В 1955г. Лидия Холл (США) ввела этот термин. В 1961г. получил признание (В. Хендерсон, А. Маслоу).
Слово «процесс» означает ход событий, в данном случае последовательные действия, предпринятые сестрой при оказании помощи.
Сестринский процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи.
Сестринский процесс – это метод организации работы медсестры, который применим к любой области ее деятельности и может быть использован в различных медицинских учреждениях.
Сестринский процесс – это медицинская технология.
Сестринский процесс – научно обоснованная методология профессиональной деятельности.
Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестры своих обязанностей.
Сестринский процесс обеспечит дальнейшее развитие сестринского дела как науки, позволит ему оформиться в самостоятельную профессию, предоставит качественный уход пациентам.
Сестринский процесс – необычайно гибкое, живое и динамичное явление, обеспечивающее постоянный поиск ошибок в уходе и систематизированное своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса – пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.
В основе сестринского процесса находится пациент как личность, требующая комплексного (холистического) подхода. Одним из непременных условий осуществления сестринского процесса является участие пациента (членов семьи) в принятии решений относительно целей ухода, плана и способов сестринского вмешательства. Оценка результата ухода также осуществляется совместно с пациентом (членами семьи). Степень участия пациента в осуществлении сестринского процесса зависит от нескольких факторов:
- взаимоотношения сестры и пациента, степень доверия;
- отношения пациента к здоровью;
- уровень знаний, культуры;
- осознания потребности в уходе.
Участие пациента в этом процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.
В программе ВОЗ по сестринскому делу и акушерству в Европе сестринский процесс описывается так:
«Сестринский процесс – это термин, применяемый в системе характерных видов сестринского вмешательства в сфере охраны здоровья отдельных людей, их семей или групп населения. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента/семьи или общества и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода. Сюда также входят планирование мер по удовлетворению должных потребностей, организации ухода и оценка результатов. Сестра в сотрудничестве с другими членами бригады медицинских работников определяет задачи, их первоочередность, вид необходимого ухода и мобилизует необходимые ресурсы. Затем она прямо или косвенно оказывает сестринскую помощь. После этого она проводит оценку полученных результатов. Информация, полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых изменений последующих вмешательств в аналогичных ситуациях сестринского ухода. Таким образом, сестринское дело превращается в динамичный процесс собственной адаптации и совершенствования».
Может показаться, что сестринский процесс и сестринский диагноз – это формализм, «лишние бумаги». Однако за этими документами стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, включая сестринскую.
Повседневная деятельность. Деятельность, осуществляемая в течение обычного дня жизни пациента, такая, как принятие пищи, жидкости, одевание, купание, чистка зубов, приведение себя в порядок. Деятельность, необходимая для поддержания физического, психического и социального благополучия и личностной целостности. Она необходима для поддержания физиологических, психосоциальных функций и функций, связанных с взаимодействие с окружающей средой.
Цель сестринского процесса –обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.
является независимым, специфичным, не подменяется врачебным.
1) оценка состояния пациента;
2) формулировка сестринского диагноза;
3) начало оформления сестринской истории болезни.
1. Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушение функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления.
Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт (в пределах своей компетенции постараться облегчить его состояние). Для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.
Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например, одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, боль.
Оценка состояния пациента – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения.
Цель оценки – определение конкретных потребностей человека или семьи в сестринском уходе, а также их возможностей в оказании самопомощи. Данные для оценки могут быть собраны из беседы с пациентом, истории его болезни, записанной врачом (карта стационарного больного), при объективном обследовании, а также от членов семьи и других медицинских работников.
Характеристика данных:
ü паспортные данные пациента;
ü диагноз врача;
ü жалобы в настоящее время;
ü описание боли, ее локализации, характера, интенсивности, длительности, реакции на боль;
ü историю болезни пациента: социальные сведения и условия жизни, беседу с родственниками, аллергоанамнез, гинекологический и эпидемиологический анамнез, физическое исследование по органам и системам.
Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными, объективными и дополнительными. Субъективный метод обследования – это беседа, во время которой сестра узнает биографические данные, необходимые ей для оценки пациента, а также сведения о его самочувствии и о тех или иных потребностях, реакциях, ощущениях, особенностях адаптации, которые человек описывает своими словами, т.е. дает субъективную информацию, ощущения самого пациента относительно проблем, связанных с его здоровьем.
Источником информации при субъективном обследовании может быть как сам пациент, так и члены его семьи или медицинские работники. Семья пациента может быть первичным источником информации, особенно, если пациент – ребенок или тяжелобольной, или умственно отсталый, или без сознания, или дезориентирован. В этих ситуациях только от членов семьи можно получить информацию об особенностях нормального состояния пациента и его состояния в период болезни, принимаемых им лекарственных средств, аллергических реакциях. Семья может сообщить дополнительную информацию о том, как пациент обычно реагирует на изменения в состоянии здоровья и нарушения активности.
Для сестры очень важно получить как можно больше информации о пациенте, чтобы составить адекватный план сестринского ухода.
Цель беседы при проведении оценки:
- установление отношения «сестра - пациент», в центре которых стоит здоровье пациента;
- выработка адекватной самооценки пациентом его беспокойства и тревоги;
- определение уровня ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;
- получение информации, необходимой для составления адекватного плана ухода.