Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие системы права, признаки

Лекция № 3

Дисциплина: «Право»

Специальность: «Коммерция» ( на базе 9 классов)

Преподаватель6 А.В.Буланенко

Тема: Систематизация права. Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях. Система права: основные институты, отрасли права.Частное и публичное право.

 

План.

1.Систиматизация права,значение

2.Виды систиматизации

3.Понятие системы права, признаки,стутура.

4.Структура нормы права

5. Частное и публичное право.

 

Систиматизация права,значение

С течением времени в праве накапливается множество юридических норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Все они имеют разную юридическую силу, неодинаковое действие во времени, пространстве, по кругу лиц. Для преодоления этих трудностей и необходима систематизация права. В чем же смысл систематизации права. В ТГП в этом плане выделяют следующее.

Во-первых, это значительное подспорье правотворческим органам, т.к. позволяет в относительно короткий период времени обозреть весь огромный массив юридической нормативной информации.

Во-вторых, это позволяет предпринять реальные шаги для устранения выявленных противоречий и пробелов правовой системы.

В-третьих, логически последовательное и системное изложение правовых норм серьезно облегчает правоприменительную деятельность. Делает ее подлинно эффективной. Ибо серьезно облегчает уяснение смысла применяемых юридических норм, а в конечном счете, правовую квалификацию конкретной ситуации.

В-четвертых, посредством систематизации права достигается и решение такой важной задачи, как повышение общей правовой культуры общества. Ибо тем самым облегчается доступ различных лиц к правовым первоисточникам, в которых формулируются обращенные к ним юридически обязательные предписания.

И, наконец, в-пятых, это облегчает создание общесистемных классификаторов правовой информации, служащих основой формирования электронных версий различных правовых баз данных. Без которых невозможно представить работу, например, любого практикующего юриста. Таким образом,

Систематизация права это деятельность по упорядочению и усовершенствованию правовых норм.

Систематизацией права устраняются противоречия между его нормами, отменяются (изменяются) устаревшие и создаются новые общеобязательные правила поведения. Последние посредством систематизации группируются по определенным группам, объединяются в кодексы, собрания законодательства, международно-правовые конвенции и иные систематизированные акты.

Виды систиматизации

1)Кодификация (в переводе с лат. делать собрание законов) -систематизация права, выражающаяся в упорядочении нормативного материала посредством устранения его

 

2.

противоречий, восполнения пробелов, замене устаревших норм новыми. Главными признаками кодификации являются следующие.

Кодификационной деятельностью всегда занимаются уполномоченные на то официальные - правотворческие - органы.

Результатом кодификации является- новый правовой акт это логически цельный, четко структурированный, внутренне согласованный документ. При этом нормы, вошедшие в него, значительно отличаются от норм, ранее регулировавших соответствующие общественные отношения. Свод норм как новых, так и часто старых и находившихся в составе разных иных правовых актов.После своего официального издания и вступления в силу сводом основополагающих норм, регулирующих данную область общественных отношений.

Кодификация как вид систематизации присуща обеим основным системам права: международному и внутригосударственному.

Например: Кодекс - традиционно основной вид кодификационных актов. Он упорядочивает правоотношения в основных сферах жизни общества. Примеров множество: Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.д.

2)Инкорпорация -способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке.

Инкорпорация позволяет внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т.п. Различают официальную и неофициальную инкорпорации.

Если кодификация - это внутренняя переработка правовых норм, то инкорпорация - это некая внешняя обработка правового материала, его расположение в алфавитном, хронологическом или предметном порядке. в ин-корпоративные сборники не включаются уже отмененные правовые нормы.

Если говорить о внутригосударственном праве, то инкорпорация характерна и для стран, входящих в англосаксонскую и для относящихся к континентальной правовой семьям. Своего рода инкорпорациями являются публикуемые в странах англосаксонской правовой семьи сборники прецедентов. Это абсолютная необходимость, ибо без этого трудно себе представить нормальный правоприменительный процесс (только в Англии сегодня действует около 300 тысяч судебных прецедентов). Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики, систематизированных в хронологическом, предметном порядке.

Вида официальной инкорпорации: хронологическую и систематическую (предметную).

А)Хронологическая - это систематизация, при которой упорядочение норм права осуществляется по времени их опубликования и вступления в силу. В России это, например, «Собрание законодательства Российской Федерации», в котором публикуются законы, указы Президента, постановления правительства страны, или «Бюллетень нормативных актов», издающий подзаконные акты федеральных органов государственного управления. При этом варианте каждый правовой акт имеет свой номер, наименование, год, месяц и день издания и другие реквизиты.

Б)Систематическая - это упорядочение правовых актов по предметному принципу, по отраслям, институтам права. Здесь они располагаются по видам и сферам правового регулирования - финансам, капитальному строительству и т.д.

Наряду с официальной существует и неофициальная инкорпорация - внешняя обработка и упорядочение нормативного материала, осуществляемая научными, специализированными организациями, отдельными лицами.

3.

Издаются подобные сборники по отраслям права, по отдельным актуальным направлениям правового регулирования (например, «Штрафы, пени, неустойки», «Автомобилист и право», «Все о таможне» и т.д.).

Примерами официальной инкорпорации можно считать сборники международно-правовых норм, публикуемые (как правило, в хронологическом порядке) официальными органами ООН.

Так, в СССР издавалось «Собрание действующих договоров СССР» - пример локальной официальной инкорпорации международного права (здесь тоже в основе был хронологический признак).

3)Консолида́ция (лат. consolidatio от consolido - укрепляю)- вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства.

Консолидация - это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Например : Во Франции широко развито принятие так называемых кодексов, объединяющих нормативные предписания по одному и тому же вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты как Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и др.: У нас не применяется.

 

Понятие системы права, признаки

Система права это внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.Перед нами – сложное системное иерархическое образование .

 

Признаки системы права :

-единство- выраженная государственная воля, единство целей и задач и т.д.

-различие,

-взаимодействие,

-способность к делению, объективность, согласованность,

 

Любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются:

а) норма права;

б) отрасль права;

в) подотрасль права;

г) институт права;

д) субинститут.

 

Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область

4.

(сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны ,но они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение

объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве-наследственное, в конституционном – избирательное право;

Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права это сравнительнонебольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости;в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее2.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов.Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные),простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные)

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя(меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.