Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система источников налогового права



Тема 2. Источники налогового права.

Систему источников налогового права образуют взаимосвязанные между собой внешние формы выражения налоговых норм. Основное место среди них в условиях российской правовой системы занимают регулирующие налоговые отношения нормативные правовые акты. Обладая внутренним единством, налоговые нормы в то же время дифференцированы и характеризуются иерархическим построением их системы. Положение налоговых норм в системе предопределяется их закреплением в правовых актах различной юридической силы. Это имеет важное практическое значение, поскольку позволяет при выявлении противоречащих друг другу норм выбрать ту из них, которая подлежит применению. Если один и тот же вопрос решается различными нормативными актами по-разному, должен быть применен тот из них, который имеет большую юридическую силу.

Особое место в системе источников налогового права занимает Конституция РФ. Принципиальную значимость для формирования и функционирования системы источников налогового права приобретают положения части 1 статьи 15 Конституции РФ. Речь идет о закреплении правила, в соответствии с которым законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ устанавливается также приоритет международных договоров над нормами национального законодательства, в том числе и налогового (часть 4 статьи 15 Конституции РФ). Тем самым определяется место международных договоров и в системе правового регулирования налоговых отношений.

Приведенные нормы Конституции РФ значимы в равной мере для всех правовых отраслей и институтов. Наряду с этим Конституция РФ содержит такие базовые положения, которые выступают основой для правового регулирования именно налоговых отношений. Так, в соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Наряду с рядом иных конституционных положений (статьи 8, 19, 74, 75, 104,106 Конституции РФ) эта норма закладывает основные принципы осуществления налоговых изъятий и устанавливает тем самым пределы ограничения частной собственности в процессе налогообложения.

Особое внимание следует обратить на роль Конституции РФ в установлении основ разграничения полномочий по вопросам регулирования налоговых отношений между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В свою очередь, в соответствии с подпунктом «з» статьи 71 Конституции РФ федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а в силу части 1 статьи 132 Конституции РФ органам местного самоуправления гарантирована самостоятельность в установлении местных налогов и сборов.

Не менее важна роль тех конституционных положений, которые закрепляют основы разграничения налоговой компетенции между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и определяют особенности принятия налоговых законов. Так, пункт 3 статьи 104 Конституции РФ предусматривает обязательность заключений Правительства РФ при внесении законопроектов о введении или отмене налогов, а также освобождении от их уплаты, а подпункт «б» статьи 106 Конституции РФ - обязательность рассмотрения принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов в Совете Федерации.

Конституция РФ является основой для формирования всей системы источников налогового права, которая включает в себя также акты законодательства о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Особое место в системе источников налогового права занимают международные договоры Российской Федерации по вопросам налогообложения. Источниками налогового права могут быть признаны также и правовые позиции Конституционного Суда РФ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.