Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. Конституционные принципы



Принципы КП – это качественные характеристики конституционного регулирования общественных отношений, основные начала строения и функционирования системы КГПЗС. Именно принципы образуют целостное видение основ конституционного строя данной страны и отражают саму идеологию конституционного строительства. Особенно важны конституционные принципы в качестве гарантии стабильности конституции и преемственности ее развития.

Конституционные принципы могут формулироваться в тексте конституции (преамбуле, в специальных разделах, в составе отдельных норм), могут закрепляться специальными решениями органов конституционного надзора, устанавливаться путем ситуативного толкования конституционных актов. Важнейшую роль в формулировании конституционных принципов играют доктринальные источники.

 

Конституционные принципы делятся на три группы:

 

I. Универсальные принципы, которые выражают сущность конституционализма как особого типа правопонимания и поэтому характерны для конституций любых моделей и систем. Обычно выделяется три таких принципа:

1. Принцип народного суверенитета – народ является источником и учредителем власти; власть не является «богоданной», т.е. народ вправе выбирать форму власти и менять ее. Понятие «народ» используется для обозначения волеустанавливающего субъекта конституционного процесса, в равной степени отражающего суверенитет как личности, так и нации.

2. Принцип правового формализма – позволяет сохранить представление о нормативности, общеобязательности и системности права в условиях, когда конституционный процесс определяется свободным волеизъявлением человеческого сообщества. Детальная регламентация государственного устройства и компетенции высших органов государственной власти позволяет формализовать деятельность государственной бюрократии. Кроме того, объектом правовой формализации являются и социальные отношения (формирование конституционно-правового статуса личности на основе универсальных категорий конституционной правосубъектности).

3. Принцип институциональной демократии – выражение двух предыдущих принципов. как формально-юридическое ограничение прямого народовластия, достигается благодаря созданию разветвленной системы правовых институтов – от гражданства и избирательного права до разделения властей и формы государства.

 

II. Особенные принципы, получившие реализацию в рамках той или иной конституционной модели, в конституциях стран, принадлежащих к одной правовой семье. Примеры:

принципы, реализующие идею институциональной демократии:

Прямая демократия – форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами (например, в ходе референдума).

Плебисцитарная демократия – форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений. Историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась т.н. «военная демократия», основанная на элементах родоплеменного и общинного строя.

Представительная, или плюралистическая демократия – форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними.

Цензовая демократия – разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе), принадлежит ограниченному кругу граждан.

В зависимости от характера ограничений, цензовая демократия может являться элитарной (в т.ч. либерального толка), классовой (пролетарская, буржуазная демократия).

 

принципы, характеризующие компетенцию государства и задачи государственной власти:

Принцип правового государства (впервые – в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. как идея особого государственного устройства, гарантирующего верховенство естественных прав человека; в современной конституционной практике закрепляется через самостоятельные принципы: верховенство права, разделение властей, реальность прав и свобод человека)

Принцип социального государства (возник в русле политического католицизма в конце XIX в., далее воплотился в Веймарской конституции 1919 г., в конституциях фашистских государств в Австрии и Испании, после Второй мировой войны – в ФРГ, Франции, Японии, Индии и др.: идея в ответственности государства за социальную стабильность, обеспечение основ социального благополучия, реализацию важнейших потребностей всех членов общества).

 

принципы, характерные для временных конституций развивающихся стран:

Принцип национализма – как приоритет завоеваний национального государственности и ее самобытности.

– принципы, характерные для социалистических конституций:

Принцип руководящей роли партии – провозглашение политической партии в качестве единственного законного выразителя политических интересов народа в данной стране и закрепление ее исключительных прерогатив в политической системе общества.

Принцип интернационализма – провозглашение отказа от националистической политики и признания равенства и братства представителей всех наций в борьбе за общие классовые интересы.

III. Единичные принципы, встречающиеся в конституционных системах отдельных стран. Некоторые из них достаточно распространены – отказ от войны как средства политики, признание приоритета международного права, принцип национализма, принцип «опоры на собственные силы». Но страны, где они получили распространение, не образуют компактные группы или семьи, и такие принципы рассматриваются как единичные. Примеры всегда отражают специфику конституционного строительства в данной конкретной стране, а не какие-либо общие закономерности. Еще один показательный конституционный принцип – христианской демократии, получивший доктринальное закрепление в конституционной системе ФРГ.

 

Еще одной суммарной характеристикой системы конституционного права в конкретной стране является правовое и социальное содержание конституции. Социальное содержание конституции – это характеристика субъектов конституционных правоотношений и круга регулируемых объектов, основных целей конституционного строительства и базовых доктринальных принципов конституционализма. В соответствии с этим критерием выделяет три основные модели конституционализма: либеральная, этатистская, либерально-этатистская (иногда их характеризуют как конституции «первой, второй и третьей волн»). Правовое содержание конституции – это характеристика и типологизация правового материала, входящего в конституционный комплекс, юридическая форма конституций, структура конституций, стиль конституций, порядок принятия и изменения конституций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.