Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Европейская система защиты прав человека



Старейшей региональной организацией на Европейском континенте является Совет Европы1. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сен­тября 1953 г. Спустя 25 лет после принятия Конвенции ее уча­стниками стали все члены Совета Европы'.

Как подчеркивается в преамбуле Конвенции, ее участники поставили перед собой цель предпринять "первые шаги" для осуществления "некоторых прав", перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. И действительно, в Конвенции со­держится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека. Однако достоинство созданной системы состоит в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. Дополнительные прото­колы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав.

Однако ценность Европейской конвенции состоит не толь­ко в зафиксированных правах и свободах, но и в создании ме­ханизма их имплементации. Этот механизм является "уникаль­ным, жизненным и развивающимся'4.

1 Подробное см Энтин М.Л. Международные гарантии прав человек.!

Практика Совета Европы М , 1992

1 Подробнее см Дженкипс М., Кей Р., Бр-м)ли Э. Европейское право в области

прав человека (Практика и комментарии) М , 1997

1 МонСуотегу ^. Ор Ы. Р 36-37.



§ 1 Европепская система защиты прав человека


 



Какова же сущность механизма пмплементации, созданно­го Европейской конвенцией? На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия но правам человека и Европейский Суд по правам человека, которые на­делены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц. Любое государство-участник может на­править в Комиссию жалобу о том, что другая сторона наруша­ет положение Конвенции (ст. 24). Комиссия правомочна рас­сматривать также жалобы отдельных лиц, неправительствен­ных организаций и групп лиц о нарушении их прав участника­ми Конвенции. Жалобы рассматриваются только в том случае, если государство, против которого они поданы, признало по­добную компетенцию Комиссии (ст. 25). Постепенно все члены Совета Европы признали такую компетенцию не только Комис­сии, но и Суда.

Комитет министров Совета Европы рассматривал жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский Суд по правам человека. Дела в этот Суд передаются как Ко­миссией, так и государством-участником.

Созданный на базе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод контрольный механизм был в значительной степени результатом компромисса. В годы его создания члены Совета Европы не были готовы к отказу от части своих суверенных прав, переводу наднациональной за­щиты прав человека на более высокий уровень и предоставле­ние индивиду права па прямой доступ в Суд. Сейчас такие условия созрели.

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод, который предоставил индивиду, неправитель­ственным организациям и группам лиц возможность направ­лять петиции непосредственно в Суд. Этот протокол вступил в силу в октябре 1997 г. после того, как все государства-участни­ки подписали и ратифицировали его. Согласно протоколу Ев­ропейская комиссия по нравам человека упраздняется и един­ственным органом становится Суд. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и боль­шие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб 'будут решаться комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с рос-



Глава XVI. Региональное сотрудничество государств


 


том членов Совета Европы, п комитеты смогут быстро и оффек-тивно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жа­лоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты об­суждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Конвен­ции, а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и
за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета
Европы. Таким образом, созданный в соответствии с Европей­
ской конвенцией и протоколом № 11 механизм является, по
сути дела, наднациональной властью. Его учреждение потребо­
вало от государств — членов Совета Европы пересмотреть
сложившиеся стереотипы, касающиеся абсолютизации государ­
ственного суверенитета. Решения Суда, имеющие значение пре­
цедента, оказывают значительное влияние на формирование и
развитие доктрины европейского права. Ими в повседневной
практике руководствуются судебные органы государств-участ­
ников. Члены Совета Европы постоянно корректируют свое
законодательство и административную практику под влиянии?
ем решений Суда. Отвергая законность национальных судеб(т
ных решений, Европейский Суд побуждает государства пере»
сматривать действующее законодательство и практику его при|4
менения. •{'

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, долж?| на не только присоединиться к Европейской конвенции, по Ц[? внести в свое законодательство необходимые изменения, выте­кающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Деятельность контрольного механизма, созданного в рам­ках Совета Европы на основании многочисленных европейских конвенций, способствует унификации юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и свобод человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифи»!' цнровала Европейскую конвенцию о защите прав человека ^ основных свобод, Совету Европы и России но взаимной договор репное ги следует, на наш взгляд, установить строго определен' пый срок, в течение которого российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены в соответствие с европейскими стандартами.



§ 1 Европейская система защиты прав человека


 


И наконец, чтобы избежать наплыва частных жалоб в Ев­ропейский Суд, необходимы эффективно работающие внутри­государственные механизмы защиты прав и свобод человека, а также система гарантий реализации принимаемых законов.

Хельсинкский процесс. Наряду с Советом Европы значи­тельное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Эго Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наибо­лее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. под­писанием Хельсинкского Заключительного акта. Один из че­тырех основных разделов Акта, в котором были зафиксирова­ны совместные договоренности стран-учасгниц, относится к гу­манитарному сотрудничеству европейских государств и пра­вам человека.

Хельсинкский Заключительный акт определил направле­ния и конкретные формы сотрудничества государств в различ­ных областях, относящихся к правам человека, включая обра­зование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он явился той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Ка­нады в области прав человека.

Обсуждая предложения но контролю за выполнением сво­их обязательств по правам человека, государства — участники Венского совещания, приняв в 1989 г. Итоговый документ Вен­ской встречи, решили, что в своих взаимоотношениях они будут обмениваться информацией и отвечать на запросы друг друга о ситуации с правами человека па их территории. Они также согласились проводить двусторонние встречи в целях изуче­ния вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ, включая ситуации и конкретные случаи, связанные с наруше­нием прав отдельных людей. К этим ситуациям и конкретным случаям любое государство может привлекать внимание дру­гих участников СБСЕ. Все материалы по обмену информацией и изучению конкретных случаев но желанию любого государ-


518 Глава XVI. Региональное сотрудничество государств

ства-участника представляются па последующие Совещания СБСЕ1.

Эти процедуры постоянно дополняются новыми институ­тами и структурами. Развернутые решения по этому вопросу были приняты, в частности, в Праге в 1992 г.2

В Парижской хартии для новой Европы предусматрива­лось создание Парламентской ассамблеи СБСЕ, в которую дол­жны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специаль­ные органы с полномочиями рассматривать отдельные наруше­ния основных прав и свобод человека и принимать по ним обя­зательные решения.

В перспективе, по-видимому, возможно и объединение су­ществующих в Европе региональных органов в единую орга­низацию, в которую войдут все государства континента. Этот процесс практически происходит уже сейчас — в члены Сове­та Европы вступают восточноевропейские государства, что не­избежно приведет к реорганизации всех региональных струк­тур Европы.

События конца 80-х — начала 90-х гг. на востоке Европы кардинальным образом изменили геополитическую карту это­го континента. Социально-политические различия западноев­ропейских и восточноевропейских государств стали стираться. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого евро­пейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.