Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)



Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.
В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".
Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда - по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.
Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

  • Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:
    • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
    • признание изначально социальной природы человека;
    • стремление человека к совершенству
    • понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением "Критика фрейдовской теории сексуальности" и в этом же году покидает его. Одна за другой выходят его работы: "О нервическом характере" (1912), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), "Социальный интерес: вызов человечеству" (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей. Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.
Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

  • Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:
    • 1) чувство неполноценности и компенсация;
    • 2) стремление к превосходству;
    • 3) стиль жизни;
    • 4) творческое Я;
    • 5) порядок рождения;
    • 6) фикционный финализм.

Рассмотрим некоторые из этих принципов.
Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям (см. Хрестомат. 2.3).
В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это - чувство неполноценности.
Чувство неполноценности - ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми.
Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.
Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха - развитию дара музыканта.
"Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности", - писал А. Адлер.
При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.
Комплекс неполноценности - совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.
Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.
Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это - стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф. Ницше о "воле к власти". Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.
Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) - врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.
Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству. Социальный интерес - по Адлеру - является показателем психического здоровья, "барометром нормальности" и критерием различения типов превосходства.
Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации.
Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе "Философия возможного". Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни. Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом.
Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. "Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном - во всех выражениях его личности".
Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.
Признаками здоровой личности по Адлеру являются - движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

  • Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:
    • физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;
    • избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;
    • отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.
Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией "здравого смысла" или "психологией обыденности".
Его оригинальные находки часто рассматривались как произвольное от психоанализа или что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное. К. Юнг писал, что "оба исследователя (Фрейд и Адлер. - Н. Х.) рассматривают субъекта в отношении к объекту... Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом… Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию". (Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 76). Юнг решил эту дилемму, как мы знаем, с помощью типологии, т.е. деления людей на заинтересованных в объекте (экстравертов) и заинтересованных в самом себе (интровертов).

 

 

КАРЕН ХОРНИ.

Карен Хорни (урожденная Даниельсен) (1885-1952) была психоаналитиком норвежско-голландского происхождения. Ее отец был капитаном корабля, человек авторитарным и религиозным. Хотя в детстве они плохо понимали друг руга, отец по-своему пытался наладить с дочерью контакт и даже брал ее с собой в морские путешествия на корабле. С 9 лет девочка стала проявлять амбиции и "неженское" стремление к достижениям - она решила, что не будет красивой, зато станет "умной" (хотя окружающие всегда считали ее достаточно симпатичной внешне). Получая медицинское образование, она вышла замуж и впоследствии родила троих дочерей, именно в это время решив профессионально сконцентрироваться на психоанализе.

Для многих философов, с древности до наших дней, прежде всего материнство, а не пассивность женской сексуальности, определяло специфику женской "судьбы", ее привязанность к миру природы, а не культуры (последний практически полностью доставался мужчине, как биологически более "свободному").

Например, для Аристотеля ("Политика") женщина - существо, обладающее душой более низкого порядка, чем мужская. Женщина - это материя, мужчина - душа. Шопенгауэр убежден, что "назначение женщины исчерпывается назначением ее служить распространению человеческого рода".

Вот и для Зигмунда Фрейда, как известно, также все психологические и в конечном итоге социальные свойства человека следовали из его биологии ("Анатомия - это судьба"). И хотя это правда и для мужчины, и для женщины, но женщина оказывалась неполноценной, обреченной на вечную зависть к мужской анатомии, в его, мягко говоря, андроцентрическом мироощущении.

Карен Хорни оспаривала некоторые взгляды Фрейда, прежде всего его теорию сексуальности, инстинкта и генетической психологии. В частности, она не соглашалась с идеей Фрейда о женской "зависти к пенису", выдвигая обратное ей утверждение, что, напротив, это мужчины завидуют женской анатомии, "матке", способности вынашивать и рожать детей. В этом ее убедили многочисленные сеансы психоанализа с пациентами-мужчинами. А если женщины и испытывают зависть к чему-то мужскому, так это к власти над миром, достигнутой этим полом. При этом свойственное мужчинам стремление к преодолению трудностей и к достижениям вообще может быть всего лишь компенсацией их неспособности рожать детей.

Женщины же, вследствие того, что так организованы все известные ей общества, традиционно приобретают социальную "ценность" только через своих детей, сами будучи поставлены в положение "ребенка" по отношению к мужу.

Хотя людям с "начала времен", в общем-то, очевидно то, что женская роль в воспроизведении человеческого рода несоизмерима с мужской (гораздо больше), мужчины-мыслители, действительно, очень долго как будто специально создавали почву для интерпретаций Карен Хорни (о зависти к женской способности рожать детей и "вытеснении" ее с помощью символического "присвоения" материнства себе и/или принижении значения женской репродуктивной способности).

И если бы не Карен Хорни (и некоторые другие "непослушные" последователи основателя психоанализа), позволившие себе оспорить видение мэтра прямо изнутри созданной им традиции, психоанализ, возможно, так и остался бы еще одним учением, авторитетно указующим женщине, в том числе и как матери, ее традиционно подчиненное, вторичное "место".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.