Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место модуля в структуре образовательной программы



ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

«УТВЕРЖДАЮ» Директор института гуманитарных наук _________________ В.И. Гальцов «____» _____________ 2015 г.   «СОГЛАСОВАНО» Директор департамента образовательных программ и образовательной политики ____________ Д.Г. Житиневич «___» ___________ 2015 г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Модуля «История зарубежной литературы»

 

Направление подготовки: 45.03.01 «Филология»

Профиль подготовки:

«Отечественная филология (русский язык и литература)»

 

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Год обучения: 1-4

 

Форма обучения: очная

 

 

Калининград – 2015

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Составители: к.филол.н., доценты кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения А.И.Васкиневич (общая редакция, Зарубежная литература XIX в.), В.В. Малащенко (Античная и Средневековая литература, Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в.), М.Э. Королева (Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв., Зарубежная литература XX в.).

 

РП обсуждена и утверждена на заседании кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения

 

Протокол № ___ от «____»______________ 2015 г.

Зав. кафедрой ___________ /С.С. Ваулина/

 

 

РП одобрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).

Протокол № ____ от «____»__________ 2015 г.

Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/

 

 

РП пересмотрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).

Протокол № ____ от «____»__________ 20___ г.

Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/

 

 

Ведущий менеджер ООП ________________ (А.И. Ткаченко)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочей программы модуля «История зарубежной литературы»

1. Пояснительная записка……………………………………………………...4

2. Тематический план……………………………………………………….…12

3. Планируемые результаты обучения по модулю, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………………………………………………21

4. Содержание основных разделов и тем курса………………………..…..24

5. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине…………………………….……..76

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………..77

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………………………..147

8. Список основной и дополнительной учебной литературы……….……205

9. Список ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»………………………………………..………………..……………....248

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. 249

11. Перечень информационных технологий…………………..………….…263

12. Материально-техническая база…………………………………………..263

 

Пояснительная записка

1.1. Наименование модуля:«История зарубежной литературы». В модуль входят дисциплины: Античная и Средневековая литература (2 семестр), Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв. (3 семестр), Зарубежная литература XIX в. I ч. (4 семестр), Зарубежная литература XIX в. II ч. (5 семестр), Зарубежная литература XX в. (6 семестр), Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в. (7 семестр).

 

Место модуля в структуре образовательной программы

Модуль «История зарубежной литературы» формирует у студентов профиля «Отечественная филология» представление о специфике и закономерностях развития, месте и значении национальных литератур (преимущественно европейских и американской) в мировом историко-культурном процессе, о взаимодействии зарубежных литератур с русской литературой.

Модуль «История зарубежной литературы» изучается после освоения студентами ряда дисциплин модуля общекультурных компетенций, а именно курсов «История», «Философия», «История мировой художественной культуры», а также курса «Введение в филологию» модуля «Введение в профиль». Для изучения данного курса в качестве входных знаний студенты должны иметь представление о литературе как виде искусства, философских моделях мира и человека. Для успешного изучения дисциплины студенту необходимо владеть такими литературоведческими категориями, как форма и структура повествования, специфика родов и жанров литературы, структура образа автора и героя, композиция художественного произведения, структура художественного пространства и времени, различные формы психологизма, типизации и художественной условности. Обязательным условием успешности освоения дисциплины является актуализация знаний, полученных в рамках школьных курсов литературы и истории.

 

Изучение модуля «История зарубежной литературы» логически взаимосвязано с освоением модуля «Классические и иностранные языки», высокий уровень овладения которым позволит студентам читать фрагменты художественных текстов на языке оригинала; модуля «Литературоведение», углубляющего знания студентов в области теории литературы; модуля «История русской литературы», обогащающегося знаниями, касающимися различного рода взаимосвязей между зарубежной и русской литературой.

При чтении курсов модуля «История зарубежной литературы» соблюдается хронологическая последовательность так, как она представлена в программе.

Античная (греко-римская) литература и литература Средних веков – первый этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы (2 семестр). При изучении греческой мифологии ставится про­блема изучения и толкования мифов в науке. Особое внимание уделяется про­блеме возникновения и развития жанров и закономерностям литературного процесса в античности. Античная литература (греческая и римская) – первая древнейшая европейская литература. Она развивается с X-IX вв. до н.э. по IV-V вв. н.э. и занимает особое место в кругу других древних мировых литератур – ближневосточных, индийской, китайской. Многие образы и сюжеты античной литературы впоследствии неоднократно перерабатывались в мировой литературе. Дальнейшее становление европейских литератур на национальных языках происходит в Средние века. История средневековой литературы представляет словесность всей Западной Европы от кру­шения Римской империи (476 г.) до начала XIV в. Курс дает представление о развитии эпической, духовной, куртуазной, городской литературы во всем разнообразии жанров.

Второй этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы - литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII веков (3 семестр). В это время совершается ряд важных переломных событий, определивших изменения в культуре и литературе Нового времени. В Италии происходит новая рецепция античных идей, зарождаются основы европейского гуманизма, формируются идеи Ренессанса и Возрождения. В ряде стран (Германия, Нидерланды, Франция, Англия) происходит Реформация. В XV веке возникает книгопечатание, сделавшее книгу более доступной и также способствовавшее широкому распространению светской литературы. В этот период развивается ряд обществ в защиту национального языка и литературы (от возрожденческой «Плеяды» до барочного «Плодоносящего общества» и др.) и возникает ряд поэтик (от возрожденческих до классицистских), закрепляющих новые жанровые и стилевые нормы (Скалигер, Буало, Опиц). XVIII век ознаменовался новыми тенденциями в развитии литературы, связанными с формированием Просвещения и сентиментализма.

Третий этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы - Зарубежная литература XIX в. I ч. (4 семестр). Курс посвящен изучению типологии и национальных вариантов романтизма и реализма. Наряду с осознанием сущности основных закономерностей европейско­го литературного процесса важным также является понимание националь­ного своеобразия развития литературы в различных странах Западной Ев­ропы.

Четвертый этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы – Зарубежная литература XIX в. II ч. (5 семестр). Данный курс посвящен формированию целого ряда школ, кружков и направлений во второй половине XIX – начале XX века. В рамках курса рассматривается поэзия прерафаэлитов и поэтов Парнасской школы, творчество Ш. Бодлера, драматургия и поэзия символизма, своеобразие натурализма, импрессионизма, эстетизма, неоромантизма, основные принципы, манифесты, поэтика футуризма, экспрессионизма и дадаизма.

Пятый этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы – Зарубежная литература XX в. (6 семестр). В рамках курса рассматриваются художественные системы модернизма и постмодернизма, литература потерянного поколения и послевоенная литература, экзистенциализм и антиутопия, эпический театр Брехта и театр абсурда, литература потока сознания и новый роман, магический реализм и постколониальная литература.

Шестой этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы - Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в. (7 семестр). Курс завершает освоение модуля «История зарубежной литературы» и посвящен сложной панораме литературного развития конца XX и начала ХХI веков. В рамках курса подводятся итоги приобретенным студентами знаниям и осваиваются наиболее существенные явления литературного процесса в зарубежных литературах XX-XXI веков.

Программа составлена на основе типовой программы дисциплины «История зарубежной литературы», утвержденной научно-методическим Советом по группе филологических специальностей (Изд-во МГУ, 1997).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.