Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.04.2015 N 57Н



"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ"

 

В настоящее время основным документом, который регулирует организацию бухгалтерского учета в РФ, является Закон о бухгалтерском учете <1>. Он вступил в силу относительно недавно, но за это время в иных нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету были замечены определенные, хотя и незначительные, противоречия с данным Законом. Устранению этих противоречий в основном посвящен Приказ Минфина России от 06.04.2015 N 57н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (далее - Приказ N 57н). Также на него должны обратить отдельное внимание субъекты малого предпринимательства, которые пользуются некоторыми послаблениями в организации бухгалтерского учета, предоставленными им.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

Приказ N 57н опубликован на портале www.pravo.gov.ru 06.05.2015 и вступил в силу 17.05.2015. Это означает, что правила, установленные им, относятся к бухгалтерской отчетности начиная с отчетного периода за 2015 г.

 

Уточненное название отчета

 

Согласно п. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности входит, в частности, отчет о финансовых результатах. Данный Закон установил такое новое название для отчета, который ранее именовался отчетом о прибылях и убытках. Однако это прежнее наименование формы до последнего времени продолжало фигурировать во многих нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет.

Теперь и в этих нормативных актах речь пойдет именно об отчете о финансовых результатах.

Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета

 

ПБУ 7/98

 

Для малых предприятий одно из существенных упрощений при ведении бухгалтерского учета заключается в том, что они вправе не применять некоторые из ПБУ или применять их не в полной мере. В каждом из таких ПБУ это исключение для малых предприятий указывается специально.

Например, в п. 2 ПБУ 7/98 было отмечено, что данное ПБУ применяется субъектами малого предпринимательства при установлении особенностей раскрытия событий после отчетной даты. В связи с этим в п. 19.4 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" указано, что при отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности.

Это указание можно было понимать так, что малые предприятия могли отражать в бухгалтерской отчетности только существенные события после отчетной даты, без знания о которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогли бы достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации (см. п. 6 ПБУ 7/98).

Однако теперь п. 2 ПБУ 7/98 утратил силу и малые предприятия должны применять данное ПБУ в полной мере.

 

ПБУ 9/99 и 10/99

 

Согласно п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в качестве оплаты, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Но в данной норме также указывалось, что субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, и социально ориентированные некоммерческие организации вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99. Иначе говоря, для таких экономических субъектов в бухгалтерском учете допускается применение кассового метода (в этом случае и расходы, согласно п. 18 ПБУ 10/99, признаются после погашения задолженности).

Теперь уточнено, что таким правом могут воспользоваться организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то есть не делается акцент на субъектах малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.

Впрочем, те же субъекты малого предпринимательства как раз могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании ч. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете.

Данное право предоставлено и НКО (необязательно социально ориентированным), а также организациям, получившим статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Однако для ряда экономических субъектов согласно ч. 5 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете недопустимо применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся:

- организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные);

- микрофинансовые организации;

- организации государственного сектора;

- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

- коллегии адвокатов;

- адвокатские бюро;

- юридические консультации;

- адвокатские палаты;

- нотариальные палаты;

- НКО, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Соответственно, эти экономические субъекты не смогут применять в бухгалтерском учете кассовый метод.

Отметим, что здесь и далее изменения в нормативных документах подразумевают, что они распространяются на организации, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а не фактически воспользовавшиеся этим правом.

 

ПБУ 16/02

 

В п. 3.1 ПБУ 16/02 было указано, что это ПБУ могли не применять субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению (п. 4 ПБУ 16/02).

Приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности в качестве прекращаемой деятельности.

Теперь право не применять данное ПБУ предоставлено также организациям, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. То есть список экономических субъектов, которые могут воспользоваться этим правом, расширился.

 

ПБУ 18/02

 

Аналогичное изменение произошло в п. 2 ПБУ 18/02. До сих пор оно могло не применяться субъектами малого предпринимательства и НКО. В данном случае логичнее говорить о сужении списка экономических субъектов, которые могут не применять ПБУ 18/02, учитывая солидный список исключений, предусмотренный ч. 5 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете.

 

ПБУ 19/02

 

Такая же поправка сделана в абз. 2 п. 19 ПБУ 19/02. Ранее в этой норме было установлено, что субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные НКО вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном этим ПБУ для финансовых вложений, текущая рыночная стоимость которых не определяется.

Теперь это право предоставлено организациям, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом им разрешено не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.

Дело в том, что согласно разд. III ПБУ 19/02 первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством и данным ПБУ. При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: финансовые вложения, текущую рыночную стоимость которых можно определить в установленном ПБУ 19/02 порядке, и финансовые вложения, текущая рыночная стоимость которых не определяется.

Первые финансовые вложения отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату, а вторые - на отчетную дату по первоначальной стоимости.

 

Обратите внимание! В случае если текущая рыночная стоимость объекта финансовых вложений, который ранее оценивался по такой стоимости, на отчетную дату не определяется, он отражается в бухгалтерской отчетности по стоимости его последней оценки.

 

Что касается обесценения финансовых вложений, под ним согласно разд. VI ПБУ 19/02 понимается устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, текущая рыночная стоимость которых не определяется, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности.

Наличие таких финансовых вложений может привести организацию к необходимости образования резерва под их обесценение с последующей корректировкой финансовых результатов ее деятельности.

В ПБУ 19/02 произведено еще одно необходимое изменение. Согласно п. 2 данного Положения для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование у организации права на финансовые вложения и права на получение денежных средств или других активов, вытекающего из этого права;

- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риска изменения цены, риска неплатежеспособности должника, риска ликвидности и др.);

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

Логично считать, что если хотя бы одно из этих условий перестало выполняться, то актив больше не может считаться финансовым вложением. Однако из действовавшей до сих пор редакции п. 25 ПБУ 19/02 следовало, что только при единовременном устранении всех этих условий фиксировалось выбытие финансового вложения.

Теперь слово "единовременно" из данной нормы исключено, то есть для фиксации выбытия финансового вложения достаточно, чтобы перестало действовать хотя бы одно из упомянутых условий.

 

ПБУ 11/2008

 

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, теперь могут не руководствоваться и ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" <10>. Согласно п. 3 данного ПБУ ранее его могли не применять только субъекты малого предпринимательства, но за исключением тех из них, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе. Теперь это условие о публикации отчетности не будет иметь никакого значения.

--------------------------------

<10> Утверждено Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.

 

ПБУ 1/2008

 

В ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <11> подобные изменения звучат несколько иначе. Так, согласно п. 6.1 данного документа микропредприятия и социально ориентированные НКО могли вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи).

--------------------------------

<11> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

 

Теперь для микропредприятий такая возможность исключена, однако она распространена не только на социально ориентированные НКО, но на любые НКО, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Зато на любые организации, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, теперь распространяется действие п. 15.1 ПБУ 1/2008 (ранее им могли воспользоваться субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные НКО).

Данные экономические субъекты вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Перспективность в данном случае подразумевает, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа. В отличие от такого подхода, при ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики надо исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

 

ПБУ 15/2008

 

Согласно абз. 4 п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" <12> этот абзац ранее могли применять субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные НКО, а теперь им вправе руководствоваться все организации, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

--------------------------------

<12> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н.

 

В соответствии с данной нормой соответствующие экономические субъекты вправе признавать все расходы по займам прочими расходами.

Иные экономические субъекты также признают расходы по займам прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

 

ПБУ 2/2008

 

Ранее могло не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными НКО ПБУ 2/2008. Теперь им могут не руководствоваться все организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

 

ПБУ 22/2010

 

Такая же замена произошла в последнем абзаце п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" <13>. Из него следует, что соответствующие экономические субъекты вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета.

--------------------------------

<13> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

 

Ретроспективный пересчет заключается в том, что пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена. Что касается упомянутого п. 14 ПБУ 22/2010, ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

 

ПБУ 8/2010

 

До сих пор субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные НКО могли не применять ПБУ 8/2010. Теперь такое право предоставлено всем организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета <14>.

--------------------------------

<14> О применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета см. Информацию Минфина России N ПЗ-3/2015.

 

Приказ Минфина России N 66н

 

Несколько особых положений предусмотрено для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в Приказе Минфина России N 66н. Они касаются заполнения форм бухгалтерской отчетности. Теперь данными особенностями смогут воспользоваться все организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Так, согласно п. 5 данного Приказа в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код". В ней указываются коды показателей согласно Приложению N 4 к Приказу Минфина России N 66н.

Однако некоторые организации (теперь именно те, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета) имеют право включать в бухгалтерскую отчетность укрупненные показатели, содержащие несколько показателей (без их детализации). Они указывают код строки по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Эти же организации, а не только субъекты малого предпринимательства помимо включения в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показателей только по группам статей (без детализации по статьям) теперь могут в приложениях к данным отчетам приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Об этом говорится в п. 6 Приказа Минфина России N 66н, которым предусмотрена возможность для соответствующих экономических субъектов формировать отчетность по упрощенной системе. В Письме от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80 финансисты пояснили, что эти экономические субъекты (на момент разъяснения под ними понимались субъекты малого предпринимательства) не обязаны включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности включает в себя и возможность отчитываться по упрощенным формам. Они приводятся в Приказе Минфина России N 66н и включают в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, а теперь и отчет о целевом использовании средств. Последний ранее представлялся только социально ориентированными НКО, а теперь всеми организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

 

Еще немного об изменениях при заполнении отчетности...

 

Формы бухгалтерской отчетности теперь в обязательном порядке подписывает только руководитель организации, для подписи главного бухгалтера места в них больше не предусмотрено (изменены Приложения к Приказу Минфина России N 66н).

В связи с этим напомним, что согласно ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта, который в соответствии с данным Законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, могут принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Более того, согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (любого). Нет никаких указаний на то, что необходима и подпись главного бухгалтера.

В форме отчета о целевом использовании средств сделано логичное уточнение. В одной из строк надо указывать прибыль, но не от предпринимательской деятельности, как ранее, а от деятельности, приносящей доход (таковой бывает необязательно лишь предпринимательская деятельность).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.