Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура конституции РБ, основы конституционного строя и идеология.



Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

 

Структура действующей Конституции сосотоит из 9 разделов:

Раздел I. Основы конституционного строя

Раздел II. Личность, общество, государство

Раздел III. Избирательная система. Референдум

Раздел IV. Президент, парламент, правительство, суд

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок её изменения

Раздел IX. Заключительные и переходные положения

 

Значительное влияние на первоначальную редакцию Конституции 1994 года оказал официальный проект Конституции Российской Федерации 1993 года[2]. Так, значительными полномочиями государственной власти наделялся Верховный Совет Республики Беларусь. Среди прочих его прав устанавливалось: принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судов республики, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты РБ, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины РБ а также объявление войны и заключение мира. Отдельной главы о правительстве (Кабинете Министров) Конституция не содержала, его деятельность регулировалась статьями 106—108, помещенными в главу о Президенте. Отдельной главой регулировалась деятельность Конституционного Суда РБ (статьи 125—132).

Конституционный строй имеет две стороны:
Формальная сторона конституционного строя проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов, их компетенции и принципах взаимодействия. Это совокупность норм Конституции, определяющих устройство государства, принципы взаимодействия его с обществом.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного устройства. В качестве основ современного конституционного строя можно выделить демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан.
Основы конституционного строя изложены в разделе I Конституции Республики Беларусь и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства.

 

8. Политическая культура и идеологические процессы

Политическая культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовное побуждение и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.
Политическая культура является:
1) качественной характеристикой политической сферы общества
2) критерием его демократической зрелости
3) необходимым условием и средством преобразования политической действительности

Термин «политическая культура» впервые употребил в 18в. немецкий философ-просветитель И. Гердер.

Функции политической культуры:
1) социализация, характеризуется обретением человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать себя в определенной политической и социальной среде
2) интеграция, обеспечивающая различным социальным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранение целостности государства и его взаимодействие с обществом
3) коммуникация, обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе общепринятых символов, терминов, стереотипов и других средств информации и языка общения
4) адаптация, выражается в потребности человека приспосабливаться к изменяющимся политической среде и условиям осуществления своих прав в сложных адаптивных ситуациях
5) идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в определении своей групповой принадлежности к тому или иному типу культуры

Выделяют следующие типы политических культур:
• демократическая
• тоталитарная
• патриархальная
• подданническая
• западная
• восточная

*Демократическая культура сориентирована в демократические ценности, правовое государство и гражданское общество, предполагает свободное участие граждан в политической жизни, плюрализм, согласие и компромисс, что характерно для стран развитой западной демократии
Авторитарная культура составляет автократические традиции и ценности политической жизни, где власть принадлежит одному лицу или группе лиц. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную «опеку» государства. Ей присущ консерватизм, политическая пассивность, невосприимчивость к инновации.
*Тоталитарная культура свойственна обществам с тоталитарным, жестким контролем государства за всеми сферами жизни граждан и характерно для СССР 30-50гг. «культа личности Сталина». Большинству граждан присущи некритическое восприятие политических лидеров, равнодушие, конформизм или позиция нейтралитета по отношению к политической системе и ее институтам. В условии монополии тоталитарной культуры в общественное сознание внедряются идеологические стереотипы и догмы, ценности и установки, не совместимые с демократическими нормами жизни.
*Патриархальная культура отличается почти полным безразличием политики, у граждан не развиты политическая ориентация и интересы, они имеют смутные представления и госвласти и ее социальной роли и неопределенно относятся к ней.
*Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от госвласти, ее институтов и учреждений, отношения граждан к политической системе в основном потребительская и конформистская, в общественном сознании господствует мнение о неспособности изменения политической системы и порядка, что характерно для традиционных авторитарных стран востока.
*Западная политическая культура характеризуется устойчивыми тенденциями демократизации общественно-политической жизни, согласием между государством и гражданским обществом, здесь многочисленен средний класс, относительно высокий уровень материального благополучия и граждане заинтересованы в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере общества.
*Восточная политическая культура характеризуется критически негативным отношением к западным ценностям, т.к. укоренилось общественное мнение, что они подрывают национальные традиции и обычаи, духовно-нравственные устои семьи и взаимоотношения между гражданами. В странах востока устойчивы традиция авторитарного правления, сильна роль ислама и политической жизни и непредсказуемы перспективы построения гражданского общества.

Спецификой политической культуры в Беларуси является то, что она находится на стыке западной и восточно-славянской культур и подвержена влиянию данных культур, национальный характер белорусов сложился под влиянием геополитического положения страны и для него характерно толерантность, веротерпимость, трудолюбие, соборность, патриотизм. Граждане Беларуси привержены сильной власти, в политической жизни участвуют в процессе политических компаний и выборов и доверяют руководству государства. В современной Беларуси не развита многопартийность, низка роль политических партий. Ведущими общественными организациями выступают профсоюзы, советы всех уровней БРСМ, политическая культура белорусов сориентирована на доверие власти, ее авторитет и сильного политического лидера.


9. Государственный герб и Государственный флаг РБ-символы белорусского государства в формировании патриотизма,гражданственности,идеологии белорусского государства.


Государственный флаг
Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь». (Закон Республики Беларусь "О государственных символах Республики Беларусь", 5 июля 2004 г. № 301-З)

 

Государственный гимн
Музыка символизирует преемственность исторических традиций белорусского народа. Автором текста гимна стал поэт лирик Владимир Иванович Каризна. В гимне были использованы фрагменты прежнего текста, написанного поэтом Михаилом Климковичем. В нем отражены новые политические, экономические и социальные условия развития Республики Беларусь как суверенной, миролюбивой страны, подчеркивающие патриотизм и трудолюбие граждан, дружеские отношения между представителями всех национальностей в нашей стране.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.