Внауке сложилось три подхода к созданию определения конституционно-правовых норм.
Первый состоит в том, что конституционно-правовые нормы определяются через конституционное право, т. е. нормы, в совокупности составляющие конституционное право, называются конституционно-правовыми нормами.
При втором подходе конституционно-правовые нормы определяются через перечисление тех сфер жизни, которые они регулируют. В этом случае перечень будет включать те отношения, которые являются предметом конституционного права в данной стране. Исходя из этого подхода, определение может быть таким: конституционно-правовые нормы — это нормы, регулирующие основы общественного строя, форму государства, основы правового статуса человека и гражданина, порядок формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государства.
Особенностью третьего подхода является то, что конституционно-правовые нормы определяются через субъекты, которые могут их устанавливать, т. е. как нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти или непосредственно народом на референдуме. Конституционно-правовые нормы обладают рядом особенностей как по содержанию, так и по структуре.
По содержанию: конституционно-правовые нормы регулируют основы организации общества и государства, охватывают широкий спектр различных сфер государственной и общественной жизни. По структуре: большинство конституционно-правовых норм содержит только диспозицию, некоторые — гипотезу и диспозицию.
Вопрос о санкциях конституционно-правовых норм остается дискуссионным, поскольку санкции большинства конституционно-правовых норм сложно разграничить с санкциями других норм, особенно когда в статьях актов, являющихся источниками конституционного права, говорится об ответственности или имеется отсылка к другим отраслям права. Возникает вопрос: можно ли считать данные нормы имеющими санкции? Мнения ученых по этому поводу расходятся. Часть считает, что действие конституционно-правовых норм обеспечивается всеми отраслями права в комплексе, другие видят особенность конституционно-правовых норм в отсылках к другим отраслям права, третьи строят свои доказательства на том, что небольшое число норм с санкциями — свидетельство особой значимости конституционного права, поскольку к санкциям в нем прибегают в крайних случаях.
Сторонники последней точки зрения предлагают четко разграничивать конституционно-правовые санкции от санкций других отраслей права, критерием здесь выступает то, что они не могут быть применены в других отраслях права (вето главы государства, отказ в регистрации кандидата, роспуск парламента и т. д.).
Конституционно-правовые нормы чрезвычайно разнообразны, и их можно, как и другие правовые нормы, классифицировать по различным основаниям: по содержанию, по характеру предписаний, по форме предписаний, по территории действия и по источникам.
По содержанию они делятся на нормы, устанавливающие: основы конституционного или общественного строя, либо основы отдельных групп отношений, чаще всего — политических (но возможно и экономических или социальных отношений); основы правового статуса человека и гражданина; политико-территориальное устройство; систему органов государства.
По характеру содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы делятся: на управомочивающие (например, нормы, устанавливающие предметы ведения федерации и субъектов, компетенцию органов государства); обязывающие (например, нормы, устанавливающие обязанности государственных органов и граждан); запрещающие (нормы, содержащие правила запретительного характера: запрет пропаганды войны и проч.).
По степени определенности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы делятся на императивные (т. е. предписывающие определенное поведение, например подписание закона главой государства) и диспозитивные (т. е. устанавливающие возможность выбора того или иного варианта поведения; например, в парламентарной республике последствия вынесения вотума недоверия носят альтернативный характер).
По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на общенациональные (например, нормы, устанавливающие порядок выборов в общенациональный парламент), региональные (например, нормы, устанавливающие особый статус отдельных политико-территориальных или административно-территориальных единиц) и местные (нормы о реализации форм прямой демократии в самоуправляющихся территориальных общностях). Иногда в конституциях встречаются также экстерриториальные нормы (например, в постсоциалистических конституциях нормы, касающиеся соотечественников, проживающих за рубежом).
По форме выражения или по источникам конституционно-правовые нормы делят на нормы, содержащиеся в нормативных актах (законах и подзаконных актах); нормы, содержащиеся в договорах; нормы судебных прецедентов; нормы конституционных обычаев.