Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 4. Понятие и основания административной ответственности. Состав административного правонарушения



Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

1. Предмет и метод административного права.

2. Понятие и основные признаки административного правонарушения. Виды административных правонарушений.

3. Состав административного правонарушения.

4. Понятие и основные черты административной ответственности.

5. Понятие и виды административных наказаний.

Основные тезисы лекции:

Вопрос № 1.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти (Д.Н. Бахрах).

Главная особенность метода административно-правового регулирования, основное отличие от гражданского правового метода (антипода) – императивный, властный характер, односторонность волеизъявления, закрепление юридического неравенства субъектов, характерного для управления.

Основные средства административно-правового регулирования, главным образом характеризующие его метод – предписание, запрет и дозволение.

Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Это наиболее характерное средство административно-правового регулирования общественных отношений (характерные примеры – правила дорожного движения, пожарной безопасности и др.).

Запрет – это те же предписания, но «отрицательного» характера, а именно – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения (например, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, КоАП РФ, Кодекс Омской области об административных правонарушениях).

Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести и хранить оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.).

Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Вопрос № 2

В правоведении правонарушение рассматривается в качестве основания юридической ответственности. Следовательно, основанием административной ответственности является административное правонарушение. В этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность административного правонарушения и административной ответственности: с одной стороны, без правонарушения нет административной ответственности, а с другой стороны, основанием административной ответственности является правонарушение. В силу этого понятия «административное правонарушение» и «административная ответственность» существуют как неразрывные правовые категории.

Законодательное определение правонарушения дано в ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушения. В частности в ней сказано: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридический анализ понятий правонарушения в целом, и административного в частности, позволяет выявить наиболее общие и существенные признаки, которые свойственны любому правонарушению.

В административном праве основными признаками административного правонарушения являются:

1. Общественная вредность (общественная опасность);

2. Противоправность;

3. Виновность;

4. Наказуемость

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Установленная законодательством возможность применения административных наказаний (административная наказуемость).

Вопрос № 3

Состав административного правонарушения представляет собой установленную правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава. В административном правонарушении выделяется четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. В связи с этим и состав правонарушения конструируют как совокупность четырех аналогичных элементов.

Состав административного правонарушения имеет четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона

Объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и охраняемые мерами административной ответственности. В зависимости от степени обобщения, уровня абстрактности различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административных правонарушений.

Объективная сторона административного правонарушения – конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом.

Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил, т.е. выполнил описанный в законе состав административного правонарушения. Это физические и юридические лица, способные нести ответственность за деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью. Сами они в состав не входит. Состав включает в себя лишь признаки, характеризующие субъекта. Все признаки состава, характеризующие индивидуального субъекта, можно поделить на две группы: общие и особенные (специальные).

Психическая деятельность лица, связанная с совершением административного правонарушения, образует его субъективную сторону. Психическое содержание административного правонарушения – его субъективная сторона по отношению к объективной является внутренней. Основным признаком субъективной стороны является вина в форме умысла и неосторожности. В некоторых случаях включаются еще мотив и цель.

Вопрос № 4

Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности как выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности. Вместе с тем административная ответственность имеет свои характерные признаки:

1. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений. Она сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц.

2. Административная ответственность является правовой ответственностью, выступающей за административные правонарушения, совершаемые в различных отраслях и сферах государственной деятельности (законодательство об административных правонарушениях охраняет нормы земельного, финансового, таможенного и других отраслей права).

3. Административная ответственность регулируется актами высших органов государственной власти РФ, нормативными актами субъектов федерации, издаваемыми в пределах предоставленной компетенции.

4. Административная ответственность применяется многими государственными органами и должностными лицами на основе административно-процессуальных норм, которые определяют порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, обжалование, опротестование и исполнение постановления по делу.

5. Административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью и более коротким сроком давности (в отличие от уголовной ответственности).

6. Административная ответственность не связана с подчиненностью, служебными отношениями правоприменителя и правонарушителя (в отличие от дисциплинарной ответственности).

7. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба (в отличие от гражданско-правовой ответственности).

Административная ответственность базируется на принципах:

1. Законности;

2. Целесообразности ответственности;

3. Неотвратимости ответственности;

4. Индивидуализации мер ответственности.

Устанавливая административную ответственность, законодательство вместе с тем предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от этого вида ответственности. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Правонарушитель может быть также освобожден от административной ответственности при малозначительности правонарушения. В этом случае орган (должностное лицо) уполномоченный решать дело, может ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ)

В КоАП дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, т.е. тех обстоятельств, которые усиливают либо ослабляют ответственность (ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрел административную ответственность должностных лиц, которая отличается своей спецификой. Данное положение закреплено в ст. 2.4 Кодекса, которая гласит, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вопрос № 5.

В ст. 3.1 КоАП РФ указывается: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

Основаниями административного наказания выступают два момента: материальный – факт совершения административного правонарушения и процессуальный – наличие надлежаще оформленных процессуальных документов. При отсутствии хотя бы одного из них ни один из перечисленных в законе видов административных наказаний не может быть назначен юрисдикционным органом и, соответственно, применен к лицам виновным в совершении административного правонарушения.

Виды административных наказаний

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ к административным наказаниям относятся:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ст. 4.4 КоАП РФ). Однако исключением из этого правила являются случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (установленной за более серьезной нарушение).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.