Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке



О притчах Господних

Господь наш Иисус Христос во время земной Своей жизни часто поучал народ словами и делами, которые были исполнены любви и милосердия; и по любви Своей к нам Сам принял за нас страдание и смерть. Он говорил, что надо прощать обиды, и Сам на кресте молился за тех. которые Его распинали. Он объяснял слушавшим Его заповеди Божий, научал их молится, обещал жизнь вечную тем, которые уверуют в Него и последуют за Ним. Народ шел вслед за Иисусом; тут были и мужчины, и женщины, и дети, люди всякого возраста, всех состояний, богатые и бедные, ученые и неученые.

Иисус Христос желал, чтобы всем было понятно учение Его, и для этого часто излагал Свое учение в притчах, то есть в иносказательных повествованиях и подобиях, заимствованных из обыкновенной жизни, - от предметов самых простых и всем известных. Вы это легко поймете, прочитав несколько притчей.

Вот первая, рассказанная евангелистом Матфеем.

ПРИТЧА

о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке

Матфея 7: 24-27

Иисус Христос сказал однажды; “Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного”.

Затем Он сказал следующую притчу:

“Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне”.

“И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне”.

“А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке”.

“И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было велико”.

Всякий, кто видал, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком: ему в жизни приходится бороться с искушениями, бедствиями и опасностями; и только тогда он устоит против них, и он утвердит жизнь свою на твердом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и покорность Его заповедям.

Человек, истинно верующий, сохраняет всегда в памяти заповеди Господни, и это помогает ему твердо стоять на пути истины; он во всех делах своих поступает в соответствии с ними и покоряет им свою собственную волю. Если он богат, то, любя ближнего, как повелел Господь, употребляет свое богатство на добрые и полезные дела, а не живет только в угождение себе; если же он беден, то старается честным трудом содержать себя и свое семейство и охотнее станет терпеть недостаток, чем согласится поступить бесчестно, помня, что всякое бесчестное дело, ложь и обман противны Богу. Его нелегко соблазнить легкомысленным советом и дурным примером, потому что он привык следовать заповедям Господним. Постигнет ли его несчастье или страдание, он не впадет в уныние и не ропщет, но с бодростью духа старается преодолеть бедствия или с терпением переносит их, будучи уверен, что Сам Бог посылает страдание и горести для пользы душевной. В минуту опасности он не предается отчаянию, зная, что жизнь и смерть человека в руках Божиих. Наконец в самый час смерти вера укрепляет его, указывая ему на будущую жизнь. Он знает, что Бог не оставит Своей милостью тех, которые на земле старались творить волю Его.

Но не таков человек, который не живет согласно с заповедями Божиими, а привык следовать своей собственной воле. Он не умеет устоять против искушений. Дурной пример и дурной совет часто совращают его с доброго пути. Если такой человек богат, он живет больше для себя, проводит время в праздности и суетных удовольствиях, не думая о своих обязанностях. Если он впал в бедность, то, по непривычке к труду, часто решается на бесчестные поступки, чтобы добыть денег и, добыв их, тратить на пустяки и в свое удовольствие вместо того, чтобы помочь ими своему семейству. В бедствии он унывает и недалек от отчаяния. Жалок такой человек; знакомые и товарищи презирают его за легкомыслие, потому что он, как говорится, идет, куда ветер подует; слову его нельзя верить, на обещание его нельзя положиться. Своему семейству он не приносит пользы; напротив, и сам себе иногда бывает в тягость. Он в сердце чувствует, что не так живет, как следует, но не имеет довольно силы и бодрости духа, чтобы раскаяться от полноты сердца и начать новую жизнь. Счастлив он, если встретится с ним благочестивый человек, который ободрит его добрым словом и советом и уверит его, что Господь помогает всякому искренно кающемуся грешнику при его обращении на путь добродетели.

Всем нам, конечно, хотелось бы сделаться людьми честными, прямыми и твердо верующими. Для этого надо с малых лет приобрести привычку во всем следовать заповедям Господним, перед каждым делом спрашивать себя, хорошо ли оно и угодно ли Богу, и вообще поступать не так, как самому хочется, но так, как должно. Надо стараться иметь власть над собственной волей, чтобы управлять ей; если же она управляет человеком, то иногда увлекает его, куда не должно.

Станем же просить у Бога силы и крепости, повторяя песнь, которая поется в церкви на первой неделе Великого поста:

“На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление!”.

“Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко един свят еси Господь!”,

ПРИТЧА

О сеятеле

Матфея 13: 8 - 23; Марка 4:1 - 20; Луки 8:4 –15

Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского; множество народа окружало Его. Он вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу.

“Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали его”. “Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что не глубоко было в земле, но от зноя солнечного погорело и, не имея корня, засохло”.

“Иное упало в терние; и выросло терние и заглушило семя”.

“Иное упало на добрую землю и принесло плод в тридцать, в шестьдесят и во сто”.

Когда апостолы спросили Иисуса Христа о значении сей притчи, Он объяснил им ее таким образом:

“Семя есть слово Божие”.

“Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово Божие, но к которым тотчас приходит дьявол и похищает слово, посеянное в сердцах их”.

Слово Господне должно в сердцах наших принести плоды, то есть возбудить веру и ревность к исполнению всех обязанностей христианских; но как семя, упавшее при дороге, не произрастает, так и слово, принимаемое без внимания, не приносит пользы, оно тотчас же забывается; Иисус Христос сказал, что дьявол его уносит, но лукавый имеет власть только над теми, которые сами допускают его к себе своими грехами, ленью и невнимательностью к молитве и слову Господню. Если же мы станем бороться против зла, внимательно слушать учение Христово и стараться исполнять его, доброе семя укоренится в сердцах наших, и дьяволу нельзя будет его похитить.

“Посеянное на каменистом месте, - продолжал Иисус, - означает тех, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но слово Божье не пускает в них корня; по временам они веруют, а во время искушения отпадают”.

Все мы большею частью с радостью слушаем слово Господне. Но этого недостаточно: надо быть готовыми исполнять закон Божий даже в том случае, когда бы за это пришлось подвергаться лишениям, трудиться и переносить страдания.

В прежние времена, когда еще христианская вера не утвердилась, иудеи и язычники жестоко преследовали христиан. Их заключали и темницы, разлучали с семействами их, мучили и убивали. Но и при этом они не соглашались отречься от Христа, с терпением переносили страдания и шли на смерть, радуясь, что могли тем доказать свою верность Богу. Мы чтим память этих страдальцев и почитаем их, как святых. Теперь уже нет явных гонений на христиан, но всякий день встречаются случаи, когда мы можем доказать, верны ли мы Богу. Мы верны Ему, если исполнение Его заповедей предпочитаем всякой выгоде, всякому удовольствию. Мы верны Ему, если с терпением, переносим бедствия и страдания, зная, что они нам посланы Его волею. Если же, напротив, мы поступаем против Его заповедей, что бы получить какую-нибудь выгоду или удовольствие, или чтобы избежать опасности и труда, то становимся в число тех, которые по временам веруют, а в случае искушения отпадают.

Не только люди взрослые, но и каждый малый ребенок может доказать, верен ли он Богу, потому что у каждого есть свои обязанности по силам его. О тех детях, которые лениво учатся, которые не исполняют приказаний родителей или из страха наказания говорят неправду и скрывают свою вину, о тех детях никак нельзя сказать, что они любят Бога и верны Ему.

“А семя, упавшее в терние, - говорит Христос, - означает тех, которые слышат слово, но потом оно заглушается в них заботами, богатством и житейскими удовольствиями и не приносит плода”.

Это те, для которых земные заботы, суетные дела и удовольствия жизни важнее слова Христова. В церкви они слушают слово Господне, но потом предаются суетной жизни и пустым забавам, не стараясь преодолеть, в себе греховных наклонностей. Оттого в их сердцах все дурное укореняется и заглушает собою все хорошее, точно так, как дурная трава заглушает хорошую. “А посеянное на доброй земле, - сказал, наконец Господь, объясняя притчу, - означает тех, в сердце которых посеянное слово сохраняется в чистоте и приносит обильный плод”.

Так должно быть со словом Божиим, посеянным в сердца наши. Если мы постараемся отогнать от себя все худые мысли, если мы усердно будем просить, Бога, чтобы Он помог нашим добрым намерениям, тогда слово Божие принесет в нас богатые плоды. Привычка к добру укоренится и усилится. Мы всякий день будем все более исправляться от грехов своих, делаться лучше, терпеливо переносить, страдания и лишения, посланные нам волей Божией, и деятельно и с любовью исполнять заповеди Господни.

ПРИТЧА

О семени и плевелах

Матфея 13: 24 - 30, 36 – 43

После притчи о сеятеле Иисус Христос предложил народу притчу о семени и плевелах. “Царство небесное, - говорил Он, - подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем”.

“Ночью пришел враг этого человека, посеял плевелы между пшеницей и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Увидав это, слуги сказали хозяину: “Господин, не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же явились плевелы?”.

Он отвечал им. “Враг человек сделал это”. - “Не прикажешь ли, - сказали слуги, - мы пойдем, вырвем плевелы?”.

“Но хозяин возразил: нет, выдергивая плевелы, можно выдернуть и пшеницу. Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их и снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою”.

Иисус Христос Сам объяснил и эту притчу. Он сказал, что так будет при конце века, когда на страшном суде соберутся злые и добрые люди (плевелы и пшеница); злые будут осуждены, а добрые получат награду. Господин не позволил рабам своим выдергивать плевелы. Этим указано на долготерпение и милосердие Господа, Который не хочет погубить грешника, но дает ему время на покаяние и исправление.. Не всегда в жизни этой бывает наказан грешник и награжден праведник; мы видим нередко, что злому человеку удаются его предприятия, и что хороший, напротив, терпит страдания и несчастье. Но человек верующий никогда этим не смутится, потому что вера помогает переносить бедствия с терпением и с надеждой на милость Бога, Который в будущей жизни воздаст каждому по делам ею.

В этой притче опять Господь говорит о сеятеле, сеявшем семя на поле своем. Во всех нас посеяно доброе семя; мы все - христиане, и нам проповедано Евангелие. Отчего же мы не все добры, а бываем злы, неблагодарны, непокорны воле Господней? Иисус Христос объяснил это тем, что дьявол посеял свое семя зла тут же, где было посеяно семя добра. Но не следует забывать, что дьявол имеет власть только над теми, которые охотно предаются злу и не стараются бороться против него.

Тут можно опять повторить сравнение, употребленное Господом. Посмотрите на поле, принадлежащее крестьянину трудолюбивому, который хорошо обрабатывает землю свою. У него хорошо всходит посеянное семя, между тем как у хозяина нерадивого и небрежного семя всходит плохо и поле зарастает травой. Так бывает и с нами: если мы постараемся сделаться лучше, искоренить в себе дурные привычки и приучить себя ко всему хорошему, то слово Божие в нас укоренится и возрастет хорошо; но если мы будем лениво смотреть за собой, то дьявол воспользуется нашей леностью и беспечностью, чтобы посеять в нас свои плевелы, и они укоренятся, заглушая расположение к добру. Постараемся же бороться против зла, против собственной злой воли, удаляться от дурных примеров и больше быть, с людьми хорошими, которые, сами делая добро, могут и нас научить добру.

Постараемся также сами не подавать, другому дурного примера: это большой грех. Наше грешное дело, а иногда и праздное слово может соблазнить ближнего, и мы тогда будем похожи на лукавого, который сеет плевелы на поле. Напротив, подающий добрый совет и научающий хорошему помогает Христу, сеющему хорошее семя.

ПРИТЧА

О зерне горчичном

Матфея 13: 31 - 32

Иисус Христос однажды сравнил Царство Небесное с зерном горчичным, которое человек посеял на поле своем. Оно меньше всех семян, но из него выходит большое и высокое растение, так что птицы небесные прилетают и укрываются в ветвях его. Этой притчей Иисус Христос указал на силу евангельского учения. Сперва оно было проповедано малому числу людей, но вскоре распространилось по всей земле и уничтожило ложные учения, которые существовали до тех пор. Как дерево дает защиту и убежище птицам небесным, так христианская вера дает крепость и утешение всем, которые принимают ее.

Что свершилось по всей земле, то совершается и в сердцах наших. Утвердившись в них, учение христианское истребляет силою своею худые мысли, зло и пороки. Как малое зерно имеет силу произвести дерево высокое и плодоносное, так и слово Господне, принятое чистым сердцем, укореняется в нем и приносит плоды, то есть добродетели христианские: веру, любовь к Богу и ближнему, терпение и милосердие. Сначала добро начинается в нас едва приметным образом; но если мы будем постоянно молить Бога о помощи и станем вместе с тем внимательно следить за собой, чтобы нам, ни словом, ни делом не преступить закона Божия, то доброе начало укоренится и возрастет в нас.

ПРИТЧА

озакваске

Матфея 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21

“Три меры муки” символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые благодать Божия преображает. Она просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волю в добрых делах, умиротворяет и очищает чувства, вселяя в человека любовь к Богу и ближним. Ничто на земле не поддается сравнению с благодатью Божией: земное питает и укрепляет тленное тело, а благодать Божия питает и укрепляет бессмертную душу человека. Вот почему человек должен превыше всего дорожить благодатью Божией и быть готовым ради нее всем жертвовать, как об этом Господь рассказал в следующей притче.

ПРИТЧА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.