии и их пополнение происходит за счет питания. Для того чтобы удовлетворить все нужды организма, пища должна иметь соответствующую калорийность, содержать необходимые пищевые вещества; животные и растителыще белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Основными элементами рационального питания являются сбалансированность и правильный режим питания. Сбалансированным является питание, обеспечивающее оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ.

По современным научным представлениям, в питании людей умственного труда должны ограничиваться жиры и углеводы. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности при умственной работе приводит к прибавлению массы тела и к ожирению.

Все вещества, поступающие в организм, претерпевают в нем сложную цепь превращений под действием разнообразных ферментов. Цель пищеварительного акта перевести составные части пищи в жидкую и. растворимую форму, чтобы обеспечить их всасывание в кровь. Пища хорошо усваивается если соблюдать правильный режим питания. Прежде всего необходимо принимать пищу веегда в одни и те же часы. В этих случаях вырабатывается условный рефлекс на время. К моменту приема пищи пищеварительные органы усиливают секрецию и пища попа'дает в желудок, подготовленный к ее восприятию. В противном случае ритмичность работы желудочно-кишечного тракта нарушается, что с течением времени может повлечь за собой расстройство деятельности и заболевание пищеварительных органов.

Большое значение имеет распределение пищевого рациона в течение дня, так как обильная пища, принятая в один или два приема, усваивается значительно хуже, чем то же количество, распределенное на большее число приемов. Так, например, проф. О. П. Молчанова проделала следующий опыт. Студенты-добровольцы получали одну я ту же пищу, достаточную по объему и качеству сначала в два, приема в день, затем в три и, наконец» в четыре. Оказалось, что при двукратном питании белки пищи хуже усваивались, и студенты жаловались на плохое самочувствие, чувство голода, мешавшее им заниматься.

Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь 6 - 10-часовой отдых ежесуточно. Поздние ужины лишают секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез. В этой связи ужин должен быть не позднее чем за 3 ч. до сна. В обычных условиях жизни питание рекомендуется планировать, исходя из трехразового приема пищи в сутки. В случае короткого обеденного перерыва рекомендуется, следующее распределение суточного пищевого рациона на отдельные приемы по калориям.(в процентах): завтрак —35%, обед —25%, ужин—40%,; а при длительном обеденном перерыве соответственно 30, 43, 25%.

Лучшим считается четырехразрвое питание, при этом: рекомендуется на завтрак 25:% суточного рациона, на второй; завтрак - 15%, на обед - 35"% и на ужин 25%.

Результаты наших исследований показали, что в разные дни недели 15 - 20% студентов приходят на занятие, не позавтракав.. У таких студентов хуже показатели работоспособности и они делают больше ошибок при выполнении экспериментального задания. Сухоедение, широко распространенное среди студентов, нарушает нормальный ход пищеварения и может вызвать заболевание пищеварительных органов. Поэтому, если вы не обедаете, в вузе, следует приносить с собой не только завтрак, но и термос с чаем, молоком. Перерыв между занятиями следует использовать для приема пищи, а не для подготовки к следующим занятиям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.