Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абрамов А.И. Понятие реализации функций права. Соотношение понятий «реализация права» и «реализация функций права» // Правововедение. 2005. «№3.

Сибирский юридический институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

"УТВЕРЖДАЮ"

 

Начальник кафедры

подполковник милиции

Пономарёва В.В.

 

«___» __________ 2007г.

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция

по теме:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

 

Красноярск, 2007


Теория государства и права. Фондовая лекция по теме: Происхождение, понятие и сущность права. – Красноярск: Кафедра государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД РФ, 2007. – 37с.

 

Лекция посвящена одной из ключевых проблем современной теории государства и права – проблеме осмысления права в качестве самостоятельного социального феномена. В ней рассматриваются особенности правопонимания, различные взгляды на сущность права, а также вопросы его происхождения.

Обозначенные в материале лекции вопросы раскрыты на основе использования последних трудов ведущих отечественных учёных, новейшей учебной литературы.

 

 

Предназначена для курсантов и студентов общеюридического факультета 1 курса высшей очной формы обучения по специальности 030505.65 Юриспруденция.

 

Рецензенты:

Доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Красноярского государственного аграрного университета к.ю.н., доцент И.В.Тепляшин.

Зам. начальника учебного отдела СибЮИ МВД России, к.ю.н. Н.Ю. Тетерятников.

 

Лекция, подготовленная преподавателем кафедры государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД РФ к.ю.н. майором милиции Красицкой В.А., обсуждена и одобрена на заседании кафедры «___» __________ 2007 г. (протокол № ___ ).

 

 

© Сибирский юридический институт МВД России, 2007

 

ПЛАН:

Ведение…………………………………………………………………………4

1. Теории происхождения права. ………………………………………………5

2. Понятие и сущность права. Право в объективном и субъективном смысле……………………………………………………………………………13

3. Функции права………………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………..….34

Литература………………………………………………………………………36

 

Введение

Изучение процесса происхождения права носит не только исключительно познавательный характер, но и прикладной. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и характерные черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития права, его становление в качестве самостоятельного социального феномена. Позволяет более четко установить все свойственные ему функции, точнее определить его место и роль в жизни общества.

Среди ученых-правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. Помимо общепризнанных мнений и суждений в данном вопросе нередко имеют место альтернативные взгляды на рассматриваемый процесс. И дело здесь не столько в преднамеренном игнорировании или сокрытии каких-либо фактов, сколько в различии понимания сути и самой значимости процесса становления права.

Изучая проблемы происхождения и сущности права в настоящем, мы тем самым перебрасываем мост в его прошлое и создаем предпосылки для понимания основных тенденций его развития в будущем.

 

 

1. Теории происхождения права

 

Происхождение права, как и происхождение государства, все­гда привлекало внимание мыслителей древности и в более поздние времена. Познание процесса правообразования позволяет познать природу права, его сущность, характерные особенности, выяснить соотношение права и государства, а также с другими социальными явлениями.

Особая роль в познании права первоначально отводилась ре­лигии. Поэтому наиболее древние учения о государстве теологические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и ука­зывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии — с пра­восудием. Именно Богом устанавливается в обществе вечный есте­ственно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нару­шение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, числе преступления, — божественным судом. Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каж­дому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял, собой «известное установление разума для общего блага, обнародо­ванное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как выс­шей справедливости, имеющей божественное происхождение. Веч­ный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек разли­чает добро и зло, должное и недолжное поведение. На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что существует Вечный закон, который управляет Вселенной — это божественный разум, его часть составляет божественный закон, который содержится в Библии. От него производны все другие за­коны. В частности, от него произведен естественный закон, кото­рый есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать дос­тоинство людей. Естественный закон отражается и конкретизирует­ся в человеческих законах, назначение которых — силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к доброде­тели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы не совершен­ны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы пра­ва. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен (1882 — 1973). По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный.

Их единство определяется духовным началом - Богом. Прав - как и государство, представляет собой результат действия духов­ных начал, отражение божественного разума в общественном по­рядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведения и поступков человека с так называемым нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга, умножение блага и помогают избегать зла.

Естественно-правовые учения относятся к самым распростра­ненным правовым теориям. По своему содержанию они не однород­ны, особенно в современных модификациях.

Отдельные положения теории естественного права были извест­ны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, со­фисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат согла­шения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимо­отношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право — изобретение людей, ис­кусственное образование.

Римские юристы, наряду с положительным правом, т.е. закона­ми, признавали существование естественного права, которое нередко рассматривали как идеал, к которому должно стремиться положи­тельное право. Естественное право исходит из свободы и равенства 'людей, но Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначила одних людей быть свободными, а других — рабами, последним быть рабами «и полезно и справедливо». Однако отношения между рабом и его господином должны быть дружественными, так как они покоятся на естественных началах. Теории естественного права претерпели серьезные изменения в эпоху Средневековья. Мыслители этого периода исходили из божественного происхождения права.

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII — XШ вв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли, Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и II. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев). Они отказались от идеи божественного происхождения права и обратились к воле народов, наций, отдельно человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, — естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет законы государства являются неправовыми.

Основные положения теории естественного права нашли закре­пление в Декларации независимости США (1776), затем в Консти­туции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции (1789) и др.

Уступив на какое-то время свое место исторической школе пра­ва, теория естественного права вступила в XX в. в период возрож­денного естественного нрава и получила широкое распростране­ние во многих странах Европы, Германии, Франция, Италия, Австрия, Латинской Америки и Северной Америки.

Теория возрожденного естественного права подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительно­го права.

Оно не признает вечного, неизменного для всех народов и вре­мен права и полагает, что естественное право исторически меняет свое содержание.

Для возрожденного естественного права характерно возникно­вение на его базе частных теорий и доктрин. Назовем, прежде всего, неотомическую теорию, которая уже упоминалась, и представите­лем которой был Ж. Маритен. Она традиционно рассматривается как одно из течений современной естественно-правовой теории и одновременно обоснованно причисляется к теологическим учени­ям, так как ее исходное начало — божественная воля.

Суть неотомической теории состоит в том, что все должное и су­щее проистекает от Бога, а человек как творение божьей волн явля­ется носителем естественного права. Оно существует вечно, но от­крывается людям по-разному в зависимости от их разума, и с помощью свободной волн человека воплощается в его действиях для достижения целей, выражающих Божью волю.

Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов — свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения общего блага и другие которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен» обозначающего явление, постигаемое при помощи чувств. Наиболее ярким представителем этой теории был нем. Философ Э. Гуссерль (1859-1938).

В основу происхождения права он кладет представ­ление о так называемых эйдосах - чистых сущностях, идеальных формах, априорных (заранее определенных) нормативных идеях. Эйдетическое право - разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его держание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. А потому норма права не существует без человека как субъекта познания. Норма­тивные идеи осуществляются в актах сознания множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно, априорно существующее эйдетическое пра­во определяет содержание действующего позитивного права,

Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм - филосо­фия существования, образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существо­вания, воплощенного в существовании (лат. слово «экзистенция» - существование) человека. Право черпает спою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается и за­стывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер. Представи­тель этой теории нем. ученый М. Хайдеггер (1889— 1976) считал, что правовые отношения, правовые уценки вытекают не из юриди­ческих установлений государственной власти, а их способа сущест­вования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естествен­ное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Юридическая норма представляет собой мертвое, механическое образование; в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.

Герменевтическое направление естественной теории (от греч. «герменевтика» — разъясняю, т.е. искусство истолкования исходило из недопустимости разрыва и противопоставления - естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества.

Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст юридического закона должен «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи другие должностные липа, принимая правовое решение, как им приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создается конкретно-историческое право.

Все перечисленные выше направления естественной теории права взаимно переплетаются и дополняют друг друга.

Историческая школа права сформировалась в Германии в противовес теории естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи (1779— 1861). Он выступал против игнорирования специфиче­ски национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не является искусственным изобретением за­конодателя, но не выдумано людьми. Истоки права надо искать в истории его развития.

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и посте­пенно, и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как и не мо­жет изменить законы языка. Задача законодателя — зафиксиро­вать веками складывающиеся обычаи и народные верования, при­дать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народ­ного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того право­вого массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем на­родам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.

Видными представителями исторической школы нрава были Г. Гуго (1764-1844) и Г. Пуха (1798-1846).

Историческая школа права оказала значительное влияние на становление историко-правовых наук, которые обращались к проблемам протоправа (социальных норм, действовавших в догосудственных обществах), формирования и развития национально объединяющей идеи, которая создавалась в тот период для объединения немецких земель в единое государство.

Психологическая теория происхождения права исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции. Основоположником синологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867- 1У31). Он полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право, которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола.

Таким образом, психологическая теория считает возможным (негосударственное возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая культура народов.

Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее — возникновение права неразрывно связа­но с образованием государства. А поскольку они возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затем и частной собственности привело к расколу общества на антагонистические клас­сы. Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право.

Марксистская теория выделяет два пути правообразования:

1. О перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права. При этом государство снабжает обычаи принудительной санкцией;

2) правотворчество государственных органов, которые устанав­ливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, которые навязываются всему обществу. Эти нормы были направлены на то, чтобы обеспечить классовое господство, и поддерживаются принудительной силой государства.

Согласно марксистской теории право жестко привязано к государству и подчинено ему. Оно служит его инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права — принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти.

Подытоживая изложенный материал о происхождении можно сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при этом отдельные факторы нередко преувеличиваются

 

 

2. Понятие и сущность права

Основные концепции правопонимания

Право — не менее сложное явление, чем государство. Оно су­ществует в различных видах, формах, образах.

Что такое право? Этим вопросом задавались люди с древних времен.

Ведущие школы права всегда стремились дать свое понимание права, подчеркнуть его ключевые черты и отличительные особенно­сти. В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права. Например, Аристотель считал право олицетворе­нием политической справедливости и нормой политических отно­шений между людьми. Право служит критерием справедливости и является регулирующей нормой политическою общения. Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) в своем правопонимании также исходили из совпадения справедли­вого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость.

По мнению Р. Иеринга (1818—1892), содержание права состав­ляют интересы субъектов социального взаимодействия, т.е. инте­ресы общества в целом, а единственным источником права является государство. Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в сво­боде и равенстве.

Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах:

— общеобязательные нормы, законы, деятельность судей и других юридических учреждений, т.е. речь, идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни:

— особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль.

В юридической литературе право отождествляется с такими категориями, как норма права, принуждение, воля государства, интерес, свобода и т. д.

Каждый из этих образов — своеобразный угол зрения в понимании права.

Многообразие определений понятия «право» объясняется:

а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств;

б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, и форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придержива­ются те, или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию, или три типа правопонимания: нормативный; нравственный (философский); социологический.

Проф. А.В. Поляков не совсем удачно именует их теоретиче­ский и практическими типами. Между тем каждый из названных типов обладает не только концептуальной разработанностью, но и имеет то или иное практическое значение, что будет показано ниже. При нормативном подходе (его иногда называют этатистским от франц. — государство) право рассматривается как тема регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляюще­го право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государ­ства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинство этого подхода видится в том, что он:

1) фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

2) указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность;

3) подчеркивает, что право обладает формальной определенностью, что находит выражение в нормативных правовых актах, в частности в законах;

4) право всегда есть принудительный порядок, установленный государством;

5) Право — это волевой акт государства.

Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки-

а) признается правом только то, что исходит от государства и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формирова­нии права, т.е. создается иллюзия, будто принятие закона достаточ­но для решения любых социальных проблем;

в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регуля­тивные свойства, в том числе его связь с общественными отноше­ниями. Иначе говоря, не раскрывается право «в действии».

г) право отождествляется с формой его выражения и воплоще­ния законодательством.

Нравственный (философский) подход к пониманию права (его еще называют естественно-правовым) основывается па теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-право­вых учениях XVII —XVIII вв.

С позиций естественного права последнее толкуется как идеоло­гическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, миро­воззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей.

Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правиль­но или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства со­ответствуют естественной природе человека, не противоречат есте­ственным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, т.е. правом, за­крепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало (идеал), отражающее справедливость, свободу* равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Естественное право известно еще античности. Оно отождествля­лось с разумными законами природы, которым должно подчиняться все живое. Естественные законы составляли: стремлением защищать свою жизнь и свое имущество, вступать в брак, иметь детей, заботиться о них и т. д. Это был первый этап в развитии естественного права.

Второй этап в развитии естественного права относится к Средним векам, когда естественное право получило телеологическое истолкование, в частности в учении Фомы Аквинского.

Третий этап охватывает XVII —XVIII вв., когда естественное право стали связывать с правами и свободами человека, как принадлежащими ему от природы. И, наконец, обосновывается четвертый этап, который характеризуется распространением в XX в. так называемого возрожденного естественного права. Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны своей природе, наделены от природы определенны­ми правами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспе­чивать, а также охранять и защищать.

Таким образом, с точки зрения естественного права право есть совокупность нравственных требований к закону и государству.

Нравственный (философский) подход к пониманию права име­ет достоинства и недостатки. Достоинство нравственного типа правопонимания состоит в следующем:

1) право трактуется как безусловная ценность - признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы, ра­венства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентировать­ся законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека;

2) естественное право существует независимо от государства, общества и сознания человека, т.е. это социальная реальность;

3) естественное право постоянно и неизменно, оно абсолютное добро и не подвержено «порче»;

4) различает право и закон. Не любой закон является правовым. Можно сказать, что теория естественного права впервые привела к ценностному осмыслению права, установила связи права с такими социальными ценностями, как мораль, религия, справедливость свобода. Однако эти связи были преувеличены. В результате право предстает как набор ценностей, которые неизменны и постоянны (А.В. Поляков).

В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать:

1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.П. Байтин, «высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения»;

2) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;

3) негативное воздействие на отношение к закону, законности
возникновение правового нигилизма;

4) возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения;

5) невозможность отделить право от морали.

Социологический подход к пониманию права сложился, но второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства Он отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право — это не то, что заду­мано и записано, а то, что получилось в действительности, в прак­тической деятельности адресатов норм права. Нормы права пред­ставляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и склады­вающийся на их основе правопорядок.

Таким образом, право возникает непосредственно в обществе. Через отдельные правовые отношения оно постепенно превращает­ся в нормы обычаев и традиций. Часть этих норм получает государ­ственное признание и отражается в действующем законодательстве. Следовательно, право - это не нормативное установление государ­ства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях. Правовые от­ношения предшествуют правовым нормам. Право — это то, что реально сложилось в жизни.

Право, зафиксированное в законах, и право, фактически скла­дывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права — считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.

Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс.

При социологическом подходе к пониманию права (и в этом его достоинство) придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право — это не сама деятельность объектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

Каждое из названных правопониманий имеет свои основания, поэтому имеет своих сторонников. Так, философское правопонимание имеет существенное значение для правового воспитания, для развития действующего законодательства. Без нормативного правопонимания невозможны определенность и стабильность общест­венных отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Посредством социологического правопонимания право приобретает конкретность и реализацию на практике, без чего право остается простой декларацией, абстрактными пожеланиями. Если законы не воплощаются в систему правоотношений, в которых выражены и согласованы, т.е. упорядочены разнообразные интересы членов общества, то право не действует. Следовательно, все типы правопонимания столь же верны, сколь и оспоримы, имеют свои достоинства и недостатки, каждая концепция служит противовесом другой и не дает возможности возобладать крайности.

С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное — ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора общественных отношений.

Другие подходы к пониманию права тоже имеют практическое значение, так как ориентируют на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности.

Освещение проблемы правопонимания будет неполным, если не осветить еще одну позицию — либертарно-юридический подход к пониманию права, предложенный акад. РАН В.С. Нерсесянцем. Он выделяет всего два противоположных типа правопонимания: 1) легистский (от лат. слова «lех» — закон) и 2) юридический (от лат. слова «ius» — право).

Согласно легистскому подходу под правом понимается продукт государства, принудительное установление (приказ) официальной государственной власти. Таким образом, право и закон отождествляются.

Это соответствует нормативному подходу к праву.

Юридический подход различает право и закон, а под правом по­нимает нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола государственной власти, особый социальный регулятор со своей природой, сущностью, отличительными признаками.

В рамках юридического подхода различаются две концепции:

а) естественно-правовая, которая считает исходным началом права подлинное право, которое коренится в «природе вещей» и во­площает начала разумности, нравственности и справедливости. Иначе говоря, собственно правом является только естественное право, которое исходит от бога или от природы человека;

б) концепция либертарно-юридическая, которая тоже различает право и закон, но под правом понимает не естественное право, а нормативное выражение принципа формального равенства, который составляет сущность и отличительный признак права. При этом принцип формального равенства трактуется как единство трех составляющих права: 1) абстрактно-формальная всеобщие и мера равенства всех; 2) свободы; ,3) справедливости.

Таким образом, право — это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где принцип формального равенства, там есть право. В естественно-правовом подходе В.С. Нерсесянц видит следующие недостатки: во-первых, право смешивается с неправовыми - моралью, нравственностью, религией и т. д.; во-вторых, отсутствуют четкие критерии отличия права от всего неправового; - в-третьих, равенство, свобода и справедливость трактуются как формально правовые понятия, а как фактически содержательные феномены.

Достоинство либертарно-юридического подхода его автор видит том, что:

1) он не смешивает формальное и фактическое, т.е. правовая форма отношений, как и право в целом, «очищается» от всего неформального, от фактического, а тем самым отсутствует смешение правовых и неправовых явлений;

2) правовая форма трактуется не как пустая, пригодная для любого произвольного содержания, а как специфическая форма, обладающая особыми формализованными свойствами, отличающими право от неправа, правовую форму от неправовых форм.

В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все три названных выше подхода. В частности, проф. В.К. Бабаев определяй право как систему нормативных установок, стирающихся на идеи человеческой справедливости свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Проф. В.И. Червонюк определяет право с точки зрения интегративного подхода как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоот­ношении друг с другом.

Понимание права очень важно не только для познания права, но и для решения многих практических вопросов, например об ис­точниках права, его эффективности, пределах правового воздейст­вия, разрешении противоречий права и т. д.

Психологический подход к пониманию права. В широкое по­нимание права нередко включаются наряду с нормами права, пра­воотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в пра­вовой жизни.

Л.И. Петражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности су­ществуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту пере­живает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть пси­хологический фактор общественной жизни, и действует только психологически.

Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явле­ние, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным Единственным источником нрава он считал индивидуальное созна­ние. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман.

Л.И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные пере­живания человека императивно-атрибутивного характера. Что оз­начают эмоции «императивно-атрибутивного характера.

Атрибутивная норма — это переживания чувства правомочия на что-то, а чувство обязанности сделать что-то есть императив норма.

Право — это переживания человека, которые, с одной стороны учитывают чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой — чье-либо притязание на осуществление этих действий (либо на воздержание от них), которые предопределены обязанностью. Следовательно, право целиком относится к миру внутри чисто субъективных переживаний человека. Право не связано царством и с другими социальными явлениями. Для Л.И. Петражицкого характерно чрезмерно широкое толкование и понимание права. Как он писал, правом «оказывается не только многое такое, находится вне ведения государства, не пользуется официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвержено преследованию и искоренению как нечто противоположное противоречащее праву в официально-государственном смысле», отсюда включение им в право не только права нормальных и хороших людей, но и права преступных организаций, права, возникающего на почве суеверий, и т. п.

Сторонниками психологической теории были дореволюционные государствоведы Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, М.А. Рейснер. У Л.И. Петражицкого немало последователей среди зарубежных юристов, которые всю общественную жизнь понимали как проявление психического начала (Г. Тард, Ф. Уолрд). По теории Г. Тарда, законом, определяющим развитие общества, является закон психологического подражания. Право создается господствующими классами для того, чтобы низшие классы подражали высшим.

В известной мере на психологическом подходе основывалась теория известного австрийского психиатра 3. Фрейда. Он пытался объяснить индивидуальную жизнь человека и все социальные процессы с позиции подсознательных инстинктов. Бессознательное является определяющим фактором поведения и всей жизни человека.

Хотя психологический подход к пониманию права довольно сло­жен для восприятия, тем не менее, нельзя считать его абсолютно оторванным от жизни. Практическое значение его состоит в том, что нельзя не учитывать при принятии новых норм права и актов психологические факторы, в том числе социальную психологию, а при применение права — индивидуальную психологию личности. Психологический фактор влияет на мотивацию поступков и действий людей, психологическое восприятие норм права — на реализацию их. Некоторые новые законы могут быть не восприняты психологически населением, если оно психологически не подготовлено к новеллам.

Право в объективном и субъективном смыслах

Как известно, содержание права составляют нормы права, т.е. правила поведения. При этом определяющим, ключевым моментом в содержании права является волевая сторона, т.е. запрограммированность на воплощение в жизнь конкретных моделей поведения участников общественных отношений.

Воля — сложная психологическая категория, субъектами которой выступают отдельный человек, объединение людей, т.е. коллектив, класс, общество в целом. Воля в праве имеет государствен-1г"11 характер, поскольку правовые нормы создаются специальным аппаратом государственной власти, а содержание права закрепляется в формализованном виде — в текстах нормативных правовых актов, а также в других юридических источниках.

Воплощение права в определенных юридических источниках носит название «объективное право», под которым понимается кри­терий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.

Понятие «объективное право» близко по своему значению к поня­тиям «закон», «законодательство», хотя эти понятия (право и за­кон) не тождественны. Вместе с тем объективное право — исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юридические возможности людей и других субъектов общественных отношений.

Как объективное явление объективное право обладает качест­вами:

а) всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок;

6) общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данно­го государства;

в) способностью определять рамки юридической свободы участ­ников общественных отношений, и в первую очередь свободы выбо­ра варианта действий в пределах, установленных законом;

г) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в об­ществе и средством защиты правоотношений.

Надо, однако, иметь в виду, что право представляет собой един­ство объективного и субъективного. Поэтому под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности. Субъективные пра­ва возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закре­пленных в законах и других нормативных правовых актах.

Таким образом, субъективные права являются результатом пре­творения в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов. Субъективные права существуют в единстве с юридическими обязанностями.

И если объективное право «не прикреплено» к конкретною субъекту, а устанавливает объективные возможности для каждого кто попадает в сферу действия нормы права, то субъективное право представляет собой решение данной жизненной ситуации на основе объективного права. Например, решение судебного органа, акт главы администрации, решение органа милиции или другого административного органа и т. д.

Для субъективного права характерны: а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

6) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

в) возникновение в результате правоотношения как его содержания;

г) защита и охрана государством.

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть ре­зультат реализации объективного права. Объективное право пред­шествует появлению субъективного права и служит критерием (щенки поведения или действий человека.

Объективное право еще называют позитивным, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусст­венным образованием, так как формируется государством, кото­рое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.

Сущность права

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Следовательно, сущность права это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Единого представления о сущности права, присущего всем вре­менам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права не оставались неиз­менными во все времена и эпохи.

В юридической науке сложилось два главных подхода к опре­делению сущности права.

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, ис­пользуя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы — над общечеловечески­ми. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматри­вает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не озна­чает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необ­ходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но глав­ным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двой­ственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечила функционирование общества как единого социального организм. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

Аналогичное определение сущности права формулирует проф. Э. Лейст.

Он пишет, что право существует только в неоднородном обще­стве, которое состоит из различных классов, групп, слоев, сосло­вий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддер­живать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общественных отношений, опирающегося на принуждение. Таким образом, сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации, общест­венных отношении, охраняемую государственным принуждением. По мнению О.Э. Лепота, право по своей сущности призвано обеспечивать в обществе долговременный мир, а не краткое пере­мирие между различными социальными образованиями. Отсюда сущностными качествами права являются нормативность, ста­бильность и авторитетность. Только стабильная, авторитетная и динамичная правовая система способна установить прочный пра­вопорядок, который обеспечивается соответствующим аппаратом судебных и других правоохранительных органов.

В юридической литературе предлагается сущность права трак­товать однозначно: у любого явления общественной жизни только одна сущность. Так, доц. В.Л. Кулапов утверждает, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность — в узаконенный произвол. Этот определяет сущность права как выраженную и обеспеченную государством сбалансированную волю общество, установленную в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях.

Против такого определения трудно возражать. Однако сущность присуща праву в демократически устроенном обществе. В обществе с противостоящими классами и группами право не может не выражать воли классов и слоев, стоящих у власти, иначе, было бы борьбы за власть.

 

3. Функции права

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей об­щественного развития. Социальное назначение права - в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им оп­ределенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права — это главные на­правления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных ученых считают, что поня­тие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и со­циальное назначение права, и вытекающие из этого назначения спо­собы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под понятием «функции права» следует пони­мать основные направления правового воздействия на общест­венные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права — это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью. Система функции права непосредственно связана с системой государства.

Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права;

общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например, охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);

правовых институтов; нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права — по способы юридического воздействия на поведение людей и общее темные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами само­го права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1) культурно-историческую, посредством ее право аккумули­рует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную — способность права выражать определен­ную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и форми­рование стимулов правомерного поведения;

3) социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4) информационно-регулирующую — информирует о возможностях того иди иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

Проф. С.С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции — статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общест­венные отношения посредством закрепления их в отдельных пра­вовых институтах или их правового статуса, например закрепле­ние правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правово­го статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздейст­вии на общественные отношения посредством оформления их дви­жения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслужи­вание средствами права тех или иных социальных процессов - экономических, торговых и др.

Охранительная функция нрава направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение неже­лательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только то­гда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут насту­пить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, ус­тановления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собст­венно юридические функции: компенсационную, ограничитель­ную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расо­вой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции российской Федерации).

Восстановительная функция направлена на восстановление на­рушенного права, прежнего правового положения, возврат неза­конно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, по­скольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и органи­заций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряют­ся или порицаются государством.

Ориентационное воздействие позволяет выработать у лично­сти правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно выделить следующие причины возникновения права:

- необходимость обеспечения социальной стабильности (в новых исторических условиях возникла потребность решать общегуманистические, социальные и классовые задачи; сложный характер этих задач не позволял их успешно решать аппарату родоплеменной власти);

- развитие производства, а также новые формы и условия распределения общественного продукта, разделение труда, появление новых отраслей производства и управления общественными процессами, возникновение новых крупных социальных структур;

- обширные территории с проживающим на них населением, требующие создания новых форм управления;

- проведение крупных общественных работ (строительство плотин, оросительных каналов, шлюзов, водоподъёмников и их эксплуатация, либо коллективное ведение других видов работ) требовало объединения больших масс людей и руководства их деятельностью;

- необходимость установления и регулярного взимания налогов и сбора для содержания аппарата государственной власти и управления, покрытия расходов на различные нужды;

- потребность в систематическом подавлении сопротивления эксплуатируемых с поддержанием постоянного господства над ними (данная потребность возникает с официальным закреплением социального неравенства и новых форм распределением общественных благ);

- необходимость поддержания общественного порядка, применение различных (в т.ч. и принудительны) мер для осуществления социальных норм и предписаний, обеспечивающих нормальное развитие общественного производства, социальную устойчивость;

- организация постоянной защиты своей территории и населения от угрозы нападения со стороны соседних племён.

Действуя, вместе или в различных сочетаниях эти причины оказывают решающее влияние на возникновение права в различных регионах мира.

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения права следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явлений не односторонне, а во всём разнообразии его направлений в реальной жизни.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Абрамов А.И. Понятие реализации функций права. Соотношение понятий «реализация права» и «реализация функций права» // Правововедение. 2005. «№3.

2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. – М., 1997.

3. Байтин М.И. Размышления о сущности права. Сущность права современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Монография. Изд. 2-е, доп. // Государство и право. 2006. № 3.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006.

5. Ветютнев Ю.Ю. О правопонимании Рональда Дворкина // Журнал российского права. № 10 (106). 2005.

6. Головастиков А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в таблицах и схемах. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

7. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М., 1992.

8. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. – 1996. – № 11.

9. Иванов А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. Изд-во: Экзамен, 2006.

10. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение. – 1992. – № 3.

11. Карабанов А.Б. Фрейдистская версия происхождения и эволюции государственно-правовых институтов // Государство и право. – 2002. – № 6.

12. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. – М., 1999.

13. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник. – М., 2002.

14. Мартышин О.В. О либертарно-юридической теории государства и права // Государство и право. – 2002. – № 10.

15. Мартышин О.В. Справедливость и право // Государство и право на рубеже веков: проблемы теории и истории (материалы всероссийской конференции). – М., 2001.

16. Политико-правовые ценности: история и современность. – М., 2000.

17. Поляков А.В. Правогенез // Правоведение. – 2001. – № 5.

18. Шикин Е.П. Что такое право? – М., 1996.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.