Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классический психоанализ З. Фрейда



Вряд ли можно найти еще одну такую теорию, которая вызвала бы столь противоречивые и резкие оценки, как теория З. Фрейда (1856-1939).
С уверенностью можно сказать, что это была одна из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера поведения человека. Причинность интерпретировалась в терминах бессознательного, и поэтому во многом была непохожа на принятое в объективной науке толкование детерминирующих тенденций.
Довольно серьезным моментом критики концепции Фрейда является его стремление свести все многообразие побуждений личности к узко специфическим, биологическим детерминантам.
Одним из исходных постулатов его концепции является представление о психическом как о специфической энергии. Эта мысль была усвоена Фрейдом благодаря общению с Эрнстом Брюкке - крупным представителем физико-химической школы в физиологии. Именно Брюкке, исследовавший физиологические процессы в терминах энергетических превращений, укоренил в сознании Фрейда взгляд на организм как на динамическую величину. В течение всей последующей жизни он будет верен этой идее, реализуя ее посредством изучения таких феноменов, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты, формирование симптомов, амбивалентность и проч.
Следующая базовая идея состоит в том, что причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. Это положение было сформулировано в ходе общения Фрейда с Жаном Шарко. Обсуждая дискуссионный вопрос, касающийся истерии, Фрейд пришел к выводу, что это не биогенное, а психогенное заболевание, вызванное действием каких-то психологических механизмов, в частности путем расщепления сознания и замены одних представлений другими. Одним их доводов, предъявляемых Фрейдом критически настроенному научному миру, явилась демонстрация случая мужской истерии без явных соматических дефектов. Это событие, если и не опровергло общепринятое мнение о том, что заболевание вызвано патологическими изменениями в женских половых органах (Hysteron - матка в переводе с греческого языка, то заставило изменить взгляд на истерию как на симуляцию. Было показано, что посредством гипноза можно вызвать истерические симптомы - паралич, дрожь, потерю чувствительности и таким же образом избавиться от них. "Все это означало, что какой бы неизвестной ни была неврологическая основа истерии, сами ее симптомы могут излечиваться и сниматься посредством одних только представлений. Они имеют психогенное происхождение. Это ставило саму психологию на совершенно новую основу, отличную от предыдущей академической, и делало возможными открытия относительно более глубоких слоев психики, которые нельзя было бы получить никаким другим путем" (Джонс Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997. С. 132).
Влияние гипнотического сна на истерическую симптоматику позволило сформулировать механизм образования симптомов и избавления от них. Этим механизмом было названо вытеснение как действие, посредством которого субъект пытается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Симптомы образуются вследствие замещения вытесненных представлений, которые не согласуются с установками сознания. В случае конверсионной истерии происходит смещение психологического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы - соматические и моторные. Это происходит в результате того, что либидо - психическая (сексуальная, по Фрейду) энергия отделяется от вытесненного представления и преобразуется в нервную энергию, в соматическую иннервацию. Действие гипноза, продемонстрированное И. Брейером, обнаружило и важную функцию воспоминания, которое позднее ляжет в основу классических психоаналитических техник. Для феномена освобождения от симптомов, от аффектов путем воспоминания о вызвавших их обстоятельствах Брейером было использовано понятие катарсис, или очищение души (Аристотель).
Опыт общения с И. Брейером и с многими другими видными учеными позволил Фрейду сформулировать еще одно, принципиально важное для него положение о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов. Многие пациенты, страдающие истерией прямо или косвенно выводили Фрейда на свои ранние детские воспоминания, предметом которых становились проблемы сексуального характера.

В научном творчестве З. Фрейда можно выделить три этапа:

Первый этап (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. Одной из серьезных научных работ этого периода является труд, написанный вместе с И. Брейером "Очерки об истерии" (1895). В этот период причинами невротических расстройств он считает: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. В первой модели психический аппарат наделяется такими функциями, как приспособление к событиям, происходящим во внешней реальности, усиление и отвод возбуждения, восприятие, внимание, перевод психической энергии из одного состояния в другое. Именно в этот период психическая травма рассматривалась как следствие сексуального совращения, имевшего место на самом деле, в действительности. Позднее он приходит к мысли, что речь идет не о реальных сексуальных действиях, которые совершались в отношении ребенка, а о его собственных фантазиях, представлениях-желаниях.

Второй этап (1897-1923) приходится на годы, в течение которых были написаны фундаментальные научные работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Влечения и их судьба" (1915) и др. В этот период разрабатывается модель новая топическая модель. В этот период энергия влечения рассматривается в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. Именно благодаря "Трем очеркам по теории сексуальности" детская сексуальность стала одной из составных частей классического психоанализа. Приспособление меняет направленность - от адаптации к внешним событиям - к адаптации, приспособлению к своим внутренним силам. Сексуальноепонимается как то, что складывается из учеты противоположности полов, получения удовольствия, наслаждения от функционирования органов, продолжения рода и скрываемого неприличного.
В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению. Последнее влечение определяется как потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида. В этот период он противопоставляет эти два вида влечений.
Топическая (пространственная) модель психического аппарата представлена на трех уровнях - бессознательном, предсознательном и сознательном. Бессознательное состоит из психических содержаний, которые функционирует по своим законам и правилам, является вместилищем психической энергии, врожденных влечений. На уровне бессознательного действуют первичные процессы, которые характеризуются алогичностью, вневременной и пространственной динамикой. На предсознательном и сознательном действуют вторичные процессы - внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Имеющие свою логику, направление и способность к контролю. Предсознательное расположено между бессознательным и сознательным, от первого оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание. Переход от предсознания в сознание обусловлен второй цензурой, которая не столько искажает, сколько отбирает тревожащие индивида содержания. В предсознательное входят мысли, которые непосредственно не осознаются, но легко могут быть осознаны. "В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике; именно это имеет в виду Фрейд, "описательно" определяя предсознательное как бессознательное, но доступное осознанию, тогда как собственно бессознательное навсегда остается оторванным от сознания" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 352). Сознательное включает в себя осознанные мысли и чувства, действует на основе вторичных процессов по принципу реальности. Сознание, по мысли Фрейда, дает возможность человеку воспринимать качества вещей, активно используя процессы восприятия, внимания и суждения.

Третий этап (1923-1939) представлен работами, которые подготавливают момент его наступления, - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923) и отражают новый взгляд на влечения и психический аппарат, названный структурной моделью.
В этом подходе по-новому трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе - стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою. Мысль о том, что кроме влечения к жизни, есть влечение к смерти, возникла у Фрейда после Второй мировой войны. Определяя это понятие, он имеет в виду стремление организма, во-первых, к разрушению и, во-вторых, к закономерному переходу в неорганическое состояние (см. Хрестомат. 2.1).
Структурная модель психического аппарата приходит на смену топической. Вместо трех уровней - бессознательного, предсознательного и сознательного выделяются Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я). "Разделение психики на Оно, Я и Сверх-Я.
Благодаря одновременному, не менее сильному подчеркиванию функционального значения этих структур привело к решению вопроса, в каком отношении с сознанием находятся психические содержания - вопрос, над которым все время бился Фрейд в течение первого и второго периодов. Теперь же сознаниедескриптивно было просто сведено к состоянию, которое возникает в результате восприятия сенсорных качеств и которое понятийно охватывалось выражением "орган чувств в Я". Иначе говоря, сознание стало пониматься не как проявление специфической системы (системы "осознанного восприятия", соответствующей системам "предсознательное" и "бессознательное" в топической теории", а как одна из функций среди многих - как одна из трех основных структур души, а именно Я" (Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998, с. 230).
Оно - врожденная бессознательная инстанция, вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. Оно действует по принципу удовольствия посредством первичных процессов. Кроме первичных процессов на уровне Оно функционируют рефлекторные действия. Это - фантазийная форма человеческих представлений, алогичная и иррациональная. Эго - формируется из Оно, появляясь с возникновением знания о внешнем мире. Эта инстанция действует по принципу реальности, применяя перцептивные и когнитивные стратегии, т.е. внимание, логическое мышление, рассуждение и оценку. Цель инстанции Я состоит в отсрочке удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Основой Я являются вторичные процессы. Снижение тревоги обеспечивается с помощью специальных механизмов, называемых защитными. Это - приемы, которые удерживают самооценку на определенном уровне путем отрицания, вытеснения, изоляции, расщепления, всемогущего контроля, примитивных форм проекции и идентификации, регрессии, а также при поддержке механизмов идентификации, интеллектуализации, рационализации, юмора и сублимации и проч. Супер-Эго формируется к концу третьей, фаллической стадии психосексуального развития и представляет собой систему ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала. Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал - поощрений родителей.
Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии - оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт - это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение - потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны.
На оральной стадии (0-18 мес.) такой областью является рот. Естественным способом редукции напряжения и получения удовольствия на этой стадии является процесс сосания, позже кусания. Фрустрация либидо на этой стадии приводит к фиксации и развитию у ребенка орального характера.
На анальной стадии (1.5-3 лет) роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствующими этому процессу психическими явлениями выступают аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение.
На фаллической - главной для концепции Фрейда - стадии энергия концентрируется на гениталиях. Основная задача стадии - идентификация с родителем того же пола. Однако выполнение этой задачи связано с целым рядом трудностей. Это - развитие Эдипова комплекса и комплекса кастрации. Эдипов комплекс описывается как упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Представление об этом комплексе появляется в работах 1910 г. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившимся на матери, скрыт, по Фрейду, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной комплектом - будучи маленьким мальчиком, он испытывает влечение к матери и ненависть к отцу, воспринимая его как соперника. Комплекс кастрации формируется на основе влечения к матери и интерпретации отсутствия у девочки пениса как того, что ее когда-то наказали за несоответствующие сознательным установкам мысли и чувства, т.е. любовь к родителю противоположного пола. Фрейд полагал, что к концу этой стадии формируется Супер-эго.
На латентной стадии (6-12 лет) в развитии организации влечений наступает затишье, продолжают развиваться Я и Сверх-Я. "Обычно на всем протяжении этой стадии правит враждебное к влечениям Сверх-Я, которое пытается сдержать как агрессивно-садистские, так и либидинозные импульсы. Благодаря работе Сверх-Я и Я-идеала инстинктивные, направленные на объект энергии возвращаются в Я и десексуализируются, садизм нейтрализуется" (Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С.362).
Генитальная стадия (пубертат) начинается с нарушения внутреннего равновесия вследствие типичных для этого возраста гормональных перестроек, попутно оживают комплекс кастрации и Эдипов комплекс, а также парциальные влечения. "Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются генитальные побуждения" (Там же. С. 362). Родительские идеалы утрачивают свое влияние, изменяются ценности, нормы, способы поведения. Страх отделения может сопровождаться прорывами либидинозных и агрессивных влечений. С возрастом конфликты редукция либидо начинает осуществляться посредством сексуальных отношений между взрослыми партнерами, либо сублимироваться на другие, несексуальные отношения.
Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.