Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кафедра социальной и политической психологии



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова»

Кафедра социальной и политической психологии

 

 

«Допустить к защите»

Зав. Кафедрой,

докт. пс. наук, профессор

_________________В.В. Козлов

«__»_______2015 г.

 

Дипломная работа:

«Особенности коммуникативной компетентности в зависимости от профиля обучения»

Научный руководитель

доктор псих-их наук, профессор

_______________В.В. Козлов

 

 

Студентка группы ПС-51

___________М.В. Рогинина

Ярославль 2015 г.

Работа выполнена на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

Научный руководитель:

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и психологической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова

___________________В.В. Козлов

Рецензент:

 

Решение кафедры о допуске дипломной работы к защите в ГАК

(__________________________)

Заведующий кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ

______________В.В. Козлов

Оглавление:

Введение

Глава №1: Коммуникативная компетентность как личностная характеристика, отражающая способности личности к общению.

1.1 Общение и свойства личности.

1.2 Понятие коммуникативной компетентности; место коммуникативной компетентности в различных видах профессиональной деятельности.

1.3 Место коммуникативной компетентности в структуре профессиональной компетентности выпускников вузов.

Глава №2: Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности студентов, обучающихся на разных профилей обучения.

2.1 Организация и методы исследования.

2.2 Анализ результатов исследования у студентов (экономистов, историков, психологов и биологов).

2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных умений.

Выводы.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

Введение:

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. В учебнике по психологии мы находим мысль о том, что общение связано с совместной деятельностью людей.

Сама реальность и необходимость общения определена этой деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогащать её новыми связями и отношениями между людьми [1,2].

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [8]. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [3]. Компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнёра, в ситуации и задаче [5].

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Цель исследования:изучение особенностей развития социально – психологической компетентности и коммуникативных профессионально-важных качеств у студентов разных профилей профессиональной подготовки в период обучения в вузе.

Объект:коммуникативная компетентность студентов разных профилей.

Гипотеза:существуют различия в степени выраженности у студентов коммуникативной компетентности, обучающихся по разным профилям обучения и типам профессиональной направленности.

Задачи:

o Подготовить теоретический обзор научной литературы по проблемам:

-коммуникативная компетентность и её место в системе профессионально - важных качеств у студентов;

-профессиональное становление личности в период обучения в вузе.

o Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение коммуникативной компетентности у студентов разных профилей профессиональной подготовки в период обучения в вузе.

Методы исследования:анализ литературы, тестирование, проведение методик, математическая обработка результатов исследования.

Методики:

1. Выявление и оценка коммуникативных и организационных способностей (методика «кос – 1»);

2. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского);

3. Тест коммуникативных умений Михельсона.

Глава №1: Коммуникативная компетентность как личностная характеристика, отражающая способности личности к общению:

1.1 Общение и свойства личности:

Общение – это взаимодействие субъектов, осуществляемое ими с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах межличностных отношений [3].

Проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20-30-х гг. ХХ века. Первые попытки осветить эту проблему предпринял В. М. Бехтерев. Характеризуя роль общения в общественной жизни, Бехтерев выделяет его функции как механизма осуществления совместной деятельности и формирования её коллективного субъекта как условия сохранения и распространения индивидуального опыта, передачи его потомству, обеспечения исторической преемственности общественных ценностей. Общение, как писал Бехтерев, служит в качестве механизма объединения людей в группы как условие социализации личности. Характеризуя роль общения в развитии и формировании личности, В.М. Бехтерев писал: «Различные личности находятся в различных условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания, что не лишено громадного значения в отношении будущего развития каждой данной личности».

Таким образом, автор отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности: «…Люди, выросшие в общении с более разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с людьми, которые проводят жизнь вдали от общества».

Общение различается по следующим признакам:

-по количеству участников:

1)межличностное общение – это общение между индивидами;

2)групповое общение – это общение между группами (организованными);

3)массовое общение – общение между группами (неорганизованными);

-по способу общения:

1)вербальное общение – это общение с помощью языка;

2)невербальное общение – это общение с помощью других средств получения и передачи информации;

-по положению общающихся:

1)контактное общение – это общение с помощью личных контактов людей;

2)дисконтактное общение – это общение с помощью, например, средств массовой информации (СМИ);

-по условиям:

1)официальное общение – общение в рамках социально организованных встреч;

2)неофициальное общение – общение по личной инициативе;

-по задачам

1)установочное общение – общение с целью знакомства и налаживания отношений;

2)информационное общение – общение с целью обмена информацией[3].

 

Социальную роль и функции общения В.М. Бехтерев анализировал на примере двух специфических видов общения: подражание и внушение.

Подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми, благодаря сотрудничеству, развивается род взаимной индукции и взаимовнушения. Особенно важную роль в воздействии одного человека на другого в процессе общения он отводил бессознательному внушению идей, чувствований и ощущений, без опоры на логические формы убеждения и доказательства. Кроме того, он выделяет условия, при которых такое внушение оказывается эффективным, а именно:

-единство настроения, переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи.

Бехтерев выделяет «непосредственное» и «посредственное» общение. Посредственное общение связано с наличием какого-либо посредника в процессе общения – людей или писем, телеграмм, телефона, осязательных посредников: азбуки слепых, прикосновения, поцелуя, ласки, побоев, полового общения, температурных и электрических раздражителей, обонятельных стимулов и др. В качестве средств общения им выделяются также вещи и памятники истории. Такое расширенное понимание общения и его средств было вызвано тем, что Бехтерев понимал объединение людей как связь различных эпох[2].

Функции общения:

-контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;

-информационная – обмен сообщениями, т.е. передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;

-побудительная – стимуляция активности партнёра по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

-координационная – взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;

-функция понимания – не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнёрами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояния и т.д.);

-амотивная – возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;

-функция установления отношений – осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;

-функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.[3].

Бехтерев писал: «Посредники могут объединять людей, не только находящихся на огромном расстоянии друг от друга, но и живущих в разные эпохи. Папирусы, памятники древности, археологические находки разве не объединяют нас с людьми, жившими в древние века и даже в доисторическое время? Точно так же памятники искусства…могут быть посредниками взаимодействия и общения между людьми, принадлежащими разным народам и разным эпохам».

Впоследствии интерес к проблеме общения у психологов снизился. Новый подъем наметился в 60х гг. ХХ вв.

В это время В.Н. Мясищева интересовала проблема формирования личности и её отношений под влиянием опыта общения с ближайшим и значимым социальным окружением. В отличие от других авторов, считавших общение лишь речевой коммуникацией, Мясищеврассматривал общение целостно, «как процесс взаимодействия конкретных личностей, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга»[1].

Таким образом, проясняются всё новые взаимозависимости характеристики человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других.

Познание и взаимодействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если её целью не является прямое решение задач воспитания, и оно всецело направлено на достижение какого-то материального результата. Главным видом деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, является общение. Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором они выступают по отношению друг к другу одновременно или последовательно и объектами, и субъектами. Именно благодаря общению поступок личности становится обстоятельством жизни. Каждый человек выступает по отношению к партнёрам по общению не только как объект и субъект воздействия, но одновременно и как объект и субъект познания. В процессе общения достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растёт способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнёра по общению. Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает. Громадное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и общающиеся всегда более или менее отличаются друг от друга как личности. Кроме того, взаимодействующие в процессе общения индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому общение – это и сложнейшее переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и её результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.

Общение как процесс непосредственного установления межиндивидуальных связей и взаимодействий людей определяется системой конкретных общественных отношений. Оно, как указывает Б.Г. Ананьев, всегда соответствует определённым, исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций и регулируется нормами общественного поведения. Социальное и личное связаны как в структуре, так и в динамике процесса общения самым теснейшим образом. Взаимодействуют в процессе общественные индивиды, формирование которых как личностей является конкретным выражением конвергенции труда, общения и познания.

На разных возрастных ступенях содержание, конкретное соотношение и характер взаимодействия труда, познания, общения и производных от них видов деятельности, в которые включается человек, неодинаковы. На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.

Другой автор – Выгодский- считает, что единицей анализа психики является общение, понимаемое как воплощённое в системе знаков межсубъективное взаимодействие.

Анализируя психическое развитие человека, он утверждает, что оно с самого рождения определяется социальными закономерностями. Важнейшее место во взаимодействии с окружающей действительностью – от рождения и в течение всей жизни, занимает общение. Выгодский выделяет решающую закономерность в психической жизни и во внешнем поведении человека следующим образом: «…общение с взрослым служит основным путём проявления собственной активности человека. …Его отношение к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека».

Общение в его концепции становится «единицей» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует (обусловливает) их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение (в том числе и внутренний диалог). И вместе с тем это «единица» - общение - остаётся сама нераскрытой.

Основные положения Л.С.Выгодского относительно общения и его роли в развитии психики:

-Общение, взаимодействие в раннем онтогенезе меняет структуру психических процессов. Таким образом, общение генетически предшествует психическим процессам в их «законченном» виде; определяет их структуру; определяет их проявления – как вновь «открытых» на общение, взаимодействие, диалог;

-Носителями структурных новообразований, вызываемых процессами общения, являются знаки. Следует различать знаки, составляющие содержание памяти, и знаки – элементы скрытых, сформировавшихся в раннем онтогенезе структур человеческой психики.

Проблема речевого общения в контексте психологии общения занимает специфическое место, поскольку в качестве основного средства общения здесь выступает сложная, исторически сложившаяся и высоко динамичная система – естественный язык.

Язык, используемый общающимися в своих особых модусах существования – устной, письменной речи, жестовых и других первичных и производных системах знаковой коммуникации, оказывает многоуровневое и многоплановое воздействие в ходе порождения, восприятия и понимания речи как на общающихся, так и на сам характер общения.

А.А. Потебня к вопросам, связанным с психологией общения, приходит при разработке общих проблем теории языка в его отношении к человеку и к миру.

В психологии человека Потебня не столько искал готовые принципы для объяснения тех или иных языковых закономерностей, сколько пытался понять характер психического освоения мира человеком – и уже на этой основе интерпретировать язык как результат и как средство такого освоения.

С другой стороны, Потебня постоянно сталкивался с необходимостью уяснения и интерпретации той роли, которую играет язык в психической жизни человека. Отсюда понятен и его интерес к одной из основных функций языка – обеспечению обращения человека с человеком, субъекта с субъектом. Таким образом, важное значение в проблематике общей психологии имеет проблема субъект-субъектных отношений и субъект-субъектного взаимодействия.

Общение, согласно Мясищеву, не является чисто внешним взаимодействием, но определяется личными отношениями между участниками, т.е. его параметры в ходе общения зависят от отношений между субъектами общения.

Мясищевым выделены 3 класса отношений: отношение к миру, к другим людям, к себе. Межличностные отношения относятся ко второй группе.

В работах Ананьева оказывается, что на любом уровне сложности поведения личности существует взаимозависимость между информацией о людях в межличностных отношениях, коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения.

Б.Ф. Ломов отмечает, что специфика общения в отличие от любых других видов взаимодействия состоит в том, что в нём раскрываются психологические качества людей. «В общении людей проявляются те свойства, которые характеризуют их как субъектов».

Специфической формой диадического (двучленного) межличностного взаимодействия является диалог (в широком смысле). В работах Бахтина, посвящённых проблемам личности, мышления, общения, появились ссылки на «диалогику». Такие ссылки должны предполагать существование однозначного понимания терминов диалог, диалогические отношения и т.д. Диалогические отношения, по М.М. Бахтину, - это отношения не логические, не лингвистические. Например, отношения согласия – несогласия, утверждения – дополнения, вопроса – ответа. Существующие попытки определить сущность диалогических отношений сводятся к утверждению, что диалогические отношение – это межличностные отношения без анализа исходных понятий ситуации взаимодействия личностей.

Исследуя художественные принципы Достоевского, Бахтин развивает представления о диалогическом методе как об особом способе представления внутреннего мира героев, этот способ позволяет свободно взаимодействовать им в сюжете этим личностным содержаниям друг с другом. Сам процесс этого взаимодействия и есть диалог («большой диалог»), а формы этого взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений.

«Логические и предметно-смысловые отношения, чтобы стать диалогическими… должны воплотиться… стать словом, то есть высказыванием, и получит автора, то есть творца данного высказывания, чью позицию он выражает». Важный момент в этом высказывании Бахтина является то, что главным условием возникновения диалогических отношений признается наличие коммуникативной интенции, то есть установки на сообщение, «на слово». Сами предметные значения (идея, мысль о чём-нибудь, суждение) могут находиться с другими предметными значениями в логическом отношении («на предметной почве»), но диалогических отношений между ними нет. И только тогда, когда это предметное значение наделяется «голосом», выражается вовне в качестве осмысленной позиции личности по отношению к другим – «облекается в слово», тогда возникают диалогические отношения. Бахтин говорит, что логические отношения «переходят в другую сферу бытия», «воплощаются» в ином качестве, то есть наличие коммуникативной интенции – установки на сообщение – меняет их сущность. Возникает коммуникативная ситуация.

Коммуникативная ситуация – это системообразующей фактор, условие, делающее возможным возникновение диалогических отношений. Свойство диалогического реагировании – это атрибут (необходимое) коммуникативной ситуации.

Основным элементом коммуникативной ситуации является «слово», а условием возникновения диалогических отношений – «облечение» суждения в «слово». Именно «слово» содержит тот импульс, который вызывает специфическую диалогическую реакцию. «Слово» в понимании Бахтина не есть слово в обычном лингвистическом понимании, это не знаковая единица. «Слово» - это высказывание, выражение авторской позиции по какому-либо вопросу. Наделение «авторством» и есть то самое «облечение в слово», которое является условием диалогической реакции. Стать автором – это значит высказать не только саму предметную мысль, но и своё отношение к ней. Это единство мысли и отношения к ней является той неделимой единицей, между которыми возможно взаимодействие.

Удобной моделью служит схема высказывания, предложенная швейцарским лингвистом Ш. Балли.

В структуре высказывания он выделил 2 основных элемента: диктум и модус.

Диктум высказывания – это основное содержание высказывания, информация об объекте.

Модус – коррелятивная операция, отношения субъекта к содержанию.

Балли утверждал, что нельзя придавать какой-либо смысл высказыванию, если в нем не обнаружено хоть какое-либо значение модальности (отношение последнего к действительности).

Модальность – выражение целевой интенции (установка, желание) высказывания.

Если рассмотреть высказывание как психологическую реальность, то в нем можно выделить: с одной стороной, сообщение субъекта при помощи языковых знаков о некотором представлении, имеющемся у него в сознании, а с другой – активное отношение субъекта к этому содержанию.

Сама по себе информация не является полноценным высказыванием. Она содержит только значение. Лексически она выражена предложением. Предложение – это элемент знаковой системы. Если же это суждение сопровождается информацией об отношении к нему говорящего, то оно тем самым приобретает смысл и из элемента знаковой системы становится единицей рабочего общения, выполняет коммуникативную функцию. Выражение своего отношения к объекту означает определение своей позиции в системе социально-значимых отношений по отношению к другим людям, а, следовательно, предполагает коммуникативную установку.

Балли указывает, что ответная реакция направлена на диктум, либо на модус, но никогда - на то и другое вместе. Реакция также может, направлена на часть диктума и на часть модуса.

Ответные реакции разделяются на 2 типа: диктальные реакции (реакции «по существу дела») и модальные – реакции на отношение говорящего к теме.

Например, на высказывание «Ты думаешь, что нам нужно поторопиться?» можно ответить по-разному: «Нет, торопиться не нужно» (диктальная реакция); «Я не думаю, я уверен» (модальная реакция).

Балли называл модус «душою предложения» говорил, что «нельзя придавать значение предложения высказыванию, если в нём диалогически сталкиваются 2 голоса».

Бахтин многократно подчёркивает, что «диалогическую реакцию вызывает именно чужой голос…Диалогический подход, возможен и к любой значащей части отдельного высказывания, даже к отдельному слову, если оно воспринимается не как безличное слово языка, а как знак чужой смысловой позиции,…т.е. если мы слышим в нём чужой голос». Диалог в бахтинском понимании – чередование реакций партнёров на модальные стимулы друг друга, то есть реакций на субъективные позиции. Сам предмет разговора – это только условие, «сюжетная оправа», как говорил Бахтин, средство выявления личного отношения. Таким образом, в бахтинском диалоге информация о позиции автора высказывания - модальная информация - обладает большей побудительной силой, чем информация о самом предмете диалога.

В структуру коммуникативного процесса входят следующие элементы:

1)коммуникатор – субъект, передающий информацию;

2)коммуникант – субъект, принимающий информацию и интерпретирующий её;

3)коммуникативное поле – ситуация в целом, о которой может быть передана информация;

4) собственно информация о коммуникативном поле;

5)каналы коммуникации – средства передачи информации.

По содержанию информация разделяется на 3 группы:

а) когнитивная информация, которая связана с фактическим значением несущих её языковых структур;

б) индексальная информация, сообщающая о психологическом складе коммуникатора – его личности, свойствах, склонностях и эмоциональном состоянии и помогающая обрисовать его отношение к себе и к другим и определить роль, которую он сам себе отводит как участник интеракции.

в) регулятивная информация о ходе интеракции (взаимодействие), служит целям начала, продолжения и окончания самой интеракции.

Первый тип информации находится под сознательным контролем говорящего и образует главную часть процесса вербального планирования, тогда как 2 других типа, индексальный и регулятивный, остаются фактически неосознанными, по крайней мере, говорящим. Слушающий, наоборот, отдаёт отчёт себе во всех 3-х видах информации и находится в зависимости от 2-х последних в своём вступлении в роль коммуниканта и в приписывании значения тому, что он слышит.

В общении каждый коммуникатор, как говорит Т. Шибтани, фактически делает 2 различные вещи: с одной стороны, он пользуется словами как символами для категорий, к которым он хочет отослать слушателя, а с другой стороны, - дать понять о своём собственном отношении к тому, о чём идёт речь. Необходимо проводить различие между тем, что говорит человек, и тем, как он об этом говорит. Как правило, предпочтения не сообщаются особо, но они всегда обнаруживаются в различных экспрессивных движениях, в интонации, в мимике, в выборе различных оттеночных значений слов[4].

Сущность и роль познания человека человеком в процессе взаимодействия людей станут яснее, если мы будем использовать понятие кибернетики. Норберт Винерс кибернетической точки зрения рассматривает процесс взаимодействия людей, когда пишет: «Устанавливая связь с другим лицом, я сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в свою очередь устанавливает связь со мной, оно возвращает подобный сигнал, содержащий информацию, доступную для него, а не для меня. Управляя действием другого лица, я сообщаю ему сигнал, и хотя сигнал дан в императивной форме, техника коммуникации в данном случае не отличается от техники коммуникации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы моё управление было действенным, я должен следить за любыми поступающими от него сигналами, которые могут указывать, что приказ понят и выполняется». Таким образом, необходимым условием взаимодействия между людьми является непрерывное получение информации каждым из его участников о различных сторонах и компонентов взаимодействия».

Информация, поступающая в процессе взаимодействия людей к каждому из его участников, слагается:

  1. Из тех сигналов, которые человек в ходе совместной деятельности получает о других участниках;
  2. В неё обязательно входит информация, которую он прямо черпает о себе через посредство своих экстеро -, проприо -, интерорецепторов, сигнализирующих о ходе его собственного участия в деятельности, достигнутых результатов, его состоянии и т.д.;
  3. Он постоянно получает информацию о внешних для всех участников деятельности условиях, в которых и благодаря которым эта совместная деятельность людей развертывается;
  4. Он информируется об общих итогах деятельности.

Чем ограниченнее опыт общения индивидуума, тем меньше его способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке.

Например, при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которые он хотел бы достичь, общаясь с другим человеком, определённая часть потока сигналов, получаемых при отражении облика и поведения партнёра по деятельности, носит чисто осведомительный характер. И лишь в тех случаях, когда взаимодействие людей начинает идти не так, как хотелось бы одному из участников деятельности, и когда оказывается под угрозой достижение желаемого им результата, указанные результаты из разряда только осведомляющих индивидуума о другом человеке переходят в разряд регулирующих его действия и, связываясь с другими сигналами, более или менее перестраивают его поведение по отношению к этому человеку.

Исходя из сказанного, всю уже имеющуюся у индивидуума или поступающую к нему в процессе взаимодействия с другим человеком информацию можно условно разделить на группы в зависимости от её содержания, способов хранения и целей использования.

Информация делится на: - общеосведомительную информацию о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется на долгое время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека и влияет на выработку общего подхода к нему. Затем индивидуум может располагать более конкретной и ограниченной осведомительной информацией;

- а также текущую оперативно - регулятивную информацию о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемую при взаимодействии с ним в данный момент в совершенно конкретных условиях при совместном решении определённой задачи и используемую немедленно.

Во многих видах совместной деятельности на разных её этапах поведение человека регулируется как непосредственной информацией о действиях партнёров, так и информацией о материальных результатах их деятельности. Эта информация даётся разного рода техническими устройствами и вносит коррективы в поведение воспринимающего субъекта.

Как личность человек вступает в общение с другими людьми, как личность он проявляет себя в учении, труде, в отдыхе, как личность, как живой реальный, действующий человек, член определённого общества он воспринимается и оценивается окружающими его людьми. Личность каждого человека своеобразна, и вместе с тем ей свойственны черты, общие с другими людьми. Каждая общественно-историческая формация накладывает отпечаток на духовный облик личности. Духовный облик личности представляет собой исторически складывающуюся совокупность наиболее существенных, относительно устойчивых психических свойств, каждое из которых представляет собой сформированную у индивида способность закономерно отвечать определёнными психическими деятельностями на определённые объективные воздействия.

Некоторые свойства личности влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, робость, ригидность).

Экстравертированность – интровертированность:

Экстраверсия – интроверсия (от лат. Extra – «вне», intro – «внутрь», versio – «разворачивать, обращать») – характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственной субъективный мир (у интровертов).

Понятие «экстраверсия – интроверсия» было введено К. Юнгом в начале ХХ века для обозначения 2-х противоположных типов личности, отличающихся своей своеобразной установкой по отношению к объекту: положительный – у экстраверта и отрицательный – у интровертов. При этом К. Юнг подчеркнул, что у каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Различие между людьми состоит в соотношении этих черт.

Ганс Айзенк выдвинул предположение о том, что люди делятся на тех, кто обладает высокой активацией (интроверты), и тех, кто имеет низкую активацию (экстраверты). Первые склонны сохранять имеющийся уровень активации, поэтому избегают социальных контактов, чтоб не допустить его повышения. У вторых, наоборот, имеется стремление повышать свой уровень активации, поэтому им требуется стимуляция извне; они охотно идут на внешние контакты. Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учётом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и т.д. Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению, предпочитают книги общению с людьми. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданны им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению, не любят уединенное чтение или учёбу. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц, часто жертвуют собой ради других. Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с трудом усваивают адекватные поведенческие формы и поэтому часто кажутся «неловкими». Их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации. Из-за более тщательного обдумывания своей речи интровертами у них по сравнению с экстравертами речь замедленна, с длительными паузами.

О. П. Санникова изучала соотношение общительности с эмоциональностью человека. Она показала, что широкий круг общения, большая активность последнего в сочетании с её недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг и малая активность общения на фоне устойчивости отношений – для лиц, склонных переживать отрицательные эмоции (страх, печаль). Первые более инициативны в общении. Между астеническими эмоциями и активностью общения были выявлены отрицательные связи, в частности, это касается корреляций между «гневом», «страхом» и лёгкостью и широтой круга общения.

Экстраверсия - интроверсия в значительной степени зависит от врождённых особенностей человека, таких, как свойства нервной системы.

В лаборатории В.С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А.К. Дроздовский показал, что экстраверсия связана с инертностью возбуждения и подвижностью торможения, а также с преобладанием торможения по балансу нервных процессов.

Экстравертный собеседник:
Весьма расположен к общению как таковому, это его стихия. Там, где нет людей, нет возможности поговорить, он по-настоящему скучает, томится. Направленность на партнёрство у него почти постоянная, независимо, легко ли или тяжело на душе. Легко – значит, тянет его с кем-нибудь поговорить, пообщаться. Тяжело - значит надо кому-нибудь излить свои горести. Ему нужен скорее кто-нибудь, чем кто-то конкретный, хотя он, как и все, одних собеседников предпочитает другим. Если нет рядом предпочтительного, он может обратиться и к совершенно незнакомому человеку. Дело в том, что в его представлении собственное Я и Я другого человека довольно сходны. Он не считает, что кто-либо может его не понять (тут скорее он подумает: «Может, но не хочет»). Сам он так же искренне уверен в своей способности понять любого. А когда тот не соответствует его умозаключениям и прогнозам, ему кажется, что партнёр что-то «напускает на себя», «темнит», «интересничает». Он отображает вас при контакте, прежде всего с точки зрения вашей коммуникабельности (или некоммуникабельности), делая из этого выводы о том, как вы к нему относитесь. Он умеет воспринять сочувственно, поэтому он импонирует вам непосредственной теплотой, готовностью помочь. Однако его дружелюбие поверхностно и не слишком стойко. Одни и те же лица его тяготят – ему требуется разнообразие. Он любопытен, и в первую очередь - к людям: к их достоинствам и порокам, к явным и тайным сторонам их жизни. Ему немного доставляет удовольствие посплетничать. Но из этого не следует, что он откажется помочь человеку, о котором говорил дурно или с насмешкой. Полный внимания к окружающим, к их речам одежде, поступкам и помыслам, он подсознательно и сознательно жаждет такого же внимания к себе. Чтобы привлечь внимание, он подчас становится эгоцентричным в высказываниях, готов даже на неблагодарную выходку – лишь бы заставить людей говорить о себе. Но это не значит, что он по-настоящему противопоставляет себя окружению. В конечном счете, имеет место обратное: он стремится быть «как все», «не хуже других», и только этим объясняется его эгоцентричность. В случае ссоры он не держит камней за пазухой. Завтра по – свойски обнимется с тем, с кем повздорил сегодня.

 

 

Интровертный собеседник:
Для него непрост переход от внутреннего диалога к реальному, к внешней коммуникации. Ведущая для него особенность – несклонность к внешней коммуникации, непрочность внешне-коммуникативной установки. Это связано с конституциональной (врождённой) спецификой его характера, но подкреплено также и опытом жизни, который гласит: «Им всё равно меня не понять». И, правда: им нелегко понять интроверта. Ведь переход работы его сознания во внешнекоммуникативный режим заметно затруднён. Поэтому слушатель то и дело вынужден вникать в причудливый и сложный ассоциативный мир интроверта и, недоумевая, пожимать плечами. Интроверт видит это и пытается помочь делу рефлексией (критический самоанализ, сомнение). Он так усердствует в ней, страдая от своей коммуникативной «несостоятельности», что усиленная рефлексия вообще лишает его какой-либо свободы самовыражения! Он тяготится контактами и предпочитает им книги, инструменты, коллекции, философские занятия. Он не делится радостями и горестями с другими, а переживает их «внутри себя». Для общения он выбирает 2-3-х собеседников (обычно похожих на него самого), если только ему повезёт найти их в своем окружении. Он молчун, а если высказывается, то слишком «тёмно» или вразрез с общим мнением. Для него проблема - обратиться с элементарным вопросом к прохожему. Легче изучить план города, чем спросить дорогу… Другой для него в какой-то мере загадочен, поскольку непохож на его Я. Неспособность разом, без напряжения, постичь другого как личность порождает у него подозрительность и тенденцию пристрастно толковать чужие поступки. Ваша теплота к нему воспринимается им настороженно, поскольку он сам ещё очень не скоро ощутит в себе ответную теплоту. Поверхностный обмен знаками симпатии его попросту раздражает, и для него невыносимы «щебечущие кумушки» обоего пола. Зато если он поверил вам, привязался к вам, это надолго. Долго он будет сторониться и тех, кто обидел его или высмеял его. Дело здесь не в ригидности, её может и не быть, а в сугубой уязвимости интроверта. Он не любитель ежедневных встреч и разговоров на личные темы.

Эмпатийность:

Эмпатия (от греч. pathos – «сильное и глубокое чувство, близкое к страданию», em – префикс, означающий «направление внутрь») – такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нём. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания.

Л.Н. Толстой считал, что лучший человек живёт своими чувствами и чужими мыслями.

По мнению Т.П. Гавриловой, эмпатия может проявляться в 2-х формах – сопереживания и сочувствия: сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой; сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.).

Сопереживание основано на своём прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, собственными интересами. Сочувствие основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие. Сочувствие не всегда отражает эмпатию, оно может выражаться даже бесстрастно, просто из вежливости («да, я понимаю, что это неприятно, но меня это не касается, не трогает»). Психологи полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие – личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.

Особенности личности с высокой степенью эмпатии:

Как отмечает А.П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии – замкнутость, недоброжелательность.

Субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их поступки, то есть проявляют снисходительность.

П. Мартин и Т. Туми выявили, что такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессия.

Половые особенности эмпатийности:

Женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Т.П. Гаврилова отмечает, что сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалась у мальчиков, а сочувствие – у девочек. По отношению же к сверстникам всё оказалось наоборот: сопереживание чаще выражается у девочек, а сочувствие – у мальчиков.

Властность:

Акцентуация стремления человека к власти над другими людьми («мотив власти») приводит к такой личностной особенности, как властолюбие. Впервые потребность во властвовании стала изучаться неофрейдистами. Стремление к превосходству, социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих комплекс неполноценности. Стремление к власти выражается в склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определённых действий вопреки их желанию, контролировать их действия. Д. Верофф определил мотивацию власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения и т.д. Если контроль или власть над людьми теряется, это вызывает у властолюбца сильные эмоциональные переживания. В то же время он сам не желает подчиняться другим людям, активно стремится к независимости.

Доминантный собеседник:
Когда он испытывает потребность обратиться к вам, его не слишком заботят соображения типа «уместно ли», «не помешаю ли», «поймут ли» и т.п. Если же это вы побудили его к контакту своим обращением, вопросом или просьбой, то он не чувствует себя по-настоящему обязанным отвечать. Ему присуща подсознательная уверенность: отвечать или не отвечать – «моё право»… Как бы он ни расценивал вас, положительно или отрицательно, он особенно остро схватывает те приметы вашего облика, из которых можно заключить: поддадитесь или нет вы его влиянию. А он настроен непременно повлиять: если он силён физически – вызвать у вас робость, если умен – оставить впечатление превосходящего ума… Это у него получается непроизвольно, однако такую его настроенность вы отлично чувствуете по его осанке, мимике, взгляду. Вы видите: он человек жёсткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, не даст вам перебить его или, наоборот, замолкнёт, как бы вынуждая вас снова повторять свои высказывания… Если он что-либо объясняет вам, то «втолковывает» это и интересуется, верно, ли вы его поняли. Если выслушивает ваши объяснения, непременно задаст уточняющие вопросы либо покажет, что уже всё понял, так что можно больше не распространяться на обсуждаемую тему… Ему очень нелегко признать свою неправоту, даже если она очевидна. И он говорит: «Что ж… Это надо как следует обдумать…» Он решителен. Ему легко свернуть разговор на полуслове. Если надо, он проявит при этом изысканную вежливость, но вы хорошо почувствуете: точка поставлена… Они умеют принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. Если они наделены благородством и великодушием, то становятся любимцами в своей среде.  

 

Проявление «мотива власти» как личностной диспозиции заключается в склонности обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию властолюбца и признающих его своим лидером. Властолюбцы стремятся занимать руководящие посты, но неважно чувствуют себя в групповой деятельности, когда вынуждены следовать одинаковым для всех правилам поведения и тем более подчиняться другим.

Конфликтность и агрессивность:

Конфликтность является сложным личностным качеством, включающимся в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечается гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать. Обидчивость связана со склонностью к агрессивному поведению.

Вспыльчивость (гневливость) имеет несколько характеристик:

a) Гневливый человек склонен воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие;

b) Гневливость как реакция характеризуется диапазоном от средневыраженного раздражения или досады до ярости и бешенства;

c) Это черта темперамента, которая проявляется и без связи с провоцирующей ситуацией.

А.Ю.Степанян выявил, что у девушек раздражительность, подозрительность и чувство вины выражены сильнее, чем у парней. С.В. Афиногеновой показано, что вспыльчивость и обидчивость больше выражены у лиц женского пола и у фемининных по сравнению с андрогинными и маскулинными независимо от их биологического пола. Из этих данных следует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, в среднем выше у фемининных лиц мужского и женского пола, чем у андрогинных и маскулинных. Положительная связь обидчивости с фемининностью выявлена у женщин.

Агрессивность как свойство личности и агрессивное поведение (форма проявления агрессии) – разные вещи, хотя часто в психологической литературе их отождествляют.

Агрессивность – склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.

Агрессия – это поведение человека в этих ситуациях.

Люди хорошо различают эту особенность человека, да и сам агрессивный воспринимает других как агрессивных. Это может служить своеобразным психологическим барьером, мешающим установлению нормальных отношений между общающимися, так как агрессивность рассматривается как враждебность.

П.А. Ковалев выявил, что склонность к агрессии (склонность к неуступчивости, бескомпромиссность, напористость, мстительность) во всех возрастных группах выше у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. А.И. Винокуров тоже отмечает большую агрессивность и напористость мужчин.

Утверждается, например, что, во-первых, до 6 лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, и, во-вторых, женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют у себя отрытое проявление агрессивности там, где мужчины её проявляют. На самом деле женщины менее склонны к агрессии, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности. Девочки более склонны к проявлению скрытых форм враждебности посредством пренебрежительного обращения с вызывающим антипатию человеком, его игнорирования или обесценивания его социального статуса или взаимоотношений с ним.

П.А.Ковалев и Бьерквист показали, что косвенная вербальная агрессия (сплетни, клевета, злоязычие) более присуща женскому полу.

Выраженность агрессивности зависит не только от биологического пола, но и от психологического. С.В.Афиногенова установила, что степень выраженности различных сторон агрессивности (наступательность, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность и нетерпимость к мнению других) больше у маскулинных, чем у фемининных и андрогинных, то есть фемининные более склонны к ведению конструктивного диалога, чем маскулинные, которые стремятся жёстко отстаивать свои позиции.

Толерантность:

В психологии толерантность (лат. Tolerantia – терпимость) – это терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо; - это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию. Толерантность формируется путём воспитания.

В.В. Бойко выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:

-ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня в нём всё раздражает»;

-типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определённого типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);

-профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания – к клиентам и т.д.);

-общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

Застенчивость:

По Ф.Зимбардо, застенчивость – это черта человека, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов.

В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова она характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении.

По мнению В. Джонса и Б. Карпентера, застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своём, говорят, что они обречены на одиночество.

Генезис застенчивости:

В конце 19 века лондонский врач Г. Кэмпбеллписал о том, что застенчивость – качество врождённое. И в наше время Раймонд Кэттелл рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. А.А. Баранов выявил отрицательную корреляцию между силой нервной системы и застенчивостью. Это значит, что для застенчивых характерна слабость нервной системы, которая связана с высокой чувствительностью. У робких имеется определённая биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

Д. Дэниэлс и Р. Пломин считают, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Застенчивость увязывается с отклонениями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго и Супер-Эго.

Д. Каплан понимает застенчивость как результат ориентации Эго на самое себя (проявление нарциссизма). Он считает, что глубоко застенчивые люди склонны к фантазиям, доставляющим им большое удовольствие (т.е. к ярким и продолжительным мечтаниям – «снам наяву»).

Трудности изучения генезиса застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение - к страху. Поэтому некоторые авторы стараются не пользоваться термином «застенчивость», а говорят о феномене поведенческого торможения или сдерживания.

Особенности застенчивых людей:

У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролируют своё поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости. У парней такая личностная особенность коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых девушек подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И.С. Кон полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов. Застенчивые люди мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают. Они часто погружены в себя, необщительны. Им легче контактировать с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в разговор, ещё реже начинает его сам. В беседе ведёт себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда скорее слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, своё мнение обычно высказывает робко и нерешительно. Застенчивого трудно вызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни слова, его ответы обычно односложны. Такой человек подчас не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, а то и вовсе замолкает; для него характерна боязнь предпринять что-либо на людях. При всеобщем внимании к нему теряется, не знает, что ответить, как реагировать на реплику или шутку; застенчивому общение нередко бывает в тягость. Ему трудно принять решение. Затруднения в общении часто приводят к тому, что он замыкается в себе, и это нередко приводит к одиночеству, невозможности создать семью. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может вызвать неврозы.

Негативные последствия застенчивости:

1) застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) поддержки;

2) человек оказывается уязвимым в стрессовых ситуациях из-за неразвитости навыков социального взаимодействия;

3) не имея опыта искреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе как об ущербных, не подозревая, что другие также могут испытывать смущение. Из-за подобной неосведомлённости у них складывается неправильное представление о своем социальном поведении;

4) застенчивость не позволяет другим людям положительно оценить достоинства человека, которому она свойственна. Его смущение не всегда распознается сторонними наблюдателями, особенно когда тот стремится компенсировать свою стеснительность развязностью, напористостью, шумным поведение (особенно это присуще мужчинам). Иногда смущение расценивается как замкнутость, отчуждённость, высокомерие, зазнайство. Правда, данная черта, в частности - стыдливость, может восприниматься другими и как положительное качество человека, например как привлекательная скромность;

5) застенчивость удерживает человека от того, чтобы выражать своё мнение и отстаивать свои права;

6) застенчивость сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии, она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении, то есть представляет собой душевный недуг, калечащий человека.

Беззастенчивые:

Это чрезмерно свободные в общении, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди. Это люди экстравертированные, эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюризму. Они особенно конфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин.

Робость (социальная трусость):

Мешает общению робость, которая сродни застенчивости, но проявляется при публичных выступлениях. Робость – это психическая заторможенность. Часто она проявляется в боязни, связанной с общественными ситуациями, поэтому определяется как «общественная боязнь», «социальная трусость». Она проявляется в замкнутости и ограниченной подвижности.

Рекомендуется соблюдать ряд принципов робости:

1)не следует перегружать студента сверх его возможностей, применять давление, чтобы заставить его преодолеть заторможенность, какой является робость, - принуждение может вызвать обратный эффект;

2)замечая даже незначительные достижения студента, надо его подбодрить, одобрить его усилия;

3)не следует преувеличивать трудности, говорить о сомнениях, преградах или неудачах;

4)нужно совместно со студентом анализировать действительные причины его неудач и находить способы действовать более эффективно; нужно распределять дела во времени так, чтобы спешка не вела к напряжению и не снижала уровень достигаемых результатов;

5)надо помочь ему увидеть его достоинства, а недостатки рассматривать как явления, подлежащие ликвидации;

6)не следует неожиданно ставить студента перед новыми ситуациями;

7)не нужно стыдить его в присутствии лиц, не входящих в ближайшее окружение;

8)не следует говорить вслух о тех проблемах, которые студент доверил только вам;

9)надо избегать избитых определений вроде: «Ну и молчун же ты… улыбнись же, наконец!»;

10)надо учить самоконтролю, соответствующим образом дозируя требования к нему, помогая понимать причины его переживаний;

11)надо стремиться к общественному признанию студента;

12)необходимо обеспечить ему контакты с ровесниками. Социальные контакты предупреждают страх перед участием в деятельности различных социальных групп.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.