Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Право на судебную защиту



Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Кон­ституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Местоимение "каждому"



§ 2 Право на судебную защиту


 


означает, что право па защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, сме­шанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсио­неру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находяще­муся под следствием или судом либо уже отбывающему нака­зание, имеющему постоянное место жительства или скитающе­муся по городам и весям, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т. д. Это право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права п свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в Конституции, отраслевых законах, других нормативных пли ин­дивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судеб­ную защиту имеет универсальный характер, оно пе знает ника­ких исключений. В этом смысле рассматриваемая норма Кон­ституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными в ст. 8 Всеобщей декларации прав чело­века: "Каждый человек имеет право па эффективное восста­новление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему Конститу­цией или законом".

Конституционно гарантированное право на судебную за­щиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне ко­торого находится лицо, обратившееся за защитой, а на дру­гой — суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и при-пять законное и обоснованное решение. Но — и это очень специфично — охранительный аспект права на судебную за­щиту действует изначально и постоянно, он "работает" п до возникновения юридического факта (подачи жалобы), порож­дающего правоотношение. Всякое заинтересованное лицо яв­ляется субъектом процессуального права на обращение в суд (ст. 3 ГПК), по участником процессуального -отношения оно становится только после того, как в результате его инициативы это правоотношение возникло и сконструировалось в виде оп­ределенного набора прав и обязанностей между подавшим жа-



Глава XI. Судебная защита прав и свобод


 


лобу, соответствующим судом и другими лицами, участвующи­ми в деле.

Что касается суда как участника процессуального отноше­ния, то независимо от того, какой именно суд рассматривает и разрешает конкретную жалобу, он действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия конституционных принци­пах: законности, гласности, состязательности, равноправия сто­рон, уважения чести и достоинства личности, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением зако­на, и др.

Обязанность рассматривать обращения граждан возложе­на на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего это федеральные суды общей юрисдикции (районные, кра­евые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верхов­ные суды республик, суды автономной области, автономных ок­ругов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, окру­гов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правил о подсудности.

Эти правила предусматривают три вида подсудности: 1) предметную (по роду, характеру дел); 2) территориальную (в зависимости от места совершения преступления, места окон­чания предварительного расследования, места проживания ис­тца или ответчика); 3) персональную (она зависит от характе­ра деятельности или должностного положения подсудимого). Обращение гражданина в суд регулируется заранее установ­ленными законом и потому общеизвестными правилами. Эта общеизвестность позволяет каждому рассчитывать на рассмот­рение его жалобы не специально подобранным по чьей-то воле судьей, а только тем, который еще до возникновения у данного лица потребности в судебной защите был предопределен зако­ном.

Здесь следует напомнить о чрезвычайно важном принци­пе, впервые сформулированном в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ: "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено



§ 2. Право на судебную защиту


 


законом". Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на "своего" судью (см., например, ст. 101 Конституции ФРГ), никогда не фигурировало у нас, даже тео­ретически, среди прав человека и гражданина. Практика же в необходимых случаях обращалась к нормам УПК и ГПК, в которых предусмотрены различные основания и способы изме­нения установленной законом подсудности дел. Среди них — изъятие вышестоящим судом любого дела, подсудного ниже­стоящему, и принятие его к своему производству или передача дела в другой нижестоящий суд. Причем основания изменения подсудности сформулированы беспредельно широко: "...в це­лях наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела, а равно в целях наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства дела" (ст. 44 УПК, ст. 123 ГПК). Это практически исключало возможность проконтро­лировать действительную надобность в изменении подсуднос­ти. Более того, в такой неопределенности были потенциально заложены неограниченные возможности для манипулирования делами и судами в политических, карьеристских и иных дале­ких от правосудия целях. И уж, конечно, обвиняемый не мог быть уверен, что никакому другому суду, кроме того, который определен законом, не будет позволено распорядиться его дос­тоинством, имуществом, свободой и тем более жизнью. Не было уверенности в законности суда и у сторон в гражданском про­цессе.

Поправки, внесенные в УПК и ГПК в 1995 — 1996 гг., час­тично исправили положение. Они установили, что истребова­ние дела в вышестоящий суд допускается только с согласия или по ходатайству обвиняемого (по уголовным делам) либо с согласия сторон (по гражданским делам). Однако закон по-прежнему оставляет на усмотрение председателя суда субъек­та Федерации возможность передавать дела из одного ниже­стоящего суда в другой того же уровня без согласия сторон и, главное, не требуя от него вынесения мотивированного процес­суального акта с указанием конкретных причин изменения под­судности, т. е. акта, который позволил бы в случае необходимо­сти проверить обоснованность такой крайней меры. Как указал Конституционный Суд РФ, рассмотревший соответствующие жалобы граждан, установленный ст. 44 УПК и ст. 123 ШК по­рядок изменения подсудности не исключает возможности ре-


г

 


Гл;ша XI. Судебная .защита прав и свобод

§ 2. IIрано на судебную защиту



 


 


темня вопроса о передаче дела в тот или ином суд произвольно, па основе субъективных представлений должностных лиц, дей­ствующих вис рамок судебной процедуры. Тем самым создает­ся нормативная предпосылка для нарушения закрепленных Кон­ституцией принципов и положений, относящихся к осуществле­нию правосудия, в частности права каждого на рассмотрение его дела в том суде п тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. По изложенным основаниям Конституцион­ный Суд постановлением от 16 марта 1998 г. признал ст. 44 УПК и 123 ГПК не соответствующими Конституции РФ. Надо надеяться, что разрабатываемое ныне повое процессуаль­ное законодательство не оставит лазеек для нарушения права граждан па законного судью.

Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1995 г., содержит специальную норму о судебной защите гражданских прав (ст. 11). В пей предусмот­рено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. То есть защита гражданских прав по суду — основной способ защиты. Правда, в этой же норме ГК сделана оговорка, что граждане могут искать защиту и в административных органах (милиция, санитарная инспекция, технадзор, городское самоуправление п т. д.). Но, во-первых, такие случаи сравнительно малочис­ленны и они должны быть четко обозначены в законе. Во-вто­рых, любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть пересмотрено в суде. В конечном итоге именно судебная защита прав, свобод и законных интересов выступает для гражданина как высший, кульминационный, за­вершающий этан его обычно долгих хождений н мытарств в лабиринтах бюрократических препон.

Институт подведомственности, о котором упоминает ст. 1' ГК, регулирует защиту прав и охраняемых законом иптересо!] в гражданском судопроизводстветаким образом, что подав­ляющее большинство дел, рассматриваемых судами общей юрис­дикции, это те, в которых одной из сторон являются граждане. Поскольку в суды поступает ежегодно в среднем почти 1,5 млн гражданских дел н учитывая постоянную тенденцию к увели­чению их числа, нетрудно сделать вывод, что гражданский про-


цесс выступает в качестве эффективного способа защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Судебная власть в сфере разрешения гражданских споров реализуется в трех видах гражданского судопроизводства — исковом, производстве по делам, возникающим из администра­тивно-правовых отношений, н особом производстве. Каждому из них присущи характерные признаки, но главенствующую роль но своим масштабам играет, конечно, исковое производ­ство (примерно 75 процентов всех гражданских дел). В этом порядке, т. е. путем подачи исков, граждане отстаивают в суде свои субъективные нрава п охраняемые законом интересы, воз­никающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, пенсионных, земельных и иных правоотношений.

Право па обращение в суд (право на предъявление иска) может быть реализовано только при наличии определенных условий, предусмотренных ГПК. Среди них — подсудность дела данному суду, дееспособность истца, наличие у представителя истца надлежаще оформленных полномочий, должным обра­зом составленное заявление (исковое требование), уплата в указанных законом случаях государственной пошлины1. Если перечисленные условия соблюдены, суд обязан принять к рассмотрению иск (заявление) гражданина. Отказ в принятии иска может последовать только при обнаружении ряда проце­дурных факторов, делающих невозможным исковое производ­ство (например, дело вообще неподведомственно суду, отсут­ствует требуемое законом предварительное внесудебное рас­смотрение дела, имеется вступившее в законную силу решение

1 Чтобы облегчить гражданам обращение в суд .ча защитой, законодатель но многих случаях освобождает их от уплаты госпошлины н возмещения других судебных издержек, связалпых с рассмотрением жалобы. От уплаты судебных расходов в доход государства освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы н другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью, но искам, вытекающим из авторского права п смежных прав; по искам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем пли иным повреждением здоровья, а также гибелью кормильца; по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Стороны не оплачивают издержки по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения иод стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста пли исправительных работ. Суд вправе-освободить гражданина от уплаты (полностью плп частично) судебных расходов н в Других случаях, а также отсрочить или рассрочит]) их уплату (ст. 80, 81 ГПК).



Глава XI. Судебная защита нрав и свобод


 


суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям — ст. 129 ГПК). Эти правила в своей совокупности устанавливают тот процессуальный порядок, в рамках которого "всякое заинтересованное лицо вправе... обратиться в суд за защитой нарушенного пли оспариваемого права или охраняемого законом интереса" (ст. 3 ГПК).

Для гражданского процесса в целом и для института обра­щения за защитой в суд в особенности характерно и специфич­но применение принципа диспозитивности,который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотре­нию располагать своими субъективными правами — как мате­риальными, так и процессуальными. Процессуальная днспози-тнвность есть продолжение и прямое следствие дпспозитнвио-сти материальных (регулятивных) правоотношений, посколь­ку граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права "своей волей и в своем интересе" (ст. 1 ГК). Иными словами, гражданин вправе обратиться в суд в поисках защиты, но он может и не делать этого. Заставить его быть истцом, жалобщиком или заявителем не дано никому. Если же иск за­явлен, то гражданин вправе изменить основания или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (если у него появилась дополнительная информация по делу, если стороны в ходе судебного разбирательства согласились по ряду спорных вопросов и т. д.) и даже полностью отказаться от иска (ст. 34 ГПК). Представляется, что в современных усло­виях, в контексте новых политических и правовых реалий на­чало диспозитивности ("распоряжаемости") в гражданском су­допроизводстве наиболее рельефно выражает главную идею статуса личности в пока еще очень медленно нарождающемся в России гражданском обществе — ее свободу, самостоятель­ность, индивидуальность, самобытность, автономность. Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех и каждого, оно естественно и неотчуждаемо."Но прибегнуть к нему либо, напротив, использовать для защиты своих прав и свобод другие способы, не запрещенные законом (ст. 45 Конституции РФ), в том числе заняться самозащитой своих гражданских нрав (ст. 14 ГК), — дело сугубо личное. Решение этого вопроса не под­контрольно ни обществу, ни государству, оно принадлежит только конкретному индивиду — ценнейшей субстанции гражданско­го общества.


§ 2 Прано на судебную защиту

Конституционное право на судебную за]цигу при опреде­ленных условиях может быть реализовано гражданином и в такой специфической форме осуществления судебной власти, как арбитражное судопроизводство.Арбитражные суды рас­сматривают и разрешают экономические споры, в том числе те, одной из сторон которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица и имеющие статус предпринимателя. Естественно, что граждане-предприниматели вправе рассчитывать на защи­ту своих прав и охраняемых законом интересов в арбитраж­ных судах, куда они могут обратиться с соответствующим ис­ком (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ, приня­того 5 апреля 1995 г.). В арбитражном судопроизводстве, как и в гражданском, действует принцип диспозптивпостн, поэтому обращение в арбитражный суд целиком зависит от волн и ус­мотрения предпринимателя, это его "свернутое" право, потен­циально обеспеченное законом.

Право гражданина на защиту в арбитражном суде бесспорно. Вопрос в другом: в каких случаях предпринимателю нужно обра­щаться в общий (гражданский) суд, а в каких — в арбитражный?

Мы не будем углубляться здесь в проблему разграничения полномочии судов общей юрисдикции и арбитражных. Компе­тенция этих судов подробно регулируется соответствующими нормами ГПК и АПК. Важные критерии разграничения компе­тенции изложены в совместном постановлении Пленума Вер­ховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомствен­ности дел судам и арбитражным судам"1. Тем не менее в лите­ратуре высказан взгляд, что нынешнее разграничение полномо­чий между общими и арбитражными судами — искусственное, ибо и тс, и другие рассматривают, по существу, гражданские споры, поэтому обращение граждан-предпринимателей в арбит­ражные суды, низовое звено которых находится не в районе, как у общих судов, а в главном городе субъекта Федерации, создает для них дополнительные препятствия, ставит их в не­равное положение с другими гражданами, которые могут по тем же вопросам обращаться в районные суды.

1 См Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1992 № 1 С 84-87



Глава XI. Судебная защита прав п свобоД \


 


,

Если бы такая оценка была высказана как довод в пользу упразднения в будущем арбитражных судов и преобразования двух видов судопроизводства в одно — гражданское, то такое предложение, сделанное с1е Ь^с ^егепс1а, вряд ли могло вызвать возражения. Ио М.С. Шакарян относит своп выводы не к бу­дущему. Она считает, что анализ действующего арбитражного законодательства "позволяет отнести рассматриваемые арбит­ражными судами дела к гражданским, а так называемый арбит­ражный процесс считать гражданским процессом (гражданс­ким судопроизводством)"1.

Согласиться с этой точкой зрения нельзя. Во-первых, дей­ствуют Федеральный конституционный закон "Об арбитраж­ных судах в Российской Федерации" и Арбитражный процес­суальный кодекс РФ, т. с. наличествуют два главных конст­руктивных элемента, создающих особый вид судопроизводства (подобно гражданскому и уголовному). Во-вторых, обособлен­ность гражданского и арбитражного судопроизводства подтвер­ждена Конституцией, которая закрепила существование двух высших судебных органов — Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, каждый из которых возглавляет само­стоятельную подсистему судов (ст. 126 и 127). Двух высших судов для одного какого-либо вида судопроизводства было бы многовато. В-третьих, Конституция предусмотрела необходи­мость иметь наряду с граждански-процессуальным и арбитраж-но-процессуалыгае законодательство (п. "о" ст. 71), что пред­полагает значительные различия в регулировании судебной процедуры, порождаемые в свою очередь различиями в самом предмете (характере) материальных правоотношений. Такие различия действительно есть, и немалые. Если бы их не было, то зачем два вида судов и два вида судопроизводства? Такая роскошь непозволительна.

В качестве одного из аргументов против признания арбит­ражного процесса самостоятельным видом судопроизводства ссылаются на отсутствие этого вида в перечне ч. 2 ст. 118 Кон­ституции. Конституционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводство там есть, а вот арбитражного пег. По мнению М.С. Шакарян, это "неслучайно"2. Конечно, в тексте

1 ШакчряпМ.С. Защита прав человека п гражданина в порядке гражданского судопроизводства // Общая теория прав человека. М., 1996. С. 235. 1 Там же.


§ 2. Право на судебную защиту 325

Конституции случайности, но идее, должны быть исключены. Но если арбитражного судопроизводства нет, то зачем Конституция предусматривает создание арбитражно-процессуалыюго зако­нодательства? Ведь "судопроизводство" и "процесс" — это сло­ва-синонимы. Если в соответствии со ст. 127 Конституции Выс­ший Арбитражный Суд "осуществляет в предусмотренных за­коном процессуальных формах судебный надзор" за деятельно­стью арбитражных судов, то судебный надзор, да еще в процессу­альных формах, не может быть ничем иным, кроме как арбит­ражным судопроизводством. Поэтому придется признать, что отсутствие в Конституции самого термина "арбитражное судо­производство" хотя и "не случайно", но недостаточно продума­но, противоречит другим конституционным нормам и может быть квалифицировано как пробел в правовом регулировании.

Тем не менее независимо от результатов научной полеми­ки гражданин-предприниматель, чьи права или законные инте­ресы нарушены неправомерными действиями другой стороны, по-прежнему сохраняет оправдавшую себя возможность обра-1 щаться за защитой в арбитражный суд. И это — самое суще-[ ствеиное.

Конституция Российской Федерации, зафиксировав адми-1 нистративное судопроизводствов качестве одного из спосо­бов осуществления судебной власти (ч. 2 ст. 118), тем самым! предопределила, что судебная защита прав и свобод граждан} может быть реализована и в этой форме судопроизводства. В принципе это действительно так. Однако возможность для] граждан использовать административное судопроизводство! практически затруднена несовершенством законов, регулирую-] щих отправление правосудия в административной сфере.

До принятия союзных (1987 и 1989 гг.) и российского! (1993 г.) законов об обжаловании в суд действий государствен­ных органов, учреждений и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, административно-процессуальные отношения между судом (судьей) и гражданином возникали! лишь в тех немногочисленных случаях, когда гражданина при­влекали к административной ответственности за совершение! некоторых правонарушений, в число которых входили мелкое| хулиганство, мелкое хищение, мелкая спекуляция и т. п. В 1985 г., когда был введен в действие Кодекс РСФСР об' административных правонарушениях, судебная форма ответ-


326 Глава XI. Судебная .защита прав и свобод

ственностн применялась лишь по шести составам. Постепенно число их увеличивалось и в настоящее время превысило 50 (см. ст. 202 КоАП). Но привлечение гражданина к админист­ративной ответственности по суду, попятно, не равнозначно его обращению в суд за защитой своих нрав. Более того, в этих принципиально разных ситуациях действуют совершенно раз­ные инициативы, импульсы возникновения административного судопроизводства. Естественно, в суд обращаются за защитой и те, кто пострадал от административного правонарушения (по­терпевшие). Но такие сравнительно редкие случаи не меняют природу административного судопроизводства как деятельно­сти суда по применению властных, принудительных мер (ад­министративных санкций) к гражданам, виновным в соверше­нии административных деликтов. К тому же эта форма судо­производства сконструирована с точки зрения процедуры весьма упрощенно', что не вяжется с общепризнанным мнением о су­дебном разбирательстве как наиболее совершенном способе ус­тановления истины.

Другое дело — обжалование в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граж­дан. Это реальный судебный контроль за действиями (бездей­ствием) чиновников, причем инициированный гражданами или их представителями (подробно об этом будет сказано в § 5 настоящей главы). Не случайно в литературе по администра­тивному праву именно эту деятельность суда рассматривают как результат преломления в сфере административного регу­лирования права граждан па судебную защиту. Как пишет, на­пример, Д.Н. Бахрах, "рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по админист­ративным делам"-.

Но ведь известно, что суды, рассматривающие жалобы граж­дан па действия и решения должностных лиц в сфере управ­ления, руководствуются нормами гражданского судопроизвод­ства (с некоторыми незначительными особенностями относи-


 



' Подробно об лтом см.: Павлова Е.С. Применение судьей мер админист­ративного взыскания. М., 1987. С. 27 — 50. - Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С 57 — 58.


§ 2. Право на судебную защиту 327

телыю распределения обязанности доказывания, судебных из­держек и др., установленными Федеральным законом "Об об­жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"). Вряд ли система российского права да и элементарная логика могут позволить считать административ­ным судопроизводством деятельность судов, осуществляемую па основе норм гражданского судопроизводства. Проблема эта возникла не сегодня. Она обсуждается уже много лет'. Ре­шить ее с учетом перечня видов судопроизводства, установлен­ных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, можно, па наш взгляд, толь­ко путем создания специального административно-процессу­ального кодекса или кодекса административного судопроиз­водства.

В уголовном судопроизводствеправо граждан на судеб­ную защиту приобретает специфические черты из-за своеобра­зия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства, где домини­рует диапозитивное начало, уголовному процессу присущ прин­цип публичности (официальности),требующий от органов уго­ловного преследования (прокурора, следователя, дознавателя) "возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения при­знаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению ви­новных и их наказанию" (ст. 3 УПК). Иными словами, эти должностные лица обязаны начать процесс в силу своего слу­жебного положения (сх оШсю) и независимо от того, просит ли потерпевший о поимке и наказании виновного, и даже воп­реки его желанию.

Этот диаметрально противоположный диспозитивности принцип определяет природу уголовного судопроизводства. Обращение потерпевшего за защитой в суд может убыстрить расследование и наказание виновного, но если обращения ист, эго ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного пре­следования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенном или подготовляемом преступлении. Именно эту обязанность государственных органов имеет в виду

' См., например: ЧечошД.М. Административная юстиция. ЛГУ, 1973. С. 89; Ремнсв В. И. Право жалобы и административная юстиция в СССР // Советское государство и право. 1986. № 6. С. 17—19.


328 Глава XI. Судебная защити прав и свобод-

ст. 52 Конституции РФ, когда она устанавливает: "Права ио-Ц терпевших от преступлений и злоупотреблений властью охра-* I няются законом. Государство обеспечивает потерпевшим дос- | туи к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". В этой норме ничего пс говорится об инициативе граждан, в пей не упоминается об их праве па обращение в суд. Потому что она касается потерпевших от преступлений — наиболее опасных посягательств на интересы личности и переносит всю тяжесть заботы о таких людях на государство. Именно государственная задача обеспечить неотвратимость наказания каждого преступ­ника (что, естественно, совпадает с интересами потерпевшего) составляет одну из главных целей уголовного судопроизвод­ства.

Поскольку речь идет о праве на судебную защиту как субъек­тивном праве потерпевшего, необходимо сказать о некоторых исключениях из принципа публичности, установленных зако­ном тоже в интересах потерпевшего. Это касается дел так назы­ваемого частного и частно-публичного обвинения, которые мо­гут быть возбуждены только при поступлении его жалобы. К делам частного обвинения относятся дела об умышленном при­чинении легкого вреда здоровью, побоях, клевете, оскорблении. Жалоба потерпевшего в таких делах выражает его реакцию на совершенные в отношении него действия, и эту реакцию надо знать суду, когда он решает вопрос, есть ли в таких действиях (обычно имеющих бытовой характер) состав преступления.

В делах частного обвинения важнейшая задача суда — примирить потерпевшего с обвиняемым, прекратить производ­ство и тем самым сделать излишним вмешательство государ­ственных институтов в личную жизнь граждан. Примирение может быть достигнуто разными способами (добровольное воз­мещение виновным причиненного потерпевшему вреда, публич­ное извинение перед потерпевшим, осознание потерпевшим в результате усилий судьи пагубности применения к виновному, особенно несовершеннолетнему, уголовного наказания и др.). Разработана комплексная программа примирительного (восста­новительного) правосудия', элементы которой, с учетом опыта

1 См.: Мтсудов Р., Флямср М., Гсрпсспкоаа А. Институт примирения в уголовном процессе: необходимость н условия развития // Правозащитник, 1998. № 2. С. 38 — 54; Зср X. Восстановительное производство: новый взгляд па преступление н наказание / Пер. с англ. М., 1998.


§ 2. Право на судебную защиту 329

многих европейских стран, могут быть использованы в новом УПК РФ, как и сама тенденция роста категории преступлений, дела о которых целесообразно рассматривать в порядке част­ного обвинения.

Уголовное судопроизводство по делам частно-публичного обвинения, к которым относятся главным образом дела об из­насиловании без отягчающих обстоятельств, тоже возбуждают­ся, в отступление от принципа публичности, лишь при наличии жалобы потерпевшей, но в дальнейшем не могут быть прекра­щены за примирением сторон. Разумеется, это отступление про­диктовано не малой общественной опасностью деяния, как в делах частного обвинения, а необходимостью оградить женщи­ну от неизбежной огласки совершенного над пей насилия, если начнется судебный процесс. Это как раз тот случай, когда по­терпевшая сама определяет, что для пес важнее — настаивать на возбуждении уголовного дела и наказании виновного или избавить себя от дополнительных моральных страданий. Воз­можность потерпевшей в делах частно-публичного обвинения свободно распоряжаться своим правом на судебную защиту — еще одно проявление начала диспозитнвностн в уголовном про­цессе'.

Итак, стержневым принципом уголовного судопроизвод­ства является публичность, которая в огромной мере компенси­рует часто недостаточные усилия потерпевших и других лиц добиться защиты от преступления по суду. Но этот принцип не всегда срабатывает должным образом из-за неизбежных раз­личий в правоприменителыгай практике, обусловленных либо несовершенством закона, либо невысоким уровнем профессио­нальной подготовки должностных лиц, от которых зависит на­чало уголовного процесса. В таких случаях действия лица, за­интересованного в судебной защите, могли бы скорректировать недостатки практики. Именно эта идея стала центральной в постановлении Конституционного Суда РФ по делу о провер­ке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК, которая регулирует

' Впрочем, в некоторых случаях, когда дело имеет особое общественное .значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по другим причинам не может самостоятельно защищать своп права и законные интересы, прокурору предоставляются полномочия возбудить дело частного пли частно-публичного обвинения и при отсутствии жалобы потерпевшего (ст. 27 УПК). Но :>то случаи исключительные.



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.