ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Терм «феода-зм» стал шир употр-ся в ист науке с н XVIII в. Произ он от лат feodum — феод, к-м в сред вв во мн стр Зап Евр обознач условн, наследств зем держание, получ вассалом от сеньора за выпол-е к-л (воен) службы. Ист-ки эпохи Просвещ стали рассм феода-зм как строй, господствовавший в среднев Евр, и попыт дать его науч опред-е:трактов феод-зм только как пол или прав сист. Ист-ки-просв-ли относ к феод-зму «-».
Предст-ли романтич ИГ перв пол XIX в. поним феод-зм как пол или прав сист. Идеологи двор-ва и реакц мелк бюргерства вид глав черту феод-ма в пол раздробл-сти и патримониальной сист управл-я (Л. Бональд, Ж. де Местр). Представ-ли ист школы права в Герм(Ранке), отожд феод-зм с воен-лен отнош и иерархич стру-рой общ-ва. Ист-ки перв пол XIX в. в оцен феод-зм как + ист явл. Т. Н. Грановский давал яркую, убедит картину эксплуатац, бесправия крест-ва в среднев ЗЕ. Основопол марксизма выдв материалист понимание феод-зма как особ соц-эк формации, выясн соц природу строя, закон-сти его возник, развития и гибели, К. Маркс и Ф. Энгельс дали глуб хар-ку феодал способа произ-ва. Ист-ки позитивист толка-плюрализм (многофакт подход к ист)-подошли к соц-эк трактовке феод-зма.
Т.н «классич вотчинной теории», широко распр в евр медиевистике посл трети XIX в. (Лампрехт, де Куланж; М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов, Н. И. Кареев, Д. М. Петрушевский, в Рос — при всех различиях в их взглядах сход в одном- эк фундамент феодал строя и его осн ячейку сост крупн вотчина, основанная на барщинном труде крепост крестьян, сидевших на чуж, помещич земле, в к-й господств натур хоз-во. они хар-ли феод-зм соц-эк призн: господством крупн землевладения, натурал хоз-ва, барщинной сист. Позитивисты — вкл соц-эк призн в хар-ку феод-зма, тракт этот строй как совок-сть равноправ ф-в: пол, соц, эк, — не отводя определяющего места ни одному. (Ковалевский, Виноградов, Н. И. Кареев). Дальнейшим разв этой концепции феод-зма стала в к XIX — н XX в. теория «двух феод-мов» — «пол» и «соц» (Петрушевский, Савин, Адаме). Уязв стор всех позитив-х решений пробл феод-ма-не хот признать определяющ роли соц-эк основы феодал строя. Т.о, сторонники классич вотчинной теории игнор гл соц назначение вотчины — организ-ю эксплуатации крест-ва, выдвигая на перв план ее чисто хоз ф-и. В 80-е годы XIX в. Ж. Флакк-феод-зм как сист личн связей, источником этой сист были не поземельные, а личн отн «верности» и «покровительства» м/у сеньорами и вассалами. Выраж кризиса бурж историч мысли было появл-е в медиевистике т.н критич направления. Оно возн в Германии. Сторонники «критич» напр-я стрем всемерно умалить значение эк и соц ф-в в истории, утвержд примат гос-ва, пол-ки. Они стали трактов феод-зм как чисто пол сист, отвергая даже его опред-е как вассал-лен строя(фон Белов), счит феод-зм «сист управления», гл черту к-й вид в пол раздроб-сти. В 20-е годы к этой т. Зр присоединился Петрушевский, отказавшись даже от теории «двух феод-мов». М. Блок развив традиции многопланового изображ-я и понимания феодал строя. Он мыслил феод-зм как ед общ строй. В совр бурж медиевистике нет ед понимания сущн-ти феод-зма. Больш-во ученых придерж традиц пол-юридич трактовки этого термина. (Гансхофа, Стентона). Феод-зм они счит специфич запаевр явлением. Др группа-феод-зм- политико-правовой институт. Феодализм т.о рассм как врем ср-во оздоровления прогнившей сист. Феод-зм-случ рез-т пол разв.
Совр бурж ИГ: нежелание призн определяющую роль эк и соц основы в понимании сущности феодал строя, тенденция, акцентирующая внимание на специф соц-психолог настрое людей средневековья. Советс медиевистика: феод-зм как соц-эк формацию и счит определяющими: преоблад агр и натур-хоз эк-ки, господство круп земел собственности. призн феод-ма-наличие вассально-ленной сист, знач роль личн связей и частн права при этом строе, усл х-р феодал собств-сти и ее связь с пол вл, пол раздробл-сть на некот этапах феод-зма.(Косминский, Удальцов, Грацианский, Сказкин, Неусыхин). советские ученые раскр наличие в ней острых классов конфл на всех этапаее разв.
ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕБуленвиль выдвинул «германистич» теорию: феод-зм слож в рез-те герм завоеваний. Идеолог «третьего сословия» — аббат Дюбо — -«романистиче теория», отриц сущ-е значение герм завоевания. теория генезиса феод-зма в проц германо-романского синтеза (Савиньи), герм завоевание не уничт в ЗЕ полностью «римский народ» и соответствующий ему «народный дух», а след-но, и римское право, к-е нашли убежище в сохранившихся после завоевания городах, тогда как сельские области стали средоточием германского «народного духа». Феодализм сложился, по мнению К. Ф. Савиньи, во взаимодействии этих разных правовых традиций. 2 пол XIX в. и концепция синтезного происх-я феод-зма(Ковалевский, Виноградов, Петрушевский, Кареев), призн значит роль герм завоеваний, они принес собой в ЗЕ своб общину и возрождение своб крест-ва. Подчеркивая также глуб соц переворот, к-м сопровожд этот проц, отмеч наличие зародышей будущ феодал строя в агр и соц отн позднеримс империи III— V вв. При этом русские медиевисты разв концепцию генезиса феод-зма. Ковалевский и П. Г. Виноградов показ -синтезный путь разв феод-ма был х-ен лишь для стран континент ЗЕ.
Теории об «исконности» вотчинного строя у германц и в «романистиче» и в «германистич» варианте были напр п/в общинной теории и классич вотчинной теории, марксистской трактовки проблемы. Историки «критич» направления А. Допша. -он отриц сущ-е общинного строя у древ германцев как норм формы отн на определ стадии разв общ-ва; призн исконность чс на землю и вотчины у кельтов, римлян, германцев. он отрицал к-л глуб соц переворот в рез-те герм вторжений, а также агр переворот VII— IX вв. В противовес теориям «скачка» («цезуры») при переходе от античности к средневековью А. Допш пытался обоснов теорию непрерывн разв («континуитета») римских и германских традиций (почти одинаковых в его представлении) в этот период. При этом германо-романская проблема в его концепции утратила свое былое значение. Теория «континуитета» с начала XX в. стала оказывать все возрастающее воздействие на буржу медиевистику. А. Пиренн. В 20-е годы он выдвинул концепцию генезиса феод-зма в ЗЕ, согласно к-й герм вторжения V—VI вв. не наруш континуитета римских порядков и институтов, т.к. не затронули оживленных торгов связей в Средиземн, а след-но, и внутри континента. Однако Пиренн все же вынужден был призн разрыв этого континуитета в ходе арабских завоеваний VIII в., к-е, как он считал, привели к господству натурал хоз-ва, а след-но, вотчинного строя и феод-зма. В отличие от А. Допша А. Пиренн связывал генезис феод-зма с эк изменениями в общ-ве, с уровнем торговли, хотя первоисточн этих изменений считал пол ф-р — завоевание. Более глубоко расходилась с допшианской трактовкой генезиса феод-зма в ЗЕ концепция М. Блока, выдвин в к 30-х — н 40-х гг. Он включ в проблему генезиса фео-зма как его органич элемент экономич процессы, эволюцию общины и вотчины. М. Блок считал общину первич соц явл-ем по сравнению с вотчиной, присущим на опред стадии разв всем народам Европы — кельтам, римлянам, позднее галло-римлянам и германцам. Вотчину же (сеньорию) он рассм как вторичное образ-е, возникавшее у всех этих народов позднее в рез-те выделения в общине более состоятел и влиятел людей. Эти люди — вожди, старейшины, жрецы — постепенно присв себе право распоряж общинной землей, подчин себе рядов общинников, обязывали их нести в свою пользу повинности. М. Блок считал, что в странах, входивших до герм завоеваний в состав Римск империи, феодал вотчины выраст на двойн основе: из галло-римских крупн землевладельч комплексов (вилл, латифундий), за счет расслоения внутри своб еще крестьянских общин или их подчинения вл крупн землевладельцев римского, и германс происх-я. В странах к-е не знали римского господства определяющим был путь форм-я вотчин в рез-те разлож общины или подчинения ее более крупн собственникам из числа ее членов. Заслуга М. Блока-вновь поставил в центре проц феодализации переход от общинного строя к вотчинному и подчерк роль насилия в подчинении своб крестьян и своб общины сеньориальному гнету. в целом он стоял на позициях теории «континуитета» (римского и германск в одних странах, чисто германск — в др) и не считал раннесреднев вотчину кач-но нов образ-ем. Он видел в ней прямое продолжение римских и даже кельтских агр отн. М. Блок считал гл предпосылкой генезиса ф-р политич (упадок центр вл, господство насилия, набеги норманнов, венгров, арабов). Т. Майер (и его школа) счит своб общину, и своб крест-во ран средневек новообраз-ем, не имеющим ни-х корней в древнегерм и варвар общ-х. Согласно его теории «королевской свободы», эти соц явления были искус-ым созданием королев вл, к-я пыталась использ своб крестьян как противовес знати. С усилением последней и упадком корол вл в IX—X вв. своб крест-во исчезло, впало в зав-сть. Эта теория утвержд надклассовый х-р раннефеодал гос-ва, неустранимость из жизни общ-ва соц неравенства.
школа «Анналов» во Франции (Ш. Перенн, Р. Бутрюш, Ж. Дюби и др.), призн важную роль процесса сеньориализации в возникновении феод-зма, сущ-е и роль общины с древнейш времен до ее подчинения вотчине. в совр бурж медиевистике хар-ны: преобл теории «континуитета», отрицающие решающую роль герма вторжений и их соц последствий в переходе от античности к средневековью и в процессе генезиса феод-зма и связывающие происх-е феодал отн с постеп развитием древнегерм или римских хоз сист и правовых принципов.
А. Д. Удальцов - доказал господство у древн германцев эпохи Цезаря и Тацита первобытнообщин строя. Н. П. Грацианский показал особ-сти генезиса феод-зма в Бургундии, хотя преуменьшил роль бургундской общины-марки в этом процессе. А. И. Неусыхин –Эк основу феодализации общ-ва видит в последующем разложении общины, большой семьи, в появлении индивид земельной собст-сти отдельных общинников. Сказкин - тезис о господстве общинного строя у герм народов до их столкновения с Римской империей и о живучести общины-марки как последней формы общинной организации во многих странах ЗЕ в период генезиса феод-зма. Заслугой Сказкина -он четко разграничил 2 пути генезиса феод-зма в Евр: путь синтезный, при к-м феод-зм складывался в проц взаимодействия разлагающихся рабовладельческих позднеримских отн и первобытнообщинных германских, и путь непосредственного перехода от первобытнообщинной формации к феодальной, хар-ый народов, к-е развив без сущ воздействия позднеримских традиций. Больш-во советских медиевистов сходятся что в Галлии, Испании, Италии, Византии феод-зм развив синтезным путем. исследования советских медиевистов убеждают - при всех своеобр-ях проц генезиса феод-зма в основе его повсюду лежат сходн предпосылки и закон-сти- гл содержание этого проц сост не эволюция права и учреждений, госу-ва, как считают многие бурж ученые, а изменения в отн-х собств-сти и определяемое ими форм-е новых общ классов. Суть этих изменений состоит в том, что в ходе генезиса феод-зма строй своб общины типа марки сменяется повсеместным господством феодал вотчины. Отверг теории как римского, так и герм «континуитета», советские ученые тракт переход к феод-зму в целом и при синтезном и при бессинтезном развитии как глуб соц революцию, в ходе к-й сложились нов производственные отн. Переход от античности к средневековью Маркс и Энгельс рассм как глуб соц революцию, в ходе к-й феодал формация сменила рабовладельч, господствов в Римской империи, и первобытнообщ - у германцев. Ф. Энгельс глав содержанием перех времени считал соц революцию, совершившуюся под влиянием кризиса рабовладельч формации и соприкосновения ее с разлагающимся первобытнообщ строем варвар племен, вторжение к-х в Римск имп послужило орудием этой революции, подготовленной внутр разв. Т.н раннее среднев представляло собой проц складывания феод-зма, происходивший в разных странах ЗЕ неравном с 5 по 9 или 11 век. Больш внимание он уделял марковой теории (Маурер, Ковалевский). В 70 - 90 гг. 20в эта теория стала господствующей в рус медиевистике (Грановский Т.Н., Ковалевский М.М., Лучицкий И.В., Петрушевский Д.М.). Предст-ли общинной теории использ срав-ист метод, метод историч переживаний и ретроспек метод. Основные положения марковой теории: Общ строю, основанному на чс, предшествовал строй, основ на коллект собств-сти на землю. чс и соц нер-тво возн за счет упадка общинного землевладения. В ходе начавшегося процесса соц дифф-и своб общинников разв вотчина. Гл проблемой соц-эк истории среднев явл-ся проблема взаимоотн-я вотчины и общины-марки.