Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Одной из главнейших задач воспитания является формирование определенного типа поведения. Именно действия и поступки человека являются критериями для оценки степени его воспитанности. Педагог, включая воспитанников в практическую работу, должен руководить их деятельностью, корректируя и направляя их действия в нужное русло. Весь процесс деятельности воспитанников очень сложен и разнообразен, поэтому целесообразно разбить его на более мелкие части, чтобы легче было учитывать все возможные нюансы воспитательного процесса на данном этапе. Благодаря специально организованной и управляемой практической деятельности в процессе воспитания, человек учится взаимодействию с другими людьми, адекватному поведению в той или иной ситуации, вырабатывает собственную линию поведения, соответствующую обстановке.

Наиболее эффективным и часто используемым методом организации деятельности является упражнение.

Упражнение – практический метод воспитания, направленный на выработку у воспитанника навыков, привычек и заданного типа поведения. Если метод применяется системно, в совокупности с методом убеждения, то он почти наверняка будет иметь успех. Упражняясь, человек на практике ощущает потребность к формированию определенных качеств. Это выступает стимулом к активной деятельности в виде постоянных упражнений. Педагог, в свою очередь должен поддержать это стремление и, по возможности, усилить его, закрепить полученные результаты. Привычки могут формироваться осознанно, когда человек понимает конечную цель упражнений, важность и полезность их содержания, и не осознанно, когда стимул к выполнению упражнений не превращается во внутреннюю мотивацию, а лишь вызывает реакцию воспитанника. В случае механического выполнения упражнений, необходимые результаты все равно достигаются, хотя не так быстро и не являются столь устойчивыми и незыблемыми. Для сознательного способа выполнения упражнений педагог прибегает к помощи метода убеждений, наполняя, таким образом, сознание человека информацией, способной побудить его к добровольной, желаемой практической деятельности требуемого типа.

Упражнения должны составлять систему, содержащую разные уровни сложности, совокупность последовательных этапов, соответствующее содержание конкретных упражнений.

Учитывая цель воспитания – формирование нравственных качеств человека, упражнения воспитательного характера должны применяться в течение длительного времени, чтобы достигнуть требуемого результата. Основой для разработки упражнений должны являться конкретные жизненные ситуации, чтобы выработанные навыки были полезны в реальной жизни, помогали выбирать соответствующую линию поведения, справляться с желаниями и соблазнами в случае противоречия их выполнению обязанностей или требованиям культуры поведения общества, проявлять волевые усилия, оценивать ситуацию и достойно выходить из нее. Цель метода упражнений считается достигнутой, когда человек во многих противоречивых жизненных ситуациях сохраняет свою позицию и неуклонно проявляет нравственные качества.

Требование – метод воспитания, который прямо или косвенно воздействует на поведение человека, побуждает либо тормозит его действия. Прямое требование должно быть категоричным, настойчивым, произноситься уверенным тоном, не подвергается обсуждению и предполагает неукоснительное исполнение. Косвенное требование носит более мягкий характер и основано на побуждении желания человека исполнить его, опираясь на чувства, эмоции и переживания. К косвенным требованиям относятся:

1) совет, являющийся эффективным при условии высокого авторитета советчика в совокупности с его способностью убеждать;

2) игровое требование используется главным образом при воспитании детей, способных, увлекшись игрой выполнить многие, даже кажущиеся сложными для них требования;

3) доверие, используемое как средство достижения выполнения требования. Доверяя своему наставнику, воспитанник охотно и без сомнений выполнит его требование;

4) просьба – мягкая форма требования, используемая при наличии между педагогом и воспитанником взаимного уважения, сотруднических отношений, положительного эмоционального контакта;

5) намек – неявная форма требования, которая при умелом использовании имеет успех, так как содержит элементы проявления собственных побуждающих мотивов воспитанника, а не однозначное подчинение воле педагога;

6) требование-одобрение, примененное своевременно, является сильнейшим стимулом к выполнению требуемых действий.

Использование косвенных требований обычно имеет больший успех, не вызывая при этом негативного отношения к педагогу и содержанию требования. Прямые требования часто приводят к отрицательному эффекту, порождая противодействие, желание сделать наоборот, сокрытие истинных намерений и отношений к сути требования. Требование может быть непосредственным – от педагога к воспитаннику, и опосредованным – от воспитанника к воспитаннику. Забота о возникновении опосредованных требований является задачей педагога.

Приучение является наиболее прямолинейным и жестким методом воспитания. Использование этого метода часто сочетается с применением наказаний, что противоречит гуманистической педагогике. Педагоги-гуманисты оправдывают неизбежность применения этого метода тем, что он направлен на улучшение качеств личности и действует ей во благо, при этом сводят его использование к необходимому минимуму. Для смягчения протекания приучения в группах воспитанников младшего возраста его преподносят в форме игры.

В современной педагогической науке существует ряд требований, обеспечивающих правильное применение метода приучения:

1) четкое понимание воспитателем и воспитанником целей воспитания тех или иных качеств посредством приучения;

2) обоснованность приучения, понятная воспитаннику;

3) соответствие содержания метода временному интервалу, отведенному на его осуществление, возрасту и возможностям воспитанника;

4) демонстрация и сравнение результатов, получаемых в результате выработки качеств, являющихся целью приучения, наглядные доказательства их необходимости и полезности;

5) сочетаемость вырабатываемых качеств с уже выработанными или планируемыми для формирования;

6) наличие контроля и самоконтроля.

К методам организации деятельности относится так же метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у человека веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных, с точки зрения воспитателя, действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Наиболее известные и широко применимые с древних времен методы стимулирования – это поощрение и наказание, имея противоположный характер воздействия, они призваны служить одним и тем же целям и задачам. Относительно новым методом, вызывающим внутреннюю мотивацию к достижению цели является метод соревнования, неявно сопутствующей повседневной жизнедеятельности, а так же используемый организованно, в воспитательных целях. Условия современной жизни наложили отпечаток на отношение к воспитанию нового подрастающего поколения, ставшего прагматичным и предъявляющим конкретные, диктуемые жизнью и обществом, требования к содержанию воспитания. На основе этого возник новый метод воспитания – субъективно-прагматический.

Наиболее гуманный и простой в применении является метод поощрения. Он действует ободряюще и повышает уверенность в своих действиях у воспитанников, желание получить поощрение, как долю положительных эмоций и ощущений еще раз, постепенно превращая разовые хорошие действия в привычку. Одним из видов поощрения является одобрение. Оно может осуществляться посредством слов, жестов, мимики, оценок, публичной демонстрации достижений, предъявлении их в качестве примера для подражания другим воспитанникам. Поощрением может служить внимание педагога или товарищей к действиям поощряемого, в результате чего воспитанник ощущает свои успехи, повышает веру в себя, свои возможности и способности. Награда и благодарность – способы поощрения, используемые при достижении больших, существенных успехов. Применение этих видов поощрения значит для воспитанника переход его на следующий, более высокий уровень развития, вызывает стремление к постановке и достижению новых, более сложных целей.

Поощрение должно использоваться умеренно, чтобы оно принесло пользу, и не переросло в единственную цель, на которую направлены действия и поступки воспитанников. Поощрение должно быть справедливым и выражаться каждому воспитаннику при возможно равных условиях, учитывая при этом индивидуальные особенности конкретного человека. То есть необходимо соотносить уровень достижений каждого с его собственными возможностями и способностями. Хорошим тоном считается учет мнения коллектива при решении вопроса о достойности поощрения действий, поступков или достижений какого либо воспитанника. Это обеспечивает наибольшую объективность и справедливость применения этого метода, а так же учит детей анализировать и оценивать деятельность своих товарищей.

Наказание, а так же осуждение являются противоположностью поощрению и одобрению. Осуждение направлено на акцентирование человека на своих недостатках и ошибках, вызывая желание избежать отрицательной оценки в дальнейшем, а, следовательно, не совершать поступков, подвергающихся осуждению. Осуждение может быть выражено словами, оценкой, мерами пресечения дальнейших проступков, изоляция от нежелательного окружения, наложение дополнительных обязательств, и т. д. Наказание – более жесткий метод, так как не способствует разбору и осознанию ошибок, а вызывает обиду и разочарование, порождает негативное отношение к педагогу и процессу воспитания. При необходимости наказания оно должно быть кратковременным, обоснованным и содержать как можно меньше негатива. Наказание оказывается наиболее действенным, если оно исходит не только от педагога, но и от коллектива в целом, если вынесенное наказание доводится до конца, производится без оскорбления наказанного, является справедливым. Прежде чем применить столь сильнодействующий метод, педагог должен в деталях разобраться во всех обстоятельствах совершенного проступка, внутренних мотивах, побудивших нарушителя к ошибочным действиям. Содержание наказание должно соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям человека. Избежать наказания помогают терпение, обсуждение проступка, маленьких детей можно просто отвлечь от совершения нежелательных действий.

Методы обучения, для достижения наибольшей эффективности, должны опираться на естественные склонности и потребности человека. Известно, что дети и подростки всегда стремятся к сравнению себя со сверстниками, выясняя, кто из них лучше и в чем, соревнуются друг с другом в разных направлениях и видах деятельности. Результаты таких соревнований определяют статус человека в коллективе, надолго закрепляют соответствующее к нему отношение. В XX веке педагоги обратили внимание на эту, присущую детскому коллективу особенность, и на ее основе разработали метод обучения, называемый соревнованием. В современной педагогике соревнования специально организуются, управляются и контролируются воспитателем. Организуя соревнование нужно четко осознавать цели и задачи его проведения. Содержание соревнования должно быть разбито на пункты и этапы, понятные соревнующимся и соответствующие их способностям. Группы соревнующихся детей должны быть подобраны таким образом, чтобы каждый участник имел возможность стать победителем соревнования. Средства достижения победы в соревнованиях должны быть заранее известны и контролируемы со стороны педагога. Соревнование должно быть регулируемым, чтобы оно не перерастало во внутреннюю вражду соревнующихся и не приводило к возникновению конфликтных ситуаций.

Относительно новый метод педагогического стимулирования, продиктованный условиями современной жизни, субъективно-прагматический метод. Современные дети и подростки направляют свои усилия на развитие тех качеств, которые могут помочь им в будущем добиться успеха, найти хорошую работу, занять достойное место в современном обществе. Поэтому воспитатель, опираясь на существующую социальную и общественную ситуацию, должен убеждать и наглядно демонстрировать необходимость наличия определенных целью воспитания личностных качеств в условиях современной жизни и деятельности, доказывать их общественную и экономическую сообразность, вызывая тем самым мотивы и стремления у воспитанников к их выработке.

19. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ВЫРАБОТАЛА РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательной дела. В психолого-педагогичной литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. Однако ученые отмечают несоответствие обозначенного понятия фактическом смысла воспитательной работы, ведь «мероприятие предполагает фрагментарность».

Систематичность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания точнее передает понятие «воспитательная дело», которому в последнее время предпочитают теоретики и практики. Воспитательная дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности с целью воспитания. Главная особенность воспитательной дела — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательные дела должны коллективный и творческий характер. Обычно воспитательные дела организуют в свободное от учебных занятий время, т.е. в часы досуга. В интересных, содержательных, увлекательных воспитательных делам дети участвуют добровольно. Учитывая, что досуговая деятельность по своему содержанию масс быть социально значимой, т.е. способствовать всестороннему развитию личности (такова вся деятельность, пронизывающая внеклассные воспитательные дела), то все воспитательные дела, организованные в часы досуга, являются формами, в которых оказывается досуговая деятельность школьников. Следовательно, каждая форма досуговой деятельности должно быть воспитательной делом.

Если рассматривать воспитательные дела как олицетворенные системные образования, можно выделить их обобщенную структуру:

• целеполагание, планирование;

• организация и подготовка;

• непосредственное осуществление дела;

• анализ достигнутых результатов.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующих условиям школьной жизни, которое постоянно меняется. Часто основы их содержания и методики черпаются из популярных игр телевизионных передач (КВН, «Брейн-ринг», «Что? Когда?», «Поле чудес», «Отгадай мелодию», «Зов джунглей», «Великолепная семерка», «Умницы и умники» и др.). Значительный вклад в разработку новых форм воспитательной работы сделано 1. П. Ивановым (80-е годы XX века) и Н. Е. Щуркова (90-е годы XX века).

Всю многообразие форм воспитательной работы с учащимися разделяют на три группы — в зависимости от основной задачи, которое реализуется в процессе использования той или иной формы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (сборы, линейки, митинги, часа классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и т.д.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и т.п.);

3) развлекательные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы и т.п.).

Каждая форма, которая используется в педагогическом процессе, помогает реализовывать не одно воспитательная задача. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего — в вопросах менеджмента) и выработку у них управленческих навыков. С этой целью педагоги используют в качестве организаторов этих форм работы не только способных учеников, но и тех, кто изначально не проявляет организаторских способностей. При этом, в частности, заключается смысл регулярного изменения органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в различных сферах школьной жизни как можно большего числа учащихся.

Развлекательные формы работы не могут и не должны выполнять только развлекательну функцию: они будут развлекать по-настоящему только тогда, когда будут вносить в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестное и уверенность в собственной значимости в системе межличностных взаимоотношений. Чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию дела, привлечь к ее организации и проведению максимальное количество участников (в оптимальном случае — все участники должны чувствовать себя ответственными организаторами формы работы, которая проводится), сделать так, чтобы воспитанники хорошо отдохнули.

Огжке, развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманные, подготовленные и проведенные) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

На современном этапе внимание педагогов акцентируется на личности, индивидуальности. Понятие «личностно-ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученике» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа усвоения содержания образования и формирование определенных черт характера. В связи с этим нового, более глубокого смысла приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательной дела. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальное учета особенностей воспитанника и организацию деятельности и взаимоотношений каждого согласно присущих ему возможностей, а с другой — адаптацию всех к социальным условиям неминуемой сотрудничества с индивидами широкого спектра идеологий , национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д.

Если в обучении деятельность по развитию интеллекта по своей сути является индивидуальной, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другим или (что случается чаще) с другими, не во всем похожи, а нередко и во многом несхожими субъектами воспитательного процесса. Сущность воспитания как процесса наибольшей степени выражается в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению. Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по числу участников этого процесса является более актуальной, чем в учебе.

Однако это не означает, что средства и методы перестают играть свою существенную роль. В зависимости от этого признака формы воспитательной работы разделяют на три группы:

1) словесные (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в холле которых используются словесные методы и виды общения;

2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды, коллажи и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов — зрительного восприятия воспитанниками образцов взаимоотношений, действий и т.п.;

3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов конкурсах и т.п.), основу которых составляют практические действия воспитанников, которые изменяют объекты их деятельности.

Чем отличается эта классификация форм воспитательной работы от классификации методов? Отличие состоит в том, что когда классифицируют методы по источнику знаний, то рассматривают отдельные методы как самостоятельные пути решения дидактического задания. Например, объяснение — самостоятельный метод и может быть использован независимо от других. А любая словесная форма воспитательной работы не ограничивается одним методом. Во время проведенного собрания могут и объяснять, и рассказывать, и дискутировать. Практические формы работы также предполагают не только выполнение упражнений или графических работ, а всегда подразумевается использование нескольких (многих) методов в определенном сочетании (как и не одного, а нескольких виде ~ деятельности). В этом заключается суть полиморфности формы педагогического процесса.

Источники полиморфности формы — в многоплановости отдельного педагогической задачи, в продолжительности его решения, не ограничивается временем взаимодействия воспитателя с воспитанником, в тесной взаимосвязи педагогических задач, в динамичности и недискретности педагогического процесса. Все это можно «преодолеть», многообразную совокупность задач можно решить только благодаря использованию формы, а не благодаря использованию какого метода, даже совершенного, правильно подобранного т.д. Для воспитательной работы это характерно в еще большей степени, чем для учебной: в учебе по результатам использования одного метода может быть создано иллюзию решения педагогической задачи в виде усвоения определенной суммы знаний, формирование определенного умения. Однако педагогическая задача, которая решается в учебе, не ограничивается знаниями и умениями. Существенными ее составляющими является формирование взаимоотношений, разностороннее развитие ученика-воспитанника. А это может быть обеспечено лишь определенным сочетанием средств и методов их применения, т.е. в рамках форму, соответствующую всем содержания задачи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.