Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В.14. Попередельный метод учета затрат.

Попер-ный метод учета затрат и калькулирования себес-ти продукции применяется в тех организациях, особен-ностью производственного процесса которых является изготовление продукции, при котором исходное сырье и материалы проходят в определенной последовательности несколько законченных стадий обработки (переделов). При этом по окончании каждой стадии имеется не готовая продукция, а лишь полуфабрикат, который может быть полностью или частично реализован. Готовое изделие получается лишь на выходе из последнего передела. Следовательно, попер-ный метод применяется в тех организациях, в которых технологический процесс состоит из постоянно повторяющихся операций. Такой процесс характерен для предприятий химической, текстильной, метал-лургической, стекольной промышленности и др. Особенность попер-го метода учета затрат заключается в следующем. Затраты на производство, начиная с обработ-ки исходного сырья и заканчивая выпуском конечного продукта, учитываются по каждому переделу (цеху, фазе, ста-дии), обработку в которых оно проходит, включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в пре-дыдущем цехе. Таким образом, себес-ть продукции каждого последующего передела слагается из произведенных им затрат и себес-ти полуфабрикатов, полученных в предыдущих переделах. В качестве объекта учета могут приниматься как переделы в целом, являющиеся неотъемлемыми частями производ-го процесса, так и отдельные виды и группы производимой продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т.д. Корреспонденции: Списаны материалы в производство Дт20-1,2,3Кт10, Начислена сумма оплаты работников 1,2,3 цеха Дт 20-1,2,3Кт70, Начислены налоги с суммы оплаты труда Дт20-1,2,3Кт69, Начислена амортизация по оборудованию Дт20-1,2,3Кт02, Оприходована готовая продукция Дт43Кт20-1,2,3. Попер-ный метод учета затрат может строиться по принципу бесполуфабрикатного или полуфабрикатного варианта учета. При этом выбор в пользу одного из них предприятие делает самостоятельно в зависимости от того, следует ли выявлять себес-ть собственных полуфабрикатов либо в этом нет необходимости. Бесполуфабрикатный вариант учета затрат на производство, как правило, используют предприятия, не практикую-щие реализацию на сторону полуфабрикатов собств. производства (т.е. изделий, не прошедших всех стадий обработ-ки, предусмотренных технологическим процессом). Предприятия, реализующие полуфабрикаты собств. производства сторонним организациям, как правило, для учета затрат на производство применяют полуфабрикатный вариант учета. Данный вариант учета предполагает использова-ние сч. 21 "Полуфабрикаты собств. производства". По Д 21 (Д 21, К 20) отражаются расходы предыдущего передела, связанные с изготовлением полуфабрикатов. В дальнейшем, если указанные изделия предназначаются для продажи, сумма, учтенная по Д 21, списывается на сч. 43 "Реализация продукции (работ, услуг)" (Д 46, К 21). Если полуфабри-каты не предназначены для продажи и передаются в следующий передел, то бух. записи, отражающие данную хоз. операцию, выглядят следующим образом: Д 20, К- 21. Сумма, списываемая со сч. 20 в Д 21, характеризует себес-ть полуфабриката, поступающего в следующий передел, а сумма, учтенная по Д 20 с К 21, - себес-ть полуфабриката, поступившего из предыдущего передела.

Корреспонденция счетов (при полуфабрикатном методе): Себестоимость полуфабрикатов 1передела Дт21Кт20-1, Себест-ть полуфабрикатов 1 передела отпущенных цеху 2 Дт20-2Кт21, Себест-ть полуфабрикатов 2 передела переданных на склад Дт21Кт20-2, Себест-ть полуфабрикатов 2 передела полученных со склада Дт20-3Кт21, Оприходована на склад готовая продукция Дт43Кт20-3

В.15. Понятие полуфабрикатного и бесполуф. метода калькул.Попер-ный метод учета затрат может строиться по принципу бесполуфабрикатного или полуфабрикатного варианта учета. При этом выбор в пользу одного из них предприятие делает самостоятельно в зависимости от того, следует ли выявлять себес-ть собственных полуфабрикатов либо в этом нет необходимости. Бесполуфабрикатный вариант учета затрат на производство, как правило, используют предприятия, не практикую-щие реализацию на сторону полуфабрикатов собств. производства (т.е. изделий, не прошедших всех стадий обработ-ки, предусмотренных технологическим процессом). Предприятия, реализующие полуфабрикаты собств. производства сторонним организациям, как правило, для учета затрат на производство применяют полуфабрикатный вариант учета. Данный вариант учета предполагает использова-ние сч. 21 "Полуфабрикаты собств. производства". По Д 21 (Д 21, К 20) отражаются расходы предыдущего передела, связанные с изготовлением полуфабрикатов. В дальнейшем, если указанные изделия предназначаются для продажи, сумма, учтенная по Д 21, списывается на сч. 43 "Реализация продукции (работ, услуг)" (Д 46, К 21). Если полуфабри-каты не предназначены для продажи и передаются в следующий передел, то бух. записи, отражающие данную хоз. операцию, выглядят следующим образом: Д 20, К- 21. Сумма, списываемая со сч. 20 в Д 21, характеризует себес-ть полуфабриката, поступающего в следующий передел, а сумма, учтенная по Д 20 с К 21, - себес-ть полуфабриката, поступившего из предыдущего передела.

Корреспонденция счетов (при полуфабрикатном методе): Себестоимость полуфабрикатов 1передела Дт21Кт20-1, Себест-ть полуфабрикатов 1 передела отпущенных цеху 2 Дт20-2Кт21, Себест-ть полуфабрикатов 2 передела переданных на склад Дт21Кт20-2, Себест-ть полуфабрикатов 2 передела полученных со склада Дт20-3Кт21, Оприходована на склад готовая продукция Дт43Кт20-3

В.16. Хаар-ка и особенности позаказного метода учета затрат и кальк. себ-ти продукции.Позаказный метод используется в тех производственных процессах, где можно выделить изделие (работу, услугу). Такое выделение возможно в единичном и серийном производстве. Это машиностроительные отрасли, индивидуальное и мелкосерийное производство, научно-исследовательские институты, где учет организуется по выполняемым темам (работам, заказам). Основанием для открытия заказа является договор между производителем и заказчиком, в котором определяются объект заказа, объем продукции, срок поставки, договорная цена, форма расчетов. В заказе указывается, какие изделия, какие работы и в каком количестве подлежат изготовлению. Объектом учета и калькулирования в позаказном методе является отдельный производственный заказ, открываемый заранее на определенное количество продукции, на конкретную работу (услугу). Чтобы можно было собирать прямые затраты по отдельным заказам, т.е. вести аналитический учет, заказу присваивают номер, который проставляется на всех документах, связанных с данным заказом (требования, лимитно-заборные карты, накладные, наряды на выполнение работ и др.). Аналитический учет ведется в карточках, открываемых на каждый заказ, в которые записывают затраты по статьям калькуляции. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или данной отрасли способам. При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления отчетности. При изготовлении крупных изделий (выполнении работ, услуг) с длинным технологическим циклом заказы могут выдаваться не на изделие (работу, услугу) в целом, а на отдельные его сборочные единицы, представляющие собой законченные конструкции, либо на отдельные этапы работ, услуг. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня его открытия до дня выполнения и закрытия. Окончание работ по заказу фиксируют в накладной или акте на сдачу выполненных готовых изделий или работ. После этого заказ закрывают и выписку документов с обозначением номера закрытого заказа прекращают. Часто заказы выполняются в течении нескольких месяцев и в этот период времени из серии изделий производят частичный выпуск. В этом случае определяется себестоимость частично выполненного заказа, т.е. затраты делятся между выпуском и незавершенным производством прямым путем, не прибегая к каким-либо условным приемам их распределения. Относительная простота этого метода привела к его широкому применению. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

 

В.17. Калькулирование себестоимости с полным отнесением затрат. Формирование полной производственной себестоимости основано на включении в нее всех как переменных, так и постоянных производственных затрат.Если учетной политикой организации предусмотрено исчисление полной производственной себестоимости, то все переменные и постоянные затраты учитываются на сч.20 «Основное производство» в следующей последовательности: 1. Фактические прямые переменные материальные затраты - Д 20 К 10. 2. Фактические прямые переменные трудовые затраты - Д 20 К 70,69. 3. Фактические косвенные переменные общепроизводственные затраты - Д 20 К 25. 4. Фактические косвенные общехозяйственные затраты - Д 20 К 26. 5. Фактическая полная производственная себестоимость: - готовой продукции, сданной на склад - Д 43 К 20..- выполненных и сданных заказчику работ (услуг) - Д 90.2К 20. - реализованной готовой продукции - Д 90.2 К 43. 6. Фактические коммерческие расходы - Д 90.2 К 44. При этой системе остатки на счетах на начало (конец) месяца покажут: - Сальдо сч. 20 - фактическую полную производственную себестоимость незавершенного производства; " Сальдо сч. 43 - фактическую полную производственную себестоимость готовой продукции на складе. Сумма всех затрат, учтенных по Д 90.2 составит фактическую себестоимость реализованной продукции (р,у). Если учет ведут на основе нормативных прямых и косвенных затрат и определения отклонений фактических затрат от нормативных, записи на счетах будут иными: 1. Нормативные прямые переменные материальные затраты - Д 20 К 10. 2. Нормативные прямые переменные трудовые затраты - Д 20 К 70,69. 3. Нормативные косвенные затраты - Д 20 К 25,26.4. Нормативная полная производственная себестоимость: - готовой продукции, сданной на склад - Д 43 К 40 «Выпуск продукции (р,у) - выполненных и сданных заказчику работ (услуг) - Д 90.2К 40. - реализованной готовой продукции - Д 90.2 К 43. 5. Фактическая производственная себестоимость: - готовой продукции, сданной на склад - Д 40 К 20 - выполненных и сданных заказчику работ, услуг - Д 40 К 20. 6. Отклонения фактической производственной себестоимости продукции (р,у) от нормативной - Д 90.2 К 40. 7. Фактические коммерческие расходы - Д 90/2 К 44. В этом случае остатки на счетах покажут: - Сальдо сч. 20 - нормативную полную производственную себестоимость незавершенного производства; Сальдо сч. 43 - нормативную полную производственную себестоимость готовой продукции на складе. Счет 40 «Выпуск продукции» сальдо не имеет. Сумма всех составляющих затрат, учтенных по Д 90.2 (нормативная полная производственная себестоимость, отклонение фактической себестоимости от нормативной и коммерческие расходы), составит фактическую себестоимость реализованной продукции.

 

 

В.18. Система «директ-кост», сущность, особенности, достоинства, недостатки.Главное в «директ-костинг» - организация раздельного учета постоянных и переменных затрат. Поэтому эту систему учета затрат называют variable costing – учет переменных затрат. Сейчас эта система предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и части переменных косвенных расходов. Переменные затраты – такие расходы, величина которых находится в более или менее прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производства, например расход сырья и материалов на изготовление продукции, заработная плата производственных рабочих и другие (все основные затраты). Постоянные – расходы, общая сумма которых не меняется при изменении объема производства. Таковыми являются все накладные расходы. Некоторые издержки представляют собой смесь переменных и постоянных затрат и поэтому их называют – частично переменными (например это плата за телефон). Метод «директ-костинг» имеет два варианта: простой «директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о переменных затратах; развитой «директ-костинг», при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции. Особенностью современной системы директ-костинг является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный директ-костинг – есть средство достижения конечной цели предприятия – получение чистой прибыли. Система директ-костинг имеет несколько отличительных особенностей: первая — разделение производственных затрат на переменные и постоянные; вторая — калькулирование себе­стоимости продукции по ограниченным затратам; третья -многостадийность составления отчета о доходах. Процесс учета происходит и два этапа: На первом этапе устанавливается связь объема производства готовой продукции с прямыми (переменными) затратами, отража­ется рентабельность производства отдельных видов продукции. На втором этапе обобщенные на одном счете косвенные (постоян­ные) расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализа­ции каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию. Чем больше объем реализации, тем больше прибыли получает предприятие. Оценивают готовую про­дукцию и незавершенное производство только по переменным (прямым) затратам. Такая система оценки побуждает предприятия изыскивать возможности увеличения реализации. Калькуляция себестоимости продукции по переменным из­держкам обеспечивает контроль над постоянными издержками, за вложениями в получение прибыли каждого выпускаемого вида про­дукта, за соблюдением ассортимента выпуска продукции. Такие калькуляции выявляют неконтролируемые центрами ответствен­ности издержки, различия между прибыльными и неприбыльными операциями, поведение издержек относительно нормативов. Другим важным моментом калькуляции себестоимости продукции по переменным затратам является связь калькуля­ции с анализом безубыточности производства, которая форми­рует информацию для расчета оптимального соотношения объема и прибыли.К преимуществам выбора принципа калькулирования по переменным издержкам следует отнести его непосредственное влияние на установление цеп на изделия, стимулирование произво­дительности различных сегментов бизнеса.

 

В.19. Учетные записи в системе учета полных затрат и в системе «Д-к».1. Фактические прямые переменные материальные затраты - Д 20 К 10. 2. Фактические прямые переменные трудовые затраты - Д 20 К 70,69. 3. Фактические косвенные переменные общепроизводственные затраты - Д 20 К 25. 4. Фактические косвенные общехозяйственные затраты - Д 20 К 26. 5. Фактическая полная производственная себестоимость: - готовой продукции, сданной на склад - Д 43 К 20..- выполненных и сданных заказчику работ (услуг) - Д 90.2К 20. - реализованной готовой продукции - Д 90.2 К 43. 6. Фактические коммерческие расходы - Д 90.2 К 44. При этой системе остатки на счетах на начало (конец) месяца покажут: - Сальдо сч. 20 - фактическую полную производственную себестоимость незавершенного производства; " Сальдо сч. 43 - фактическую полную производственную себестоимость готовой продукции на складе. Сумма всех затрат, учтенных по Д 90.2 составит фактическую себестоимость реализованной продукции (р,у). «Д-к» Дт20Кт10,70,69, Дт43Кт20, Дт90Кт43,Дт90Кт25,26.

В.20. Система калькулирования себестоимости «стандарт-кост»: сущность, особенности, достоинства, недостатки.Название «стандарт-кост» (Standard Costs) в широком смысле подразумевает себестоимость установленную заранее (в противоположность себестоимости, данные о которой собираются). Смысл этой системы заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В основе системы «Стандарт-кост» лежит предварительное нормирование затрат по элементам и статьям, составление нормативных калькуляций на основе действующих норм на отдельные виды изделий и их составные части, уточнение этих калькуляций по мере изменения действующих норм, раздельный учет фактических затрат по действующим нормам, по изменениям норм и по отклонениям по норм, возможность исчисления фактической себестоимости продукции путем алгебраического суммирования нормативной себестоимости и учтенных изменений за месяц норм.

Основной постулат «Стандарт-кост» - фактические показатели затрат всегда превышают нормативные, поскольку норма – это ставить задачи на будущее, помогать осуществлять эти задачи, минимальные затраты для данных условий, т.е. в действительности учет состоит в фиксации множества отклонений. Если же отклонений не возникало или фактические затраты меньше нормативных, то это значит, что была определена не предельно низкая норма затрат и ее нужно скорректировать. В системе «Стандарт-кост» невозможно перевыполнить план. Любые затраты в сравнении с нормами приводят к перерасходу средств, анализ которых является источником информации о неиспользованных ресурсах предприятия, его потенциале и неоправданных затратах. «Стандарт-кост» - система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начала производства стандартных калькуляций и учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов. «Стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг) материальных и трудовых затрат (могут заранее исчислены); «кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции. Характерные особенности: 1) основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед управляющим ставится задача не допускать отклонения; 2) не все предприятия отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те их них, которые используют текущие стандарты; 3) для отражения отклонений от стандартов выделяются специальные синтетические счета.

В.21. Графическое изображение поведения затрат. Поведение затрат - это их изменение в зависимости от объе­ма производства или уровня деловой активности.При изучении поведения затрат наиболее важной является классификация затрат на постоянные, переменные и условно-постоянные.Переменные затраты изменяются в связи с изменением объема производства или уровня деловой активности. Как правило, они ли­нейно зависят от уровня объема производства.Принято определять коэффициент реагирования затрат (К). Значение этого коэффициента определяют как отношение прироста переменных затрат (∆3пер) к приросту объема производства (∆V) Прирост переменных затрат ∆3пер К= Прирост объема производства = ∆V Рисунки: 1)Если К = 1, то имеет место прямо пропорциональная зависимость переменных затрат от объема производства, означающая, что затраты изменяются с той же скоростью, что и объем производства. 2) Если К > 1, то имеет место прогрессивная зависимость переменных затрат от объема производства, затраты увеличиваются бы­стрее, чем объем производства. 3)Если К < 1, то имеет место регрессивная (депрессивная) зави­симость переменных затрат от объема производства, которая озна­чает, что затраты увеличиваются медленнее, чем объем производст­ва 4) Во всех случаях отношение величины переменных затрат к объему производства (переменные затраты на единицу объема про­изводства) есть постоянная величина (рис. 4) 5) Величина постоянных затрат не зависит от объема производства и остается одной и той же при разных объемах производства 6) Величина постоянных затрат в расчете на единицу продукции (рис. 6) тем меньше, чем больше объем производства.

 

 

В.22. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Этот метод применяют в отраслях обрабатывающей пром-ти с массовьм и серийным пр-вом с разнообразной и сложной продукцией. В основе этого метода лежат технически обоснованные расчетные величины затрат (нормы) по мат-лам, рабоч. времени, денежным ресурсам на ед. продукции (р, у). Норматив. затраты материалов и труда основа-ны на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых ма-териалов и оборудования. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах. Все нормы в зависимости от длительности их действия и времени расчета подразделяют на текущие и плановые. Текущие нормы разрабатываются на каждый месяц и действуют в течение месяца. На их основе составляют сменные планы работ, отпускают мат-лы на рабочие места, оплачивают выполненные работы и составляют ежемесячные норматив. калькуляции по деталям, узлам, изделиям.Плановые нормы предусматриваю-тся квартальными и годовыми планами и являются средними на планируемый период. В основе норматив. метода лежаттекущие нормы. Основными элементами нормативного метода являются:• Составление норматив. калькуляций себес-ти на весь ассортимент продукции по действ. на нач. месяца нормам; • Оперативный учет изменений норм по технико-экономическим мероприятиям, объектам учета затрат и объектам калькулирования; • Выявление, документирование и учет отклонений от норм расходов по причинам их возникновения и виновникам, по местам и центрам затрат, группам однородных изделий и другим объектам калькулирования, а также по элементам и статьям расходов; • Систематизация факт. затрат на пр-во по объектам учета с подразделением на затраты по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм; •Исчисление факт. себес-ти отдельных изделий путем суммирования нормативной себес-ти по каждой статье и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам. Характерная черта нормативного метода - ведение сводного учета затрат на пр-во по цехам, по видам или одно-родным группам изделий с расчленением затрат по нормам, изменениям норм и отклонениям от них. При использовании норматив. метода состав-ся норматив. карты на детали и узлы, затем на основе карт –норматив. ведомости на цех, а после с учетом выпускаемых изделий рассчит-ся норматив. калькуляция на каждое изделие. Фактическая себес-ть продукции при норматив. методе определяется сложением суммы затрат по текущим нор-мам, отклонений факт. затрат от нормативных и величины изменений норм. 3 факт.=3 норм.+ -Откл+ -Изм.норм (ф.1) Фактическую себестоимость конкретного вида продукции можно установить двумя способами: 1. Если объектом калькулирования является отдельный вид продукции, то отклонение от норм и их изменение могут быть отнесены прямо на конкретный вид продукции. Тогда фактическая себестоимость рассчитывается по ф.1. 2. Если объектом учета является группа однородной продукции или изделий, то фактическая себестоимость каждого вида определяется путем распределения отклонений и изменений норм пропорционально самим нормам. Отклонение фактических затрат от установленных норм определяют различными методами. Для материальных затрат могут использоваться: - метод документирования; - метод партионного раскроя; - инвентарный метод. Методдокументирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья, материалов от установленных норм. Отпуск сырья и материалов производится по лимитно-заборным картам в соответствии с установленными нормами на месяц для каждого цеха. После того как выбрана месячная норма материалов, лимитно-^•юрные карты сдаются в бухгалтерию, а дополнительный отпуск сырья, материалов производится на основании требований. Метод партионного раскроя. На каждую партию отпускаемых материалов выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывается: количество материалов, поданных к рабочему месту, количество заготовок и отходов, которые должны быть из этого материала получены. В этом же листе отражается фактически полученное количество заготовок и отходов. Для выявления отклонений сопоставляют предусмотренный в раскройном листе нормативный расход материалов с фактическим. Этот метод используется в швейной, обувной пром-ти. Приинвентарном методе по истечении установленного промежутка времени (рабочая смена, сутки, пятидневка и д.п.) проводят инвентаризацию остатков неизрасходованных материалов на рабочем месте. Фактический расход материалов определяют, прибавляя к остатку на начало периода количество материалов, отпущенных на рабочее место за расчетный период, и вычитают остаток материалов, оставшихся на конец периода. Фактический расход сравнивают с нормативным и таким образом находят отклонение. Этот метод используется в пищевой, мясной, молочной и аналогичных видах пром-ти. Как правило, нормативный метод применяют в сочетании либо с позаказным, либо с попередельным методом калькулирования себестоимости. При использовании нормативного метода учет часто организуют с использованием сч.40 «Выпуск продукции». Прямые затраты по нормам относят на затраты пр-ва записью: Д 20 К10,70,69 - нормативные затраты. Косвенные нормативные затраты учитывают на счетах 25 и 26 и распределяют по видам продукции пропорционально выбранной базе: Д 20 К 25,26. Отклонение фактических прямых и косвенных затрат отражают на счетах: Д 20 К 10,70,69,25,26 - +-отклонения. В результате на сч.20 формируется фактическая производственная себестоимость продукции (р, у). При передаче готовой продукции из пр-ва на склад на величину ее нормативной себестоимости делают запись: Д 43 К 40 -нормативная пр-ная себесотимость. В конце месяца фактическую произв-ную себестоимость сданной на склад готовой продукции отражают в учете записью: Д 40 К 20 - фактическая произв-ная себестоимость. Отклонения фактической произв-ной себестоимости Д 40 от нормативной К 40 включают в полную себестоимость реализованной продукции записью: Д 90.2 К 40 - +- отклонения.

В.23. Анализ безубыточности производства и продаж.В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чис­той прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические ("мертвые") точки объема производства. Критической считается такая точка объ­ема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков. Анализ безубыточности производства определяет зависимо­сти между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имею­щимися в данное время производственными мощностями. В международной практике для определения критической точки используются методы уравнения, маржинального дохода, графический. Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле: Выручка от реализации продукции – Переменные затраты за этот же объем реализации – Постоянные затраты в общей сумме = Чистая прибыль от реализации продукции. Метод маржинального доходаразновидность метода уравнения основывается на формуле: Маржинальный доход = Выручка от реализации продукции - Переменные затраты на этот же объем реализации. Тогда Критическая точка = Постоянные расходы в общей сумме/ Маржинальный доход на единицу.Графический метод выявляет теоретическую зависимость со­вокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объе­ма производства на основе построения графиков экономиче­ской и бухгалтерской моделей безубыточности.На графике представлена одна точка безубыточности В и приемлемый диапазон объемов производства. При этом линия АК показывает постоянные затраты, АD — совокупные из­держки, отрезок КD характеризует величину переменных за­трат, ОС — выручку от реализации продукции. Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных издержек и доходов при уровне производства, который запланирован на будущее.

 

В.24. Методика определения критической точки реализации и расчета маржинальной прибыли. Крити­ческая точка это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Таким образом, кри­тической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализа­ции становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или долларами продажи. Основное уравнение нахождения критической точки: ВР = ПЗ + ФЗ. Пример. Нахождение критической точки. Компания выпускает столы. Переменные затраты составляют 50 у.е. на единицу, постоянные затраты — 20 000 у.е. за год. Продажная цена — 90 у.е. за единицу. Используя эту информацию и обозначив через X объем единиц продаж, мы можем написать уравнение 90Х = 50Х + 20 000; 40Х = 20 000; Х = 500, или в у.е.: 90*500 = 45 000.Можно сделать грубую оценку величин в критической точке, построив график для рассматриваемой компании. Критическая точка на графике лежит на пересечении линий суммарных затрат и суммарных доходов (выручки) от реализации, в этой точке выручка равна затратам. Маржинальная прибыльБолее простой метод определения критической точки построен на концепции маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль — превы­шение выручки от реализации над всеми переменными затратами, свя­занными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальная прибыль — это разница между выручкой от реализации и переменными затратами: МП = ВР-ПЗ. Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину прибыли: П = МП-ФЗ. Маржинальная прибыль за вычетом постоянных затрат = прибыль.Критическая точка (КТ) может быть определена как точка, в кото­рой маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение для критической точки в единицах продукции будет следую­щее: (МП на единицу • КТ в единицах) - ФЗ = 0. Преобразуя это уравнение, мы получим следующие равенства: 1. МП на единицу • КТ в единицах = ФЗ. 2. МП на единицу • КТ в единицах: МП на единицу = ФЗ: МП на еди­ницу. 3. КТ в единицах = ФЗ: МП на единицу. Для нашего примера: КТ в единицах = 20 000: (90 - 50) = 20 000:40 = 500.

В.25. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости.Учет фактических затрат – метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Этот метод, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Учет фактических затрат на производство строится на таких принципах, как полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета; учетная регистрация их в момент возникновения в процессе производства; локализация затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат; отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования; сравнение фактических показателей с плановыми. Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую (или «историческую») себестоимость. Недостатки метода: исключение возможности оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Все это предопределяет ограниченность использования данного варианта учета для принятия управленческих решений, осуществления оперативного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля.

 

В.26. Бюджетирование – краткосрочное планирование.Бюджет количественное выражение плана, средство кон­троля за его выполнением и метод регулирования. Основной бюд­жет предприятия охватывает производство, реализацию, рас­пределение и финансирование. Бюджетирование как метод управления за свой цикл вы­полняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям; суммирования всех коллектив­ных предложений; разработки проектов бюджетов; просчета вариантов плана; внесения коррективов; окончательного утвер­ждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей и учета меняющихся условий. Полные бюджетные системы включают не только проект­ные, но и отчетные данные. Они используются в планирова­нии, контроле, оценке результатов деятельности и совершенст­вовании процесса производства, калькулировании и оценке за­пасов. Бюджетирование, как и классификация затрат, отвечает различным целям управления. Преимущества бюджетирования проявляются в принуди­тельном краткосрочном и долгосрочном планировании ресур­сов предприятия, поведения конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стра­тегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности. Бюджетные данные более достоверны для сравнения при оценке результатов деятельности, чем данные прошлых перио­дов. В результатах прошлого периода скрыты недостатки, отри­цательные отклонения и тому подобные негативные факторы. Кроме того, за сравниваемый период могли произойти измене­ния в технологии, составе рабочей силы, а также смена про­дукции и общей экономической ситуации.

 

В.27. Виды бюджетов. Оперативный бюджет, этапы его составления. Под бюджетированием в управленческом учете понимается планирование. Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов. При бюджетном планировании используются прогнозные, статистические методы, бюджетный метод (моделирование деятельности предприятия через особый экономический инструмент - бюджеты). юджет– в упр. учете –это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет- директивный план будущих операций, он используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Цифры в бюджетах не должны быть слишком жесткими, они должны быль реалистичными, достижимыми, по возможности, документально обоснованными. Бюджет должен иметь способность к изменениям, приспособляемость к неожиданно возникающим обстоятельствам. По степени обобщения подразделяют: 1)Главный бюджет– скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия в целом. Он включает операционный бюджет (часть гл. бюджета, детализирующая через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков) и финансовый бюджет (прогнозирует денежные потоки организации, обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени). 2)Частные бюджеты (бюджет продаж; закупок; производственный; затрат труда). Оперативный бюджет.Этот бюджет также называется теку­щим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые опера­ции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организа­ции. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюд­жет товарно-материальных запасов и бюджеты расходов. БЮДЖЕТ ПРОДАЖ. Прогноз объема продаж является отправной точкой и, вероятно, критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж определяется высшим руководством на осно­ве исследований отдела маркетинга. БЮДЖЕТ РАСХОДОВ ПО ПРОДАЖЕ (КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ).В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбы­том продукции и услуг в будущем периоде. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.После установления планируемо­го объема продаж в натуральном выражении можно определить коли­чество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.БЮДЖЕТ ЗАКУПКИ/ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ.Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подго­товлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. БЮДЖЕТ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ.Этот бюджет определяет необходи­мое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированно­го объема производства, получаемое умножением количества единиц продуктов или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. БЮДЖЕТ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ.Данный бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых за­трат труда, которые должны быть понесены для выполнения производ­ственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели: ♦ интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию; ♦ аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычис­ления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период. БЮДЖЕТ ОБЩИХИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ.Этот бюджет представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с произ­водством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде.

В.28. Особенности составления статического и гибкого бюджета.В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие. Статический бюджет – бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Гибкий бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат. Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

В.29. Бюджеты закупок и продаж. Их составление и содержание. БЮДЖЕТ ЗАКУПКИ/ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ.Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подго­товлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для вы­полнения производственных планов. Использование материалов опре­деляется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материа­лов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки мате­риалов. БЮДЖЕТ ПРОДАЖ. Прогноз объема продаж является отправной точкой и, вероятно, критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж определяется высшим руководством на осно­ве исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями. Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздейст­вие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построе­ны на информации, определенной в бюджете продаж. БЮДЖЕТ РАСХОДОВ ПО ПРОДАЖЕ (КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ).В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбы­том продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших кон­тролеров, являются постоянными.

За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов не­сет ответственность отдел продаж.

В.30. бюджет производства. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.После установления планируемо­го объема продаж в натуральном выражении можно определить коли­чество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежним либо он должен быть увеличен или уменьшен. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой про­дукции и количестве единиц продаж разрабатывают производственный график. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж + требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода. Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного). На основе бюджета производства разрабатываются: бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении; бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.

 

В.31. Финансовый бюджет, его связь с оперативным бюджетом. Финансовый бюджет— это план, в котором отражаются пред­полагаемые источники финансовых средств и направления их использо­вания. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных за­трат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бух­галтерский баланс и отчет о финансовом положении. БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ.Определение направлений капи­тальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них явля­ется комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема со­стоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет. Все текущие бюджеты тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж — первый шаг в процессе составления бюджета. За ним может быть подготовлен бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). От прог­ноза продаж также зависит производственный бюджет, на основе кото­рого разрабатывается бюджет закупки/использования материалов, бюд­жеты трудовых затрат и общепроизводственных расходов. В большинстве случаев планы общих и административных расхо­дов и капитальных вложений принимаются на высших уровнях управ­ления. Однако значительная часть такой информации может быть об­работана на уровне подразделений организации и включена в перио­дические бюджеты. ПРОГНОЗНЫЙ ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ. На основе подго­товленных периодических бюджетов главный менеджер или директор по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестои­мости реализованной продукции согласно данным бюджетов использо­вания материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и до­бавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и администра­тивных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках. ПРОГНОЗНЫЙ ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ. Последним ша­гом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом, предполагая, что запланированная деятель­ность действительно будет иметь место. Как показано на схеме (см. с. 92), данные всех бюджетов используются для этих прогнозов. После подготовки сметы (бюджета) денежных средств, уже зная прог­нозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму ка­питальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский ба­ланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

Именно на этом этапе руководство должно решить, принять пред­лагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА. Всю ответственность за исполнение бюд­жета несет директор по составлению бюджета. Успешность этого про­цесса определяют два важных момента. 1. Необходимо точное и правильное понимание действий и целей всеми ответственными лицами организации. Все, кто вовлечен в ее дея­тельность, должны знать, чего от них ожидают, и получить указания, как достичь поставленных целей. 2. Не менее важна поддержка и система поощрений со стороны высшего руководства. Как бы ни был сложен процесс составления бюд­жета, он успешен только в том случае, когда руководители среднего и нижнего уровней убеждены, что высшее руководство действительно за­интересовано в конечных результатах и будет поощрять за выполнение запланированных целей бюджета.

 

В.32. Центры ответственности, их классификация.Система учета, в которой предусматривается составление отчетов по данным сравнения сметных (стандартных) показате­лей с фактическими, называется учетом по центрам ответст­венности. А каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется центром ответственности .Центр ответственности— это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров. Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и как любая система имеет вход и выход. Вход: сырье, материалы, полуфабрикаты, часы труда и разных типов услуг. Центр ответственности выполняет задан­ную ему работу с этими ресурсами. На выходе центра ответст­венности — продукция (продукты или услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Та­ким образом, деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности. Эффективная деятельность — производство заданного объема продукции при минимальном использовании производственных ре­сурсов, либо максимальное производство объема продукции при за­данном размере производственных ресурсов. В центре ответствен­ности действует принцип "затраты -> объем переработки сырья -> прибыль». По отношению к процессу производства центры ответствен­ности подразделяют на: основные и функциональные; по отно­шению к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические. Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные обеспечивают кон­троль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности. Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы кон­троля за отдельными затратами. Цель учета по центрам ответственности состоит в обобще­нии данных о затратах и доходах по каждому центру ответст­венности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении смет, где сравниваются фактические и сметные данные, называется уче­том по центрам ответственности. Организация учета, планирования и контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности показывает, что для оценки результатов деятельности каждого подразделе­ния необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности. Это особенно важно при внутрихозяйственных хозрасчетных отношениях.

В.33. Калькуляционные единицы. Объект калькулирования — это вид продукции, полуфабрика­тов, частичных продуктов разной степени готовности, работ и услуг определенной потребительной стоимости Объекты калькулирования имеют целенаправленные связи с калькуляционным учетом и калькуляционными единицами, ко­торые представляют собой единицу измерения калькуляционного объекта. В то же время это не просто единица измерения, она характеризует качество и потребительную стоимость калькули­руемого объекта. Все многообразие калькуляционных единиц, применяемых в практике калькуляционного учета, можно свести к следующим группам: 1. Натуральные единицы — штуки, тонны, килограммы, ки­ловатт-часы, литры, погонные метры и др. 2. Условно-натуральные единицы (обезличенные, укрупнен­ные, усредненные) — 100 пар обуви определенного вида; производственный заказ; тонна литья определенного вида, поковок, штамповок; один станкокомплект; 100 условных банок консервов; кубический метр железобетонных изде­лий; обезличенные швейные изделия одного прейскурант­ного номера и др. 3. Условные (приведенные) единицы — спирт 100%-ной кре­пости; сода каустическая с содержанием 92% едкого натра; минеральные удобрения в пересчете на процент действую­щего вещества (азота, фосфора, калия) и др. 4. Стоимостные единицы — 1000 руб. автомобильных и трак­торных запасных частей, инструментов и т.п. 5. Единицы работ — тонна перевезенного груза и др. 6. Единицы времени — машино-день, машино-час, нормо-час и др. 7. Эксплуатационные единицы — мощность, производитель­ность, параметры продукции и др. Условно-натуральные единицы часто применяют при каль­кулировании промежуточных продуктов. В большинстве случа­ев для калькулирования продуктов используется один измери­тель и, как правило, он совпадает с единицей измерения объема продукции, работ. При несовпадении единицы объема продук­ции и единицы калькулирования (например, штуки и единицы мощности) выбирается калькуляционная единица.

В.34. Центры затрат и их назначение.Центры возникновения затрат — это обособленные струк­турные подразделения предприятия, в которых можно организовать нормирование, планирование и учет издержек производ­ства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. Система учета предусматривает измерение расходов без из­мерения выхода продукции. Во многих случаях измерить про­дукцию либо невозможно, либо не нужно, например, объем ус­луг, оказываемых плановыми службами или бухгалтерией. На промышленных предприятиях центры возникновения затрат представляют собой отдельные объекты аналитического учета. Порядок обобщения расходов повторяет соподчиненность в организационной структуре управления. Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское бюро. ЦЗ могут входить в состав других более крупных ЦО. Центры затрат можно разбить на центры регулируемых, произвольных (частично регулируемых) и слабо регулируемых затрат. Для центра регулируемых затрат существует оптимальное соотношение между затратами и выпуском. Например, у производственного цеха существуют нормы расхода материалов, нормативная трудоемкость единицы продукции, а суммарные затраты на материалы и оплату труда определяются путем умножения нормативных затрат на единицу продукции на запланированный объем выпуска. Управление затратами таких центров осуществляют при помощи гибких бюджетов. Менеджер центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, так что деятельность его оценивается путем сопоставления плановых и фактических затрат на единицу продукции. Для центра произвольных затрат не существует оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности: фиксированная величина затрат для таких центров устанавливается по решению руководства предприятия в период разработки плана в зависимости от задач, поставленных перед такими центрами на предстоящий период. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, отдел маркетинга. Менеджеры центров произвольных затрат отвечают за соблюдение бюджета, а также за качественные показатели работы. Центр слабо регулируемых затрат отличается от центра произвольных затрат тем, что руководство предприятия практически не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает ее как заданную величину. Пример – медпункт на территории предприятия.

В.35. Сущность, значения и правила построения сегментарной отчетности. Сегментная отчетностьдолжна представляться в полных комплек­тах публикуемой финансовой отчетности, которые, как известно, состоят из отчетного бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменени­ях в капитале и примечаний к отчетности. Цель создания системы сегментарного учета и отчетности – это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решений. Система должна:1. обеспечивать конфиденциальность информации; 2. быть автоматизированной и универсальной; 3. затраты на ее внедрение и обслуживание должны быть меньше, чем получаемый от нее эффект. Этапы создания системы:1. формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности, которые в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат. По центрам ответственности осуществляется учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения); 2. кодировка статей затрат центров ответственности для их детального отражения в системе учета и для последующего составления сегментарной отчетности (здесь также необходима классификация расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные; разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые и т.д.); 3. организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту(включая разработку и предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса). Рекомендации по составлению внутреннего (сегментарного) отчета: 1. он должен быть адресным и конкретным – а) информация должна быть связана с информационными запросами конкретных управляющих центрами доходов или расходов; б) отчет должен быть адресован конкретному менеджеру; в) отчет должен содержать конкретную информацию под запрос и охватывать главное (ничего лишнего). 2. информация отчета должна быть оперативной (действующей на данный момент); 3. информация должна позволить улучшить будущую работу отдела; 4. формат отчета должен быть разработан и утвержден; 5. отчетность не должна быть перегружена расчетами; 6. отчет должен поддаваться устным комментариям. Периодичность составления, подробность, точность, конфигурация и сроки представления отчетности устанавливаются организацией самостоятельно. В основе составления отчетов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия: 1. детальность отчетов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя, которому они представляются; 2. отчеты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчетов нижестоящим менеджерам. Отчетность должна содержать информацию по отклонениям фактических показателей от плановых для реализации принципа управления по отклонениям, оно способствует: 1. оперативному выявлению факторов роста прибыли или причин убытка по каждому подразделению или продукту; 2. установлению ответственности за возникшие неблагоприятные отклонения.

 

В.36. Финансовые и нефинансовые критерии оценки деятельности центров ответственности. Финансовые критерии оценки деятельности центров ответственности В практике стран с рыночной экономикой наиболее часто исполь­зуют четыре показателя финансового характера: • прибыль; • рентабельность активов; • остаточную прибыль; •экономическую добавленную стоимость. Эти показатели непригод­ны для отражения эффективности работы центров затрат и доходов. Для контроля деятельности центров прибыли может использоваться лишь первый показатель.Три следующих (рентабельность активов, ос­таточная прибыль и экономическая добавленная стоимость) полезны для анализа результатов работы центров инвестиций (СБЕ). Расчет этих по­казателей предполагает наличие информации о стоимости активов, при­надлежащих сегменту, и о размере его обязательств. Прибыль бизнес-единицы определяется как разность между полу­ченной ею выручкой за проданную продукцию (работы, услуги) и по­несенными в связи с этим расходами. Для оценки деятельности биз­нес-единиц показатель дохода имеет не самостоятельное, а скорее прикладное значение. Лишь рассчитав значение прибыли подразделе­ния, можно определить размер двух других показателей — рентабель­ности активов и остаточной прибыли. Рентабельность активов (РА). Как отмечалось выше, этот показа­тель используется и в системе финансового анализа. С позиций управ­ленческого учета и анализа показатель рентабельности активов (РА) отражает эффективность использования средств, инвестированных в активы подразделения. Формула расчета рентабельности акивов вы­глядит следующим образом: Остаточная прибыль (ОП) — это прибыль, зарабатываемая подраз­делением сверх минимально необходимой нормы прибыли, устанавливае­мой администрацией компании. Экономическая добавленная стоимость (ЭДС),или управляемая прибыль. Данный показатель, появившись в бухгалтерском управлен­ческом учете экономически развитых стран относительно недавно (в начале 80-х годов XX века), к настоящему времени получил широкое практическое применение. Использование ЭДС для оценки деятель­ности руководителей СБЕ побуждает их действовать так, как если бы они были владельцами компании. Поэтому, наверное, этот показатель нередко называют ключевым фактором финансового здоровья фирмы. Как свидетельствует практика многих западных компаний, примене­ние ЭДС для измерения результатов финансовой деятельности позво­лило сократить затраты, более эффективно использовать активы, со­хранить капитал, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов. Экономическая добавленная стоимость может быть определена как разница между доходом, который компания заработала для держателей своих акций и облигаций, и доходом, который мог бы быть получен, если бы средства были инвестированы в другие компании при аналогичном уровне риска, т.е. вмененным доходом компании. Другими словами, ЭДС равна прибыли за вычетом стоимости всех обязательств компании.Нефинансовые критерии, оценки деятельности центров ответственности. Деятельность подразделений зависит от аспектов не только финан­сового, но и нефинансового характера — изобретательства, производитель­ности, качества изделий (услуг), отпущенных покупателям (заказчикам), уровня удовлетворенности покупателей и заказчиков обслуживанием. Эти факторы также нуждаются в понимании, совершенствовании и оценке. Многие организации (как западные, так и отечественные) заняты решением непростой задачи — подбором нефинансовых критериев в дополнение к существующим финансовым показателям. Наибольшая трудность заключается не столько в оценке (измерении) нефинансо­вых показателей, сколько в определении того, что должно быть оце­нено, чему следует уделить внимание, а что можно проигнорировать (во всяком случае, в данный момент). В связи с тем, что нефинансовые аспекты деятельности потенци­ально воздействуют на финансовые результаты предприятия, многие менеджеры пытаются измерить все, что связано с персоналом, произ­водственными процессами, продукцией и покупателями. Следует, од­нако, помнить афоризм «Зная все, мы не знаем ничего». Поэтому, из­мерив все, вместо необходимой информации мы в результате получим обширный массив не всегда годных к использованию данных. Определение информативного и управляемого набора финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности — это одна из основ­ных проблем управленческого контроля, стоящая перед администра­цией компании. Примерами нефинансовых критериев, репрезентативность которых снизилась с течением времени, могут служить показатели заполняемости и продолжительности пребывания пациентов в клиниках, статис­тика безопасности для атомных электростанций и даже уровень удов­летворенности обслуживанием покупателей и заказчиков. Отчеты ряда компаний свидетельствуют, что уровень удовлетворенности их клиен­тов уже превышает 90%, и его дальнейшего улучшения не ожидается. Рассмотрим подробнее один из упомянутых выше нефинансовых кри­териев — показатель удовлетворенности клиентов обслуживанием. Из­вестны различные методы его расчета. Наиболее простой (и наименее показательный) — метод письменного опроса, при котором какой-либо продукт или вид услуг оценивается по трех- или пятибалльной шкале. Результаты такого анкетирования трудно связать с финансовыми пока­зателями, и они не могут предсказать поведение клиентов в будущем.

В.37. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования.Трансфертные цены – это расчетно-условные внутренние цены на продукцию и услуги одного подразделения (центра), передаваемые другому подразделению (центру) той же организации. Они применяются в децентрализованных организациях. Задача, решаемая введением этих цен, - обеспечить правильную оценку результатов центров ответственности. Основные методы определение трансфертных цен: 1) рассчитываются на основании действующих рыночных цен; 2)применяются когда есть внутренние и внешние заказчики; 3)в основу расчета трансфертных цен закладываются издержки производства: - переменные; - полные; - по методу «Себестоимость +» (когда добавляют определенную норму прибыли); 4) договорные трансфертные цены применяются в организациях, в которых подразделения обладают достаточной степенью свободы. Рыночная основа трансфертных цен широко распространена в западных компаниях. Они применяют следующую формулу: ТЦ=ПИ+МД. Трансфертная цена должна быть равна сумме удельных переменных издержек на трансфертные продукты и удельного материального дохода, который теряется передающим подразделением в результате отказа продажи на сторону. Пр

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.