Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Защита по суду от произвола чиновников л



^

При всей первостепенной важности задачи обеспечить су-; дьям подлинную независимость нельзя забывать, что независи­мость сама по себе вовсе не самоцель, а лишь необходимое условие достойного выполнения судом возложенных на него функций. А вот каковы эти функции, что именно ждут от суда, каковы масштабы его деятельности — это главные вопросы, когда речь заходит о предметном содержании судебной влас­ти.

Судебную власть как одну из основных структур правово­го государства нельзя сводить к разбирательству конкретных дел, предусмотренных нормами гражданского или уголовного права. Такой подход себя изжил. Он был ориентирован па пре­жний суд, послушно выполнявший все указания "номенклату­ры" и не игравший никакой серьезной роли в театре абсурда, сценой которого, по несчастью, оказалась вся страна. Настоя­щая судебная власть может возникнуть в результате приобре­тения судом качественно новых функций, отнюдь не сводимых к тому, что раньше обычно именовалось правосудием. В кон­тексте системы сдержек и противовесов судебную власть ха­рактеризует не столько правосудие (в традиционном смысле), сколько юридическая возможность активно влиять на решения и действия законодательной и исполнительной властей, "урав­новешивать" их. Вот эти-то полномочия, когда они предостав­лены суду и используются судом, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

О судебном контроле за законодательной властью, о дея­тельности в этом направлении общих и арбитражных судов и, главное, о функциях и полномочиях Конституционного Суда было сказано выше (см. гл. X). Что касается судебного копт-роля за исполнительной властью, за чиновничеством, то вся ис­тория его становления — свидетельство упорнейшего сопро­тивления могущественного партийно-государственного аппарата любым попыткам хоть на йогу уменьшить его определяющее влияние на жизнь страны, се внутреннюю и внешнюю полити­ку, на судьбы граждан.



§ 5 Защита по суду от произвола чиновников


 


Когда в 1977 г. была принята Конституция СССР, то в ней привлекала к себе внимание сг. 58, предусматривавшая для граж­дан возможность обращаться в суд за защитой своих прав, если они ущемлены действиями должностных лиц, совершенными с нарушением закона, с превышением полномочии. Такая норма появилась в пашем законодательстве впервые, и это было не­сомненным прогрессом. Правда, ст. 58 предусматривала необ­ходимость соблюдать одно условие: подавать жалобы в суд "в установленном законом порядке". А вот закона такого не было. Его писали ровно десять лет. Десять лет люди не могли вос­пользоваться правом, которое они имели но Конституции. А ког­да в 1987 г. закон все же приняли, то он оказался столь ущерб­ным (хотя бы потому, что обжаловать разрешалось только еди-1 поличные, но не коллегиальные действия должностных лиц),[ что уже спустя три месяца в пего пришлось внести существен-! ные коррективы. Но и это не исправило уродца. В 1989 г.[ прежний закон отменили и вместо него утвердили новый. Ду-1 маете, лучший? Отнюдь. Произошло то, что обычно нроисхо-1 дит при пустопорожней операции, в просторечии именуемой[ "обмен шила на мыло". И в новом законе откровенно сказа­лись консерватизм мышления, боязнь перемен, подогреваемые] чиновничьими амбициями.

Как это — передать суду споры, которые испокон веку! разрешались самими ведомствами? Это же лишняя огласка, подрыв авторитета органов управления, покушение на их са­мостоятельность! Так считали многие депутаты, представители местной власти, хозяйственники, особенно руководители воен­но-промышленного комплекса. И ого буквально блокировало работу комиссии, вынужденной вместо шлифовки законопро­екта заниматься бесконечными увязываниями и согласования-] ми.

Между тем давно известно, что судебное разбирательство! имеет огромные преимущества перед решением спора в ад­министративном порядке. Как бы внешне благоприятно ни об­ставлялась для гражданина возможность обжаловать реше­ние должностного лица в вышестоящий орган управления (удобные часы приема, мягкие кресла для посетителей, веж­ливый клерк, принимающий жалобу и выдающий расписку на



Глава XI. Судебная защита прав и свобод


 


фирменном бланке с печатью), отношения, складывающиеся в результате подачи жалобы, всегда будут оставаться адми­нистративно-правовыми, т. е. такими, в которых па одной сто­роне гражданин со своими бедами и печалями, а па другой — орган административный, управленческий, нередко орган го­сударственной власти. Надо ли говорить, что гражданин чув­ствует себя далеко не уверенно, обращаясь с жалобой к на­чальнику того должностного лица, чье действие или решение он считает незаконным. А рассматривающее жалобу началь­ство не очень-то склонно признавать ошибку, допущенную работником подчиненного ему (и руководимого им) аппара­та. Вот и идет поток жалоб но восходящей, порождая спра­ведливые нарекания и отнимая уйму времени у самых личных инстанций.

Другое дело — подача жалобы в суд. Независимость суд (пусть пока и весьма относительная), отсутствие у суден какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, широкая глас­ность обсуждения, устное и непосредственное исследование всех доказательств — общепризнанные достоинства судебной про­цедуры. Гражданин и орган власти или управления (должнос­тное лицо) предстают перед судом в качестве сторон, имеющих равные процессуальные возможности доказывать правильность своих утверждений и оспаривать доводы противоположной сто­роны. Не робкий спор униженного просителя с всесильным хозяином служебного кабинета, а открытое состязание равно­правных участников судебного разбирательства. Ясно, что имен­но судебный контроль может стать серьезнейшим заслоном от бюрократических извращений, задевающих права и законные интересы личности.

Конечно, Закон СССР от 2 ноября 1989 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государ­ственного управления и должностных лиц, ущемляющих пра­ва граждан" приоткрыл людям путь к судебной защите от произвола и волокиты. Но только приоткрыл. Вне судебного контроля остались действия и решения руководства предпри­ятий, вузов, школ, больниц и т. п., ибо они не относятся к орга­нам государственного управления. Нельзя было жаловаться в суд на нормативные акты министерств и ведомств (инструк-


§ 5. Защита по суду от произвола чиновников 369

ции, правила и т. д.), хотя они затрагивали интересы отдель­ных лиц, на незаконные решения общественных объединений, в том числе политических партий (кто в то время мог посметь жаловаться на ЦК КПСС?!), на правительственные распоря­жения. Прежде чем обратиться в суд, надо было обязательно подать жалобу начальнику того должностного лица, чьи дей­ствия вызывают возражения. Да и пошлину придется платить, если вздумаешь жаловаться в суд. В общем, совсем непросто было воспользоваться своим конституционным правом она су­дебную защиту.

Именно из-за этих неоправданных ограничений тек в суды крохотный ручеек жалоб вместо огромного потока, который со страхом ожидался после провозглашения в Конституции права каждого на жалобу в суд. К примеру, в 1992 г. в суды Россий­ской Федерации поступило всего лишь 9965 жалоб па действия органов управления и должностных лиц. И это в стране с насе­лением почти 150 млн! Приведенные цифры красноречиво сви­детельствуют о слабой эффективности механизма судебной за­щиты, сконструированного в самом законе. Можно, конечно, пофантазировать и предположить другое: чиновники стали ува­жительнее относиться к людям, меньше кормить их обещания­ми и т. д. Только уж слишком фантастична эта явно ненауч­ная фантастика.

Чтобы закон о судебном контроле за исполнительной вла­стью действительно защищал права человека, надо исходить из принципа: по какому бы поводу ни возникало явное или еще не прорвавшееся наружу напряжение между граждани­ном, обществом и государством — заключение человека под стражу, обыск или осмотр в его жилище, ограничение свобо­ды передвижения, выезд из страны пли въезд в нес, отказ в регистрации партий и иных общественных объединений, при­остановление или запрещение деятельности средств массовой информации, запрет митингов и демонстраций, нарушение пред­принимателями договоров, споры по поводу регистрации кан­дидатов, проведения и итогов выборов, — во всех этих и во многих других случаях единственным арбитром между спо­рящими сторонами должен выступать суд. Возможность бес­препятственно обращаться в суд за защитой от любых актов


370 Глава XI. Судебная защита прав и свобод

исполнительной власти — первое условие всякой свободы. Именно такое, глобальное, решение дано в принятом 27 апре­ля 1993 г. Законе Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан".

Если сравнить его название с названием союзного Закона 1989 г., то сразу бросается в глаза отсутствие в нем перечня органов и лиц, чьи действия могут быть обжалованы. Это про­диктовано, во-первых, стремлением законодателя подчеркнуть максимально широкую возможность обжалования (любые, вся­кие действия и решения, от кого бы они ни исходили) и, во-вторых, эстетическим неудобством давать в названии закона длинный перечень тех, кто может нарушить нрава н свободы граждан. Такой перечень приведен в ст. 1 Закона: это все госу­дарственные органы (а не только органы государственного уп­равления), органы местного самоуправления, учреждения, пред­приятия и их объединения (в том числе частные, акционерные и смешанные), общественные объединения и должностные лица. В результате такой новеллы суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов лич­ности, что целиком отвечает духу и букве ч. 2 ст. 46 Конститу­ции РФ, устанавливающей: "Решения н действия (или бездей­ствие) органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Реализуя предписания Конституции, новый закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан Российс­кой Федерации. Лишь для одной категории граждан — военц нослужащих установлены некоторые особенности, обусловлен!! ные спецификой их деятельности. Военнослужащие могут обШ жаловать ущемляющие их права действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц в военныйсуд (ст. 4). Надо полагать, что жалобы па действия других органов и лиц (т. е. невоенных) военнослужащие вправе по­давать в общие суды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в принятом 21 декабря 1993 г. постановлении "О рас­смотрении судами жалоб на неправомерные действия, паруша-



§ 5 Защита по суду от произвола чиновников 371

ющие права и свободы граждан"1, граждане, уволенные с воен­ной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления п воинских должностных лиц, нарушив­ших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, либо в районный, либо в военный суд по своему ус­мотрению.

Вообще с наделением военнослужащих правом на судеб­ное обжалование все обстояло непросто. Дело в том, что союз­ный закон 1989 г. ни словом не упоминал об их праве обра­щаться с жалобами па начальство в суд. Но даже когда уда­лось получить согласие руководителей "силовых" ведомств на предоставление военным такого права, это не сняло проблемы. 28 апреля 1993 г. в ГПК РСФСР было внесено дополнение, которое существенно ограничило, по сравнению с рассматрива­емым Законом от 27 апреля 1993 г., права военнослужащих: новой нормой ГПК им было запрещено обжаловать^ суд "ин­дивидуальные и нормативные акты, касающиеся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации бо­евого дежурства, обеспечения боевой готовности) п государ­ственной безопасности Российской Федерации" (п. 2 ст. 2390. Эта норма — плод явного недоразумения. Содержащиеся в ней ограничения в силу своей аморфности и неопределенности фактически полностью лишают военнослужащих права на су­дебную защиту, ибо любая их жалоба может быть отклонена судом по мотиву, что она касается, прямо или косвенно, оборо­ны п безопасности страны'. Эти ограничения действительно были записаны в одном из проектов Закона "Об обжаловании в суд...", но в ходе обсуждения были отвергнуты парламента­риями и не вошли в его окончательную редакцию. Тем не ме­нее они по досадной оплошности попали в текст совсем друго­го, процедурного закона и сохраняются в нем по настоящее время. Нет сомнений, что в новом ГПК РФ ошибка будет ис­правлена.

1 См . Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994 № 3.

с 4-7

- Указанные ограничения в принципе распространяются па жалобы любых граждан, но практически они, понятно, могут быть чаще всего использованы при рассмотрении жалоб именно военнослужащих



Глава XI. Судебная защита прав и свобод


 


К действиям (решениям), которые могут быть обжалова­ны в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), если ими: 1) нарушены права и свободы граждани­на (например, ему отказывают во въезде в какую-либо мест­ность Российской Федерации); 2) созданы препятствия осу­ществлению гражданином его прав и свобод (к примеру, из-за отсутствия в отделении милиции делопроизводителя гражда­нину не выписывают заграничный паспорт); 3) па пего неза­конно возложена какая-либо обязанность (например, воинс­кая обязанность, если гражданин в силу своих религиозных убеждений настаивает на альтернативной службе); 4) он неза­конно привлечен к какой-либо ответственности (материаль­ной, дисциплинарной и др.). Исходя из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, гражданин вправе подать в суд жалобу на отказ соответствующих органов исправить запись нацио­нальности в паспорте; на отказ выдать визу на выезд за гра­ницу; па решения государственных органов или органов мес­тного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы района, области, об установлении дополни­тельных пошлин и сборов; на решения о наложении штрафов, принятые лицом, не уполномоченным налагать такие взыска­ния, и т. д.

Решения, которые гражданин вправе обжаловать в суд, могут быть как нормативными, так и правоприменительными актами. В этом смысле суду подконтрольны указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, если ими в конкретной ситуации нарушены граж­данские права и свободы. Решения в форме правопримсни-тсльных актов — это чаще всего различные приказы, распоря­жения и т. п.

Пределы действия рассматриваемого российского закона принципиально иные, чем прежнего союзного. Предметом су­дебного обжалования могут стать как индивидуальные, так и нормативные акты (по союзному закону — только индивиду­альные). Из этого общего правила предусмотрены лишь два исключения: не подлежат обжалованию акты, проверка кото­рых отнесена к исключительной компетенции Конституцион­ного Суда РФ (на федеральном уровне это касается законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,




§ 5. Защита по суду от произвола чиновников 373

Государственной Думы, Правительства РФ)', и акты, для кото­рых законодательством предусмотрен иной порядок судебно­гоих обжалования (ст. 3 Закона).

Последнее обстоятельство важно подчеркнуть потому, что союзный Закон исключил из сферы судебной защиты все дей­ствия государственных органов, ущемляющие права граждан, для которых законодательством был установлен иной, т. е. не судебный, а административный, порядок обжалования. Это ка­салось множества актов, и с каждым новым законом число их могло увеличиваться, что делало чиновников абсолютно неуяз­вимыми для суда. Российский же Закон исходит из того, что все без исключения действия и акты могут быть обжалованы в суд, только порядок такого обжалования различен (гражданс-ко-процессуальный, уголовио-процессуальный и т. д.). Напри­мер, если у гражданина вызывает тревогу экологически вред­ная деятельность конкретного предприятия, то жалобу в суд он должен подать не на основании рассматриваемого нами закона, а со ссылкой на Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., которым предусмотрен исковой порядок рассмотрения заявлений граждан. Исковой порядок установлен и для обжалования в суд актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (ст. 136, 137 Налогового кодекса РФ, принятого 31 июля 1998 г.). Впервые предусмотрена возможность для осужденных и иных лиц об­жаловать в суд действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г.). Если арестованный по уго­ловному делу жалуется в суд на незаконность и необоснован­ность ареста или продления срока содержания под стражей, то судебная проверка жалобы производится в соответствии с нор­мами ст. 220' и 2202 УПК РСФСР.

Вообще надо сказать, что если до перестройки можно было буквально по пальцам пересчитать законы, в которых со-

1 По мнению Н.Г. Салпщевон, ни в одном законе "вообще не определяется исключительная компетенция Конституционного Суда РФ" (Салищева Н.Г. Судебный контроль за действиями п решениями органов исполнительной власти // Общая теория прав человека. М., 1996. С. 318). Это мнение ошибочно, оно не соответствует действующему законодательству и прежде всего ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, исчерпывающе определяющей акты, проверять которые уполномочен только Конституционный Суд и никто другой.

Права человека


374 Глава XI. Судебная защита прав и свобод

держались нормы о праве граждан обращаться в суд за защи­той своих прав, то среди принятых в последние годы вряд ли удастся отыскать закон, где отсутствовала бы такая важная га­рантия. И это очень обнадеживающая тенденция'.

Действующий Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" существенно облегчил гражданину путь к суду. Он (в отличие от Закона 1989 г., о чем говорилось выше) определил, что гражданин впра­ве сам решать, кому направить жалобу — либо сразу в суд, либо сначала вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.

Путь к суду облегчается и установлением альтернативной подсудности жалобы: гражданин может подать се в суд либо по месту нахождения органа или должностного лица, чьи дей­ствия обжалуются, либо по своему месту жительства. В Законе 1989 г. такого выбора не было: гражданин в любом случае должен был искать адрес ответчика, посылать жалобу или сам ехать (как правило, не один раз) в соответствующий суд. Мож­но себе представить, во что это обходилось жалобщику, если он жил, скажем, во Владивостоке, а ответчик (министерство, уч­реждение, предприятие и т. п.) располагался в Москве. Чтобы человека не остановила боязнь больших расходов, закон пре­дусмотрел, что суд может освободить жалобщика от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Принципиально новой является норма ч. 6 ст. 4 рассмат­риваемого Закона, позволяющая суду, принявшему жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициати­ве приостановить исполнениеобжалуемого действия (реше­ния). Реализация такого права в ряде случаев может предотв­ратить наступление вредных для гражданина последствий.

Наконец, нужно отметить четкую норму о характере реше­ния, принимаемого судом по жалобе: "Установив обоснован­ность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение)

1 Впрочем, продолжает дейетвовать ряд законодательных актов, правда вступивших в силу до принятия нынешней Копстнтуцин РФ, в которых пет ни слова о возможности для гражданина обращаться с жалобой в суд. Это, в частности, .чаконы "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (1992 г.), "О частной детективной и охранном деятельности в Российской Федерации" (1992 г.), "О милиции" (1993 г.), "О федеральных органах налоговой полиции" (1993 г ), Таможенный кодекс РФ (1993 г.). Указанные акты должны быть приведены в соответствие со ст. 46 Конституции Российской Федерации.


§ 5. Защита по суду от произвола чиновников 375

незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает нарушенные права и свободы" (ст. 7). Таким образом, исходным пунктом судебного решения являет­ся признание обжалуемого действия (решения) незаконным. Вслед за этим суд принимает или предписывает принять меры к восстановлению справедливости. Причем закон не содержит исчерпывающего перечня таких мер, он позволяет суду любым способом ("иным путем") обеспечить восстановление нарушен­ных прав и свобод гражданина. Разумеется, если суд признает обжалуемое действие (решение) законным, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В декабре 1995 г. в Закон "Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан" были внесены некоторые изменения и дополнения. Эти поправки еще более усиливают судебную защиту прав граждан: теперь мож­но жаловаться в суд на действия и решения не только должно­стных лиц, но и любых /.осу дарственных служащих. Тем са­мым создан механизм реализации ст. 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", принятого 31 июля 1995 г. Пункт 5 этой статьи гласит: "Госу­дарственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан". Следова­тельно, такая ответственность наступает по судебному решению.

Важно отметить, что по суду отвечают перед гражданами не только государственные, но и муниципальные служащие, если закон приравнивает их к государственным служащим (ст. 1).

В Законе от 27 апреля 1993 г. ни слова не было сказано об ответственности за бездействие, повлекшее нарушение прав и свобод граждан. И это, конечно, позволяло оставаться безнака­занными многим волокитчикам и бездельникам. Между тем право граждан жаловаться в суд на бездействие органов и дол­жностных лиц закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции Российс­кой Федерации, а также в уже цитированной ст. 14 Федераль­ного закона об основах государственной службы. В результате поправок, внесенных 14 декабря 1995 г., рассматриваемый нами Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан" установил судебную ответствен­ность и за бездействие,если оно привело к нарушению прав и свобод граждан (ст. 2).



Глава XI. Судебная .защита прав н свобод


 


Поправки предоставили гражданам дополнительные гаран­тии реализации их права на получение информации.Они яви­лись ответом на постановление Государствен ион Думы от 10 фев­раля 1995 г. "О выполнении в Российской Федерации статьи 2' Конституции Российской Федерации", в котором подчеркнуто, что свободы граждан в сфере информации "слабо закреплены правовыми и организационными механизмами.., целые слон об­щества не имеют возможности выражать в средствах массовой информации свое мнение.., многие средства массовой информа­ции монополизированы органами исполнительной власти, вслед-* ствие чего не обеспечивается обратная связь граждан с государ­ственной властью". По мнению Думы, такая ситуация негативно влияет па эффективность государственного управления. В ре­зультате поправок в Законе "Об обжаловании в суд действии и решений, нарушающих права и свободы граждан" появилась новая норма: "Каждый гражданин имеет право получить, а должност­ные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, не­посредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на инфор­мацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Граж­данин вправе обжаловать как вышеназванные действия (реше­ния), так и послужившую основанием для совершения действия (принятия решений) информацию либо то н другое одновре­менно" (ст. 2). В Законе дается также общее определение сведе­ний, относящихся к официальной информации. Это сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государ­ственных органов, органов местного самоуправления, учрежде­ний, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершив­ших действия (принявших решения), с установленным автор­ством данной информации, если она признается судом как осно­вание для совершения действий (принятия решений).

Защищая интересы граждан, поправки регулируют распре­деление обязанности доказыванияперед судом. Па органы и лица, чьи действия (решения) обжалуются, возлагается процес­суальная обязанность документально доказать законность об­жалуемых действий (решений). В то же время гражданин ос­вобождается от необходимости доказывать их незаконность.



§ 5 Защита по суду от произвола чиновников 377

На нем лежит только одна обязанность — подтвердить сам факт нарушения его прав и свобод (ст. 6). Такое регулирова­ние обязанности доказывания, вне всяких сомнений, облегчает гражданину его процессуальную задачу в суде.

Выше уже было сказано, что ст. 7 рассматриваемого россий­ского Закона четко регламентирует содержание решения по жалобе. Главное в нем, если суд признает жалобу обоснован­ной, — возложение на виновного обязанности удовлетворить требование гражданина, восстановить его нарушенные права и свободы. Но пробелом этой нормы было отсутствие в ней указа­ния, должен ли виновный нести ответственность за свои незакон­ные действия. Поправки к закону, принятые 14декабря 1995 г., устранили этот пробел. Теперь ст. 7 возлагает на суд обязан­ность определить в решении также и ответственностьгосудар­ственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения, дол­жностного лица, государственного служащего за действия (ре­шения) или бездействие, приведшие к нарушению прав и свобод граждан. В частности, если речь идет о действиях (решениях) государственных служащих, то по представлению суда к ним могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о непол­ном служебном соответствии, увольнение. Кроме того, по реше­нию суда гражданину должны быть возмещены убытки и мо­ральный вред, причиненные незаконными действиями (решени­ями), а также представлением искаженной информации.

Как уже отмечалось, в 1992 г. (в последнем году действия союзного Закона, регулировавшего порядок судебного обжало­вания), в суды поступило лишь 9965 жалоб граждан. Но уже во второй половине 1993 г., когда стал применяться новый российс­кий Закон, число поданных в суд жалоб составило 12526, т. е. их стало больше, чем за весь предыдущий год. В 1994 г. жалоб было 27767, в 1995 г.-32054, в 1996 г.-41819, в 1997 г.-76767, а в 1998 г. — 107000. Таким образом, за последние пять лет число обращений граждан в суд увеличилось в семь с лишним раз, что свидетельствует о неуклонном росте доверия к судебной власти. Этот рост объясняется еще и тем, что в подавляющем большин­стве случаев люди действительно находят у суда защиту: в 1995 г. было удовлетворено 74,1 процента поступивших в суд жалоб, в 1996 г.-74,4, в 1997 г.-83,5, в 1998 г. - 85 процентов.



Глава XII. Административно-правовые формы яащить


 


Благодаря принятым в последние годы законоположения^
судебная власть медленно, но верно обретает силу, становится
серьезным фактором политического и правового развития об!
щества. Новые законы о суде и практика их применения иод|
тверждают апробированный мировым опытом вывод, что в м
ханизме юридических гарантий прав человека защита по су
занимает центральное место. Суды сегодня — та послсдня
инстанция, куда обращаются за защитой, когда считают исчер$|
панными все возможности добиться правды у чиновников нл]||
справедливо решить иной назревший конфликт. Поэтому двп4
жеиие к правовому государству и гражданскому обществу, |;
рамках которых только и мыслима подлинная свобода личное*
ти, возможно лишь на пути создания в Российской Федерации,
независимой и авторитетной судебной власти. Первые шаги в
указанном направлении уже сделаны, и это дает основание рас!|
считывать на успех. *|

Глава XII |;

Административно-правовые формы защиты прав ] „

и свобод человека и гражданина \\

Административно-правовые формы защиты прав челове­ка и гражданина предопределяются прежде всего издавае­мыми в соответствии с Конституцией федеральными консти­туционными законами и федеральными законами, устанав­ливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с инди­видами, обязанности соответствующих органов и формы за­щиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно выделить следующие формы:

1. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти.

2. Административный (внесудебный) порядок обжалова­ния актов органов исполнительной власти, когда жалоба на дей-


§ 1 Защита прав и свобод в сфере исполнительной власти 379

ствие нижестоящего органа (должностного лица) передается на рассмотрение вышестоящего по соподчиненное™ (суборди­нации) органа.

3. Специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента за за­конностью и целесообразностью действий и актов Правитель­ства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов испол­нительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяй­ства и социально-культурной сферы в целях обеспечения за­конности, охраны социально-экономических нрав граждан, ох­раны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жи­лищных и иных нрав человека, создания благоприятных эколо­гических условий и т. п.

4. Прокурорский (общий) надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных ми­нистерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполни­тельной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, органами местного самоуправления. Осо­бым видом общего надзора прокуратуры в сфере исполнитель­ной власти является надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина.

5. Значительную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Его отношения с органами исполнительной власти урегулированы федеральным конституционным законом.

•В данной главе рассматриваются некоторые из перечис­ленных форм защиты прав граждан. При этом учитывается, что судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти рассмотрен в XI главе.


I

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.