Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цель и задачи модуля «История зарубежной литературы».



 

Целью освоения модуля «История зарубежной литературы» является формирование у студентов профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой. В результате изучения курсов модуля у студентов должно сформироваться представление о культурно-исторических закономерностях развития зарубежной литературы различных эпох и веков(античная литература, литература Средних веков, Возрождения и Реформации, литература классицизма и барокко, Просвещения и сентиментализма, романтизма и реализма, декаданса, модернизма и постмодернизма), а также специфике различных национальных и индивидуально-авторских моделей художественного сознания.

Задачами изучения дисциплины являются:

- сформировать целостное представление об основных этапах и тенденциях развития зарубежной литературы; об основных художественных системах, течениях и направлениях, школах и кружках от античности до современности;

- сформировать целостное представление о базовых историко-литературных, мировоззренческих, идеологических, философских и эстетических концепциях, моделях и артефактах художественного мышления, представленных в зарубежной литературе разных периодов;

- сформировать у студентов представление о современном состоянии изучения мировой литературы;

- сформировать у студентов знание основных литературных фактов и дат (формирование литературных кружков и направлений, биографии авторов, создание произведений и т.п.);

- сформировать у студентов знание общекультурного и литературоведческого содержания понятий «античность», «Средние века», «Возрождение», «Ренессанс», «Реформация», «барокко», «маньеризм», «классицизм», «Просвещение», «рококо», «сентиментализм», «романтизм», «реализм», «декаданс», «эстетизм», «натурализм», «импрессионизм», «символизм», «модерн», «модернизм», «футуризм», «экспрессионизм», «дадаизм»; «сюрреализм», «экзистенциализм», «постмодернизм» и др., эстетические принципы основных литературных направлений;

- сформировать у студентов знание национальной специфики развития литературы стран Европы и Америки;

- сформировать знания студентов об историческом развитии литературных жанров в их соотношении с онтологическими и эстетическими концепциями различных эпох;

- сформировать у студентов знание содержания, особенностей структуры, сюжета и композиции, жанровых особенностей произведений европейских и американских авторов.

- научить студентов анализировать, систематизировать, сопоставлять, интерпретировать и критически оценивать произведения зарубежных писателей;

- выработать у студентов умение производить классификацию произведений конца разных эпох по жанровым, национальным, иным типологическим признакам;

- научить студентов давать характеристику мировоззренческих, философских, эстетических и идеологических установок литераторов изучаемой эпохи;

- выработать у студентов базовые навыки, составляющие коммуникативную компетентность личности: умение вести диалог, дискуссию, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, аргументировать свою позицию, представлять результаты индивидуальной и групповой работы, выстраивать целостное речевое высказывание;

- выработать у студентов навыки прочтения (в том числе на иностранных языках) художественных текстов разных эпох, владение базовыми принципами, логикой и методами анализа и интерпретации произведений авторов, изучаемых в курсе мировой литературы;

- выработать у студентов навыки владения рядом культурологических, философских и литературоведческих терминов, необходимых для характеристики мировой литературы различных периодов;

- выработать у студентов навыки реферирования и конспектирования критической литературы, предлагаемой в ходе подготовки к практическим занятиям;

- выработать у студентов умение систематизировать общее и особенное в литературе каждого из изучаемых периодов;

- выработать у студентов умение сопоставлять различные историко-литературные факты и явления и давать им обоснованную оценку;

- выработать у студентов умение формулировать проблемы, требующие дальнейшего научного изучения;

- выработать у студентов умение понимать национальную специфику основных изучаемых литератур и уметь устанавливать межлитературные связи;

- сформировать у студентов навыки пользования справочной и критической литературой;

- выработать у студентов навыки определения метода писателя по его теоретическим воззрениям и особенностям поэтики его произведений;

- сформировать у студентов навык производить классификацию произведений конца разных эпох по жанровым, национальным, иным типологическим признакам;

- сформировать у студентов навыки характеристики мировоззренческих, философских, эстетических и идеологических установок литераторов изучаемой эпохи;

- выработать у студентов навыки изучения, анализа и оценки творчества писателя в целом и отдельных его произведе­ний;

- выработать у студентов навыки характеристики отдельных художественных произведений (определять его жанр, описывать повествовательную структуру, систему персонажей, стиль, изобразительно-выразительные средства и т.д.);

- выработать у студентов собственное комплексное представление об истории мировой литературы.

- воспитать в студентах культуру чтения текстов различных эпох;

- воспитать в студентах уважительное отношение к культурам разных стран.

 

Объем модуля

Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем
Вид работы 2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр 7 семестр Всего
Лекции 20 ч. 44 ч. 34 ч. 22 ч. 21 ч. 36 ч. 177 ч.
Лабораторные
Практические 20 ч. 44 ч. 34 ч. 44 ч. 42 ч. 36 ч. 220 ч.
Контролируемая самостоятельная работа 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 24 ч.
Часов аудиторных занятий, всего 44 ч. 92 ч. 72 ч. 70 ч. 67 ч. 76 ч. 421 ч.
Самостоятельная работа 64 ч. 16 ч. 36 ч. 38 ч. 41 ч. 32 ч. 227 ч.
Часов, всего 108 ч. 108 ч. 108 ч. 108 ч. 108 ч. 108 ч. 648 ч.
Зачетных единиц, всего 3 ЗЕ 3 ЗЕ 3 ЗЕ 3 ЗЕ 3 ЗЕ 3 ЗЕ 18 ЗЕ

2. Тематический план

Темы (разделы) Количество часов
Аудиторные занятия Сам. работа
Всего ауд. в том числе
Лек. Лаб. Пр. КСР
II семестр Античная и Средневековая литература
Блок I. Античная лит-ра.
Тема 1. Древнегреческая литература. Введение. Архаический период. 6,4
Тема 2. Аттический (классический) период развития греческой литературы. Закономерности развития. 6,4
Тема 3.Эллинистический период и период римского владычества в Греции. 6,4
Тема 4.Древнеримская литература. Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы. 6,4
Тема 5. Литература последнего века республики.   6,4
Тема 6. «Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития. 6,4
Блок II. Литература средневековья.
Тема 7.Понятие термина «Средневековье». «Средневековая культура» и «средневековая литература». Основные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература. 6,4
Тема 8. Эпос раннего и зрелого средневековья. 6,4
Тема 9.Основные этапы и эволюция важнейших жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская литература. 6,4
Тема 10. Бюргерская (городская) литература.   6,4
Итого часов
Всего по дисциплине в семестре, часов
Всего по дисциплине в семестре, ЗЕ
III семестр Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв.
Блок I. Литература эпохи Возрождения.
Тема 1. Эпоха Возрождения. Ренессанс и Реформация.
Тема 2. Итальянская литература
Тема 3. Немецкая литература
Тема 4. Французская литература
Тема 5. Испанская литература
Тема 6. Английская литература
Блок II. Литература XVII в.
Тема 7.XVII век как особая историческая и культурная эпоха.  
Тема 8. Испанская литература XVIII века. Драматургия испанского Ренессанса в первой половине XVII века. Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе де Вега («драмы чести» и др.).    
Тема 9. Педро Кальдерон де Ла Барка (1600 - 1681).    
Тема 10. Консептизм как барочная художественная система в испанской прозе XVII века. Испанский плутовской роман XVII века (эволюция жанра).    
Тема 11. Французский классицизм. «Поэтическое искусство» Н.Буало. Развитие трагедии во французском театре классицизма. «Сид» П.Корнеля.    
Тема 12. Идейно-художественное своеобразие трагедий Ж.Расина. «Андромаха», «Федра».    
Тема 13. Творчество Мольера.    
Тема 14. Английская литература XVII века. «Потерянный рай» Дж. Мильтона – английский эпос XVII века.    
Тема 15. Немецкая литература XVII века. Немецкое барокко и роман Г.Я.К. Гриммельсгаузена «Симплициссимус» как немецкий вариант барочного плутовского романа XVII века.    
Блок III. Литература XVIII в.
Тема 16.Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения.. Эстетические принципы Просвещения. Периодизация литературы Просвещения. Художественные методы литературы Просвещения.    
Тема 17. Английская литература XVIII века. Раннее английское Просвещение. Особенности и периодизация английской просветительской литературы данного периода.    
Тема 18. Расцвет английского Просвещения (романы С.Ричардсона, Г.Филдинга, Т.Смоллетта)    
Тема 19. Английский сентиментализм. Концепция реализма в сентиментальном английском романе XVIII века.
Тема 20.Литература Франции XVIII века. Своеобразие Просвещения во Франции.
Тема 21.Ж.-Ж. Руссо. Социальные, политические и философские взгляды Руссо.
Тема 22. Литература Германии XVIII века. Своеобразие Просвещения в Германии.
Тема 23. Литература немецкого сентиментализма (Ф.-Г. Клопшток и др.). Литература "Бури и натиска". Творчество Ф.Шиллера.
Тема 24. Творчество И.В.Гете.
Итого часов
Всего по дисциплине в семестре, часов
Всего по дисциплине в семестре, ЗЕ
IV семестр. Зарубежная литература XIX в. I ч.
Блок I. Романтизм.
Тема 1. История зарубежной литературы XIX века: проблемы периодизации. Романтизм как тип мировоззрения, как метод, направление и художественная система.
Тема 2. Проблемы национальной специфики романтизма.
Тема 3. Основные категории романтической эстетики.
Тема 4. Проблема предромантизма в европейских странах. Обращение к фольклору. Английский готический роман. Творчество У. Блейка.
Тема 5. Романтизм в Германии. Иенская и гейдельбергская школы. Представители романтической эпохи в Кенигсберге. Творчество Э.Т.А. Гофмана. Поздний романтизм.
Тема 6. Романтизм в Англии. Озерная школа. Творчество Шелли и Байрона. Развитие исторического романа и творчество В. Скотта. Лирика Китса. Развитие женской литературы. Творчество Джейн Остин.
Тема 7. Романтизм во Франции. Ранний романтизм и творчество Шатобриана. Развитие психологической прозы. Творчество Констана и Мюссе. Творчество В. Гюго. Женская проза во Франции. Творчество Жермены де Сталь и Жорж Санд.
Тема 8. Романтизм в Америке. Творчество Э. По, Мелвилла, Готорна.
Блок II. Реализм.
Тема 9. Истоки и пути формирования классического реализма XIX века
Тема 10. Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П. Мериме.
Тема 11. Своеобразие творческой манеры Ч. Диккенса и У.Теккерея.
Тема 12. Развитие реализма в произведениях Г.Флобера.
Тема 13. Группа «Молодая Германия» и творчество Г. Гейне. Реализм в немецкой литературе. Творчество Г. Бюхнера, Т. Шторма.
Итого часов
Всего по дисциплине в семестре, часов
Всего по дисциплине в семестре, ЗЕ
V семестр. Зарубежная литература XIX в. II ч.
Тема 1. Проблемы периодизации. Художественные системы второй половины XIX - начала ХХ века. Развитие жанровой системы. Специфика развития национальных литератур.
Тема 2. Критический реализм второй половины XIX - начала ХХ в. Жанр романа-эпопеи. Творчество писателей реалистического направления.
Тема 3. Натурализм во Франции и в Германии.
Тема 4.Неоромантизм.
Тема 5.Парнасская школа. Творчество Т. Готье и Ш. Бодлера.
Тема 6. Импрессионизм и символизм.
Тема 7. Творчество прерафаэлитов.
Тема 8.Декаданс как мировоззрение и художественная система. Эстетизм в Англии.
Тема 9. Развитие западноевропейского театра и реформы в области драматургии во второй половине XIX - начале ХХ в.
Тема 10. Формирование художественной системы модернизма. Основные направления авангардизма: футуризм и дадаизм.
Тема 11. Экспрессионизм в австрийской и немецкой литературе.
Итого часов
Всего по дисциплине в семестре, часов
Всего по дисциплине в семестре, ЗЕ
VI семестр. Зарубежная литература XX в.
Тема 1. Введение. Литературная эпоха ХХ века. Художественная система модернизма.
Тема 2. Литература Великобритании 20-30-х гг.
Тема 3. Литература Франции первой половины ХХ века.
Модуль 4. Литература Германии, Австрии, Швейцарии первой половины ХХ века.
Модуль 5.Американская литература 20-40-хгг.
Модуль 6. Вторая мировая война и немецкая литература.
Модуль 7. Английская литература после второй мировой войны.
Модуль 8. Литература Франции. Философия и эстетика литературы абсурда. Новый роман. Литература и «потребительское общество».
Модуль 9. Движение битников и молодежная «контркультура» в США. «Новый журнализм» и документальные жанры в американской литературе.
Модуль 10.Литература стран «третьего мира». Возрастание ее роли в мировом литературном процессе XX века. Латиноамериканская литература.
Модуль 11. Японская литература ХХ века.
Модуль 12. Постмодернизм в литературе и споры о сущности постмодернизма.
Итого часов
Всего по дисциплине в семестре, часов
Всего по дисциплине в семестре, ЗЕ
VII семестр. Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в.
Тема 1. Предмет и задачи курса. Культурно-исторический контекст постмодернистской литературы 1980 – 2010-х годов.
Тема 2. Проблема жанра в литературе конца XX – начала XXI века.
Тема 3. Темы«другого» сознания в литературе, различные писательские стратегии.
Тема 4. Литературные и культурные репутации.
Тема 5. Мультикультурализм. Критика «классического дискурса».
Тема 6. Немецкоязычная и шведская литература конца ХХ – начала ХХI вв.
Тема 7. Литература Великобритании конца ХХ – начала ХХI вв.
Тема 8. Литература Франции конца ХХ – начала ХХI вв.
Тема 9. Литература Италии конца ХХ – начала ХХI вв.
Тема 10. Литература США конца ХХ – начала ХХI вв.
Тема 11. Славянские литературы конца ХХ – начала ХХI вв.
Тема 12. Литература Индии, Турции и Японии конца ХХ – начала ХХI вв.
Итого часов
Всего по дисциплине в семестре, часов
Всего по дисциплине в семестре, ЗЕ
Итого часов по модулю
Всего по модулю, часов 648 ч.
Всего по модулю, ЗЕ 18 ЗЕ

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенции Результаты обучения по дисциплине (знания, умения, навыки)
Код Содержание
ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных. Знать: — о современном состоянии изучения мировой литературы; — исторические и культурные факторы, повлиявшие на мировой литературный процесс; — картину европейского литературного сознания в его историческом развитии; — национальную специфику развития литератур стран Европы и Америки; — об историческом развитии литературных жанров в их соотношении с онтологическими и эстетическими концепциями различных эпох.
Уметь: — давать характеристику мировоззренческих, философских, эстетических и идеологических установок литераторов изучаемой эпохи; — систематизировать общее и особенное в литературе каждого из изучаемых периодов; — сопоставлять различные историко-литературные факты и явления и давать им обоснованную оценку; — производить классификацию произведений разных эпох по жанровым, национальным, иным типологическим признакам; — формулировать проблемы, требующие дальнейшего научного изучения.
Владеть: —собственным комплексным представлением об истории мировой литературы.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста Знать: — основные литературные факты, имена, названия художественных произведений, направлений, эстетические и литературоведческие категории изучаемых эпох; — содержание, особенности структуры, сюжета и композиции, жанровые особенности произведений европейских и американских авторов; — основные литературные даты (формирование литературных кружков и направлений, биографии авторов, создание произведений и т.п.).
Уметь: — пользоваться справочной и критической литературой; — демонстрировать знание принципов и приемов литературоведческого анализа художественных текстов; — анализировать творчество писателя в целом; — давать характеристику отдельным художественным произведениям (определять жанр, описывать повествовательную структуру, систему персонажей, стиль, изобразительно-выразительные средства и т.д.); — определять метод писателя по его теоретическим воззрениям и особенностям поэтики его произведений; — определять художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи; — сопоставлять, сравнивать поэтику произведений различных авторов в рамках изучаемого периода; — определять художественное своеобразие произведений и творчества писателей; — устанавливать межлитературные связи (особенно с русской литературой).
Владеть: — навыками реферирования и конспектирования критической литературы; — навыками прочтения, базовыми принципами, логикой и методами анализа и интерпретации произведений авторов, изучаемых в курсе мировой литературы; — рядом культурологических, философских и литературоведческих терминов, необходимых для характеристики мировой литературы различных периодов; — культурой чтения текстов различных эпох.

Содержание основных разделов и тем курса

II семестр Античная и Средневековая литература
№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Блок I. Античная лит-ра.Тема 1. Введение. Архаический период. Термин и понятие «античная литература». Исторические, хронологиче­ские границы античной литературы. Общая характеристика и значение ан­тичной литературы. ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Архаический период (VIII в. - середина VI в. до н.э.) Культура Древней Эллады. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы. Долитературный период. Основные виды народного творчества, их ме­сто и функции в жизни древних общин. Мифотворчество и мифология. Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. Древнейшие литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода. Прочие виды архаической поэзии. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Жанры и клас­сификация греческой лирики. Творчество Архилоха, Каллина Эфесского и Тиртея, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара и других поэтов.
2. Тема 2.Аттический (классический) период развития греческой литературы. Закономерности развития. Классический период (V - IV вв. до н.э.)Аттический период. Формирование трагедии и комедии, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Драма: ее происхождение, основные виды. Эволю­ция древнегреческой трагедии. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Древняя аттическая комедия, ее происхождение и структура. Творчество Аристофана. Проза V - IV вв. до н.э. Платон. Аристотель.
3. Тема 3.Эллинистический период и период римского владычества в Греции. Эллинистический период (III - I вв. до н.э.)Новый этап в истории античного общества (условность термина «эллинизм» и его сущность). Греческий мир в конце IV в. до н.э. Эллини­стическое общество, его культура. Афины - центр философии и комедио­графии. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма. Менандр и новоаттическая комедия. Общая характеристика алек­сандрийской поэзии. Период римского владычества (I - VI вв. н.э.)Греческий мир под властью Рима. Идеология греческого общества и культурная политика Рима. Плутарх. Греческий «ренессанс» II в. Лукиан. Античный роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Эфиопика» Гелиодора.
4. Тема 4.Древнеримская литература. Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Историческое значение римской литературы и ее место вантичномоб­ществе. Долитературный период (до середины III в. до н.э.)Раннее римское общество, материальная и духовная культура. Римскийфольклор. Древнейшая поэзия и проза. Ранний период (середина III - середина II в. до н.э.)Продолжение эллинских традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Общество и его культура в период роста и расцвета римской рабовла­дельческой республики. Творчество Плавта и его роль в развитии римской комедии плаща (паллиаты). Теренций и его комедии.
5. Тема 5.Литература последнего века республики. Литература последнего века республики (середина II - середина I в. до н.э.)Римское общество и культура последнего века республики. Цицерон и его роль в развитии литературы. Лукреций. Поэма «О природе вещей» - воспроизведение и художественное осмысление всей материалистической философской мысли античного мира. Римский александризм. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла.
6. Тема 6. «Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития. Литература периода империи. «Золотой век» римской литературы (эпоха принципата Августа) Вторая половина I в. до н.э. - начало I в. н.э.Римское общество «века Августа». Расцвет литературы на новом этапе и формирование римского классического стиля. Новое представление о человеке и мире его чувств в эпосе Вергилия и Овидия. Творчество Вергилия. Жизнь и основные этапы творчества Горация. Жизнь и творчество Овидия. Поздний период (серебряный век римской литературы -1 - II вв. н.э.).Внешний расцвет и явные симптомы упадка римского общества. «Новый стиль», традиции и обстоятельства его возникновения. Сенека: стоицизм. «Сатирикон» Петрония Арбитра. Эпиграммы Марциала. Ювенал: книги сатир. Тацит. Позднейший период (литература упадка и кризиса Римской империи - конец II - V вв. н.э.).Возвышение провинций и снижение роли Италии в политической и культурной жизни империи. Апулей - философ и софист, его роман «Метаморфозы». Архаистические тенденции в литературе IV - V вв. Значе­ние римской литературы в идейном и художественном развитии феодаль­ного общества. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры.
7. Блок II. Литература средневековья. Тема 7.Понятие термина «Средневековье». «Средневековая культура» и «средневековая литература». Основные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература. Клерикальная (письменная) литература на латинском языке.Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Основные этапы и эволюция важнейших жанров клерикальной литера­туры. Творчество вагантов и голиардов. Народное поэтическое творчество раннего средневековья.Народная поэзия, мифы и предания раннего Средневековья. Мифологический эпос, волшебная и богатырская сказка, героический эпос - основные жанры развития эпического творчества народов. Кельтский (ирландский) эпос, его основные циклы, проблематика и ху­дожественное своеобразие ирландских саг. Скандинавский эпос и лирическая поэзия «скальдов», «Старшая» и «Младшая Эдда». Скандинавские саги, их важнейшие циклы.
8. Тема 8. Эпос раннего и зрелого средневековья. Героический эпос зрелого средневековья.От эпической архаики к эпической классике. Возникновение героиче­ских поэм. М.М. Бахтин о трех основных отличиях эпопеи: предмет эпопеи - национальное эпическое прошлое; источник - национальное предание; абсолютная эпическая дистанция между эпопеей и современностью. Героический эпос Франции «Песнь о Роланде». Его типологические жанровые черты и национальное своеобразие. Испанский героический эпос, выражение в нем своеобразных черт ис­торического развития Испании (процесс реконкисты). «Песнь о Сиде». На­циональные особенности испанского героического эпоса. Немецкий героический эпос и его наиболее значительный памятник «Поэма о Нибелунгах». Его особенность: эпическая архаика и черты фео­дально-рыцарской идеологии.
9. Тема 9.Основные этапы и эволюция важнейших жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская литература. Рыцарская (куртуазная) литература средневековья.Основные направления и формы литературы XII–XIV вв. Куртуазная лирика и роман: темы и жанры городской литературы. Становление новых рыцарских идеалов - результат становления фео­дальных государств в Западной Европе. Сословная ограниченность и об­щечеловеческое содержание рыцарских идеалов, их исторически-прогрессивная роль. Провансальская рыцарская поэзия. Основные мотивы и жанры любов­ной и политической лирики трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн и др.). Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Герма­нии. Своеобразие политической и любовной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Рыцарский роман, его жанровое своеобразие и эволюция. Роман о «Тристане и Изольде».
10. Тема 10. Бюргерская (городская) литература. Бюргерская (городская) литература средневековья.Развитие городов, рост их экономического и военного могущества, подъем цехового ремесла. Связь городской литературы с народным твор­чеством. Характерные черты городской литературы, ее основные жанры. Фабльо, шванки. Развитие традиций фольклорного животного эпоса в «Романе о Лисе». Аллегорический роман («Роман о Розе».). Городская ли­рика. Своеобразие «мейстерзанга». Поэзия Вийона. Джеффри Чосер - художник, синтезировавший демократические тради­ции средневековой литературы, предшественник ренессансной литературы в Англии. Формирование реалистического метода в его «Кентерберийских рассказах». Городская драма - соти и фарсы; фарс «Адвокат Патлен».
III семестр Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв.
№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Тема 1. Эпоха Возрождения. Ренессанс и Реформация. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. История зарубежной литературы - хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе. Общая характеристика литературы Возрождения. Открытие мира и человека. Роль античного наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического миро­воззрения к антропоцентрическому. Соотношение теории и историилитературы эпохи Возрождениия. Античный гуманизм, античная культу­ра и итальянское Возрождение.
2. Тема 2. Итальянская литература Итальянская литература. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения. Данте - «последний поэт средневековья и первый поэт Нового време­ни». «Новая жизнь», поэзия и проза в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Возрождения. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Франческо Петрарка - первый европейский гуманист. Итальянская ли­рика Петрарки, ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новатор­ство в «Книге песен». «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии. Жизнь и творчество Джованни Боккаччо. Контаминация средневековой, античной мифологической образности и риторических приемов как прин­цип литературного мышления Боккаччо. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегиях мадонны Фьяметты». «Декамерон» как вершина ренессансного реализма. Лудовико Аристо - наиболее значительный представитель демократи­ческого направления в зрелом итальянском Возрождении. Творчество Торквато Тассо - свидетельство глубокого кризиса итальян­ского гуманизма. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в литературе Возрождения.
3. Тема 3. Немецкая литература Немецкая литература. Социально-историческая обстановка в Германии во второй половине XV - XVI вв. Специфика северного гуманизма. Реформация в Германии. Учение Лютера. Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма тем­ных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение позд­него Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте. Сатира и мо­рализм в «Корабле дураков» Бранта. История литературы и фольклора эпохи Возрождения в контексте истории культуры. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. «Похвала Глупости» как философская сатира.
4. Тема 4. Французская литература Французская литература. Предпосылки для возникновения ренессансно-гуманистического дви­жения, его периодизация и национальная специфика. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Творчество К. Маро, Марга­риты Наваррской. Жизнь и творчество Рабле. История замысла и создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», многобразие его идейного содержания и ху­дожественное своеобразие. М.М. Бахтин о романе. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. «Плеяда». Теоретическая программа в манифесте «Зашита и прославле­ние французского языка». Творчество поэтов «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло и др.). Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня.
5. Тема 5. Испанская литература Испанская литература. Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического движения, его национальные осо­бенности и место в духовной жизни страны. Периодизация литературного процесса в Испании. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как образец плутовского романа. Жизнь и творчество Сервантеса. Жанровое и идейно- художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени.
6. Тема 6. Английская литература Английская литература. Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Возникновение гу­манистического движения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии. Жизнь и деятельность Т. Мора. «Утопия» - один из первых утопических романов. Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии XVI в: Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Кристофер Марло - создатель английской трагедии. «Трагическая исто­рия доктора Фауста». Особенности драматургической манеры Марло. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах». Исторические хро­ники - национальная эпопея. Комедии первого периода, оптимизм миро­ощущения Шекспира в них. Драматургия второго периода: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особенности трагического у Шекспи­ра. Драматургия третьего периода. Ее особенности. Место Шекспира в ми­ровой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени.
  7. Тема 7.XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Культурологическая концепция XVII века как переходного периода в процессе становления литературы и искусства Нового времени. Тенденции историко-культурного развития Западной Европы, определение своеобразия XVII века. Кризис ренессансного гуманизма и антропоцентризма в период позднего Возрождения. Религиозная эстетика и культура протестантизма и Реформации. Трагизм XVII века как периода противостояния Реформации и Контрреформации. Новая оценка человека и мира в науке и философии XVII века и своеобразное отражение их в основных художественных системах этого времени - барокко и классицизме. Концепция реализма XVII века в современном литературоведении. Барокко, как миропонимание и как литературная эпоха.Бароккокак антинормативная система XVII века (Э. Тезауро, Б. Грассиан). Художественный стиль маньеризма в период Чинквеченто -начальная стадия литературы и искусства барокко. Поэтика и стиль литературы барокко - сложная, антиномичная образная картина мира. Новые формы художественной выразительности (театральность, сложный метафоризм, повышенная экспрессия и динамика). Понятие о барочной риторике. Два направления в стилевой (языковой) системе барокко. Национальные варианты барокко (гонгоризм, маринизм, прециозная литература). Традиции Возрождения и барокко. Барокко и XX век. Понятие о типологической природе литературы и искусства барокко (готика - барокко -романтизм - модернизм XX века). Концепции барокко в гуманитарной науке XIX - XX веков.
  8. Тема 8. Испанская литература XVIII века. Драматургия испанского Ренессанса в первой половине XVII века. Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе де Вега («драмы чести» и др.). Испанская литература XVII века. Драматургия испанского Ренессанса в первой половине XVII века. Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе де Вега («драмы чести» и др.).
  9. Тема 9. Педро Кальдерон де Ла Барка (1600 - 1681). Элементы маньеризма и барочной структуры в пьесах Тирсо де Молина. Театр барокко XVII века - новый период развития испанской драматургии (Кальдерон, Рохас, Морето). Педро Кальдерон де Ла Барка (1600 - 1681). Художественная стилистика национальной испанской комедии интриги (Лопе де Вега и Кальдерон). Основные барочные тенденции создания характеров в «драмах чести» Кальдерона («Стойкий принц» и др.). Жанровое многообразие драматургии Кальдерона в различные периоды его творчества. Философско-аллегорическая концепция разума, свободы и власти в драме «Жизнь есть сон». Готика и Кальдерон. Гуманистические традиции Ренессанса в творчестве Кальдерона («Саламейский алькальд» и др.). Барочный художественный стиль драматургии барокко.
  10. Тема 10. Консептизм как барочная художественная система в испанской прозе XVII века. Испанский плутовской роман XVII века (эволюция жанра). Луис де Гонгора. Культеранизм (гонгоризм) как барочная художественная система в испанской поэзии XVII века. Трансформация жанра ренессансного сонета у Гонгоры. Поэтика литературного маньеризма и барокко в стихотворениях и поэмах Гонгоры. Барочная эстетика Б. Грассиана («Остроумие, или Искусство изощрённого ума», «Карманный Оракул»). Консептизм как барочная художественная система в испанской прозе XVII века. Испанский плутовской роман XVII века (эволюция жанра). Тип барочного комизма в романе Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Консептизм (язык, стиль) в романе Кеведо. Барочный вариант народно-смеховой культуры Ренессанса в романе. Аллегоризм новелл-фантазий Кеведо «Сновидения». Особенности художественной структуры романа Л .В. де Гевары «Хромой бес».
  11. Тема 11. Французский классицизм. «Поэтическое искусство» Н.Буало. Развитие трагедии во французском театре классицизма. «Сид» П.Корнеля. Периоды и этапы историко-литературного развития Франции в XVII веке. Основные черты французского барокко в первой половине XVII века. Прециозный стиль пасторального романа О. д'Юрфе «Астрея». Барочный аллегоризм, образная структура «трагических поэм» А. д'Обинье. Мотивы барочной лирической поэзии (А. де Сент-Аман, Г. де Вио, В. Вуатюр и др.). Расцвет прециозной культуры в период Фронды (отель де Рамбуйе, галантно-героический роман М. де Скюдери и др.). Барочно-трагическое видение мира и человека в литературе второй половины XVII века («Мысли Паскаля», «Максимы» Ларошфуко и др.). Тенденции фарсового искусства XVII века. Французский вариант испанского плутовского романа (Ш. Сорель «Франсион»). Социально-бытовые коллизии в «Комическом романе» П. Скаррона. Философский научно-фантастический роман С. де Бержерака «Государство и империи с большой Луны». Религиозные основы оппозиционного движения во французской литературе XVII века (Янсенизм Пор - Рояля). Специфика стилевого единства произведений французского барокко и вольномыслия (Т. де Вио, Сент-Аман, П. Скаррон и др.).Классицизмкак нормативная эстетическая система (Н. Буало и др.). Классицизм XVII в. и философские принципы рационализма (Р. Декарт). Идеалы Ренессанса в эстетической системе классицизма. Процесс формирования государственной идеологии и национального самосознания в XVII веке и основные категории новой классицистической системы -образец, разум, вкус. Национальные варианты классицизма XVII века. Барочные тенденции в классицизме XVII века. Классицизм как основная философская и эстетическая система в художественной жизни Франции. Философский рационализм Р. Декарта. Мотивы политической и философской поэзии Ф. Малерба. Систематизация теоретических принципов классицизма в поэме Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Социально-политические условия существования художественной доктрины классицизма во второй половине XVII века (Фронда, абсолютизм Людовика XIV). Специфика стилевого единства классицистических и барочных явлений в литературе и искусстве Франции XVII века (Ж. Шаплен, Лафонтен, Ларошфуко и др.). Пьер Корнель - классицист-драматург первой половины XVII века. Три этапа («манеры») его творчества. Классицистический неостоицизм главных героев трагедий «первой манеры» («Сид», «Гораций», «Полиевкт» и др.). Драматический конфликт разума и чувства в «Сиде». Проблема жанра и художественного метода «Сида». «Сид» в оценке Ж. Шаплена («Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид»). Новая концепция личности героя в трагедии «Гораций». Идеал государственности в «Уинне». Барочные идейно-структурные тенденции в трагедиях «второй манеры» («Родогонда», «Никомед» и др.). Гуманистические идеалы Ренессанса в трагедиях Корнеля. Художественный психологизм Корнеля.    
  12. Тема 12. Идейно-художественное своеобразие трагедий Ж.Расина. «Андромаха», «Федра». Жан Расин - классицист-драматург второй половины XVII века. Трагедии Расина - новый этап художественного мироощущения. Влияние янсенизма Пор - Рояля в различные периоды жизни и творчества Расина. Новая классицистическая концепция характера и конфликта у Расина. Трагедии Расина - начало новой художественной концепции психологического анализа личности человека в мировой литературе. Трагизм судьбы человека в условиях несвободы жизненного выбора («Андромаха»). Деспотизм монарха как классический образец эволюции деспотического типа характера («Британик», «Баязет»). Своеобразие драматургического конфликта как борьбы противоположных начал в личности человека («Федра»). Классицистическая категория разума, гуманистический нравственный идеал в трагедиях Расина. Античность и Расин («Ифигения в Авлиде»). Лирическое начало в трагедиях Расина («Береника», «Эсфирь»). Барочный тип психологизма в трагедиях Расина.
  13. Тема 13. Творчество Мольера. Жан Батист Мольер - классицист-комедиограф второй половины XVII века. Жанровое многообразие драматургии Мольера. Истоки формирования жанра «высокой» комедии Мольера. Эстетика комедийного творчества Мольера (классицизм и Мольер). Художественная интерпретация идей разума, здравого смысла, независимости личности человека в комедиях «Смешные жеманницы», «Урок мужьям», «Урок жёнам». Драматургическая концепция отрицательного начала, темы зла и деструктивных сил в обществе и в сознании человека («Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой» и др.). Авторская позиция в «буржуазных» комедиях Мольера («Мещанин во дворянстве» и др.). Понятие об интеллектуальном герое у Мольера как герое комедий Нового времени («Мизантроп» и др.). Гуманистический положительный идеал, образы людей из народа в комедиях Мольера. Особенности художественного психологизма Мольера. Барочные идейно-структурные тенденции в позднем творчестве Мольера. Комедии Мольера и театральное искусство XVII - XX вв. Жан Лафонтен. Два периода его литературной деятельности. Тенденции французского вольномыслия в мировоззрении и творчестве Лафонтена. Классицизм и Лафонтен. Литературная традиция и «Басни» Лафонтена. Эволюция идейно-образного и философского содержания басен двух периодов творчества (60-е и 70-е годы XVII в.). Трагическое начало в баснях («Человек и уж» и др.). Положительный идеал в баснях («Крестьянин с Дуная» и др.). Лафонтен и басенное творчество XVII - XX веков. Расцвет классицистической прозы в 60-90-х годах XVII века. «Мемуары» Ф. де Ларошфуко как хроника жизни аристократа периода Фронды. Поэтика художественного рационализма, морально-философские проблемы в книге афоризмов Ларошфуко «Максимы и моральные размышления». Жанровые особенности книги фрагментов Ж. Лабрюйера «Характеры или Нравы этого века». Барочно-драматические тенденции в «Максимах» и «Характерах». Роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская» как новый тип психологического романа. Элементы психоанализа в романе. Роман М. де Лафайет и традиция создания женского характера в литературе XVIII - XX вв. Философия и литература предпросвещения во Франции в конце XVII века (Бейль, Фонтенель). Формирование жанра философского романа в творчестве Фенелона («Приключения Телемака»). Основные принципы полемики «древних» и «современных» (Ш. Перро и др.).
  14. Тема 14. Английская литература XVII века. «Потерянный рай» Дж. Мильтона – английский эпос XVII века. Периоды и этапы историко-литературного развития в Англии в XVII веке. Кризис идеалов Ренессанса, резкая поляризация культуры в эпоху Английской буржуазной революции. Философские основы миропонимания и литературного процесса в Англии (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк). Морально-религиозная эстетика и культура английского пуританизма. Английская литература первой половины XVII века. Поэзия Д. Донна и школы «поэтов-метафизиков» как художественный синтез литературных традиций Ренессанса и новых стилевых тенденций маньеризма и барокко. Драматическое начало в лирике Д. Донна. Метафоризм как основа поэтической стилистики Д. Донна, Д. Герберта, Ф. Кверлза и др. Творчество Б. Джонсона и формирование классицизма в английской литературе. Античная традиция и Бен Джонсон. Универсализм обратной структуры в комедиях Б. Джонсона («Вольпоне», «Ярмарка в день св. Варфоломея» и др.). Барочно-пасторальные мотивы в поэзии Р. Геррика и школы «поэтов-кавалеров». Идеалы гуманистического антропоцентризма в творчестве пуритан. Д. Мильтон - крупнейший поэт и публицист английской революции. Новая концепция образа молодого человека в поэзии раннего Д. Мильтона. Пуританская коллизия добродетели и порока в пьесе-маске Мильтона «Комус». Публицистика Д. Мильтона в многообразие трактатов в защиту свободы слова и протестантского вероучения («Ареопагитика»), о правомерности казни короля Карла I («Иконоборец») и др. Публицистика лидера левеллеров Д. Лильберна и лидера диггеров Д. Уинстенли в годы республики. Английская литература второй половины XVII века. Новый этап развития театрального искусства в период реставрации. Жанровое многообразие английской комедии (У. Конгрив и др.). Барочно-прециозные и классицистические тенденции в поэзии и драматургии Д. Драйдена. Сатира Драйдена. Высшее проявление английской сатиры XVII века - героико-комическая поэма С. Бетлера «Гудибрас». Стилистическая бурлеска в поэме. Творчество Д. Мильтона в период Реставрации. Библейская аллегорика эпических поэм Мильтона. Творческий метод Мильтона как синтез ренессансного, барочного и классицистического стилей. Особенности авторского сознания и характер идейного смысла поэмы «Потерянный рай». Христианский идеал в поэме «Возвращение в рай». Тираноборческая тема в поэме «Самсон-борец». Лирико-психологическое начало в поэмах Мильтона. Стилистика условно-аллегорического повествования в творчестве прозаика-пуританина Д. Беньяна («Странствия паломника», «Жизнь и смерть мистера Бэдмена»). Обличительный пафос произведений Беньяна. Философские идейно-стилевые предпосылки формирования литературы английского просвещения XVIII века.
  15. Тема 15. Немецкая литература XVII века. Немецкое барокко и роман Г.Я.К. Гриммельсгаузена «Симплициссимус» как немецкий вариант барочного плутовского романа XVII века. Мотивы немецкой литературы в период Тридцатилетней войны (1618 -1648). Поэтика классицизма в творчестве М. Опица и Первой силезской группы поэтов. Пантеистические мотивы в творчестве П. Флеминга и лейпцигской группы поэтов. Горацианские мотивы в лирике С. Даха и кёнигсбергской группы поэтов. Барочная религиозно-ортодоксальная поэзия (Ф. Шпее, П. Герхард) и религиозно-мистическая поэзия XVII века (Я. Бёме, А. Силезиус и др.). Барочно-прециозная поэзия нюрнбергской и Второй силезской группы поэтов середины XVII века (К.-Г. Гофмансвальдау и др.). Трагические мотивы немецкого барокко в поэзии А. Грифиуса. Немецкий вариант барочного плутовского романа XVII века и 30-летняя война. Жизнь и творчество Г. Я. К. Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус» как характерное явление художественного стиля барокко. Система аллегорий в романе барочная утопия и реальность в его сюжетно-образной структуре. Формы барочной риторики в романе. Своеобразие композиции. Роман и немецкий фольклор.
  16. Тема 16.Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения.. Эстетические принципы Просвещения. Периодизация литературы Просвещения. Художественные методы литературы Просвещения. Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения. Общественные задачи и роль искусства в системе Просвещения. Концепция мироустройства и человека у просветителей. Эстетические принципы Просвещения. Периодизация литературы Просвещения. Художественные методы литературы Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Эпоха Просвещения как система философских (Дж.Локк, И.Кант, Гольбах и др.), эстетических (Монтескье, Лессинг и др.) и литератуно-художественных учений и теорий (Дидро, Гердер, Гете и др.). Традиции литературы Просвещения и литература XIX и XX вв.
  17. Тема 17. Английская литература XVIII века. Раннее английское Просвещение. Особенности и периодизация английской просветительской литературы данного периода. Раннее английское Просвещение. Философско-дидактическая, классицистическая поэзия А.Попа. Д. Аддисон, Р. Стил - создатели нравоописательной классицистской журналистики в Англии. Особенности и периодизация английской просветительской литературы данного периода. Жизнь и мировоззрение Дефо. Жанровое своеобразие романа "Робинзон Крузо". Тип просветительского образа в романе. Жизнь и мировоззрение Свифта. "Письма суконщика" и ирландское освободительное движение. Особенности художественного стиля "Сказки бочки" как антиклерикальной сатиры. Характер структуры, идейный смысл романа "Путешествия Гулливера". Художественные функции фантастики в романе. Тип просветительской сатиры в романе. Свифтианство как художественный метод оценки мира и человека. Особенности стиля мещанской драмы Просвещения (Д. Лилло, Э. Мур). Балладная опера (Д.Гей).
  18. Тема 18. Расцвет английского Просвещения (романы С.Ричардсона, Г.Филдинга, Т.Смоллетта) Расцвет английского Просвещения. Социально-этические проблемы семейно-бытовых романов Ричардсона. С.Ричардсон и просветительская утопия. ("Памела, или Вознагражденная добродетель" и др.). Тип просветительского идеала в романе. Ричардсон и психологическое направление в просветительском романе 18 века. Творческий путь Г. Филдинга. Пародийная стилистика комедий Г.Филдинга. Г.Филдинг — создатель "комических эпопей в прозе". "Джозеф Эндрюс" и идеологический смысл полемики Филдинга с Ричардсоном. Стиль просветительской сатиры в романе "История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого". Роман Филдинга "История Тома Джонса, найденыша" — высшее достижение просветительского реализма, картина социальной действительности Англии середины 18 века. Просветительский гуманизм Филдинга. Особенности композиции и системы образов романа. Эстетика комических романов Филдинга. Т.Смоллетт. Сатирическая оценка социальной действительности Англии в романах "Приключения Перигрина Пикля" и "Приключения Родрика Рэндома". Особенности жанра, просветительское содержание романов. Элементы психологизма в романе "Путешествие Хэмффи Клинкера". Углубление и разработка средств сатиры в романах.
  19. Тема 19. Английский сентиментализм. Концепция реализма в сентиментальном английском романе XVIII века. Английский сентиментализм. Концепция реализма в сентиментальном английском романе 18 века. Роман О.Голдсмита "Векфильдский священник". Характер лиризма в поэзии Голдсмита ("Покинутая деревня" и др.) Социальные идеалы Голдсмита. Л.Стерн. "Жизнь и мнения Тристама Шенди", как реакция на художественные традиции просветительского рационализма. Особенности жанра и композиции романа. "Шендизм" и полемика Стерна с английскими романистами 40-50 гг. Творческий метод Стерна в романе "Сентиментальное путешествие". Эстетика комических романов Стерна. Основные мотивы поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э.Юнг, Т.Грей, У.Каупер). Поэзия и драматургия английского Просвещения. Драматургическое творчество Шеридана. Социальная сатира в сатирической комедии нравов Шеридана "Школа злословия". Поэзия Р.Бернса (народный характер, фольклорная основа, демократические идеалы). Р.Берне и мировая литература. Предромантизм в английской литературе. Макферсон и его "Поэмы Оссиана" как тенденция предромантизма. Художественная стилистика "Поэм Оссиана". "Готические романы" Г. Уолпола, А. Радклиф и М. Льюиса. Творчество писателей Англии в период Французской революции (поэзия У.Блейка, роман У. Годвина "Калеб Вильяме", поэма Вордсворта "Прелюдия").
  20. Тема 20.Литература Франции XVIII века. Своеобразие Просвещения во Франции. Своеобразие Просвещения во Франции. Роль просветителей в подготовке Французской буржуазной революции. Этапы развития Просвещения во Франции. Романы А. Лессажа "Хромой бес" и "Жиль Блаз" (особенности жанра, своеобразие сатирического изображения французского дворянства). Психологизм в романе А.Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско". Ш.Монтескье и раннее французское Просвещение. "Дух законов" как идейная программа третьего сословия. Характер общественного строя и человека в оценке автора "Персидских писем". Просветительское содержание романа. Своеобразие жанра французского философского романа. Расцвет французского Просвещения. Драматургия Вольтера. Социальные, политические и философские взгляды Вольтера. Своеобразие просветительского классицизма Вольтера в трагедиях "Заира", "Магомет" и др. Вольтер как эпический поэт ("Генриада", "Орлеанская девственница"). Философские повести "Задиг", "Кандид", "Микромегас", "Простодушный". Художественный метод, жанровые особенности, характер сатиры Вольтера. Д.Дидро — создатель "Энциклопедии". Социально-политическая и философская основа эстетики Дидро ("Письмо о слепых в назидание зрячим", "Парадокс об актере"). "Монахиня" Дидро как произведение просветительского реализма. Характер психологизма в романе. Оценка общественного сознания в "Племяннике Рамо". Жанровое своеобразие повести-диалога. Просветительский

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.