Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсмана)



Среди механизмов защиты прав и законных интересов граж­дан от произвола государственных органов управления и от злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмана, или, как он име­нуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т. д. Созданный впервые в начале XIX столетия в Швеции (1809), институт омбудсмана получил после второй мировой войны широкое распространение в европейских странах и других ре­гионах мира1. Особая популярность и авторитет данного инсти­тута объясняются многими демократическими чертами, харак­теризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности: независимым положением в системе государ­ственных органов; несменяемостью в течение всего срока пол­номочий парламента, которым он назначается2, правом законо­дательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсут­ствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т. д. Все эти принципы и процедуры способствуют выполнению ом-будсманом функций защиты прав и свобод человека от злоупот­реблений и произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц. Нельзя не согласиться с высокой оценкой, данной этому институту австрийским профессором, доктором права В. Пиклем: его создание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, меж­ду лицами, наделенными властью, и управляемыми^.

1 О динамике его развития свидетельствует тот факт, что если в начале 50-х гг. институт омбудсмана существовал только в двух государствах — Швеции и Финляндии, то в настоящее время более чем в 40 странах существует около 150 различных органов и структур, выполняющих функции омбудсмана. 2 Во многих странах дополнительной гарантией несменяемости служит н то обстоятельство, что срок пребывания омбудсмана в этом качестве на один год превышает срок легислатуры избравшего его парламента. Так, например, обстоит дело в Австрии, Дании, Великобритании, Франции 1 См.. РкМ V. ТЬе Рго1ес1юп он Ншпап К]^Ь1я Ьу !пе ОгЪсс о^ (;пс Аш1пап ОтЬисЬтап (УоИсчатуаН.чсЬагО // Аийпап — 5оу1с1 Кошк1-ТаЫс он 1Ьс о! Ншпап Ки^Мк. АгЬп^оп. 1992. Р. 156-157.



§ 2 Институт Уполномоченного но правам человека


 


В некоторых странах контрольные функции омбудсмана распространяются и на деятельность судебных органов, адми­нистрации тюрем, муниципальных органов. Широкие надзор­ные функции за деятельностью аппарата и должностных лиц всех уровней, которыми наделен омбудсман, определяют его высокий авторитет и широкое признание общественностью. Для характеристики этого института обратимся к трем наиболее интересным его моделям — шведской, которая возникла в 1809 г. и послужила прообразом для всех последующих, двум более современным — английской и французской, каждая из которых отмечена определенным своеобразием.

Институт парламентского омбудсмана в Швеции включа­ет несколько специализированных омбудсмаиов. Шеф-омбудс-ман занимается вопросами доступа общественности к офици­альным документам, а также к компьютерной системе и банкам персональных данных. К ведению омбудсмана по вопросам юстиции относится деятельность органов правосудия, полиции, тюрем. Специальный омбудсман осуществляет надзор за воо­руженными силами и пх отношениями с различными граждан­скими структурами. В особую сферу деятельности одного из омбудсманов выделен надзор за законностью в области соци­ального обеспечения и налогового обложения. В 1986 г. в Швеции был принят закон против расовой дискриминации и одновременно назначен омбудсман по этим вопросам. В его обязанности входит пресечение дискриминации в области тру­довых и социальных отношений (найма, оплаты труда, увольне­ний, аренды жилья и т. п.).

Осуществляя надзор за деятельностью различных сфер управления и правосудия, предъявляя обвинения государствен­ным должностным лицам, а с недавних пор и муниципальным, шведский омбудсман следит за поддержанием режима закон­ности во всех сферах управления. Он имеет доступ к любой документации, вправе запрашивать и получать информацию из любых источников. Заключения омбудсмана публикуются в ежегодных докладах Риксдагу.

В Великобритании институт омбудсмана был введен Зако­ном 1967 г. о Парламентском комиссаре по административным вопросам — парламентском омбудсмане. Закон установил ком­петенцию омбудсмана и порядок его деятельности, наделил его статусом, эквивалентным статусу судьи Высокого суда. Парла-



Глава XIII Защита прав человека в зарубежных государствах


 


ментский омбудсман назначается Королевой и имеет право за­нимать этот пост до 65-летнего возраста; по достижении этого возраста он может быть смещен только решением обеих палат парламента по предложению Королевы.

В соответствии с Законом парламентский омбудсман в пре­делах своей компетенции рассматривает жалобы граждан на любые действия министерств и ведомств, если эти действия не могут быть обжалованы в суде или трибунале. Особенность английского варианта омбудсмана состоит в том, что он не мо­жет начинать расследования по собственной инициативе. Граж­данин, желающий обратиться к омбудсмаиу, подает жалобу че­рез одного из членов парламента, который официально обра­щается к омбудсману с просьбой провести расследование по жалобе. Решение о том, начинать ли расследования, находится в полной компетенции омбудсмана. Норма о непрямой подаче жалобы была введена в закон в качестве своеобразного "филь­тра", что объясняется стремлением оградить омбудсмана от жалоб, не подпадающих под его юрисдикцию или подаваемых по незначительным поводам.

Жалобы принимаются только в письменном виде и только от граждан Великобритании, постоянно проживающих в стра­не, не позднее 12 месяцев со времени совершения обжалуемых действий или со времени, когда об этих действиях стало извес­тно гражданину. Однако и после истечения этого срока, если омбудсман сочтет, что имеются особые обстоятельства, он мо­жет принять жалобу к рассмотрению. По установившейся прак­тике омбудсман, прежде чем начать расследование, предприни­мает попытку склонить конфликтующие стороны к достиже­нию приемлемого компромисса.

Парламентский омбудсман проводит расследование, изби­рая его методы по своему усмотрению: он может проводить открытые слушания с правом сторон иметь законных предста­вителей или неформальные беседы. Статья 8 Закона о парла­ментском комиссаре наделяет омбудсмана правом требовать от любого министра, должностного лица и гражданина предостав­ления всей информации и документов, относящихся к делу.

Завершив расследование, омбудсман должен составить от­чет о его результатах, в котором содержатся рекомендации по существу дела. Отчет направляется члену парламента, по просьбе которого проводилось расследование; гражданину, обративше-



§ 2. Институт Уполномоченного по правам человека


 


муся с жалобой; должностному лицу, действия которого обжа­луются; руководителю соответствующего ведомства. Законом предусмотрена обязанность последнего проинформировать ом-будсмана о том, какие меры он намерен предпринять для устра­нения допущенной несправедливости. Ежегодно омбудсман направляет отчет о своей деятельности в специальный парла­ментский комитет (по делам парламентского омбудсмана), ко­торый на основе этого отчета оценивает его деятельность п ин­формирует об этом парламент. К сказанному следует добавить, что для выполнения своих функций омбудсман располагает аппаратом сотрудников в количестве около 80 человек, занима­ющихся сбором и истребованием документов и информации, опросом имеющих отношение к делу должностных лиц и сви­детелей.

Почти тридцатилетняя история деятельности омбудсманов в Великобритании показывает, что этот институт играет поло­жительную роль как средство внесудебной защиты законных интересов и прав граждан, когда они ущемляются должностными лицами центральных государственных и местных муниципаль­ных органов. Вместе с тем английская модель не свободна от некоторых недостатков. Его компетенция ограничена, в резуль­тате чего действия многих должностных лиц и организаций не могут быть обжалованы, н отсутствует прямой доступ граждан к омбудсману, его выводы и заключения имеют рекомендатель­ный, а не обязывающий характер. Проблемами совершенство­вания и обеспечения эффективности деятельности омбудсмана постоянно занимается специальный парламентский комитет, регулярно обсуждая вопросы, связанные с его компетенцией и юрисдикцией.

Институт омбудсмана, именуемого во Франции медиатором, был учрежден Законом от 3 января 1973 г. с поправками, вне­сенными Законом от 24 декабря 1976 г. Французский медиа­тор рассматривает жалобы граждан на действия государствен­ных органов и должностных лиц. Правом направления жалоб пользуются французские граждане, а также, согласно Закону 1976 г., имеющие вид на жительство иностранцы. Обязатель­ным условием при этом является подача жалобы через членов парламента — депутатов Национального собрания и сенато­ров. На практике, однако, в большинстве случаев депутаты без возражений направляют медиатору жалобы, полученные от сво-



Глава XIII. Защита прав человека в зарубежных государствах


 


их избирателей. Кроме того, члены парламента могут и по соб­ственной инициативе запрашивать медиатора по вопросам, от­носящимся к его компетенции. Статистические данные свиде­тельствуют, что количество ежегодно поступающих к медиато­ру жалоб постоянно растет. Обобщая результаты их рассмотре­ния, медиатор правомочен рекомендовать соответствующим го­сударственным структурам проведение необходимых, с его точ­ки зрения, реформ, способных улучшить взаимоотношения меж­ду администрацией и гражданами. В соответствии со ст. 11 За­кона от 3 января 1973 г. медиатор вправе предписать конкрет-^ ному органу или должностному лицу выполнить вступившее законную силу судебное решение в установленный им срок.

Французский медиатор наделен правом возбуждать дисцип-1 линарнос производство в отношении любого государственного!! служащего, действующего противоправно, или подать па него жа­лобу в суд, ходатайствовать о возбуждении против пего уголовно­го дела, выступать в суде в роли обвинителя. Медиатор впра-ве также предлагать внесение поправок к текстам действующих за­конодательных и административных актов. Согласно Закону все государственные органы обязаны в пределах своей компетенции проводить проверки и расследования, требуемые медиатором. Однако юрисдикционный контроль медиатора не свободен от ог­раничений: например, документы и материалы, относящиеся к на­циональной обороне, безопасности государства или внешней по-| литпке, находятся вне пределов его компетенции. В остальных! случаях медиатор может требовать от соответствующего государ-1 ственного органа любую документацию или материалы, касающи-1 еся дела, по которому он проводит расследование. Характерное и! для других моделей института омбудсмана ограничение состоит в | том, что если даже медиатор считает жалобу обоснованной, он не вправе сам принять решение об отмене оспариваемого админист­ративного акта. Он ограничивается лишь тем, что направляет в соответствующие органы свои рекомендации о проведении необ­ходимых мер для пресечения противоправной практики админи­стративных органов и должностных лиц; при этом особое значе-1 ние имеют ежегодные доклады медиатора о результатах его дея­тельности, представляемые в парламент.

Важной и широко распространенной формой деятельности! омбудсмана во многих странах является право законодатель­ной инициативы, которое позволяет ему вносить в парламент!



§ 3 Право на петицию


 


или правительство предложения об изменении и совершенство­вании законов и принятых на их основе нормативно-правовых актов в области прав и свобод человека. Кроме того, в некото­рых странах омбудсмап наделен правом подавать жалобы в конституционный суд (Испания, Австрия, Португалия и др.).

По мерс обогащения и универсализации каталога прав и свобод на международном и национальном уровнях соответ­ственно все более ощутимой становится необходимость специа­лизации правозащитной деятельности омбудсмана. Учреждает­ся омбудсман по вопросам равноправия женщин и мужчин (Финляндия), по делам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), по вопросам защиты прав потребителей и контроля за конкуренцией (Финляндия), по делам обороны, т. е. надзо­ра за положением дел в армии, действиями военной админист­рации и соблюдением прав военнослужащих (ФРГ, Дания).

Вместе с тем в рамках Совета Европы все более популяр­ной становится идея о создании института европейского омбуд-смаиа по правам человека, основной задачей которого являлось бы обеспечение равенства и справедливости для всех люден в этом регионе.

Как видим, основные демократические черты института омбудсмана — независимость, открытость и доступность для граждан — способствовали тому, что он обрел прочные пози­ции в системе правозащитных механизмов многих стран. Эф­фективное функционирование этого института в защите граж­дан от произвола и злоупотреблений со стороны разросшегося повсюду аппарата исполнительной власти обеспечивает авто­ритет и популярность омбудсмана в обществе. Учитывая этот позитивный опыт, Конституция РФ учредила должность Упол­номоченного по правам человека.1

Право на петицию

В сфере защиты прав и свобод человека значительное мес­то принадлежит конституционному нраву на петицию, кото­рым наделяются как индивид, так и объединения лиц. Обычно оно закрепляется в конституциях в качестве субъективного права

1 См Федеральны!! конституционный икон "Об Уполномоченном по правам человека в Россинскои Федерации" от 26 февраля 1997 г


||к:тиахИ| ' 71 /~\\Л\7 >^

Глава XIII. Защита прав человека в зарубежных гоеуд;

гражданина, а в некоторых странах предоставляется каждому, включая иностранцев. Традиционно употребляемый законода­телем и доктриной термин "петиция" охватывает такие ее раз­новидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают определенную деятельность государственных органов прежде всего в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также информируют пуб­личную власть о сложившемся понимании какой-либо обще­ственно значимой проблемы или интереса. В последнем случае! право подачи петиции становится осуществлением прннадле-| жащен каждому свободы выражать снос мнение.

В доктринах большинства западных стран (Германия, Ав­стрия и др.) петиции или обращения к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллекти­вов на процесс принятия политических и правовых решений. Отметим при этом, что в отдельных странах смысл и целевая направленность понятий "петиция" и "обращение" не совпада­ют. Так, во Франции петицию-жалобу вправе подать любой ин­дивид, в то время как право на обращение к публичным влас­тям с какими-либо позитивными предложениями предоставля­ется только гражданам. Иная картина в ФРГ, где право на петицию отнесено к основным правам н в силу этого его носи­телем может быть каждый, т. е. не только граждане ФРГ, но и иностранцы, апатриды, а равно германские юридические лица, объединения лиц частного права и т. п. При этом человек не должен заявлять непременно личные требования; он может выступать в защиту общих интересов.

Оформленные в виде письменных обращений за подписью конкретного индивида или группы лиц, петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсману и т. д., которые обязаны такое обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть по существу и о решении уведомить заявителя. В случае, если ходатайство или жалоба поступают не по адресу, они, как правило, пересылаются по принадлежности, о чем заин­тересованное лицо сразу же извещается. Такой широкий подход к праву петиции объясняется его важной функцией — способ­ствовать участию граждан или их объединений в процессе поли­тического волеизъявления, служить демократическим средством коммуникации и интеграции интересов людей, общества и госу-


§ 3 Право на петицию 437

дарства. Следует также отметить, что право петиции в такой трак­товке служит своеобразным средством контроля за государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от неза­конного вмешательства и посягательства со стороны государ­ства, его органов и должностных лиц. Особое значение этого права связано с тем, что оно не ограничено законом ни по содер­жанию (за исключением прямых оскорблений, клеветы или уг­роз, что карается уголовным законом), ни по срокам подачи. Важно и то, что петиции могут подаваться одновременно с ис­пользованием иных средств защиты прав и свобод человека.

Основными нормативными источниками, закрепляющими и регулирующими право петиции, являются конституции, пар­ламентские регламенты и законы. Так, в Конституции ФРГ оно записано в ст. 17 раздела об основных правах: "Каждый имеет право как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами и жалобами в компетентные учрежде­ния и органы народного представительства". Это право мы на­ходим и в п. "с" ст. 45 Конституции ФРГ, согласно которой Бундестаг формирует Комитет по петициям, обязанный разби­рать просьбы и жалобы, направляемые в парламент. В Законе о полномочиях Комитета Бундестага по петициям от 19 июля 1975 г. определяются и устанавливаются процедурные прави­ла деятельности Комитета при рассмотрении жалоб, главным образом его отношения по этому поводу с другими федераль­ными органами. В § 4 Закона предусматривается право Коми­тета заслушивать подателя петиции, свидетелей и экспертов; запрашивать все акты, информацию, за исключением секрет­ных материалов, которые являются таковыми по закону, иметь доступ во все учреждения (§ 1). Вопрос об отказе в принятии петиции решает высшая контрольная инстанция федерации; отказ должен быть мотивирован (§ 3). Суды и административ­ные органы обязаны оказывать Комитету необходимую помощь (§ 7). Комитет ежемесячно представляет парламенту доклад о рассмотренных петициях в виде общего обзора вместе с реко­мендуемыми решениями. Если вопрос о петиции решается неправильно или она вовсе не рассматривается, это считается нарушением права на петицию.

Определенным своеобразием отличается содержание это-|' го права в Австрии. Здесь существуют различные типы пети­ций. Парламентские — они по принадлежности направляют-

^ 15 Права человека



Глава XIII Защита прав человека в .зарубежных государствах!


 


ся в определенные отраслевые комитеты. На пленуме Нацией налыюго Совета такие петиции обсуждаются, только если был соответствующий запрос парламентариев. За весь период су­ществования Второй республики из направленных в Нацио­нальный Совет 100 петиций им были рассмотрены всего лишь две. Петиции могут также подаваться на имя Президента Рес­публики, который направляет их в соответствующий орган для рассмотрения по существу и с предписанием дать ответ.

Индивидуальные жалобы могут быть адресованы омбудс-ману, если они содержат сведения о правонарушающих дей­ствиях органов управления. Однако коллективные петиции по этим вопросам не принимаются омбудсманом, а направляются им в компетентные ведомства с предписанием разобраться. Получая такого рода петиции, омбудсман информирует о под­нимаемых в них проблемах парламент и указывает на целе­сообразность принятия определенных законодательных мер. Право на петицию не считается в Австрии юридическим сред­ством защиты, ибо никто не может претендовать на реализацию указанных в ней притязаний. Власти лишь обязаны принять петицию и ознакомиться с ее содержанием.

Во Франции это право восходит к периоду Великой фран­цузской революции 1789 — 1794 гг. В первом разделе Консти­туции 1791 г. оно получило прямое закрепление наравне со свободой совести и свободой собраний. В Декларации прав че­ловека и гражданина, провозглашающей право на петиции, подчеркивается его неотчуждаемый характер: оно "ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограниче­но". Несмотря на то, что ныне действующая Конституция (1958 г.) не содержит этого права, оно предоставлено и реали­зуется гражданами Франции на основании иных актов. Следу­ет прежде всего сослаться на ордонанс "О деятельности палат парламента" от 17 ноября 1958 г., в ст. 4 которого зафиксиро­вано, что правила представления письменных петиций устанав­ливаются регламентами этих палат. В принятом в 1959 г. Рег­ламенте Национального Собрания установлен порядок подачи петиций. Они вносятся в общий список в порядке поступления, при этом каждый уведомляется о номере своей петиции. Пред­седателю Национального Собрания петиции передаются депу­татами. В соответствии с Регламентом Председатель Нацио­нального Собрания должен направить петицию в постоянную



§ 4. Процедура "хабсас корпус"


 


парламентскую комиссию по вопросам конституционных зако­нов, законодательства и общего управления. Как правило, ука­занная комиссия назначает в связи с этим докладчика. Заслу­шав заключение докладчика, она правомочна направить пети­цию в другую постоянную комиссию Национального Собрания или соответствующему министру либо на рассмотрение непос­редственно Национального Собрания. Важно подчеркнуть, что в любом случае заявитель уведомляется о принятом комиссией решении. Для дачи ответа на петицию министру отводится трех­месячный срок, по истечении которого комиссия также вправе принять решение о передаче петиции на рассмотрение Нацио­нального Собрания. В этом случае составляется доклад, где воспроизводится полный текст петиции; доклад распространя­ется среди членов Национального Собрания, которые после его обсуждения принимают соответствующее решение.

Практика многих стран убеждает, что это право играет или потенциально может играть важную роль в процессе полити­ческого волеобразовання, выступая в качестве прямого воле­изъявления индивидов или их объединений, содействуя форми­рованию их общественного правосознания, а в конечном сче­те — процессу соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

§ 4. Процедура "хабеас корпус"

В системе юридических гарантий прав и свобод человека трудно переоценить значение специальных процессуальных правил и процедур, с помощью которых обеспечивается реали­зация и защита основных прав и свобод человека. Известно, что материальные права и свободы могут быть реализованы только посредством определенных процессуальных процедур, которые гарантируют особый порядок их защиты.

Возьмем, например, право на неприкосновенность личнос­ти. Оно обеспечивается определенными процессуальными нор­мами. Выделим одну из наиболее значимых процедур, приме­няемых в практике многих зарубежных стран, "хабеас корпус".. Это традиционное наименование судебного приказа, который направляется должностному лицу, ответственному за содержа­ние арестованного под стражей. Приказ предписывает доста-



Глава XIII. Защита прав человека в зарубежных государствах


 


нить арестованного в суд и сообщить о времени и причинах ареста. Впервые эта процедура была введена в Англии Зако­ном 1679 г. — НаЬеаз Согриз Ас±. Согласно Закону каждый задержанный или арестованный, а также и тот, кому было отка­зано в освобождении под залог, имеет право обратиться в суд с просьбой осуществить производство на основе "хабсас корпус".

8 соответствии с заявлением судья адресует требование уч­реждению, в котором находится задержанный, доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задер­жания или ареста. В судебном заседании по этому вопросу уча­ствует сам проситель или его законный представитель, а в слу­чае ареста — и общественный обвинитель, который должен де­тально объяснить суду мотивы ареста. Если суд принимает ре­шение о необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке произ­водства па основе "хабеас корпус", не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям.

Будучи исконным институтом уголовного процесса англо­саксонской системы судопроизводства и важнейшей формой су­дебной защиты прав личности, процедура "хабеас корпус" была органически воспринята правом США. В соответствии с разд.

9 ст. 1 Конституции каждый гражданин, подвергшийся аресту, вправе беспрепятственно обратиться в суд с ходатайством о проверке законности, обоснованности и правильности лишения его свободы (задержания, ареста). Если судья установит, что арест был произведен без достаточных оснований или с нару­шением установленных законом правил, он обязан немедленно освободить гражданина. Однако особенность американского ва­рианта состоит в том, что ходатайство об издании "хабеас кор­пус" может быть заявлено на любой стадии уголовного процес­са. Теоретически даже осужденный посредством этой процеду­ры может добиться прекращения дела, если убедит суд в неза­конности или необоснованности своего ареста, в силу чего суд должен будет признать незаконным и осуждение1. И хотя прак­тика свидетельствует, что судами удовлетворяется незначитель-

См.: США — Конституция и права граждан. М., 1987. С. 168.



§ 5. Административная юстиция


 


ное число таких ходатайств, предусмотренная американской Кон­ституцией процедура "хабеас корпус" представляет собой важ­ную гарантию восстановления справедливости и судебной за­щиты личности.

Процедура "хабеас корпус" широко применяется почти во всех странах континентальной Европы. Она получила зак­репление в конституциях и законодательстве ФРГ, Италии, Ис­пании, Австрии и других стран'. Соответствующие нормы со­держатся также в специальных законах о возмещении госу­дарством материального и морального ущерба за незаконный арест.

Поскольку праву на судебную проверку законности арес­та, воплощенному в процедуре "хабеас корпус", придается ог­ромное значение как выверенной и утвердившейся в практике правосудия норме, это право изложено в Международных пак­тах и региональных конвенциях по правам человека. Так, в п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод записано следующее: "Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд быстро решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно". И далее в п. 5 этой статьи предусмат­ривается, что "каждый, кто стал жертвой ареста или задержа­ния в нарушение положений данной статьи, имеет право на ком­пенсацию".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.