Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фрагмент листа сестринской оценки по модели В. Хендерсон



Дыхание Способность поддерживать личную гигиену и заботиться о своей внешности  
Питание и питье Способность обеспечить свою безопасность и не навредить другим  
Физиологические отравления Общение  
Двигательная активность Возможность соблюдения обычаи и обряды согласно вероисповеданию  
Сон, отдых Трудоспособность, удовлетворение от труда  
Способность одеваться, раздеться, выбрать одежду Увлечения, отдых    
Температура тела, способность регулировать ее, изменяя окружающую среду Знание о здоровом образе жизни, удовлетворение от получения новых знаний и укрепления здоровья  

 

Сестра должна быть уверена, что правильно поняла ответы, для чего иногда необходимо вставить во время беседы фразы: «Мне кажется, что Вы говорите…» или: «Если я Вас правильно поняла, Вы…».

Во время беседы следует помнить, что другие люди не должны слышать ответ пациента. Это не всегда легко осуществить, если кровати пациентов стоят близко друг к другу. Но тем не менее надо обеспечить конфиденциальность полученной информации (как устной, так и письменной). Если пациент может ходить и есть свободное помещение, целесообразно проводить беседу там. Общение проводится в тихой, мирной обстановке и, если возможно, не прерываясь. Сестре не следует показывать пациенту, что она торопится, т.к. он, видя это, начнет отвечать на вопросы поспешно и неточно.

Перед началом беседы при первичной оценке сестра обязана объяснить, почему она задает вопросы и для чего нужна эта информация. Желательно улыбнуться пациенту, назвать свое имя, отчество и должность. Следует дать понять человеку, что чем больше сестра будет знать о нем и его семье, тем лучше сможет организовать уход. Проявление заботы можно выразить и без слов. Если сестра наклонится к пациенту во время беседы (например, если он плохо слышит), то даст ему знать, что заинтересована в точности и конфиденциальности информации.

Пациент также может сообщать без слов о своем здоровье, поэтому сестра должна внимательно следить за выражением его лица, смотреть «глаза в глаза», т.к. отсутствие контакта глазами может вызвать замешательство, беспокойство или страх у пациента. Однако не нужно подолгу останавливать взгляд на пациенте или своих записях. Нельзя упускать из виду суетливость, заламывание рук и другие подобные действия. Скажите пациенту фразу: «Я вижу, Вы теребите свою пуговицу…», помогая ему выразить свое беспокойство словами и убедиться самой, что ее предположение о том, что человек нервничает, правильно.

Позвольте закончить фразу, даже если он чересчур многословен. Не нужно «перескакивать» на другую тему и повторять вопрос без необходимости.

«Информация, записываемая в лист сестринской оценки, по возможности не должна содержать и такие утверждающие фразы, как «хороший» или «плохой», поскольку то, что покажется одной сестре «хорошим», другой может показаться «не очень хорошим».

Сестре следует уметь завершить беседу с пациентом, сказав фразу: «Осталось всего два вопроса…». В конце беседы обязательно надо «договориться с пациентом о дальнейших путях взаимодействия».

Объективное обследование производится при осмотре пациента, наблюдении за выражением его лица, дыханием, положением, а также при измерении артериального давления, температуры, исследовании пульса, частоты дыхательных движений, определении сухости или вялости кожи и т.д.

Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание, обоняние.

Объективное обследование сестрой, или оценка состояния пациента при поступлении, включает:

ü физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация);

ü выражение лица: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, страдальческое, настороженное, спокойное, безразличное;

ü сознание: в сознании, без сознания, ясное, спутанное, ступор, сопор, кома, бред, галлюцинации;

ü положение в постели: активное, пассивное, вынужденное;

ü состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет, тургор, влажность, дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтеки (локализация), отечность или пастозность, кожа бледная, гиперемия, цианоз, жетлушность, сухость, шелушение);

ü костно-мышечную систему: деформация скелетных суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен);

ü температура тема: в пределах нормы, субфебрильная, фебрильная (лихорадка);

ü дыхательную систему: ЧДД, характеристика дыхания (ритм, глубина), тип (грудной, брюшной, смешанный);

ü АД: на двух руках, гипотония, нормотония, гипертония;

ü пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение. В норме пульс 60-80 уд./мин. удовлетворительного наполнения и напряжения;

ü естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприемник), стул (самостоятельный регулярный, характер стула, недержание кала, калоприемник, колостома);

ü органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь);

ü память: сохранена, нарушена;

ü использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы;

ü сон, потребность спать днем;

ü способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних;

ü способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота.

Состояние сознания:

· ясное сознание – пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно;

· спутанное сознание – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опознанием;

· сопор – патологически глубокий сон, пациент без сознания, сохранены рефлексы, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон;

· кома – полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов. Бывает при кровоизлиянии в мозг, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности;

· бред и галлюцинации – могут наблюдаться при выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких, воспаление легких).

Выражение лица. Выражение лица соответствует характеру течения заболевания и должно быть оценочно. Об изменениях выражения лица из-за изменения состояния здоровья пациента медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна рассказать врачу (лицо может выражать безучастность, страдание, тревогу, страх и т.д.):

· при высокой температуре отмечается блеск глаз, гиперемия лица;

· при заболевании почек – лицо отечное, бледное;

· митральный «румянец» - это цианоз щек на бледном лице;

· пучеглазие, дрожание век – наблюдается при гипертиреозе и т.д.

При оценке психосоциального состояния пациента медицинская сестра должна уметь:

· описать манеру говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения, чувства;

· собрать социально-экономические данные пациенте;

· определить факторы риска;

· оценить потребности пациента, определить неудовлетворенные потребности.

Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных и инструментальных исследований.

Собранные данные должны быть четкими, описательными и полными.

Оценка состояния пациента:

· удовлетворительное – пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным;

· состояние средней тяжести – больной предъявляет жалобы, может быть вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены патологические симптомы со сторон систем и органов, изменен цвет кожных покровов;

· тяжелое состояние – пассивное положение пациента в постели, активные действия совершает с трудом.

Потребность в уходе. Состояние или проблема, при которых в повседневной жизни пациент не в состоянии удовлетворить свои физиологические, социо-культурные, духовные или связанные с развитием потребности.

МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН

На этапе первой оценки состояния (обследования) пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том числе, когда он не в состоянии этого сделать.

Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяться. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этих проблем (плохой аппетит, брезгливость и т.п.), ставит реалистичные цели.

Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, душно, храп соседа по палате), а затем уже определить план сестринского вмешательства.

МОДЕЛЬ Д. ДЖОНСОН

На первом этапе сестринского процесса – первичная оценка состояния пациента – сестра определяет, существуют ли связанные с поведением проблемы.

Так, например, молодой человек, находящийся в лечебном учреждении по поводу перелома костей голени, не желает ходить с помощью костылей, несмотря на предписание врача. При этом он отказывается от помощи жены, считая ее виновной в его травме. В данном случае наблюдаются нарушения в агрессивной и зависимой подсистемах.

Другой пример. 30-летнаяя женщина страдает постоянными запорами и избыточной массой тела – можно предположить нарушение равновесия как выделительной, так и в подсистеме пищеварения.

На втором этапе сестринского процесса следует подробно изучить подсистемы, вышедшие из равновесия. Д. Джонсон предлагает выделять отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблемы. Сестре предстоит решить, на что должно быть направлено вмешательство. Для этого ей необходимо получить дополнительную информацию из различных источников (родственники, лечащий врач и др.).

В приведенном примере, в частности, сестра должна определить, оказывался ли молодой человек с подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность, недоверие к жене). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. В противном случае (если поведение нетипично для этого молодого человека) можно сделать вывод, что эти изменения функциональной природы.

В случае с женщиной также надо определить, какого характера изменения в пищеварительной и выделительной подсистемах. Сестринское вмешательство будет направлено на восстановление равновесия в этих подсистемах, чтобы с одной стороны, ограничить количество пищи, с другой – сделать питание рациональным и побудить пациентку к восстановлению контроля над собой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.