Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды банковских операций по обслуживанию юридических лиц



В коммерческом банке существуют различные банковские операции для юридических лиц. Специфика банка определяется особенностями его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковских услуг.

Банковские услуги, прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида выполняемых ими операций:

1) депозитные операции;

2) кредитные операции;

3) расчетные операции.

К депозитным операциям коммерческих банков относят операции по привлечению денежных средств во вклады (пассивные депозитные операции) или размещению имеющихся в распоряжении коммерческого банка средств во вклады в других кредитных организациях (активные депозитные операции).

В соответствии со статьей 5 Федерального Закона РФ «О банках и банковской деятельности» привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) относится к банковским операциям, а в соответствии со статьей тринадцать этого же закона, банковские операции подлежат лицензированию.

В российской практике депозитами называют денежные средства, внесенные в банк клиентами на определенные счета и используемые банком в соответствии с режимом счета и законодательством.

В качестве субъектов депозитных операций выступают юридические лица.

К депозитам относят средства, полученные банком путем заключения договора банковского счета (договора на расчетно-кассовое обслуживание) и договора банковского вклада (депозитный договор для юридических лиц), а также остатки средств на корреспондентских счетах других банков в данном банке (корреспондентских счетах ЛОРО).

По срокам депозиты принято подразделять на две группы:

депозиты до востребования;

срочные депозиты.

Депозиты до востребования включают средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием, средства на корреспондентских счетах других банков (ЛОРО). Вследствие частоты операций по данным счетам операционные расходы по ним обычно выше, чем по срочным депозитам, но поскольку по этим счетам банки, как правило, выплачивают невысокие проценты либо совсем не выплачивают процентов (тогда клиентам могут предоставляться различного рода льготы), эти ресурсы для банка относительно дешевы. Вместе с тем это наименее стабильная часть ресурсов, банкам необходимо иметь по ним более высокий оперативный резерв для поддержания ликвидности. Поэтому оптимальным считается удельный вес таких средств в ресурсах банка до 30-36%. В России доля этих средств обычно выше.

Срочные депозиты - это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный в договоре срок. По ним владельцам обычно выплачивается более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев - и по пополнению вклада.

Срочные депозиты подразделяются на депозиты со сроком:

до 30 дней;

от 31 до 90 дней;

от 91 до 180 дней;

от 181 дня до 1 года;

от 1 года до 3 лет;

свыше 3 лет.

В соответствии с ГК РФ юридические лица не вправе перечислять находящиеся на депозитах средства другим лицам или снимать с них наличные деньги. Средства с депозитного счета могут быть направлены только на расчетный счет.

Срочные депозиты оформляются договором банковского вклада, а также депозитными сертификатами банка.

Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода.

Кредитные операции - это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) по поводу предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, на условиях возвратности, срочности, платности и обеспеченности.

Для предоставления кредита, юридические лица в банк предоставляют следующие документы:

ѕ кредитная заявка;

ѕ технико-экономическое обоснование;

ѕ заявление на получение ссуды;

ѕ финансовый отчет;

ѕ отчет о движении кассовых поступлений;

ѕ внутренние финансовые отчеты;

ѕ внутренние управленческие отчеты;

ѕ прогноз финансирования;

ѕ налоговые декларации;

ѕ бизнес-планы;

ѕ срочные обязательства;

ѕ договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);

ѕ сведения о заложенном имуществе.

К документам, составляемым банком, относятся:

ѕ заключение на кредитную заявку клиента;

ѕ ведомость выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов;

ѕ кредитное дело клиента.

Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Важным условием кредитного договора является условие о сроке. Кредитный договор заключается на определенный срок, началом отсчета которого следует считать момент заключения договора (если в самом договоре не указано иное). Окончанием срока действия кредитного договора в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК является момент исполнения сторонами своих обязательств по договору.

Расчетные операции, которые производит банк, осуществляться в безналичной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование, обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.

Для открытия расчетного счета в банк представляются следующие документы:

- заявление об открытии счета по установленной форме;

- справка, о полномочиях должностных лиц, которым предоставлено право распоряжаться, расчетным счетом (руководитель предприятия, главный бухгалтер, начальник финансового отдела);

- карточка с образцами подписи указанных лиц и оттиском печати предприятия или организации;

- копия документа полномочного органа,

подтверждающего законность создания и регистрации данного юридического лица, и копия утвержденного устава (положения).

Опыт комплексного обслуживания клиентов постепенно внедряется отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трастовые, лизинговые, факторинговые, и прочие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход повышает их конкурентоспособность в привлечении кредитные ресурсов и новых клиентов.

Трастовые или доверительные операции выполняются банком от имени и за счет стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции наглядно отражают сущность банковской деятельности вообще - ее пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении с целью получения прибыли.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции является покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактуры поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора. Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80 процентов от стоимости счета-фактуры. Оставшиеся 20 процентов выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.

В мировой банковской практике существует два вида факторинга:

- открытый факторинг (конвенционный);

- конфиденциальный факторинг (скрытый).

Использование факторинга позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика.

Лизинговые операции банка - долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В зависимости от срока различают следующие виды аренды:

- рейтинг (краткосрочная аренда) - сроком от 1 дня до 1 года;

- хайринг (среднесрочная аренда) - сроком от 1 года до 3 лет;

- лизинг (долгосрочная аренда) - сроком от 3 лет до 20 лет и более.

При проведении лизинговой операции существует ряд рисков: риск наложения ареста на имущество; изъятия в доход бюджета; риск плохого обслуживания оборудования или имущества; риск невыгодной перепродажи имущества на рынке подержанных товаров; денежные расходы и время, потраченные на возврат и передачу имущества. Поэтому участники сделки, как правило, страхуются от любого подобного рода рисков. При этом используют различные методы преодоления рисков невозврата, включая страхование остаточной стоимости, обязательства арендатора по продаже имущества и другие.

Прочие (дополнительные) услуги банка. Основными направлениями консультационной деятельности банков могут быть следующие:

- проведение маркетинговых исследований рынка по заказу клиента;

- информационно-справочные услуги: предоставление копий документов (расчетных и других), выявление сумм клиентов, помощь в розыске сумм, наведение справок в архиве банка и прочие;

- консультационно-правовые услуги, в том числе по вопросам применения хозяйственного законодательства, кредитно-расчетных отношений, организации и ведения бухгалтерского учета и финансово-экономической работы на предприятии;

- услуги по кассовому обслуживанию клиентов (предварительная подготовка и доставка клиентам наличных денег для выплаты заработной платы и других платежей);

- другие услуги и операции, не запрещенные законодательством, на осуществление которых банками отсутствуют ограничения в банковском законодательстве.

В заключение хотелось бы отметить, что банки стремятся предоставить как можно больший спектр банковских услуг на приемлемых для клиента условий для удовлетворения их потребностей.

(Принципы организации обслуживания юридических лиц в коммерческом банке)-на всякий случай

Политика банка в сфере обслуживания юридических лиц строится на принципах установления долгосрочных партнёрских отношений. В настоящее время банки осуществляет весь спектр банковских услуг для юридических лиц и стремится создать максимально благоприятные условия для обслуживания клиентов на основе повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения защиты интересов клиентов.

Так как все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг завершаются денежными расчетами между покупателем и поставщиком, то такой денежный оборот должен обязательно регулироваться законодательством и быть построенным на следующих принципах:

Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием.

Денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем.

Платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платёжными документами.

Клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчётно-кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.

Для расчетно-кассового обслуживания клиент открывает счёт в банке. На расчетный счет зачисляется выручка от реализации продукции, работ, с него производятся расчеты с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими. Банки, осуществляют расчёты по правилам, формам и стандартам, установленным Центральным Банком Российской Федерации, а при отсутствии таких правил - по договорённости между собой. В любом случае, банки обязаны осуществлять зачисления, перечисления средств клиента на или с его счёта не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платёжного документа, если иное не установлено законодательством, договором банковского счёта или платёжным документом. Списание денежных средств со счёта осуществляется банком по распоряжению клиента или по требованию третьих лиц по решению суда. Основным документом, регламентирующим организацию расчётного обслуживания в России, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В главе №46 «Расчёты» изложены основные положения по организации безналичных расчётов и формы расчётов.

В процессе осуществления безналичных расчётов важное значение имеют принципы их организации, к основным из которых можно отнести следующие:

Расчёты могут проводиться через РКЦ ЦБ РФ, либо через клиринговые центры, или через корреспондентские счета банков, открываемые друг у друга на основе межбанковских соглашений.

Банк может осуществлять списание средств со счетов клиентов только по распоряжению владельца счёта, за исключением случаев, установленных законодательством.

Очерёдность платежей со счёта определяется клиентом по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законодательством.

Клиент может самостоятельно выбрать формы расчётов и закрепить их в договорах между плательщиком и получателем.

Взаимные претензии по расчётам между плательщиком и получателем средств разрешаются сторонами в установленном порядке без участия банка.

Предусмотрена ответственность банков за допущенные нарушения при выполнении расчётных операций.

Зачисление и списание денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчётных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). [3; 372]

Таким образом, при совершении безналичных операций могут использоваться следующие расчётные документы:

платёжное поручение формы №0401060;

платёжное требование формы №0401061;

инкассовое поручение формы 0401071;

заявление на аккредитив формы №0401063;

мемориальный ордер формы №0481008;

платёжный ордер формы №0401066.

Платежи, подлежащие зачислению на счета клиентов, подразделяются на:

проведённые через расчётную систему Банка России;

внутренние (счёт плательщика и счёт получателя - в одном отделении банка).

Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором банковского счета.

При приеме от Клиента платежных документов на списание средств со счета операционный работник проверяет:

соответствие подписей и оттиска печати на документах и на карточке с образцами подписей и оттиска печати;

дату документа;

назначение платежа;

соответствие суммы цифрами и прописью;

комплектность представленных документов и идентичность заполнения всех экземпляров;

достаточность остатка средств на счете клиента для проведения платежа;

реквизиты плательщика;

реквизиты получателя.

После этого операционным работником на всех экземплярах документа проставляется подпись и штамп, содержащий текст: «Принято «__» ________ 20__г.». В штампе должны быть разборчиво обозначены фамилия и инициалы подписавшего операционного работника. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

Выписки из лицевых счетов выдаются клиенту (лицам, имеющим право первой или второй подписи по данному счету), или его представителю по доверенности, оформленной в установленном порядке, или через абонентские ящики, по мере совершения операций в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. К выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы, на основании которых проведены операции по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, проставляется штамп, а также календарный штемпель даты проводки документа по лицевому счету.

Закрытие счёта клиента может производиться по требованию клиента в любое время и по инициативе банка - на основании судебного решения о расторжении Договора банковского счёта. Для закрытия счёта клиент представляет в банк заявление, в котором должно содержаться подтверждение остатка средств на счёте на день закрытия и указание о перечислении остатка средств. При наличии остатка средств на счёте банком составляется мемориальный ордер на закрытие счёта, который представляется для проверки и подписания главному бухгалтеру (заместителю главного бухгалтера, начальнику Отдела). Перечисление остатка средств может быть также произведено на основании представленного клиентом платёжного поручения. Остаток денежных средств со счёта перечисляется банком на другой счёт не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

Таким образом, банк в сфере обслуживания юридических лиц стремится к установлению долгосрочных партнёрских отношений. В настоящее время банки осуществляет весь спектр банковских услуг для юридических лиц и стремится создать максимально благоприятные условия для обслуживания клиентов на основе повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения защиты интересов клиентов.

 

16. Операции банков с ценными бумагами

 

Операции банков с ценными бумагами делятся на 2 вида:

  1. Выпуск собственных ценных бумаг (акции, облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты);
  2. Операции с ценными бумагами других эмитентов.

На основании лицензии на совершение банковских операций банки могут:

а) проводить следующие операции: выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами;

б) осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитные организации могут осуществлять следующие виды профессиональной деятельности (на основании специальной лицензии):

1) брокерскую,

2) дилерскую,

3) депозитарную,

4) управление ценными бумагами,

5) определение взаимных обязательств (клиринг),

6) ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Брокерская деятельность – совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Дилерская деятельность – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок ценные бумаги в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление ими в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Деятельность по управлению ценными бумагами – осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

- ценными бумагами;

- денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

- денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Клиринговая деятельность – деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарная деятельность – оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Депозитарием может быть только юридическое лицо.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента.

Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме предпринимаемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами.

Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг.

Публичное обращение ценных бумаг – обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Листинг - включение ценных бумаг в котировальный список.

Делистинг - исключение ценных бумаг из котировального списка.

Банки зачастую прибегают к сделкам «РЕПО», т.е. продаже ценных бумаг с условием их обратного выкупа через определенное время.

 

17. Организационно-правовые формы кредитных организаций

 

При образовании банка его учредители еще на подготовительном этапе должны в обязательном порядке выбрать одну из допустимых для банков организационно-правовую форму. Выбору должны предшествовать изучение преимуществ и недостатков каждой из форм, а также тщательный анализ сопутствующих факторов и характеристик. Для получения сопоставимых результатов анализ необходимо вести по следующим направлениям: преимущества для банка; преимущества для предполагаемых учредителей банка; недостатки для банка; недостатки для учредителей банка

 

В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на унитарные, паевые и акционерные.

Унитарные банки представляют собой образования, основанные на единовластии и единоначалии и имеющие единого собственника в лице государства или частного лица.

Паевые банки основаны на коллективном, долевом участии различных физических и юридических лиц в формировании их собственного капитала. Они могут быть двух основных видов: товарищества и акционерные общества.

Как известно, существуют следующие виды хозяйственных товариществ: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью, в том числе с участием иностранного капитала в форме совместных предприятий; товарищество с дополнительной ответственностью; акционерное коммандитное товарищество и акционерное общество.

Товарищество представляет собой объединение предприятий и организаций (а также граждан), построенное на основе соглашения и объединения на долевой основе части имущества участников, входящих в него на началах членства, в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

Что касается различий между отдельными видами товариществ, то они заключаются в различных правах, обязанностях и ответственности их участников. Участники полных товариществ несут неограниченную солидарную ответственность по всем обязательствам и долгам товарищества. Коммандитные товарищества включают "полных товарищей", несущих неограниченную солидарную ответственность по долгам товарищества, и вкладчиков, отвечающих за долги товарищества только в пределах величины их взносов (вкладов).

Участники товарищества с ограниченной ответственностыо отвечают по обязательствам товарищества только в размере внесенного ими вклада в уставный фонд, а участники товарищества с дополнительной ответственностью (в случае недостатка этих сумм, т.е. вкладов в уставный фонд) — дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам в уставный фонд товарищества. При этом в учредительных документах может предусматриваться предельный размер дополнительной ответственности.

В соответствий с подобным "коллективным" принципом формирования уставного фонда строится и система управления деятельностью товарищества. Оно осуществляется на демократических началах — советом либо правлением, состоящим из участников (пайщиков) или их представителей, и исполнительным органом в лице дирекции или директора.

В учредительных документах стороны, договаривающиеся о создании товарищества, могут установить по своему усмотрению порядок, очередность, полномочия и сроки, на которые назначаются (или избираются) отдельные должностные лица и руководители.

Весьма распространенным видом товарищества является акционерное коммандитное товарищество, уставный фонд которого делится на акции. Вместе с тем учредителями акционерного коммандитного товарищества являются один или несколько "полных товарищей", которые несут неограниченную солидарную ответственность по долгам и обязательствам товарищества. Остальные участники акционерного коммандитного товарищества — вкладчики обладают статусом акционера и отвечают за убытки в пределах своего вклада в имущество товарищества.

Вкладчики (акционеры) доверяют ведение дел товарищества его полным участникам и сами не участвуют в управленческом процессе. Как правило, число вкладчиков не может быть меньше грех. Совокупный размер участия вкладчиков определяется в учредительных документах акционерного коммандитного товарищества. Обычно вкладчики привлекаются в форме покупки ими "безголосых" акций, нередко весьма крупного номинала, часть из которых может быть привилегированными.

В настоящее время в хозяйственной практике появилась специфическая разновидность акционерного коммандитного товарищества — государственные организации, выпускающие "безголосые" акции для привлечения дополнительных средств (в большинстве своем в форме акций трудового коллектива). При этом не изменяется форма собственности — собственником остается государство.

Держатели акций трудового коллектива практически кредитуют осуществление конкретных проектов, не становясь собственниками, на сумму купленных акций. В данном случае купленные ими акции по существу представляют собой свидетельства, сертификаты о внесении ими определенной суммы средств и праве на получение дополнительного дохода (даже не части прибыли, поскольку выплата доходов (дивидендов) по акциям трудового коллектива осуществляется за счет средств фонда оплаты труда). Причем нередко определяется и срок действия этого свидетельства (акции) -от 5 до 25 лет.

Для того, чтобы акции трудового коллектива действительно можно было назвать акциями, лица, купившие данные акции, должны приобретать статус, права и обязанности вкладчиков (акционеров) акционерного коммандитного товарищества, поскольку они участвуют своими средствами в хозяйственной деятельности предприятия. Вкладчики — владельцы акций трудового коллектива должны иметь право требовать предоставления любой информации о хозяйственной деятельности предприятия (государственной акционерной коммандиты), включая годовые отчеты и балансы, акты инвентаризации; проведения внеочередных ревизий.

 

18. Операции Банка России по предоставлению ликвидности кредитным организациям

 

Общее описание системы рефинансирования (кредитования) Банка России

Кредиты Банка России могут быть обеспечены ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России, нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями), поручительствами кредитных организаций, а также золотом.

Кредиты под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (внутридневные кредиты, кредиты овернайт и ломбардные кредиты)

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (с учетом изменений).

Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке) —ломбардные кредиты.

Справочно: информация об использовании кредитными организациями с различной величиной уставного капитала кредитов овернайт и ломбардных кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг.

Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций, кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России. В настоящее время Банком России обеспечена возможность получения кредитными организациями внутридневных кредитов и кредитов овернайт Банка России на их корреспондентские счета или корреспондентские субсчета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России всех территориальных учреждений Банка России, осуществляющих электронную обработку платежей (т.е. в 76 территориальных учреждениях Банка России).

Ломбардные кредиты Банка России могут предоставляться на фиксированных условиях на любые банковские счета (корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в уполномоченных РНКО. Статус уполномоченной РНКО на сегодняшний день имеет НКО ЗАО НРД.

Справочно: Информация о количестве корреспондентских счетов/субсчетов кредитных организаций, на которые кредитные организации вправе получать кредиты Банка России в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

В целях предоставления кредитным организациям возможности для эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов Банк России проводит операции ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации.

Для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО, кредитные организации подают заявления на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке с использованием Системы электронных торгов ОАО Московская Биржа (СЭТ ОАО Московская биржа) в соответствии с Правилами заключения Банком России сделок с кредитными организациями с использованием Системы электронных торгов ОАО Московская Биржа при проведении Банком России депозитных и кредитных операций.

Ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам предоставляются в зависимости от проведения ОАО Московская биржа торговых сессий — при подаче заявлений в СЭТ ОАО Московская биржа в первую сессию (до 12-00 Московского времени) кредиты предоставляются — к 15-00 Московского времени, при подаче заявлений в СЭТ ОАО Московская биржа во вторую сессию (до 17-00 Московского времени) — кредиты предоставляются к 20-00 Московского времени.

Извещения о предоставлении кредита Банка России, обеспеченного залогом (блокировкой) ценных бумаг, на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО, представляются кредитным организациям территориальным учреждением Банка России по месту ведения корреспондентского счета кредитной организации-заемщика.

Обеспечениемпо внутридневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг.

Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг включаются выпуски ценных бумаг, отвечающие следующим требованиям:

1. выпуск включен в Ломбардный список Банка России. Справочно: требования Банка России к минимальному уровню рейтинга эмитентов (выпусков) ценных бумаг, включаемых в Ломбардный список Банка России;

2. по выпуску установлен поправочный коэффициент Банка России, применяемый для расчета стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России;

3. выпуск допущен к обращению на ЗАО ММВБ или на фондовой бирже, действующей на территории Российской Федерации, на которой Банк России выступает участником торгов;

4. до погашения выпуска осталось не менее 7 рабочих дней. При этом под датой погашения выпуска ценных бумаг подразумевается ближайшая из следующих дат: дата, по состоянию на которую определяются владельцы ценных бумаг с целью выплаты в их пользу номинальной стоимости (части номинальной стоимости) ценных бумаг; дата, по состоянию на которую определяются владельцы ценных бумаг с целью выплаты в их пользу купонного дохода по ценным бумагам (если с указанной даты до даты выплаты купонного дохода депозитарные операции с соответствующими ценными бумагами в уполномоченных депозитариях не осуществляются); дата обратного выкупа выпуска Банком России.

Справочно: информация о структуре ценных бумаг, переданных кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России.

Учет залогового обеспечения осуществляется уполномоченным депозитарием (НКО ЗАО НРД).

Обеспечение ломбардного кредита или кредита овернайт считается достаточным, если в день выдачи кредита рыночная стоимость ценных бумаг всех выпусков, входящих в залоговый портфель, с учетом поправочных коэффициентов Банка России, равна либо превышает сумму испрашиваемого кредита и процентов за предполагаемый период пользования кредитом Банка России.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.