Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Восточный (азиатский).

Класс. Правоведение. 2 урок.

Тема: Пути происхождения государства и права. Исторические типы власти и государства.

Актуализирующие вопросы:

- Опережающее задание (подготовка по особенностям происхождения государства - карточки)

Фронтально:

1. В каких трех ипостасях может быть представлен «человек»?

2. Назовите стадии развития человеческого общества?

3. Охарактеризуйте форму объединения людей в первобытном обществе (коллективная). Приведите примеры.

4. Как осуществлялся процесс управления в первобытном обществе, что лежало в основе управления?

5. Как в первобытном обществе осуществлялся способ охраны обычаев?

6. Какое событие в истории человечества приводит к первому разделению труда и зарождению социального неравенства (н.р.)

7. Назовите этапы возникновения государства.

8. Что входит в понятие «ВЛАСТЬ». Пояснить структуру власти.

9. Поясните понятия: социальная власть, политическая власть, государственная власть.

10. Охарактеризуйте какую либо из теорий возникновения государства.

 

2. Письменно – Окончите мысль:

1. Индивид может стать личностью….

2. Первобытное общество характеризуется….

3. Формы объединения первобытных людей…

4. Управление первобытного общества основывалось на….

5. Нормы – обычаи регулировали….

6. Сущность «неолитической революции» заключалась в….

7. Власть – это…

8. Социальная власть отличалась от государственной…

9. Государство появилось в результате ……

10. Сущность материалистической теории в…..

11. Перечислите теории возникновения государства.

 

Теоретический блок:

Развитие первобытного общества во всех регионах мира вначале происходило приблизительно одинаково. Но на стадии появления государства пути первобытнообщинных обществ начинают расходиться.

Итак, выделяем два пути возникновения государства:

Западный (европейский).

Восточный (азиатский).

Давайте вспомним, где появились первые государства. Месопотамия (Шумер и Аккад), Египет, Индия, Китай. Это страны Востока. А затем только зародилась Критская и Ахейская цивилизации, ставшие основой Античной (Греция и Рим), которая и считается фундаментом европейской цивилизации. Таким образом, мы видим, что первые человеческие цивилизации появились на Востоке, но на изломе XVI – XVII вв. произошел перевес в сторону Запада.

Особенности развития восточных цивилизаций: (записать)

1. Разделение труда связано с земледелием – ирригационные системы.

2. Население проживало сельскохозяйственной общиной и имело коллективную собственность.

3. Основой публичной власти стала родоплеменная верхушка, которая выполняла роль организатора производства и административные функции.

4. Это были деспотические монархии, которые сформировали РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

5. Правитель государства являлся божественным олицетворением власти (т.е. происходит сакрализация власти).

 

Теперь охарактеризуем западный путь происхождения государства. На территории Европы главной причиной возникновения государства стало социальное расслоение в связи с появлением частной собственности на средства производства. Первые западные цивилизации – греческие полисы (Афины, Спарта, Троя) и Рим (на основе греческой цивилизации – эллинизм – когда греческая цивилизация испытывает глубокое влияние уже развивающейся римской).

 

Самостоятельная работа (письменно). Составление конспекта (по каждому вопросу не более 10 предложений):

1. Происхождение государства в Афинах.

2. Происхождение государства в Риме.

3. Происхождение государства в Спарте.

4. Происхождение государства у германских племен.

В конце кратко сравнить. Сделать вывод.

В исторической науке, которая очень тесно связана с правоведением, существует некая типология государств. Чем же характеризуется тип государства и какие типы бывают?

1. Прежде всего, наличием социальных групп и, что не мало важно, элиты (т.е. избранного слоя, пребывающего у власти). Например, в Древнем Египте – фараон и жрецы; в Римской империи – император и аристократия; в государствах Европы в XVII – XVIII вв. – абсолютные монархи, опирающиеся на дворянство и духовенство.

2. Характеристика системы производственных отношений и форм собственности, на которые эта власть (элиты) опирается. Например, в рабовладельческом обществе главное средство производство – рабы («говорящие орудия труда»); в буржуазном обществе – капитал, владение которым базировалось на мануфактурном производстве.

3. Система методов и способов, которые власть использует для защиты производственных отношений и форм собственности. Например, в абсолютистском государстве это только защита интересов «правящей верхушки», чаще всего, силой оружия.

4. Общесоциальная политика государства. Например, в демократических государствах, количество программ, направленных на поднятие уровня социальной сферы, очень велико.

5. Уровень культурно – духовного развития населения государства в целом и каждой личности отдельно. Например, в тоталитарных государствах интересы отдельно взятой личности целиком и полностью подчинены интересам общественным, т.е. государственным, основной идеологии, а кто не согласен подвергается методам «агрессивного принуждения» (репрессии).

 

Существует два подхода к типологии государства:

Формационный.

Цивилизационный.

Итак, формационный подход. Прежде всего, что такое ФОРМАЦИЯ.

Работа с термином. (записать, выучить).

Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, демократический.

Переход от одной общественно – экономической формации к другой происходит вследствие изменения устаревших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

 

Другой подход – цивилизационный, в основе которого лежит типовая классификация цивилизаций. Что же такое ЦИВИЛИЗАЦИЯ? Это уровень развития духовной и материальной культуры. Различают цивилизации: первичные (древневосточные, эллинистические (Спарта, Афины), римская, средневековая) и вторичные (государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.).

ПЕРВИЧНЫМ цивилизациям присуща командно-административная организация власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственное функционирование общества, а не обозначается ими.

ВТОРИЧНЫЕ цивилизации тяготеют к рыночному укладу, гражданскому обществу и правовой организации.

Каждый из двух подходов имеет свои преимущества и недостатки. Например, недостатком цивилизационного подхода является недооценка социально – экономического аспекта и возвеличивание культурного элемента. К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово – экономического аспекта и недостаточное внимание к культурно – ценностным идеям.

Как мы поняли, классификация государств далеко не однозначна. Также существуют следующие классификации:

1. По технократическому подходу: аграрные, индустриальные, постиндустриальные.

2. По способу приобретения власти: легитимные (признанные властью народа, в соответствии с законом), нелегитимные (приобретение власти незаконным путем).

3. По методам формирования и осуществления государственной власти: традиционные (народ не является источником власти, а государство имеет неограниченные полномочия), современные (конституционные), где народ является источником власти, а государство служит обществу.

 

Контрольные вопросы: (устно)

1. Чем отличаются западный и восточный пути возникновения государства?

2. Какой исторический тип взаимоотношений сложился в государствах Древнего Востока?

3. Что такое «сакрализация власти»?

4. Как назывался тип государственного управления в Древней Спарте?

5. Что такое «элита»?

6. Какие исторические формации вам известны?

7. Охарактеризуйте классификацию государств по способу приобретения власти. Приведите примеры.

 

Домашнее задание:

· Изучить соответствующий параграф.

· Рассмотреть историю возникновения и становления одного из государств ( на выбор) и проанализировать путь становления, формационный и цивилизационный подходы и т.д. ( по теме урока). Письменно.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.