Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 6 Экономический механизм кооператива собственников домашних хозяйств



6.1 Организационно-экономические основы КСДХ

Правовой основой создания КСДХ является Закон Республики Казахстан «О потребительском кооперативе» от 11 мая 2001 года, «О сельской потребительской кооперации в РК», и «О жилищных отношениях в РК».

Основными принципами КСДХ являются: добровольность участия; обязательность паевого имущественного взноса; демократическое управление; деятельность в интересах членов кооператива; доступность информации для каждого члена.

Деятельность КСДХ должна носить потребительский характер и осуществлять его по запросам только членов кооператива. Уставным капиталом кооператива служит имущественный капитал, составляемый из паевых взносов членов кооператива. Учредителями (членами) данного кооператива выступают собственники домашних хозяйств аула, поселка или города районного значения. Отсюда название: потребительский кооператив собственников домашних хозяйств (ПКСДХ или КСДХ). КСДХ является некоммерческой организацией, и будет заниматься предпринимательской деятельность согласно уставным целям в интересах членов кооператива. Основные функции КСДХ совпадают с функциями местного самоуправления, описанными в разделе 2.3. Они в основном сводятся к обеспечению интересов учредителей-домашних хозяйств. Это, прежде всего, представление им коммунальных услуг и товаров первой необходимости по товарам и ценам не выше рыночной. Потребителями этих услуг и товаров не могут быть не члены кооператива. Основной экономической сущностью КСДХ является защита интересов домашних хозяйств через конкуренцию с частными структурами и «посредниками» по представлению коммунальных услуг и товаров первой необходимости. С другой стороны, КСДХ создает рабочие места для местного населения. Члены кооператива, участвующие в его деятельности получают личное вознаграждение, согласно трудовому законодательству. Оплата труда работающих по индивидуальному трудовому законодательству устанавливается собранием местного сообщества.

Наименование кооператива–потребительский кооператив собственников домашних хозяйств (КСДХ), отражает законодательно признанную в республике организационно правовую форму. Здесь есть организационный аспект-кооператив, характер хозяйствования- потребительский и его учредители – собственники домашних хозяйств. Теперь, в каждом конкретном случае рекомендуется дать ему название, отражающее его месторасположение. Например, по названию аула (поселка): потребительский кооператив собственников домашних хозяйств «Алга».

Действующее в республике законодательство и уставные цели позволяют этим кооперативам иметь свои относительно самостоятельные подразделения – филиалы, хозрасчетные структуры. В нашей модели это производственные Артели («тепло», «корма» и др.), производственные цеха (колбасный, пекарня и др.) и кредитное товарищество. Их производственно-финансовые отношения закрепляются «Уставом» и будут описаны ниже в специальном разделе.

Членами данного кооператива в предлагаемой экономической модели местного самоуправления могут быть собственники домашних хозяйств, это, по сути, главы семей. В уставе может быть предусмотрено членство от каждой семьи в зависимости от количества членов семьи. Членство в кооперативе устанавливается собранием учредителей.

Особенность потребительского кооператива собственников домашних хозяйств проявляется в особых отношениях кооператива с органами местного самоуправления. В статье 8 закона Республики Казахстан «О потребительском кооперативе» указывается «государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность потребительского кооператива, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан» (4). С государственными органами управления вполне понятно. В отношении местных органов самоуправления следует отметить следующее. В нашей экономической модели местного самоуправления учредители потребительского кооператива выступают собственники домашних хозяйств. Причем частные домашние хозяйства в этой модели приняты за основной хозяйствующий субъект местного сообщества (без юридического лица). Далее эти же собственники домашних хозяйств выступают во втором лице - в качестве члена собрания местного сообщества, как высшего представительного органа местного самоуправления, учреждаемое сходом местного сообщества. В этом случае собрание местного сообщества через своих членов (собственников домашних хозяйств) является учредителем Потребительского кооператива. И через эту связь, через эти кадры ведет экономическую политику деятельности кооператива и его подразделений. Эта особенность, должна быть принята как юридически обоснованная. Или по этому поводу следует сделать оговорку в разрабатываемом проекте закона РК « О местном самоуправлении».

С другой стороны именно эта особенность является фактором взаимной гарантии реализации на практике защиты экономических интересов домашних хозяйств, а, следовательно, всех членов семей. И, следовательно, всего населения аула или поселка. В этой особенности суть этой экономической модели местного самоуправления. При этом следует помнить, что этот кооператив потребительский и речь идет о коммунальном жизнеобеспечении и обеспечении населения, семей товарами повседневного спроса. Модель не выходит за рамки этого, не вмешивается в деятельность крупных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и акционерных компаний, которые успешно могут осуществлять свою деятельность в этом регионе.

Управление Потребительским кооперативом собственников домашних хозяйств осуществляется высшим органом – общим собранием учредителей; исполнительным органом – правлением во главе с председателем и ревизионной комиссией. В качестве высшего органа в нашей модели выступает собрание местного сообщества, состоящее из собственников домашних хозяйств, которое утверждает объемы работ коммунальных услуг и товаров повседневного спроса, утверждает кадры управления кооперативом по представлению Кенеса. Собрание местного сообщества выполняет фактически роль наблюдательного совета. Роль Кенеса в управлении КСДХ заключается: а) ротация кадров и б) контрольно-ревизионная функция. Кенес выносит на рассмотрение собрания местного сообщества кандидатуру Председателя правления КСДХ из числа своих членов (Кенеса). Условия и периодичность оговариваются в «Уставе».

На рассмотрении собрания местного сообщества должность Председателя правления КСДХ может быть: а) самостоятельным лицом из числа членов Кенеса; б) совмещаться с должностью Жетекши. Эти вопросы окончательно утверждаются «Сходом населения».

Исполнительный орган КСДХ – правление во главе с председателем ведет всю производственно-финансовую работу. Порядок его работы и принимаемые решения определяются Уставом кооператива. Особенностью данного кооператива должны являться особые взаимоотношения Правления и Жамията, которые по ряду функций могут совмещаться при совмещении функции Жетекши и Председателя правления. В качестве наблюдательного КСДХ также может выступать Кенес местного сообщества и это закрепляется Уставом.

 

Глава 7 Финансовый механизм местного самоуправления.

7.1 Бюджет местного сообщества

Итак, финансовыми источниками местного самоуправления являются: 1) местные сборы в виде добровольного самообложения населения, 2)отчисления из доходов хозяйствующих субъектов, созданных местным сообществом, 3) доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежавшего местному сообществу, 4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц, 5) средства выделяемые из бюджета различных уровней в порядке государственной поддержки местного самоуправления. За счет перечисленных источников финансирования формируется бюджет местного самоуправления в виде сметы доходов и расходов местного сообщества. В законе «О местном самоуправлении в РК» необходимо закрепить право местного сообщества на «добровольное самообложение». По мере развития экономики домохозяйств этот источник доходов будет укрепляться. Его можно назвать «сбором домохозяйств». Это основной субъект местного самоуправления, на интересы которого должен быть ориентирован весь экономический механизм местного самоуправления и его бюджет в частности.

Отчисления в бюджет местного самоуправления из доходов хозяйствующих субъектов созданных местным сообществом также являются одним из перспективных финансовых источников. Основным из них по нашей модели является потребительский кооператив собственников домашних хозяйств ( КСДХ), являющийся юридическим лицом. КСДХ ведет хозяйственную деятельность по предоставлению коммунальных услуг и товаров первой необходимости домашним хозяйствам. Образующийся в КСДХ при этом доход (прибыль) принадлежит его учредителям – этим же домашним хозяйствам. Согласно уставным положениям потребительского кооператива прибыль возвращается пайщикам (домохозяйствам) по производственному признаку. Однако, в нашей модели предлагается предусмотреть в Уставе о возможности решением собрания учредителей КСДХ о перечислении части прибыли в бюджет местного самоуправления. По такой схеме ведутся поступления в доходную часть бюджета при наличии других хозяйственных субъектов, учрежденных местным сообществом. Доходы от сдачи в аренду коммунального имущества, принадлежащего местному сообществу или его использования сообществом в платных мероприятиях полностью поступают в бюджет местного самоуправления. Добровольные пожертвования, среди прочих других лиц, могут делать крупные бизнесмены, офисы и другие субъекты которые находятся на территории местного сообщества, семьи которых живут в этих аулах и поселках. В бюджет местного самоуправления могут поступать средства из местного и республиканского бюджетов в виде финансовой поддержки Правительства или средства на выполнение функций, мероприятий или работ, делегируемых самим государством.

Расходная часть бюджета местного самоуправления слагается из затрат на: 1)содержание органов местного самоуправления; 2) поддержание слабо развитых домашних хозяйств через предоставление коммунальных услуг по льготным тарифам (вплоть до бесплатного) и товаров первой необходимости по сниженным ценам; 3) создание условий, правил и норм функционирования хозяйствующих и других субъектов, созданных местным сообществом. То есть, на организацию и работу местного хозяйства, если так можно сказать, «местной экономики». Это является основной отличительной частью предлагаемой экономической модели местного самоуправления. Бюджет местного самоуправления находится под контролем Собрания местного сообщества и управляется Кенесом для создания стартовых условий деятельности местного хозяйства для самообеспечения и жизнедеятельности населения территории; 4) Благоустройство и содержание территории, садов и парков и др общественных мест; 5) поддержание развития образования и здравоохранения на территории местного сообщества; 6) выполнение согласованных поручений органам местного самоуправления органами государственного управления; 7) повышение квалификации работников органов местного самоуправления и др; В общем случае каждый аул или поселок составляет расходную часть бюджета согласно индивидуальным особенностям этого населенного пункта и утверждает его на собрании местного сообщества.

 

7.2 Финансовый механизм деятельности кооператива собственников домашних хозяйств (КСДХ)

Деятельность КСДХ строится в соответствии с нормативными положениями потребительских кооперативов. Однако, особенностью данного типа субъекта является то, что он учреждается собственниками домашних хозяйств, которые одновременно в виде Собрания местного сообщества являются органом местного сообщества. А у местного сообщества законодательно предусматривается бюджет местного самоуправления. В этой связи в законопроекте о местном самоуправлении и в уставном порядке предусматривается положение о том, что часть доходов КСДХ отчисляется в Бюджет, а часть остается в распоряжении Правления кооператива. Доход (прибыль) поступающий от КСДХ в бюджет местного самоуправления через специальный механизм местного самоуправления расходуется на нужды местного населения с социальной направленностью. Другая часть дохода (прибыли) КСДХ прямо по производственному признаку «возвращается» собственникам домашних хозяйств, то есть, идет на укрепление личного подворья – основы «местной» экономики и жизненного уровня местного населения. Таким образом, финансово-экономический механизм кооператива собственников домашних хозяйств является основным источником пополнения бюджета местного самоуправления и повышения экономики домашних хозяйств. (рис. 4)

 

 
 
КСДХ


 
 

 

 


Рис 4. финансовый механизм кооператива собственников домашних хозяйств

Доходы в кооперативе собственников домашних хозяйств (КСДХ) образуются в результате деятельности по производству товаров первой необходимости силами самого местного сообщества – хлеб и хлебные изделия, мясо и колбасные изделия, молоко и молочные продукты и др. В результате деятельность по предоставлению коммунальных услуг населению – топливо, корма, ремонтно-строительные работы, обслуживание различных систем, сантехнические услуги и др. - это, по сути, самофинансирование самообслуживания.

 

7.3 Финансовый механизм деятельности местного самоуправления.

Теперь, после описания финансового механизма отдельных субъектов местного самоуправления, становится возможным формирование финансового механизма местного сообщества в целом. Прежде всего, важнейшими составляющими и участниками финансовых отношений являются: собрание местного сообщества, Кенес, Жетекши, Правление КСДХ, кредитное товарищество, Коопторг, домашние хозяйства и население аула (поселка) в целом. (рис 5)

 
 

 


Рис 5. Финансовый механизм деятельности местного самоуправления

 

Основным финансовым учреждением местного сообщества является Кредитное товарищество (КТ, (местный банк)). Все финансовые операции по местным сборам, сдачу в аренду и получение арендной платы за имущество местного сообщества, добровольные пожертвования и средства выделяемые из государственных бюджетов различного уровня осуществляются через кредитное товарищество. Через данное учреждение осуществляются и оборотные, расходные операции. Это позволяет местному сообществу вести свои финансовые дела в соответствии с общепринятыми правилами и обеспечить гарантийность финансовых операций. Через КТ бюджет местного сообщества кредитует (финансирует) и производственные субъекты местного самоуправления и выделяет средства на предоставление населению коммунальных услуг.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.