Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2



Тема занятия«Глобализация человеческой деятельности. Человечество перед лицом глобальных проблем современности»

Цель:познакомить с сущностью глобальных проблем современности, выявить причины их происхождения, определить возможности преодоления острых глобальных проблем, сформировать представления о возможных путях развития будущего и определить его основные сценарии.

Знания и умения, приобретаемые аспирантом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части.

В результате освоения темы студенты приобретают:

знания сущности глобальных проблем современности, причин их происхождения, возможности преодоления острых глобальных проблем;

умения определять возможности преодоления острых глобальных проблем, формировать представления о возможных путях развития будущего и определять его основные сценарии, использовать полученные знания для формирования личностных качеств в различных социальных ролях на основе понимания динамического устройства общества;

владение основными категориями: глобалистика, глобальная безопасность, глобальная цивилизация, глобальные проблемы, демографическая проблема, космогенная цивилизация, локальные цивилизации, ноосфера, «пределы роста», техногенная цивилизация, экологическая проблема, экосфера; навыками философского мышления.

Актуальность темы (семинара) связана с тем, что обучающийся приобретает фундаментальные знания в сфере глобалистики и глобальных проблем современности, так как полноценное познание и осмысление любой проблемы, а также эффективное решение, имеющее научную, религиозную, философскую или повседневную природу возможно только на основе анализа развития личности и общества в целом.

Теоретическая часть.

Глобальными проблемами называются «всеземные» проблемы. Они встали перед современным человечеством в целом. По своему масштабу и значению они явно переросли национальные, расовые границы и интересы. Ни одна страна, даже самая могущественная, ни один народ, даже самый цивилизованный и культурный, с этими проблемами не справится. Их решение властно требует усилий всего международного сообщества и решительного отказа от узкого национального эгоизма. Над человечеством все еще реально витает угроза термоядерной войны, обостряются экологическая, продовольственная и демографические проблемы. Для их решения нужны усилия всего человечества.

В процессе глобализации, необходимо иметь в виду не только то, что глобальные проблемы явились результатом глобализации экономической, политической и культурной жизни мирового сообщества, но и то, что они теснейшим образом связаны с такими фундаментальными явлениями общественной жизни, которые характеризуются понятиями «культура» и «цивилизация». Поэтому основной тезис можно кратко сформулировать следующим образом — в результате развития и совершенствования культуры зародившейся с появлением первых людей, на определенном историческом этапе (с эпохи неолитической революции) возникли и стали совершенствоваться цивилизационные связи, породившие отдельные очаги цивилизации; цивилизационное развитие изначально способствовало унификации общественной жизни и привело к середине второго тысячелетия — а точнее, в эпоху Возрождения и Великих географических открытий — к началу реальной глобализации, которая в последнее столетие переросла в глобализацию многоаспектную, обусловив в свою очередь формирование мирового сообщества и появление во второй половине XX в. глобальных проблем человечества.

Итак, глобализация — это многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения. Классификация помогает глубже понять существо проблем, наметить пути их решения. Исследователями предложено множество вариантов классификации. Целесообразно принять за основу вариант, разработанный отечественными учеными И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным. Согласно этому варианту все глобальные проблемы делятся на три большие группы.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток—Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид-общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Это проблемы «человеческих качеств» – развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.

Можно уверенно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая такая предпосылка — это развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоления преград к объединению человечества.

Вторая предпосылка — это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства — смешанной рыночной и, как правило, социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа.

Третья предпосылка — становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях.

Четвертая предпосылка — это объединительные (эйкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах.

Пятая предпосылка — это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

При анализе глобальных проблем студентам важно не упускать из виду, что их разрешение представляется делом отнюдь не простым, а весьма сложным и даже опасным, поскольку нет простых решений для преодоления глобальных проблем современности. Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

На сегодня встает вопрос о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

Данное практическое занятие предполагает подготовку и выступление с сообщением, эссе, мультимедийных докладов.

Темы эссе

(докладов, сообщений)

Базовый уровень

  1. Особенности современного апокалипсиса.
  2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
  3. Общество и Природа: горизонты эволюции.
  4. Основные черты современной техногенной цивилизации.
  5. Региональные аспекты глобальных проблем.
  6. Философские аспекты анализа современной экологической обстановки.
  7. Альтернативы новой эпохи.
  8. Философия как творчество по обретению человеком свободы в современном мире.

Повышенный уровень

1. Концепции В.И. Вернадского и П. Тейяр де Шардена о ноосфере: путь к спасению или современная утопия?

2. Футурошок: сущность, особенности проявления.

3. Мировоззренческий кризис конца ХХ столетия и его проявление в различных областях культуры.

4. Гуманизм и дегуманизация мира.

5. Постмодернизм как философский и культурный феномен.

6. Герменевтика и проблемы современного этапа развития цивилизации.

7. Философия постструктурализма, ее роль в осмыслении современных проблем человечества.

8. Основная проблематика отечественной философии конца ХХ века.

9. Крушения архетипа разумности.

 

Структура презентации предполагает:

  • Титульный (название выступления, автор);
  • План презентации;
  • Основная часть (основные идеи выступления, цитаты, подтверждающие идеи выступления: конкретные примеры, интересные факты);
  • Заключение (обобщения и выводы);
  • Спасибо за внимание (подпись).

 

Вопросы и задания:

1. Глобализация как естественно-исторический процесс

2. Классификация глобальных проблем

3. Предпосылки преодоления глобальных кризисных явлений

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме.

Основная литература

1. Гобозов, И. А. Социальная философия / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Академический Проект, 2010. – 348 с. – (Gaudeamus. Учебник для вузов). – ISBN 978-5-8291-1189-2

2. Лукьянова, И. Е. Антропология : учеб. пособие / под ред. Е. А. Сигиды. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 240 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 223-226. – ISBN 978-5-16-002893-4

3. Философия: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. – М.: Проспект, 2014. – 360 с. – (Серия учебников МГЮА для бакалавров). – Гриф.: Доп. УМО.

 

Дополнительная литература:

1. Рахманов, А. Б. Социальная философия Макса Вебера : метаморфозы и кризисы. – М. : КРАСАНД, 2012. – 559 с. – Библиогр.: с. 546-559. – ISBN 978-5-396-00423-8

2. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 574 с.

3. Философский словарь / [В. Н. Мирошниченко, Л. В. Остапенко, Э. В. Шахова] ; под ред. А. П. Ярещенко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 560 с.

 

Методическая литература

1. Социальная философия: методические указания по выполнению практических работ / сост. Т.А.Золотарева – Ставрополь, 2015. – 36 с. [Электронная версия]

2. Социальная философия: методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы / сост. Т.А.Золотарева – Ставрополь, 2015. – 20 с. [Электронная версия]

 

Интернет-ресурсы:

1. Ивин А. А. Социальная философия. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 475 с. – Доступно: http://old.biblioclub.ru/book/86823/

2. Философский портал http://philosophy.ru/lib/soc/

3. Философия политики как раздел философского знания // http://www.ido.rudn.ru/philosophy/15.html

4. Журнал «Вопросы философии» // http://vphil.ru

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.