Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственный бюджет: функции и структура.



Тема 11. Государственный бюджет, налогообложение и фискальная

Политика

1. Государственный бюджет: структура, функции и проблемы формирования.

2. Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения.

3. Кейнсианское обоснование фискальной политики государства.

4. Налоговая система и налоговая политика.

 

Государственный бюджет: функции и структура.

 

С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение придается государственным финансам. Категорией финансов является государственный бюджет. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового продукта разных стран: от 1/3 до 1/2 ВВП.

Финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Субъектами финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образуют финансовую систему государства. Финансовая система включает в себя:

1) совокупность бюджетов всех уровней;

2) внебюджетные фонды;

3) специальные правительственные фонды (валютные резервы государства);

4) финансы государственных предприятий.

 

Финансовая система определяется взаимосвязью следующих элементов:
государственные финансы – связаны с распределением и потреблением части общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. (Бюджеты, спец. фонды, финансы гос. предприятий, гос. кредит) финансы частных корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. (Денежный капитал, различные денежные фонды предприятия)   финансы населения - финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими или ведущими совместное хозяйство

Значение государственных финансов в современной экономике:

1. Инструмент воздействия на процесс общественного воспроизводства (посредством распределения и перераспределения ВВП и национального дохода между классами и социальными группами, между различными сферами общественного производства, отраслями материальной и нематериальной сфер).

2. Способствуют поддержанию темпов экономического роста.

3. Помогают в развитии ключевых отраслей народного хозяйства.

4. Способствуют структурной перестройке экономики (регулирование микро- и макроэкономических пропорций в общественном хозяйстве).

5. Ускоряют НТП.

6. Реализуют социальные программы.

7. Служат материальной основой существования самого государства.

Функции финансов:

1) аккумулирующая – создание материальной основы функционирования государства;

2) регулирующая – стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений;

3) распределительная – распределение и перераспределение денежных средств между субъектами финансовых отношений;

4) контрольная – контроль за поступлением и использованием денежных средств по целевому назначению.

Способом осуществления основных функций финансов является финансовая политика. Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Направления финансовой политики государства:

1) фискальная политика– использование возможностей правительства взимать налоги и корректировать структуру государственных расходов (средства государственного бюджета) для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач с использованием трансфертов;

2) бюджетная политика – мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций. В нем расписаны доходы и расходы на определенный срок и утвержденные в законодательном порядке.

Функции бюджета:

1. Аккумуляция финансовых ресурсов на нужды государства и общества в целом.

2. Регулирование социально-экономических процессов.

3. Инвестиционная функция.

4. Перераспределение финансовых ресурсов (территориально-региональное, межотраслевое, межведомственное, социальное).

5. Социальная защита.

6. Стимулирование предпринимательской деятельности.

7. Контроль за финансовыми доходами и расходами государства и взаимосвязанных с ним структур.

8. Финансовое обеспечение перехода к рыночной экономике (институты рыночной экономики, формирование рыночного поведения и т.д.).

 

Государственный бюджет содержит в себе расходы и доходы.

Формы государственных расходов:

1) финансирование экономики;

2) социально-культурные программы;

3) оборона;

4) управление.

Финансовые расходы делятся иногда только на две группы: текущие расходы (платежи по зарплате и закупки товаров и услуг, оплата процентов и трансферты (пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам, пособия, дотации, субсидии, государственные премии) и капиталовложения (инвестиции).

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1) налогов (84 % бюджета);

2) сборов;

3) продажи услуг государственными предприятиями или сдачи в аренду государственной собственности;

4) приватизации государственной собственности;

5) средства, поступающие из-за рубежа (помощь, кредиты).

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета РФ:

(в % к итогу)

Доходы:
Налоговые:
- налог на прибыль
- НДС
- подоходный налог с физических лиц
- акцизы
- другие виды налогов, доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы, эмиссия
Расходы:
- государственное управление и местное самоуправление
- национальная оборона
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
- промышленность, энергетика, строительство
- образование
- социально-культурные мероприятия, социальная политика
- здравоохранение и физическая культура
- обслуживание государственного и муниципального долга
- дорожное хозяйство
- фундаментальные исследования и содействие НТП
- прочие расходы

В зависимости от сложившейся экономической ситуации структура расходной части может претерпевать различного рода изменения. Например, в период военных действий увеличиваются расходы на оборону. Соотношение между доходной и расходной определяет состояние госбюджета.

 

Состояние госбюджета:
Профицитный (активный) Равновесный Дефицитный
Доходы > Расходов Доходы = Расходам Расходы > Доходов
Мероприятия: 1.Сокращение налогообложения; 2. Увеличение полезных обществу расходов; 3. Сокращение госдолга. Мероприятия: Политика невмешательства государства в экономику Циклический дефицит - является результатом циклического падения производства Структурный дефицит - возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению госрасходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов
Мероприятия: 1.Увеличение налогообложения; 2.Сокращение госрасходов; 3. Увеличение госдолга; 4. Государственный заем (внутри государства и за рубежом) 5. Денежная эмиссия 6. Сеньораж – увеличение денежной массы в обращении путем создания денег через резервы коммерческих банков.

 

Использование сеньоража для преодоления дефицита госбюджета выглядит следующим образом. Например, правительству необходимы 100 млрд.руб. для покрытия определенных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и через ЦБ продает их коммерческим банкам, которые, покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита в ЦБ. Тот, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100 млрд.руб. новых банковских резервов. Они и становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении.

 

В долгосрочном плане нарастание бюджетного дефицита может привести к государственному долгу.

Государственный долг – общий размер задолженности правительства. В зависимости от происхождения кредитных средств долг государства делится на внутренний и внешний.

Внешний долг – долг иностранным государствам, банкам, гражданам, фирмам и международным организациям.

Внутренний долг – задолженность государства гражданам, учреждениям и институтам своей страны.

Государственный долг включает:

1) финансовую задолженность – денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств;

2) административную задолженность – долги по платежам (например, долг по выплате зарплаты, проценты по кредиту).

Причины устойчивого бюджетного дефицита и государственного долга:

1. Увеличение государственных расходов в военное время и в периоды социальных конфликтов (позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения).

2. Циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства: прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты и т.д.

3. Сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

4. Усиление влияния политического бизнес - цикла (перед очередными выборами).

5. Повышение долгосрочной напряженности в бюджетно–налоговой сфере в результате увеличения госрасходов на: 1) социальное обеспечение и здравоохранение; 2) образование и создание новых рабочих мест.

Показатели задолженности:

1. Показатели запаса:

1) отношение размера долга к объему ВВП;

2) отношение размера долга к объему экспорта товаров и услуг.

2. Показатели потока:

1) отношение суммы обслуживания долга к объему ВВП;

2) отношение суммы обслуживания долга к объему экспорта товаров и услуг.

 

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей:

; и

 

Последствия дефицитов и государственных долгов для экономики:

1) рост налогов и подрыв стимулов к хозяйственной деятельности;

2) рост ссудного процента (госзаймы увеличивают спрос на кредиты) и сокращение инвестиций;

3) утечка части ВВП за границу (в погашение внешнего долга);

4) усиление неравенства в доходах.

Управление и обслуживание государственного долга возложено на ЦБ РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет федерального бюджета.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников используются следующие механизмы регулирования долгов:

1) бюджетный трансферт – перечисление денег из федерального бюджета в бюджет более низкого уровня для его пополнения.

2) секвестр бюджета – пропорциональное сокращение расходов государства в текущем году против запланированных в бюджете на 5, 10, 15% (не подлежат зарплаты стипендии, расходы на медикаменты).

3) дефолт– отказ должника (например, государства или банка) возвращать кредитору одолженные ему ранее деньги и плату за пользование ими.

4) рефинансирование государственного долга – выпуск нового государственного займа и использование выручки от этого для выплаты процентов по старым долгам.

5) реструктуризация долга – пересмотр условий обслуживания государственного долга (%, сумма, сроки начала возврата).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.