Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции контрольных органов, учрежденных международными конвенциями по правам человека



Наряду с деятельностью ООН все большее значение для защиты прав и свобод личности на международном уровне при­обретает функционирование конвенционных органов, учрежден­ных па основании ряда международных соглашений по правам человека, принятых после создания ООН.

Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека, одной из главных функций кото­рых является рассмотрение докладов государств, появилась срав­нительно недавно. До их создания, согласно решению, принято­му ЭКОСОС в 1965 г. по рекомендации Комиссии ООН по правам человека (резолюция 624 В (XXII)), члены ООН пред­ставляли Генеральному секретарю ООН ежегодные доклады относительно осуществления тех или иных прав.

Система представления докладов об экономических, соци­альных и культурных, а также гражданских и политических правах и свободе информации после вступления Пактов о пра­вах человека в силу была заменена новой процедурой, предус­мотренной в ряде международных договоров.

Как уже отмечалось, одним из первых контрольных орга­нов, созданных на основании международных конвенций в этой области, был Комитет по правам человека. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Функции контроля за соблюдением международных договоров наряду с ним вы­полняют еще пять органов: Комитет по расовой дискримина­ции (1970 г.), Комитет по ликвидации дискриминации в отно­шении женщин (1982 г.), Комитет но экономическим, соци­альным и культурным правам (1985 г.), Комитет против пы­ток (1988 г.), Комитет по правам ребенка (1990 г.).



Глава XV. Контрольные функции ООП


 


Время выявило определенные недостатки и в их работе. Исходя из ограничительного толкования международных со­глашений по правам человека, эти комитеты вначале обсуждали доклады государств-участников только на основе представлен­ной ими информации. Однако работа контрольных органов по­казала, что государства — участники международных согла­шений по нравам человека приукрашивают истинное положе­ние дел и зачастую представляют необъективную информацию. Поэтому члены различных комитетов стали постепенно прихо­дить к выводу о необходимости (в целях объективности п пол­ноты контроля) иметь право использовать любую информацию, а не только поступающую от государства.

Кроме того, десятки стран до сих пор не ратифицировали основополагающие соглашения по правам человека и поэтому не несут никаких обязательств но представлению докладов в конвенционные органы. Генеральная Ассамблея ООН неоднок­ратно выражала озабоченность этим и на каждой сессии при­нимала резолюции, настоятельно призывающие государства ра­тифицировать Пакты о правах человека и другие основопола­гающие документы в этой области. Практические меры для это­го ООН почти не принимала.

Одна из причин недостаточной эффективности работы кон­венционных органов состоит в том, что международные со­глашения по правам человека наделили их правом выносить в адрес государств лишь "общие замечания" или "общие реко­мендации". Так, в п. 4 ст. 40 Пакта о гражданских и политичес­ких правах указано, что Комитет по правам человека, рассмат­ривая доклады государств, правомочен делать только замеча­ния "общего порядка". Эта формула вызывает различные тол­кования как среди членов Комитета, так и среди юристов-меж­дународников. Правило 70 (3) Временных правил процедуры Комитета гласит: "Если на основании рассмотрения представ­ленных государством-участником докладов и информации Ко­митет решит, что оно не выполнило некоторых из своих обяза­тельств, налагаемых на него в соответствии с Пактом, он может в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Пакта сделать такие заме­чания общего порядка, которые он сочтет целесообразным"1.

1 Доклады Комитета по правам человека. Генеральная Аееамблся: Офпц. отчеты. Тридцать пятая сессия. Доп. 40/А/35/40/. Нью-Йорк. 1980.



§ 2. Функционирование конвенционных органов


 


Некоторые члены Комитета считали, что в общих замечани­ях следует выделить вопросы, представляющие интерес для ряда государств-участников, высказывания по проблемам осуществ­ления Пакта, характеру и объему прав и свобод, предусмотрен­ных в нем. Они выступали против оценки Комитетом осуществ­ления тем или иным государством-участником своих обязательств по Пакту, расценивая это как вмешательство во внутренние дела1. Другие члены Комитета полагали, что толкование и практика могут идти гораздо дальше формулировок Пакта-. Однако в ходе ра­боты Комитета предпочтение получила первая точка зрения.

В своих общих замечаниях, выносимых в соответствии с п. 4 ст. 40 Пакта, Комитет по правам человека дает толкование отдельных статей Пакта и предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. При этом он воздерживался от вынесения рекомендаций в адрес конк­ретных государств. Так, на одной из своих сессий Комитет дал толкование принципа равенства и запрещения дискриминации (ст. 2 и 3 Пакта), права семьи на защиту со стороны общества и государства (ст. 23) и потребовал от государств-участников предпринять законодательные и иные меры для их осуществле­ния5. Лишь в последние годы Комитет, как уже отмечалось, стал выносить в адрес государств конкретные замечания.

Следует особо отметить, что масштаб деятельности конвен­ционных органов постоянно расширяется, растет число обсуж­даемых ими докладов, получаемой информации. При этом мно­гие конвенционные органы дублируют работу друг друга. Так, Комитет по правам человека рассматривает такие вопросы, как запрещение дискриминации и равенство перед законом, кото­рые обсуждаются практически всеми другими конвенционны­ми органами. Существует параллелизм в работе конвенцион­ных органов и различных учреждений ООН.

Пытки, практикуемые во многих странах мира, рассмат­риваются Комитетом по правам человека, Комитетом против пыток, специальным докладчиком Комиссии ООН по правам человека по вопросу о пытках, специальным докладчиком Ко-

' См.: Доклады Комитета по нравам человека. Генеральная Ассамблея: Офнц.

отчеты. Тридцать пятая сессия. Доп. 40/А/35/40/.

' См.: там же.

1 См.: Генеральная Ассамблея: Офиц. отчеты. Сорок пятая сессия. Доп.

40/А/45/40 Нью-Йорк. 1990.


508 Глава XV. Контрольные функции ООН

миссии ООН по правам человека по вопросу о казнях без над­лежащего судебного разбирательства, или произвольных каз­нях, а также Рабочей группой по произвольным задержаниям Комиссии ООН по правам человека.

Представления от государств докладов требуют не только конвенционные органы, но и ряд главных органов ООН, а так­же специализированные учреждения Организации.

Другая важная причина невысокой эффективности рабо­ты конвенционных органов коренится в недостаточных пол­номочиях этих органов. Трудности возникают и потому, что многие нормы по правам человека сформулированы в общих выражениях и не имеют конкретных правовых границ.

Еще одна отмеченная выше причина — государства не представляют свои доклады в срок, не отвечают на запросы о дополнительной информации, искажают статистику. Сотни раз­личных решений, рекомендаций, замечаний, принимаемых как органами ООН, так и конвенционными органами, государства­ми не выполняются, и контроль за их осуществлением не ведет­ся. В то же время в рамках ООН создаются дополнительные органы, разрабатываются новые международные соглашения и факультативные протоколы.

В связи с этим не раз предлагалось объединить ряд кон­венционных органов, внести поправки в существующие между­народные договоры, расширить источники информации и т. п.1

Всемирная Конференция по правам человека, состоявшая­ся в 1993 г. в Вене, не приняла по этим вопросам каких-либо решений. Не предлагают ничего кардинального и рекоменда­ции совещания председателей договорных органов, проходящие ныне на регулярной основе. Они высказываются за постоян­ные консультации с государствами, лучшее финансирование, обеспечение документации и т. д. Однако эти меры не могут всерьез улучшить существующую систему. На наш взгляд, на­зрела необходимость в фундаментальной реорганизации кон­венционных органов.

Сейчас как никогда актуальна разработка Хартии прав человека для XXI в. Такое предложение уже было высказано американским профессором Бертраном Гроссом и автором

См.: Оос. Ш. А/668. 1989. 8 ноу.



§ 3. Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб


 


настоящего раздела1. Хартия прав человека для XXI в. долж­на объединить все существующие международные договоры ООП в данной области, а также ввести новые нормы и принци­пы, сложившиеся за последние годы.

Разработка и принятие такой Хартии — единственно ре­альный путь предотвратить создание новых международных' конвенционных органов, дублирование и их работе, распыление финансовых средств ООН, а также покончить с различной ин­терпретацией существующих норм и принципов по правам че­ловека. Принятие новой Хартии и создание единого органа по правам человека, работающего не от сессии к сессии, а постоян­но, наделение его полномочиями для принятия конкретных и обязательных для государств решений значительно повысят эффективность созданной системы, обеспечат лучшую защиту прав человека.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.