Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов



Межбюджетные трансферты определяются основами построения бюджетного федерализма и бюджетной системы РФ, принципами межбюджетных отношений. Как уже указывалось, в соответствии с государственным устройством РФ бюджетная система России состоит из трех звеньев – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, бюджеты муниципальных образований. Межбюджетные отношения между ними определяются прежде всего равенством бюджетных прав органов государственной власти и органов местного самоуправления в формировании собственных расходных обязательств на основе законодательно установленного распределения бюджетных полномочий, в составлении и утверждении проекта соответствующего бюджета, принятии закона о бюджете, исполнении бюджета, осуществлении контроля и прочих процедурах бюджетного процесса. Тем не менее принципы равенства и самостоятельности в соответствующем бюджетном процессе не исключают взаимоотношений между публично-правовыми образованиями в бюджетной сфере. И даже наоборот: чтобы добиться устойчивого роста всех регионов и территорий страны, обеспечить равный доступ населения к бюджетным услугам, получение каждым гражданином в полном объеме социальных услуг, необходимо развивать и совершенствовать межбюджетные отношения, регулировать доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

 

 

БК РФ (гл. 16) Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

1) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2) субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

4) иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

5) межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс РФ регламентирует главным образом фондовую форму использования межбюджетных трансфертов.

Так, в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации в обязательном порядке создаются три категории фондов, которые различаются по целям:

1) Фонды финансовой поддержки, целью создания которых является выравнивание бюджетной обеспеченности;

2) Фонды компенсаций, созданные для финансового обеспечения делегированных полномочий;

3) Фонды софинансирования - для совместного финансирования отдельных расходных полномочий.

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

 

 

Межбюджетное регулирование осуществляется с помощью следующих основных инструментов.

1. Установление нормативов отчислений от налогов, поступающих в один бюджет, другому бюджету бюджетной системы РФ. С 2005 г. Бюджетным кодексом РФ установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов и налогов специальных налоговых режимов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Субъектам РФ дано право частично или полностью передавать отдельные налоги, зачисляемые в их бюджеты, местным бюджетам. Налоговые отчисления в местные бюджеты устанавливаются законом субъекта РФ по единым для муниципальных образований нормативам на длительный период (не менее 3 лет).

2. Установление нормативов распределения неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности, зачисляются в соответствующий бюджет, что позволяет каждому публично-правовому образованию самостоятельно и эффективно распоряжаться находящимся в его собственности имуществом. За бюджетами закрепляются доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими бюджетными учреждениями, часть прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий, созданных соответствующим публично-правовым образованием, доли прибыли от участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ, дивиденды от вложения бюджетных инвестиций в акционерные общества. Такие же неналоговые доходы, как плата за негативное воздействие на окружающую среду; доходы от использования лесов; доходы от передачи земельных участков в аренду или их продажи, государственная собственность на которые не разграничена или которые находятся в федеральной собственности, но полномочия по их управлению и распоряжению переданы субъектам РФ и муниципальным образованиям, распределяются между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ.

3. Бюджетные кредиты. Бюджетный кредит может быть предоставлен публично-правовому образованию на основании договора и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете. Бюджетный кредит может быть выдан только тому публично-правовому образованию, которое не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, возвратности и срочности. В законе (решении) о бюджете устанавливаются цели, условия и порядок кредитования, объем бюджетных ассигнований, выделяемых на бюджетные кредиты. Бюджетный кредит может быть выдан при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своих обязательств по возврату кредита и уплате процентов за кредит. Основное назначение бюджетных кредитов – обеспечение финансовыми ресурсами временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета в течение текущего финансового года, поддержка социально и экономически значимых направлений развития.

4. Межбюджетные трансферты являются одним из основных инструментов межбюджетного регулирования. В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение межбюджетных трансфертов: "средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ, другому бюджету бюджетной системы РФ".

Межбюджетные трансферты могут предоставляться, во-первых, на выравнивание бюджетной обеспеченности. Разные регионы имеют различные возможности получения доходов. Одни территории в силу природных или исторически сложившихся условий имеют большой производственный потенциал, поэтому могут собирать в необходимом объеме такие бюджетообразующие налоги, как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, другие территории по тем же причинам не имеют таких возможностей. Однако все граждане, независимо от места проживания, обязаны иметь минимальные нормативы потребления социальных и прочих бюджетных услуг. Поэтому предусмотрены межбюджетные трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, из региональных бюджетов – бюджетам муниципальных образований, т. е. тем территориям, которые не могут обеспечить собственными доходами установленные и принятые в соответствии с законодательством расходные обязательства.

Во-вторых, межбюджетные трансферты в форме субвенций являются основным видом финансирования полномочий, передаваемых одним публично-правовым образованием на исполнение другому публично-правовому образованию. Например, финансирование льгот участникам Великой отечественной войны, труженикам тыла, репрессированным лицам, ветеранам труда, установленных федеральным законодательством, осуществляют региональные органы государственной власти, следовательно, из федерального бюджета компенсируются расходы бюджетов субъектов РФ на покрытие указанных льгот.

В-третьих, в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных территорий из одного бюджета бюджетной системы РФ могут передаваться средства другому бюджету на софинансировании затрат по значимым целевым программам и проектам путем межбюджетных трансфертов в форме субсидий и субвенций на строго целевые направления. Это позволяет федеральным органам государственной власти влиять на бюджетную политику регионов, органам государственной власти субъектов РФ – на бюджетную политику муниципальных образований в соответствии с приоритетами, установленными на федеральном или региональном уровне. Публично-правовые образования, предоставившие бюджетные средства на обеспечение конкретных целевых программ и проектов, осуществляют контроль за расходованием этих средств, поэтому у публично-правовых образований, получивших субвенции и субсидии, практически нет возможностей использовать их на нецелевые нужды.

Формы межбюджетных трансфертов определены Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджета бюджетной системы. Межбюджетные трансферты выдаются в форме дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

В первую очередь дотации выдаются на выравнивание бюджетной обеспеченности дотационным региональным и местным бюджетам, у которых собственных доходов не хватает для обеспечения финансовыми ресурсами принятых в соответствии с законодательством расходных обязательств. Они формируются в Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов РФ и региональных фондах финансовой поддержки муниципальных образований. Кроме того, существуют прямые дотации определенным бюджетам, например бюджетам закрытых административно-территориальных образований, наукоградов, моногородов и других муниципальных образований, решающих стратегические задачи.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, а также юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов. К межбюджетным трансфертам относятся только те субвенции, которые предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств публично-правового образования, возникших при выполнении полномочий, переданных в установленном законодательством порядке одним публично-правовым образованием другому публично-правовому образованию. Например, Российская Федерация на основе принятого федерального закона передает субъектам РФ или органам местного самоуправления какие-то полномочия, исполнение которых возложено на органы государственной власти РФ. В этом случае в федеральном бюджете должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования, передаваемые субъектам РФ (муниципальным образованиям) на исполнение ими дополнительных расходных обязательств. Совокупность субвенций из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций, из бюджетов субъектов РФ – региональные фонды компенсаций.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, а также юридическому или физическому лицу на софинансирование целевых расходов. К межбюджетным трансфертам относятся только субсидии, выдаваемые одним бюджетом другому бюджету на исполнение совместных полномочий по предметам совместного ведения или софинансирование общественно значимых целевых расходов, возникающих при выполнении полномочий публично-правовых образований по их предметам ведения. Например, из федерального бюджета предоставляются субсидии в рамках федеральных целевых программ "Юг России" (2008-2012 гг.), "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", "Социальное развитие села до 2012 года" и др., а также на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований, реформирование региональных и муниципальных финансов и иные мероприятия. Кроме того, субсидии выделяются на нужды образования, здравоохранения, поддержку сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами. Их понятие, цели и структура Бюджетным кодексом РФ не определены.

Система межбюджетных трансфертов в России достаточно сложна и запутана. В развитых федеративных странах существуют два канала предоставления межбюджетных трансфертов: выравнивание уровня бюджетной обеспеченности территории и поддержание региональных расходов на среднегосударственном уровне. В результате из федерального бюджета выделяются 1-3 крупных трансферта и 3-15 мелких. По закону о федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. насчитывалось 35 трансфертов: 9 – по подразделу "дотации", 5 – по подразделу "субсидии" и 21 – по подразделу "субвенции". По некоторым направлениям финансирование составляло менее 1 млрд руб., что говорит о получении средств в отдельно взятом регионе только в сотни и даже десятки тысяч рублей. При обязательном целевом использовании субсидий и субвенций затраты на контроль и оценку эффективности их расходования могут превышать выгоды от получаемых межбюджетных трансфертов в регионах. Кроме того, значительное количество видов субсидий и субвенций вызывает усложнение администрирования, так как каждый вид необходимо включать в закон о федеральном бюджете, Правительству РФ нужно принимать нормативный акт о порядке предоставления субсидий или субвенций, методике распределения, устанавливать формы отчетности, публично-правовые образования и ведомства, получающие субсидии или субвенции, обязаны составлять соответствующие акты о конкретном использовании.

В перспективе реформирования бюджетной системы России межбюджетные трансферты необходимо не только укрупнять, но и ранжировать по важнейшим направлениям. На современном этапе уже проводится подобная работа. Если в 2008 г. межбюджетные трансферты, группируемые в трех фондах (Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральном фонде софинансирования расходов, Федеральном фонде компенсаций), составляли 88,6% от общего фонда ассигнований на межбюджетные трансферты, то к 2010 г. их удельный 'вес возрос до 91,7%.

В целях дальнейшего повышения эффективности трансфертной политики и межбюджетных отношений целесообразно объединить разрозненные виды предоставляемых из федерального бюджета целевых бюджетных средств в форме субсидий в отраслевые субсидии с нежесткими условиями их расходования, что позволит субъектам РФ направлять средства на решение наиболее важных для региона задач развития данной отрасли. Отраслевыми субсидиями можно заменить федеральную часть финансирования национальных проектов, тем более что в большей части их отрасли отнесены к компетенции субфедерального уровня.

Межбюджетные трансферты из федерального и региональных бюджетов предоставляются также бюджетам государственных внебюджетных фондов. Причем межбюджетные трансферты из федерального бюджета государственным внебюджетным фондам превышают межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ. Если проанализировать структуру межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в формировании бюджетов бюджетной системы РФ, то получается следующая картина: их удельный вес в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов постепенно снижается; доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в формировании доходов бюджета Пенсионного фонда РФ постоянно растет; практически не меняется в структуре доходов бюджета Фонда социального страхования; падает в доходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Последнее можно объяснить исполнением полномочий данного фонда на субфедеральном уровне за счет самостоятельного формирования и расходовании региональных бюджетов территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования. Из бюджетов субъектов РФ выделяются межбюджетные трансферты соответствующему бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования, удельный вес которых имеет тенденцию постепенного роста.

 

 

28. Сбалансированность государственного бюджета: концепции и методы достижения.

 

Ст 33. Принцип сбалансированности бюджетов означает,что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.

Бюджетный дефицит

- превышение расходной части бюджета над доходной.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

- выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

- выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

- финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом

Мерами по регулированию дефицита госбюджета являются:

- реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

- реструктуризация государственного внешнего долга;

- усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

- сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

- упорядочение действующей системы социальных льгот.

Ст 92 БКРФ. Дефицит бюджета субъектов не должен превышать 15%, дефицит местного – 10%.

Бюджетный профицит

- доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

 

29. Содержание, формы и методы финансового регулирования

 

Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Методами государственного финансового регулирования пропорций по видам экономической деятельности являются:

- налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

-амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

- различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказы, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

- льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых организаций обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Главным объектом регулирования пропорций общественного производства являются финансы организаций. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы с целью формирования человеческого капитала.

Финансовое регулирование охватывает и воспроизводство рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Тенденция расширенного финансирования социальных расходов, характерная для всех экономически развитых стран мира, вызывается как требованиями научно-технической революции, так и спросом на рынке труда на гибкую адаптивную структуру рабочей силы, на ее высокие профессиональные качества и конкурентоспособность.

Для регулирования пропорций по видам экономической деятельности в условиях рыночной экономики используется государственный бюджет. Формы такого воздействия реализуются посредством количественных и качественных показателей. Количественные показатели характеризуются долей финансовых ресурсов, сконцентрированных в бюджетном фонде страны, и воплощают в себе возможности своевременного и эффективного исполнения предусмотренных статей расходов. Качественные показатели служат для характеристики уровня соответствия бюджетных возможностей и наиболее приоритетных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических потребностей государства, таких как: формирование в процессе перераспределения стоимости ВВП централизованного фонда бюджетных средств; перераспределение денежных средств бюджетного фонда между участниками воспроизводственного процесса, сферами общественной деятельности и т.д.; осуществление государственной финансовой политики, объединяющей налоговую, таможенную, бюджетную, кредитную, денежную и валютную ее составляющие.

В государственном механизме регулирования пропорций по видам экономической деятельности одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджетное финансирование (расходы); но из этого не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной финансовой базы организаций (через налоговые ставки, льготы, санкции и т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования.

Бюджетное финансирование (в разных его формах) выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности организаций за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных видов экономической деятельности, создавать предпосылки для появления новых производств и современных технологий, ускорения научно-технического прогресса и т.п.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и муниципальные финансы, а также частично финансы организаций. Собственно регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т.п. Влияние финансов организаций на территориальную структуру общественного производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и новых населенных пунктов и т.д.

Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не исключает из этого процесса другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следуй добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые должны быть решены.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.