Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уравнение расхода топлива



В процессе движения автомобиля эффективная мощность дви­гателя затрачивается на преодоление сил сопротивления движе­нию. Для ее определения воспользуемся уравнением мощностного баланса автомобиля:

.


Подставив найденную величину Ne в выражение для путевого расхода топлива, получим уравнение расхода топлива автомоби­лем

или

В этих выражениях мощность представлена в кВт, сила — в Н, а скорость — в м/с.

Из уравнения расхода топлива следует, что путевой расход топ­лива зависит от топливной экономичности двигателя (ge),техни­ческого состояния шасси (ηтр), дорожных условий (Рд), скорости движения и обтекаемости кузова (Рв), нагрузки и режима движе­ния (Ри).

При использовании уравнения расхода топлива для определе­ния путевого расхода топлива в различных дорожных условиях должна быть известна зависимость удельного эффективного рас­хода топлива от степени использования мощности двигателя при разных значениях угловой скорости коленчатого вала. Такая зави­симость для бензинового двигателя приведена на рис. 4.1.

Из этого рисунка следует, что удельный эффективный расход топлива ge существенно зависит от степени использования мощ­ности двигателя И и в меньшей степени — от угловой скорости коленчатого вала ωе. При увеличении степени использования мощности двигателя и снижении угловой скорости коленчатого вала ge уменьшается. Возрастание удельного эффективного расхода топлива при низкой степени использования мощности двигателя вызвано уменьшением механического коэффициента полезного действия двигателя и ухудшением условий для сгорания смеси в цилиндрах. Удельный эффективный расход топлива также несколь­ко возрастает при высокой (близкой к полной) степени исполь­зования мощности из-за обогащения горючей смеси.



Рис. 4.1. Зависимости удельного эффектив­ного расхода топлива ge от степени исполь­зования И мощности двигателя при разных значениях угловой скорости коленчатого вала ωе:

ωе1 — ωе3значения угловой скорости коленча­того вала двигателя


4.3. Топливно-экономическая характеристика автомобиля

Топливно-экономической характеристикой автомобиля назы­вается зависимость путевого расхода топлива от скорости при рав­номерном движении автомобиля по дорогам с разным сопротив­лением.

Топливно-экономическая характеристика позволяет определять расход топлива по известным значениям скорости движения и коэффициента сопротивления дороги. Она может быть построена для любой передачи, однако обычно ее строят для высшей пере­дачи.

На рис. 4.2 представлена топливно-экономическая характерис­тика автомобиля для трех различных дорог с разными коэффици­ентами сопротивления, причем ψ1 < ψ2 < ψ3.

Каждая кривая топливно-экономической характеристики име­ет три характерные точки — a, b и с.

Точка а соответствует минимальной устойчивой скорости дви­жения автомобиля.

Точка b (точка минимума) определяет наименьший расход топ­лива qminпри движении автомобиля по дороге с определенным коэффициентом сопротивления ψ. Скорость, соответствующая этой точке, является оптимальной для данной дороги с точки зрения топливной экономичности.

Точка с характеризует расход топлива при его полной подаче, т.е. при полной нагрузке двигателя. Она соответствует максималь­но возможной скорости движения на данной дороге. Кривая, про­веденная через точки c1, с2и с3, отвечает расходу топлива при полной нагрузке двигателя.

Из рис. 4.2 видно, что каждому значению сопротивления доро­ги соответствуют определенный минимальный расход топлива, оптимальная и максимально возможная скорости движения авто­мобиля. При возрастании сопротивления дороги увеличивается рас­ход топлива, а эти скорости уменьшаются.



Рис. 4.2. Топливно-экономическая характеристика автомобиля:

ψ1 — ψ3— значения коэффициента сопро­тивления дороги, соответствующие трем кривым путевого расхода топлива; а1 — а3— точки, отвечающие минимальной устой­чивой скорости движения vmin; b1 — b3точки минимума кривых; с1 — с3— точки, соответствующие максимальной скорос­ти движения по каждой дороге; qmin, vэк1, vmax1 – минимальный расход топлива, оп­тимальное и максимальное значения ско­рости движения по дороге, характеризуе­мой коэффициентом ψ1.


Хотя движение автомобиля с оптимальной скоростью сопро­вождается наименьшим расходом топлива, из этого не следует, что при выполнении транспортной работы необходимо двигаться с указанной скоростью. При выборе скорости движения нужно исхо­дить не из условий, обеспечивающих топливную экономичность, а из времени перевозок, безопасности движения, сохранности груза и комфортабельности пассажиров. Так, например, увеличение ско­рости движения приводит к повышению производительности ав­томобиля и уменьшению себестоимости перевозок.

Представленная топливно-экономическая характеристика ти­пична для автомобилей с бензиновыми двигателями. Аналогич­ный вид имеет и топливно-экономическая характеристика авто­мобилей с дизелями. Ее отличительной особенностью является менее крутой подъем кривых в области низких значений скорости движения, что можно объяснить более высокой экономичностью дизелей при малой угловой скорости коленчатого вала.

4.4. Построение топливно-экономической характеристики

Существует несколько способов построения топливно-эконо­мической характеристики автомобиля:

• по результатам дорожных испытаний;

• по результатам стендовых испытаний;

• приближенный расчетный способ.

В первом и втором случаях топливно-экономическая характе­ристика строится на основании экспериментальных данных, тог­да как при использовании третьего способа она может быть пост­роена при отсутствии экспериментальных данных. Рассмотрим рас­четный способ построения топливно-экономической характерис­тики автомобиля.

В соответствии с этим способом удельный эффективный рас­ход топлива определяется по формуле

ge = gN kω kИ

где gNудельный эффективный расход топлива при максималь­ной мощности двигателя, г/(кВт∙ч); kω— коэффициент измене­ния удельного эффективного расхода топлива в зависимости от угловой скорости коленчатого вала двигателя; kИкоэффициент изменения удельного эффективного расхода топлива в зависимо­сти от степени использования мощности двигателя.

Удельный эффективный расход топлива при максимальной мощ­ности для бензиновых двигателей составляет 300...340 г/(кВт∙ч), а для дизелей — 220...260 г/(кВт∙ч).

Коэффициент kωопределяется в зависимости от отношения ωеN угловых скоростей коленчатого вала двигателя при текущем и максимальном значениях мощности:


0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
kω 1,15 1,09 1,04 1,02 1,01 1,00 1,01 1,02 1,04

Коэффициент kИопределяется в зависимости от степени ис­пользования мощности двигателя И:

 

И, %
kИ (бензиновый) 2,11 1,67 1,33 1,22 1,11 1,06 1,00 1,06 1,11
kИ (дизель) 1,56 1,38 1,25 1,12 1,09 1,06 1,00 1,06 1,25

Коэффициенты kω и kИмогут быть также найдены по специ­альным графикам, представленным на рис. 4.3.

Расчет и построение топливно-экономической характеристи­ки выполняют в такой последовательности:


Рис. 4.3. Графики для определения коэффициентов kИ(аkω(б): 1 — дизели; 2 — бензиновые двигатели

• задают коэффициент сопротивления дороги у;

• выбирают пять-шесть значений угловой скорости коленчато­-
го вала двигателя ωе в диапазоне от ωmin до ωmах;

• для выбранных значений ωе определяют отношения ωе / ωN (зна­-
чение ωN известно) и по полученным отношениям находят значе­-
ния kω;

• для выбранных значений ωе определяют соответствующие
скорости движения автомобиля v и для этих скоростей по задан­ному коэффициенту сопротивления дороги ψнаходят мощнос­ти, затрачиваемые на преодоление сопротивления дороги NДи
воздуха NB;

• по внешней скоростной характеристике двигателя для выб­ранных значений ωе определяют эффективную мощность двигате­ля Ne или для соответствующих скоростей движения по графику
мощностного баланса находят значения тяговой мощности NTна
ведущих колесах;

• по известным значениям мощностей NД + NBи Ne (или NT)для
каждого значения ωе (или v)определяют степень использования
мощности двигателя И и по полученным значениям находят kИ;

• по найденным значениям коэффициентов kω и kИопределяют
удельный эффективный расход топлива ge;


• по полученным значениям ge находят путевой расход топлива qПдля дороги с заданным коэффициентом сопротивления ψ, для чего используют уравнение расхода топлива при равномерном движении автомобиля.

Повторив указанные выше расчеты для других коэффициентов сопротивления дороги ψ, строят топливно-экономическую харак­теристику автомобиля.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.