Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Понятие и методы экономического анализа.



Цель:раскрыть сущность и необходимость экономического анализа

1. Понятие экономического анализа

2. Методика анализа

Анализ (в переводе с греч. «analyzis» - разделять, расчленять) – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Таким образом, анализ заключается в определении сущности процесса или явления на основе изучения всех его составляющих частей и выявления закономерностей его развития.

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на предприятии (т.е. до балансовой планки). Объектами анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности, такие как производство и реализация продукции, себестоимость, использование различных факторов производства, финансовое состояние и результаты, прибыль и т.д.

Метод экономического анализа – системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Основные функции экономического анализа:

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

- научное обоснование текущих и перспективных планов;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений;

- оценка эффективности использования экономических ресурсов;

- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики и использованию имеющихся возможностей;

- разработка мероприятий по использованию выявленных в ходе анализа резервов и т.д.

Анализ и его результаты должны соответствовать определенным требованиям.

Основные принципы:

- соответствие результатов и методик анализа государственной экономической, социальной, экономической, международной политике и законодательству;

- научный характер исследований;

- комплексность анализа;

- системный подход в изучении объектов анализа;

- анализ должен быть объективным, конкретным и точным, т.е. базироваться на достоверной, проверенной информации и реально отражать результаты деятельности предприятия;

- анализ должен быть эффективным и воздействовать на хозяйственную деятельность предприятия;

- анализ должен быть оперативным и проводиться по плану;

- широкий круг работников должен принимать участие в анализе и ознакомлении его результатов для повышения эффективности производства.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач и производится по ряду признаков:

а) по отраслевому признаку.

б) по признаку времени.

в) по пространственному признаку.

г) по объектам управления.

д) по методике изучения.

е) по охвату изучаемого объекта.

ж) по содержанию программы.

Методика анализа

Методика – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Различают общую (одинаковую для всех отраслей экономики) и частную (для определенной отрасли, объему исследования) методики.

Вся экономическая информация представлена в виде различных показателей, которые должно точно и полно отражать сущность изучаемых явлений и процессов. Существует множество аналитических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Их систематизация производится по различным признакам.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Все источники данных для анализа хозяйственной деятельности делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, технологические), а также нормативные материалы, сметы, ценники.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Ведущая роль в информационном обеспечении принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности. Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений, используется для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному обеспечению анализа необходимыми данными и тем самым создают условия для повышения эффективности исследований.

К внеучетным данным относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые к ним не относятся. В их число входят:

- официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект в своей деятельности: законы, указы, постановления;

- хозяйственные правовые документы: договора, соглашения

- решения общих собраний;

- материалы изучения передового опыта;

- техническая и технологическая документация;

- материалы специальных обследований состояния производства;

- устная информация, которая полученная во время встреч.

По отношению к объекту информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – данные статистической, бухгалтерского оперативного учета и отчетности. Система внешней информации – данные статистических сборников, периодических и специальных изданий.

По отношению к предмету информация делится на основную и вспомогательную.

По периодичности поступления информация делится на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации – плановые и учетные данные. Эпизодическая формируется по мере необходимости. Регулярная делится на постоянную (коды, шифры), условно-постоянную (показатели плана, нормативы) и переменная (отчетные данные о состоянии объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информация делится на первичную (данные инвентаризации) и вторичную (информация, прошедшая определенную обработку).

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований:

1. вся информация должна соответствовать потребностям анализа хозяйственной деятельности;

2. экономическая информация должна достоверно объективно отражать исследуемые явления и процессы;

3. единство информации, поступающей из разных источников;

4. обеспечение сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей;

5. рациональность, т.е. потребность минимума затрат на сбор, хранение и использование данных.

 

Использованная литература: 1, 4, 13

Тема 2. Методы анализа производства и реализации продукции

Цель: раскрыть сущность метода анализа производства и реализации продукции

1. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции

2 Анализ структуры продукции

3. Анализ ассортимента продукции

4. Анализ ритмичности выпуска продукции качества.

 

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции.

Задачи анализа производства и реализации продукции:

1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в: натуральных; условно-натуральных; трудовых; стоимостных измерителях.

Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции

При анализе стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. Чтобы определить объем валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.

Динамику продукции характеризуют:

1. Абсолютный прирост.

2. Темп роста.

3. Темп прироста.

Выполнение плана по производству и реализации продукции характеризуют абсолютное отклонение от плана и процент его выполнения. На величину выпуска продукции влияет ряд факторов. Производственные факторы:

- численность работников и их квалификация;

- производительность труда;

- обеспеченность средствами труда;

- использование оборудования;

- обеспеченность предметами труда;

- использование сырья и материалов;

- организация производства, внедрение новой техники, технологии др.

Все эти факторы можно свести к трем основным группам: средства труда, предметы труда, труд. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.

Резервы увеличения выпуска и реализации продукции:

1. повышение ПТ и использование трудовых ресурсов

2. эффективное использование ОФ

3. эффективное использование материальных ресурсов

4. ликвидация сверхплановых простоев

5. ликвидация брака и улучшение качества продукции

6. устранение сверхплановых потерь сырья и материалов

7. выпуск продукции в установленном ассортименте

8. выполнение плана МТС

9. сокращение остатков нереализованной продукции

10. ускорение темпов отгрузки и оплаты отгруженной продукции

11. совершенствование маркетинга.

Анализ структуры продукции

При анализе состава выпускаемой продукции определяют:

1) удельный вес продукции, выпускаемой по государственному или муниципальному заказу;

2) состав товарной продукции по следующим группам:

• основная продукция;

• работы промышленного характера;

• товары народного потребления;

• прочая продукция.

3) показатели выполнения плана по отдельным видам продукции.

Причинами структурных сдвигов являются:

а) изменение потребности в продукции;

б) изменение условий поставок: сырья, материалов и т.п.;

в) сбои в производстве;

г) разновыгодность продукции для ее изготовителей и др.

Анализ ассортимента продукции

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

План по ассортименту формируется на основе договоров, заключаемых с заказчиками. Невыполнение плана по ассортименту равносильно невыполнению этих договоров. Поэтому индекс выполнения плана по ассортименту характеризует договорную систему предприятия. Ассортимент оказывает большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Приемы оценки: 1. Прием наименьшего процента. 2. Прием среднего процента.

3. Метод зачета.

Анализ ритмичности выпуска продукции

Ритмичность – выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- Коэффициент ритмичности (Крит.)

- Путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период

Анализ качества продукции

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее пригодности, способность удовлетворять потребности покупателей в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; удельный вес продукции, соответствующей стандартам; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

Косвенным показателем качества продукции является брак. По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается следующие показатели:

1. Доля продукции каждого сорта и общему объему выпуска

2. Средний коэффициент сортности:

- количество продукции высшего сорта к общему количеству

- стоимость продукции всех сортов к возможной стоимости по цене высшего сорта

- средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ценах

Использованная литература: 1,4, 8

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.