Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Успех — это Божье благословение, а не личная заслуга



Расценивало ли пуританство и кальвинизм работу в основном как средство для достижения успеха и благосостояния? Большинство утверждает, что это правда, однако я вижу бесплодность доказательств этого заявления. Кальвинизм не учит этике самонадеянности, как это делает современный деловой кодекс. Наоборот, это — этика милости: каким бы ни было материальное вознаграждение за труды, оно всегда является даром Божьей милости.

Сам Кальвин отрицал тот взгляд, что материальный успех — всегда результат работы. Не ранние протестанты говорили об этом, а Бенджамин Франклин, который был уверен, что «ложась и вставая рано, человек может обрести здоровье, богатство и мудрость». С кальвинистской точки зрения, сама работа не гарантирует успех; и даже если Бог благословляет работу материальным процветанием, то делает это лишь по Своей милости, и в этом нет человеческой заслуги, производящей благословение. Говоря словами Кальвина, «люди тщетно изматывают себя усиленным трудом и растрачивают себя в жажде приобретения богатства, хотя последние также являются милостью Божьей». И снова: «Было бы слишком глупо думать, что у нас есть право на пустую самоуверенность. По этой причине, когда бы ни встречалось нам слово «награда», или оно просто проносилось бы у нас в мозгу, следует понимать, что она [награда] является вершиной Божественного великодушия по отношению к нам».

Подобным духом пропитаны пуританские размышления о взаимоотношениях между человеческими усилиями и Божественным благословением. Коттон Матер заявлял: «Работая, мы забрасываем невод, но именно Бог дает нам улов». Роберт Кроули говорил своей аудитории в лондонской ратуше, что ни алчность, ни тяжелая работа не могут сделать людей богаче, поскольку Один лишь Бог благословляет их успехи». Согласно Джорджу Суинноку, преуспевающий бизнесмен никогда не может сказать, что лишь его собственные усилия стали причиной его успеха; и хотя люди играют свою активную роль, «нет ни одного колесика в природе, которое не приводилось бы в движение Богом».

Это правда, что пуританский образ жизни, являвший из себя смесь усердия и бережливости, склонялся к тому, чтобы сделать людей относительно преуспевающими, по крайне мере, часть их земной жизни. Немаловажно, однако, то, как пуритане воспринимали свое материальное процветание. Пуритане относились к богатству, как к общественному благу, а не личному владению; дару от Бога, а не результату одних лишь человеческих усилий и знаку Божественного одобрения. Составленный Ричардом Л. Гривесом грандиозный обзор ранних источников открывает тот факт, что пуритане «утверждали, что не существует прямой связи между богатством и набожностью… Не богатства, а вера и страдания ради Евангелия являются знаками избранности».

Пуритане никогда не представляли работу, отделенной от духовного и нравственного контекста служения Богу и человеку. Широко цитируемое послание Ричарда Никсона на День Труда 1971 года, возможно суммирует популярное представление о «пуританской деловой этике», но если это так, но это неверная картина: «”Деловая этика” находит, что труд хорош как таковой; что человек становится лучше посредством совершения акта работы. Соревновательный дух Америки, “деловая этика” таких людей,… ценность успеха, мораль самоуверенности — ничто из этого не выходит из моды».

Я уверен, что смог доказать, что пуритане не поддерживали такую теорию о работе. Их идеалами являлись послушание Богу, служение человечеству и упование на Божью благодать. В пуританской этике эффективность работы почти полностью зависела от мотивов, по которым она выполнялась.

Умеренность в работе

Последним наследием пуританского взгляда на работу стала необходимость чувства меры в работе.В теории пуритане пытались сохранить баланс между крайними проявлениями праздности или лени с одной стороны и рабского пристрастия к работе с другой. На практике же они часто грешили в сторону чрезмерной работы.

Есть один момент, в котором современная трактовка пуританской деловой этики верна — пуритане презирали праздность и восхваляли усердие. Бакстер продемонстрировал свою обычную резкость по отношению к праздности: «не работать — это свинство и грех». Роберт Болтон называл леность «глубокой ржавчиной и язвой души». «Бог никому не позволяет жить праздно», — писал Артур Дент в своей известной книге «Тропинка в небеса простого человека». Элизабет Джоселин написала в «Завещании матери к не рожденному ребенку»: «Стыдись лености, будучи человеком, но страшись ее, будучи христианином». Из этих заявлений становится очевидным, что пуританская деловая этика делала труд личной ответственностью равно как и общественной обязанностью.

Пуританская критика праздности соответствовала их восхвалению усердия в работе, не столько из-за того, что последнее являлось генетически нравственным, а потому, что Бог предоставил средства для обеспечения человеческих нужд. Бакстер писал: «Бог приказал вам тем или иным способом добывать хлеб свой насущный». Томас Уотсон выдвигал теорию, что «религия не утверждает право на праздность… Бог призывает все Свою Церковь к работе… Бог благословит наше усердие, а не нашу лень».

Частью пуританского отвращения к лености и восхваления работы являлось их убеждение в том, что приказ трудиться был отдан еще при сотворении и, таким образом, труд необходим для человеческого благополучия. «Адам в невинности своей имел все по своей воле», — писал Уильям Перкинс, — «пока Бог не дал ему работу по призванию». Согласно Джону Робинсону, «Бог, Который заставил нашего праотца, даже в невинности,… трудиться…, не хотел бы видеть никого из Своих потомков, ведущим праздную жизнь… Человек неизбежно рожден для напряженного труда, умственного либо физического». А Бакстер писал: «Невинный Адам был приведен в Эдемский сад для ухода за ним… А человек во плоти должен иметь работу как для своего тела, так и для души». Рассматривая работу как заповедь, данную при сотворении, равно как и призвание, пуритане распознали величие труда и ради работы как таковой, и как ответа Богу.

С точки зрения пуритан, даже «одухотворенность» не была оправданием праздности. Ричард Стил выступал против «пренебрежения необходимыми человеческими занятиями под маской религиозного поклонения». Томас Шепард дал следующий совет одному религиозному фанатику, сетовавшему, что религиозные мысли отвлекают его от работы: «Если грешно давать пищу земным мыслям, когда Бог поставил вас выполнять духовную работу, то также в своем роде великий грех лежит в страдании от духовных мыслей при выполнении работы в гражданских… специальностях».

Но не ведет ли неизбежно пуританская этика к синдрому трудоголика? Согласно убеждениям пуритан — нет. Они старались уравновесить свое усердие определенными ограничениями сверхурочной работы. И снова, их идеалом была умеренность. «Будьте осторожны в чрезмерной занятости, либо в чрезмерном стремлении к ней, или злоупотреблении», — предостерегал Джон Престон. Филип Стаббс предупреждал, что «каждый христианин связан совестью перед Богом», и не должен позволять «своим нескромным заботам» превосходить «рамки истинной набожности»; добавляя: «Вместо нашей алчности и нескромных запросов Господь хочет, чтобы мы не пеклись о дне грядущем, поскольку (говорит Он) для каждого дня достаточно своих трудностей».

Шотландский богослов Роберт Вудроу комментировал: «Я со смирением думаю, что грех нашей чрезмерно сильной привязанности к труду, к пренебрежению нашими более ценными интересами, будет записан в день нашего суда». По вопросу о «совместительстве» Ричард Стил заявлял, что человеку не следует «соединять два или три призвания лишь для того, чтобы увеличить свое богатство».

Целью пуритан являлась умеренность между двух крайностей. Работать с рвением и все же не отдавать работе всю душу — за это боролись пуритане. Джон Престон выразил это следующим образом: «Если вы имеете чистые чувства, то можете вмешиваться во все дела на свете и не замараться о них, но если вы полны несдержанных влечений ко всему, то тогда это растлит ваш дух». Середина между ленивцем и трудоголиком также была идеалом и для Джона Коттона: «В каждом глубоко святом христианине есть и другая комбинация странным образом перемешанных добродетелей, являющая собой усердие в земных делах и все же безразличие к миру; такая тайна, которую невозможно прочесть, но все знают о ее существовании… Хотя он трудится усердно в своем призвании, однако же сердце его не тревожится об этих делах, он может сказать, что делать с его положением, когда достигнет его».

Резюме

Для подведения итогов пуританской доктрины о труде, лучше всего обратиться к эпическому произведению Джона Мильтона «Потерянный рай». Мильтон оживил многое из того, во что верили пуритане по отношению к работе, в образах Адама и Евы, живших в совершенстве в Эдемском саду. Мильтон неоднократно подчеркивает, что работа в раю являлась не только удовольствием, но и необходимостью. Тот, кто провел тщательное сравнение мильтоновского видения рая и ранних авторов, обнаружил, что изображение работы как необходимости «было наиболее поразительной и свежей особенностью подхода Мильтона». Принадлежность Мильтона к пуританам отличала его от средневековых предшественников в этом отношении.

Нет лучшего завершения этого раздела темы о настоящей пуританской этики, чем строки об Адаме и Еве из «Потерянного рая»: «У человека есть предназначенный для его тела или ума ежедневный труд, который показывает его достоинство и расположение Небес на всех его путях». Мы можем увидеть здесь пуританское убеждение о Боге как о Том Единственном, Кто призывает людей к делам, о достойности работы и о том, как правильный подход к целям работы может превратить любую задачу в священнодействие.

Источник: ReforВоспитание по-американски: от пуританства к узаконенной свободе

 

Яндекс.ДиректВсе объявления

Новый Яндекс.Браузер! Удобные закладки и надежная защита. Браузер для приятных прогулок по сети!

browser.yandex.ru 0+

Детский клуб Страна успеха детский сад, развивающий центр для детей от 1 до 12 лет, праздники

Адрес и телефон странауспеха.рф

Воспитание детей Полная база поставщиков России! Отзывы, фото, описание, цены.

tiu.ru 18+

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

На бога надейся, и сам не плошай!

Америка — страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой — под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте.

Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев

там составляли пуритане — представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви. Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах. Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером. Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме

 

того, существовала сеть воскресных школ. В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы.

Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе. Характерно, что того же ждали и от девочек — ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в

почете у прекрасного пола.

Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился. Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

Семья — главная ценность

Воспитание в семье до сих пор — важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе — неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, — совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество

работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет — то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени.

В

Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно — чтобы дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Учеба подождет

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых «общественных центрах» (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников. Темы — на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий — развлекательность, игра и ощущение хорошо и с

пользой потраченного времени. Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских.

В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Жизнь как она есть

Еще одна «диковинка» американского воспитания с российской точки зрения — то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети — это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы — очень

мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить.

Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком «щадящем режиме», им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США — женщины без

какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение.

Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Пора получать знания

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это — частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать — одним словом,

обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах. Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее — с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать — обучающие игры, в том числе подвижные,

рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение. Для этого малыши могут «сочинить» книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы. Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

 

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

r

Одна из причин для гордости в современной Америке — мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и «единство в многообразии», то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны. Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения «pledge of allegiance», клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США.

Подход американцев к сексуальному воспитанию

и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали. Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение — факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках.

Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

 

Никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или

папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

 

В школу? С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к

воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

 

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к «ябедничеству», которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких

проблем с «ябедами» и «доносчиками» не возникает.

 

«Чужаков» не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности. Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины — скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе. А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев. Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и

индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

 

Автор: Сергей Петров

Источник: журнал «Мама и малыш», №5, 2005 годmed.ruУже

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.