4. Значение в романе параллелей с «Одиссеей» Гомера. Проблема персонажа.
5. Роль иронии и пародии в романе.
6. Смысл заключительного «да» в романе.
III. Проблемы метода.
1. Дж. Джойс и «поток сознания».
2. Техника литературного монтажа и метод свободных ассоциаций.
3. Проблема создания универсального языка.
IV. «Улисс» - модернизм или постмодернизм?
V. Влияние «Улисса» на мировую литературу XX века.
VI. Проблема восприятия романа.
Текст: Джойс Дж. Улисс.
Гениева Е.Ю. Комментарий к «Улиссу» // Иностранная литература. 1989, №1-12.
Теоретическая и критическая литература:
Основная:
1.Анастасьев Н. Преодоление «Улисса» // Вопросы литературы. 1985, №11.
2. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М., 1967
3. Хоружий С. Как читать «Улисса» // Иностранная литература. 1989, № 1.
Дополнительная:
1. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М., 1984. Глава III. Джеймс Джойс.
2. Литературный мир об «Улиссе» // Иностранная литература. 1989, № 5,8,10,11.
3. Одиссея русского «Улисса» // Иностранная литература. 1990, № 1. Урнов Д.М. Джеймс Джойс и современный модернизм. В кн.: Современные проблемы реализма и модернизма. М., 1965..
4. Урнов Д.М. Свершилось! В кн.: Урнов Д.М. Пристрастия и принципы. М., 1991.
5. Элиот Т.С. «Улисс», порядок и миф // Иностранная литература. 1988, № 12.
6. Лиотар Ж.Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994, № 1. С. 56-59.
7. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994, № 1. С. 235-240.
8. Хейзинга И. Ното Ьидеш. Опыт исследования игрового элемента в культуре. Глава III. Игра и поэзия //Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
9. Эко У. Из заметок к роману «Имя розы». Постмодернизм, ирония, удовольствие. В кн.: Называть вещи своими именами. М., 1986.
Занятие № 2. Художественный мир романа «В поисках утраченного времени» М. Пруста
План семинарского занятия.
I. Основная проблематика романа.
1. Время: а) смысл названия цикла "В поисках утраченного времени";
б) хронотоп романа: время объективное и субъективное, лирическое и эпическое; в) особенности структурирования времени в романе; прошлое, настоящее, будущее: роль памяти и ассоциации в процессе структурирования.
2. Память: а) Я-вспоминающее и Я-вспоминаемое; б) понятие "инстинктивной памяти**; в) процесс воспоминания: функция вещи в процессе воспоминания.
3. Реальность: а) "действительность формируется в памяти**; б) реальность объективная и субъективная (объект репрезентирующий и объект напоминающий); роль образа в процессе субъективизации реальности.
4.Человек: а) концепция релятивизма по отношению к личности; проблема самоидентификации; б) "Я" и "другие"; в) "психологический пуантилизм**
М.Пруста.
5. Искусство: а) искусство и реальность; б) эстетизм как точка зрения
на мир у М.Пруста; в) роль аналогии в создании образа персонажа.
6. Взаимосвязь сфер проблематики романа.
II. Особенности композиции первой части («Комбре») романа «По направлению к Свану».
III. Проблемы метода и жанра.
1. "В поисках утраченного времени" как эпопея.
2. Творческая манера М.Пруста. Пруст и импрессионизм.
3. Мемуары (тето1ге$) как жанр и метод.
Текст: Пруст М. По направлению к Свану. Часть первая. Комбре.
Теоретическая и критическая литература:
Основная:
1. Адмони В. "В сторону Свана" Пруста. // Адмони В. Поэтика и действительность. Л., 1975. Андреев Л.Г.
2. Импрессионизм. М., 1980. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.
3. Днепров В Д. Психологический роман Марселя Пруста.// Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
4. Шуман М. Пруст. - В кн.: Шуман М. Литературное произведение и история литературы. М., 1984.
5. Ортега-и-Гассет X. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста. // Ортега--и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
6. Потапова З.М. Марсель Пруст //История французской литературы. М.,1963, т. 4.
7. Сучков Б Л. Марсель Пруст // Сучков Б.Л. Собр. соч. в 2-х т. М., 1985, т. 2.
Дополнительная литература:
1. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. 1995.
2. Подорога В. Начало в пространстве мысли: Мераб Константинович Мамадашвили и Марсель Пруст. – Ad marginem'93 - М., 1994.
Занятие № 3. Франц Кафка. Новелла «Превращение».
План семинарского занятия
по теме: "Проблематика новеллы Ф.Кафки "Превращение" в свете современных интерпретационных подходов".
1. Социально-исторический подход (проблема "маленького человека", социальное отчуждение, кризис семьи и т.п.).
2. Биографический, психоаналитический и мифопоэтический подходы (влияние индивидуального мировоззрения и мироощущения Кафки на его творчество, проблема отцов и детей и возможности интерпретации ее фрейдизмом, комплекс вины, мифологическая роль "козла отпущения").
3. Историко-литературный подход и имманентный анализ текста:
а) Кафка и модернизм, особенности "пражской немецкой литературы";
б) сущность превращения: роль метафорического гротеска, особенности взаимодействия фантастического и реального, специфика манеры письма Ф.Кафки.
4. Точка зрения философского экзистенциализма (отчуждение как глобальное явление, мир абсурда и проблема свободы).
1. Бент М. «Я весь – литература» // Лит. обозрение. -1992 - № 2.
2. Вейль П., Генис А. Класс: насекомое, вид: человек. // Театр. -1990 - № 8.
3. Днепров В. Метафорический роман Франца Кафки. - В кн.: Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. Днепров В. Мир и человек у Кафки. // Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л., 1965.
4. Затонский Д.В. Предисловие к кн.: Кафка Ф. Сочинения. В 3-х т. Москва-Харьков, 1995. Затонский Д. Франц Кафка. - В кн.: Затонский А. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.
5. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
6. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф.Кафки. - В кн.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
7. Книпович Е. Франц Кафка. - В кн.: Книпович Б. За 20 лет. М., 1978.
8. Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966. Матраи Л. Актуален ли Кафка? // Вопросы философии. -1975 - № 9.
9. Мотылева Т. Л. Об отцах модернистского романа. - В кн.: Мотылева ТЛ. Зарубежный роман сегодня. М., 1966.
10. Сучков Б. Л. Франц Кафка // Сучков Б.Л. Собр. соч. в 2-х т. М., 1985. - т.2. 11. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство //Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2-х т. Тб., 1991, - т.2.