Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Храмы с повышенными подпружными арками



Пятницкая церковь в Чернигове. Конец XII века.

Церковь Параскевы-Пятницы в Великом Новгороде. 1207 год.

В храмах конца XII — начала XIII века появляется особый конструктивный приём, позволяющий создать красивое ступенчатое завершение храма. Его появление было вызвано желанием зодчих придать храмам выраженный вертикальный акцент, сделать здания столпообразными.

§ Стремление к этому обнаруживается уже в небольшом Спасском соборе Евфросиниева монастыря вПолоцке (1161 год). Его узкий интерьер очень высок. Собор раньше имел красивое ступенчатое завершение (внешний вид сильно искажён поздней кровлей). В его формах особенно настойчиво используется форма креста, так как храм служил местом хранения дорогой святыни — Креста-реликвария с частицей древа Креста Господня[21][22].

Сохранился ряд храмов конца XII века, созданных, вероятно, одним архитектором — Петром Милонегом.

§ Лучше всего сохранилась и отреставрирована Пятницкая церковь Чернигова. В ней арки, несущие барабан купола, сделаны выше, чем прилегающие к ним цилиндрические своды. Обычно это делалось наоборот. Благодаря этому небольшая стройная церковь получила эффектное ступенчатое завершение, ведущее к основанию главы. Угловые части храма перекрыты особыми полуцилиндрическими сводами (четверть окружности), это придает фасадам ступенчатое трёхлопастное завершение.

§ Подобное завершение имела и церковь Василия в Овруче, сохранившаяся до уровня сводов. Её восстановил А. В. Щусев, ошибочно придав сводам формы середины XII века. Уникальны две круглые башни на западных углах Васильевской церкви[23].

§ Подобным же образом была завершена церковь Архангела Михаила в Смоленске (позднее название — Свирская), построенная в 1191—1194 гг полоцким зодчим. Храм хорошо сохранился до нашего времени, несмотря на небольшие искажения[24].

§ Позже смоленские мастера построили церковь Параскевы-Пятницы на Торгу в Великом Новгороде (1207 год). Хотя храм сохранился не полностью, проведенные исследования говорят о его сходстве с церковью Архангела Михаила. Облик храма имел трёхлопастное завершение фасадов, которое подчеркивало движение к куполу и выделяло высокие ветви креста. Повышенные подпружные арки подчёркивали высокий купол. Алтарная часть была увеличена. К фасадам примыкали высокие притворы[25].

Притворы этих церквей не сообщались с наосом храма порталами, но полностью соединялись с его интерьером. Между ними исчезает стена.

 
Требования к архитектурной композиции
  . Века . Направления архитектуры Характеристика направления
Византийские истоки IХ — Х Архитектура византийского крестово-купольного храма Осевая, симметричная, статичная композиция и гармоничная структура с иерархий соподчинения частей
Двух (трех) частное деление плана храма: алтарь — собственно храм — (притвор)
Кубическая форма средней части храма с купольным покрытием центральной ячейки
Прием контрастного перехода от тесного, затемненного пространства притвора к высокому и светлому объему храма с кульминацией композиции в куполе
Тектоничная система опирания барабана главы посредством «парусов» и арок на четыре столба в центре храма, откуда расходятся четыре сводчатых рукава
Венчание храма одной или пятью главами полукруглого очертания
Световая организация пространства храма с преобладающим освещением сверху
Лаконизм, строгая простота внешнего оформления и богатство внутреннего убранства храма
Соответствие наружных членений, декора внутренней структуре здания храма
Округлые, арочные формы в интерьере и на фасадах
Трехчастность в членениях стен и оконных проемов
Декорация каменной кладки стен нишами, щелевидными окнами без мелкой пластики
Вертикальная направленность членений фасадов
Зап.-европейские влияния X — XII Романская архитектура Базиликальный тип здания, массивность, статичность форм. Во внешнем оформлении — барельеф, аркатура, перспективный портал
ХIII — ХIV Архитектура готики Выявление несущих элементов каркасной системы, стрельчатая арка, нервюрный свод. Устремление форм ввысь, ажурные башни, статуи, орнамент
ХIV — ХVI Архитектура ренессанса Ясность, гармоничность композиции. Использование арки, купола, декоративных элементов классики: ордерное членение стены, колоннада
ХVII — ХVIII Архитектура барокко Разрыв внутреннего содержания и внешней формы, пышность отделки. Контрастность, напряженность, динамичность образов, слитность, текучесть форм
ХVIII — ХIХ Архитектура классицизма Использование ордерной системы античной архитектуры, ясность, уравновешенной композиции, четкость и геометризм форм и планировки, сдержанный декор
XIX Архитектура эклектики Ретроспективное использование элементов архитектуры разных эпох в свободных, динамичных, иногда ироничных, гротескных композициях
Этапы развития архитектуры русского православного храма IХ — ХVII Архитектура деревянных храмов Клетской, шатровый, ярусный, кубоватый тип храма. Структура плана храма: алтарь — храм — трапезная — колокольня — паперть — крыльцо
ХI — ХII Архитектура Киевской Руси Работа греческих мастеров в канонах византийской архитектуры с преобразованием, коррекцией «образцов» к местным условиям. Статичность, монументальность храма
XII — XIII Архитектура юго-западных княжеств Работа в традициях зодчества Киевской Руси. Динамичные четырехстолпные, одноглавые княжеские храмы
XII — XIII Архитектура северо-восточных княжеств Работа по образцу храмов Киевской Руси с использованием элементов романской архитектуры (аркатура, барельеф, перспективный портал)
ХI — ХV Архитектура Новгорода Самобытная архитектура, простота, геометритизация формы без троечастности и оси симметрии, массив побеленной стены с четким рисунком деталей
XI — ХV Архитектура Пскова Живописные, свободно-нерегулярные композиции с характерными звонницами и пристройками. В декоре простые кирпичные выкладки, готицизмы в порталах
ХIV — ХV Московская Русь Архитектура раннемосковского княжества Использование традиций владимиро-суздальской архитектуры. Завершение горкой кокошников, независимость наружных членений от внутренней структуры
ХV — ХVI Архитектуры Москвы — III-го Рима Работа по образцу древних монументальных храмов с использованием приемов архитектуры ренессанса
ХVI — ХVII Арх. централизованного московского гос-ва Разработка специфических «национальных» приемов: шатровое, многоглавое завершение, богатство объемной композиции, уподобление храма Небесному Граду
Сер. ХVII Архитектура «узорочья» Увлечение декоративностью отделки фасадов, сочетание краснокирпичной стены с белокаменными деталями, появление трапезной части и шатровой колокольни
2-я пол. XVII Архитектура «нарышкинского барокко» Живописность архитектурных форм, использование элементов украинской архитектуры, в т.ч. типа здания «восьмерик на четверике», прислоненный декор
XVIII Российская империя Архитектура «петровского барокко» Следование западноевропейским образцам эпохи барокко. Сочетание интенсивно окрашенной плоскости стены с побеленными элементами
Кон. ХVIII — XIX Архитектура классицизма Использование ордерной системы античного мира
Сер. XIX Архитектура эклектики, «русско-византийская» Использование мотивов архитектуры различных эпох. Механическое использование элементов византийской и древнерусской архитектуры во внешнем оформлении
Кон. XIX Архитектура «русского» стиля Повторение мотивов архитектуры ХVII века
Рубеж ХIХ — ХХ Архитектура «неорусского» стиля Возрождение достижений древнерусской архитектуры в новом качестве через стилизацию традиционных форм

 

В VI — IX вв., когда окончательно оформились основы веры и богослужение, раннехристианская базилика трансформировалась в храм крестово-купольного типа. Его композиция с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшем возможным благодаря пришествию и крестной жертве Христа. Эта идеально найденная композиция стала каноничной для восточной (Православной) Церкви.

Один из самых авторитетных исследователей церковного искусства Л.А. Успенский писал: «Если в римокатоличестве архитектура храма и его оформление отличаются большим разнообразием и, в зависимости от духовного направления, изменяется, часто коренным образом, характер архитектуры, то в православном мире руководствовались последовательными поисками наиболее точного архитектурного и художественного выражения смысла храма в соответствии с его пониманием как образа Церкви и символического образа мироздания. В противоположность римокатоличеству, при богатом разнообразии архитектурных решений, раз найденное, наиболее верное выражение в своих основных чертах устанавливалось окончательно.

Храм крестово-купольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и ясно выявить его символическое значение и, в пределах возможного, наиболее полно выразить православное учение о Церкви. Эта система постройки храма была принята в качестве основы во всем православном мире. В разных странах она видоизменялась, перерабатывалась в соответствии с художественными местными вкусами и получала новое художественное выражение...».

Древняя Русь, приняв Крещение в 987 г., получила из Византии навыки храмостроительства, которые претерпели, однако, некоторые изменения, связанные как с местными условиями строительства, так и с особенностями русского восприятия христианской веры: «сочетание покаяния с надеждой на спасение» — по выражению митрополита Вениамина (Федченкова). Древнерусский крестово-купольный храм XII — XV вв., как правило, небольшой по размеру, прекрасных пропорций, небогато декорированный снаружи, но внутри сплошь покрытый дивными фресками, погружающими молящихся в созерцание небожителей.

Для русской храмостроительной практики изначально была характерна работа «по образцу» с обращением к тем образцовым сооружениям храмов, которые были приняты церковным сознанием как канонические, т.е. соответствующие догматическому учению Церкви. Первые каменные церкви на Руси были возведены греческими мастерами и представляли собой типичные византийские крестово-купольные храмы. Основные характеристики архитектурной композиции византийских и древнерусских крестово-купольных храмов, представленные в табл. 3, следующие:

осевая, симметричная, статичная композиция и гармоничная структура с иерархией соподчинения частей;

двух(трех)-частная структура плана: алтарь — храм — (притвор);

кубическая форма средней части храма с купольным покрытием центральной ячейки;

прием контрастного перехода от небольшого, затемненного пространства притвора к высокому и светлому объему храма с кульминацией композиции в куполе;

тектоничная система опирания барабана главы посредством «парусов» и арок на четыре столба в центре здания, откуда расходятся в стороны четыре сводчатые рукава;

венчание храма одной или пятью главами полукруглого очертания;

световая организация пространства храма с преобладанием освещения сверху;

лаконизм, строгая простота внешнего оформления и богатство внутреннего убранства храма;

соответствие наружных членений, декора внутренней структуре здания;

округлые, арочные формы в интерьере и на фасадах;

трехчастность в членениях стен и оконных проемов;

декорация каменной кладки стен нишами, щелевидными окнами без мелкой пластики;

вертикальная направленность членений фасадов.

В дальнейшей истории русского храмостроительства эти характеристики типичного храма частично видоизменялись методами коррекции, синтеза с элементами, проникающими под влиянием западно-европейской архитектуры, или инновациями, диктуемыми новыми конструктивными решениями, строительными материалами или изменениями в церковном сознании в духе новейшего времени.

Архитектура первых русских храмов, построенных византийцами, не имеет прямых аналогий с греческими храмами ввиду иных условий строительства и иных традиций, что определило своеобразный облик соборов, архитектура которых предопределила появление русской национальной традиции, получившей в дальнейшем блестящее развитие. Крупные многоглавые соборы времен великого княжения Владимира и Ярослава выражали своим статичным монументальным обликом соборность и величие объединенной Руси. Таковы соборы св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке.

С XII в. размеры храмов — монастырских, княжеских и посадских значительно уменьшаются, растет многообразие вариантов их архитектурных решений. В основном строятся трехнефные четырехстолпные храмы с одним куполом на высоком барабане, часто с притворами по трем сторонам.

Для целого ряда храмов характерна динамичная «башенная» композиция с полукружиями закомар, уступами возвышающихся к главе храма. Их фасады обогащены пластическими деталями, создающими впечатление экспрессивной устремленности ввысь. Такова, например, церковь во имя Архангела Михаила в Смоленске.

Архитектура владимиро-суздальских храмов отличается ясностью и утонченностью форм, декоративным богатством белокаменной резьбы в аркатуре, перспективных порталах, барельефах, украшающих верхние части стен. Синтезировав в себе черты храмовой архитектуры Киевской Руси и романского стиля, а также зодчества ряда христианских стран, она обрела свой самобытный характер, отвечающий национальным особенностям и высокой духовности русского православного народа.

Другим центром развития самобытного церковного зодчества становится новгородская земля. Приходские храмы, возводимые на средства горожан, имеют небольшие размеры, сомасштабные жилой застройке, характеризуются интимной простотой. Это, как правило, четырехстолпные, трехапсидные, одноглавые храмы с позакомарным покрытием, отличающиеся пластичностью форм. Таков и последний княжеский храм Новгорода — церковь в честь Спаса Преображения на Нередице (1198). Архитектурная композиция многих новгородских храмов строится на геометризации формы без трехчастности, где господствует массив обнаженной стены с четким рисунком деталей. В XIV в. размеры новгородских храмов увеличиваются, основным типом становится четырехстолпный одноапсидный одноглавый храм с восьмискатным покрытием.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.