Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика категории «форма государства»



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

"УТВЕРЖДАЮ"

 

Начальник кафедры

подполковник милиции

 

Пономарёва В.В.

 

«___» __________ 2007 г.

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция

По теме: Форма государства

 

Красноярск – 2007

 

Теория государства и права. Фондовая лекция по теме: Форма государства. – Красноярск: Кафедра государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России, 2007. – С.28.

 

В лекции рассматриваются вопросы, характеризующие такую категорию науки «теория государства и права» как «форма государства». Основная направленность лекции – это анализ внешней стороны государства, его формы. С целью более тщательного изучения поставленной проблемы в ходе лекции рассматриваются три элемента, составляющие форму государства: форма правления, государственное устройство и политический (государственно-правовой) режим.

Обозначенные в лекции вопросы раскрыты с учётом современных тенденций в теории государства и права, а также с использованием последних научных разработок по данной проблеме.

 

Подготовил – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент Н.А. Рябинин

Предназначена для курсантов и студентов общеюридического факультета 1 курса высшей очной формы обучения по специальности 030505.65 Юриспруденция.

Рецензенты:

Доцент кафедры теории государства и права Уфимского юридического института МВД РФ, к.ю.н., доцент С.В. Мотин.

Заместитель начальника учебного отдела СибЮИ МВД России, к.ю.н. Н.Ю. Тетерятников.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин: протокол № __ от «___» ______________ 2007г.

© СибЮИ МВД России, 2007.

ПЛАН

 

Введение………………………………………………………………….4

1. Характеристика категории «форма государства»………………5

2. Форма правления………………………………………………....6

3. Территориальное устройство государства…………………….12

4. Политический режим……………………………………………16

5. Особенности формы российского государства………………..19

Заключение……………………………………………………………..26

Литература……………………………………………………………...27

 


Введение

 

После постижения сущности и основных направлений деятельности государства пришёл черёд рассмотрения вопросов его внешней формы.

Изучение формы государства представляет собой ещё один важный методологический шаг на пути постижения государства.

Перед нами стоит цель – рассмотреть, как устроено государство, то есть в каких формах оно существует в объективной действительности, проследить развитие формы российского государства.

Достижение указанной цели предопределило следующие задачи:

- определение формы государства и основных её составляющих элементов;

- характеристика различных форм правления;

- анализ видов государственного устройства;

- определение различных политико-правовых (государственно-правовых) режимов.

Решение указанных задач пройдёт в рамках вынесенных на лекцию вопросов.

 

 


Характеристика категории «форма государства»

 

Форма государства показывает политическое, структурное и территориальное внешнее устройство государства. В науке “теория государства и права” принято выделять три основных элемента, составляющих форму государства – это форма правления, государственное устройство и политический режим. Хотя имеются и другие точки зрения на этот счёт[1].

Следовательно, форму государства можно представить в виде набора трёх обязательных составляющих, которые характеризуют организацию и порядок образования высших органов государства, территориальную организацию государственной власти и политическое состояние в государстве.

Форма государства – это понятие, объясняющее характер объединения людей в государство, способы формирования и осуществления государственной власти, меру её территориальной централизации[2].

Именно совокупность всех трёх составляющих формы государства позволяет проследить существование определённого государства в реальной действительности.

Поэтому остановимся на позиции занятой В.М. Корельским, что «любое государство есть единство его сущности содержания и формы»[3].

Современные тенденции в юриспруденции свидетельствуют о том, что форма государства – является предметом регулирования основных законов страны.

Сегодня используются различные классификации форм государства, так могут быть выделены демократические государственные формы и формы авторитарные. Применяются и более подробные членения: Феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно-демократическая и другие государственные формы.

Форма государства как вид может быть выделена с позиции теории разделения властей и единовластия. Здесь в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм (сегмент – с латинского «отрезок»).

Причины многообразия форм государства многочисленны. Среди них можно выделить исторические традиции развития государственности. Форма государства, несомненно, зависит от конкретно-исторических условий существования и развития государства. Однако видеть какую-либо закономерность между сущностью и формой государства, на наш взгляд, не совсем верно. Истории известны примеры монархических государств с демократической, общесоциальной направленности (например, Англия). И наоборот, республика могла представлять государство, основное предназначение которого заключалось в подавлении одного класса другим (Франция времён буржуазной революции, Россия).

Поэтому всё-таки определяющими факторами в становлении конкретной формы государства являются: национальный состав населения государства, географический и территориальный факторы, различные исторические традиции и т.п.

Итак, форма государства – это его внешнее строение, исследовав которое можно установить реальное соотношение властей в государстве, уровень его цивилизованности и наличия в его деятельности основных начал и принципов права.

Форма правления

 

Форма правления характеризует организацию, порядок образования и взаимоотношений высших органов государственной власти, а также формы воздействия населения на эту власть.

Следует отметить, что форма правления в ходе исторического развития государства очень часто изменяется. Эти изменения зависят от установления различной компетенции и взаимной ответственности между органами государственной власти, а также от степени воздействия населения на эти органы. Накопление и передача положительного опыта, наличие традиций и историческая обусловленность формы правления прямо сказываются на уровне преемственности и степени прогресса государственности. Отсутствие таких тенденций может привести к стагнации государственного развития, а порой и к катастрофическим последствиям[4].

Теория государства, фиксируя в его истории реально воз­никавшие формы правления, выработала несколько их клас­сификаций.

Так еще со времён Платона и Аристотеля возникло разделение формы правления по числу лиц правящих государством. Если власть при­надлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия, или республика.

Данная классификация, хотя и с некоторыми изменениями (аристократическая форма была утрачена в ходе развития государственности), дошла до наших дней.

Следовательно, сегодня различают две формы правления: монархию и республику.

Монархия (с греч. – единовластие, единодержавие)это форма правления, при которой высшая власть осуществляется единолично. Лицо, осуществляющее такую власть, обладает ею по наследству, чаще всего пожизненно и не несёт ответственности перед населением страны.

Таким образом, можно выделить следующие признаки монархии:

1) В государстве существует единый носитель власти, это может быть – монарх, фараон, король, царь, император, великий князь, шах, шейх и т.д.;

2) Единоличная власть передается по наследству (согласно закону о престолонаследии или обы­чаю) и осуществляется пожизненно. Однако могут быть исключения, например монархия в России возникла в итоге выборов правящей династии Романовых;

3) Правитель представляет государство по собствен­ному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим);

4) Следствием третьего признака выступает отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Все выше перечисленные признаки характерны лишь для абсолютной (неограниченной) монархии, в современном мире встречающейся всё реже и реже.

В странах, где в качестве формы правления закреплена абсолютная монархия, монарх имеет всю полноту государственной власти:

- выступает в качестве правотворческого органа;

- является главой исполнительной власти (следовательно, управляет и всеми вооружёнными силами);

- является высшей судебной инстанцией, тем более что всё правосудие осуществляется от его имени;

- во внешней политике единолично представляет государство.

Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных восточных государств (восточные деспотии). В настоящее время в чистом виде абсолютная монархия существует лишь в Омане, однако, имеется ряд государств, обладающих полным набором признаков, характерных для абсолютной монархии (Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар)[5].

Основной признак ограниченной монархии – это правовое закрепление ограничений абсолютной власти монарха. В зависимости от объёма таких ограничений можно выделить монархию дуалистическую и парламентарную (конституционную).

Дуалистическая монархия характеризуется наличием у монарха всей полноты исполнительной власти, а также отдельных полномочий в рамках законодательной и судебной властей. По сути, этот вид монархии является переходным от абсолютной к парламентарной монархии. Данная форма правления возникает, как правило, в качестве компромисса между властями и населением государства.

К дуалистическим монархиям можно отнести сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века. Сегодня «чистых» примеров дуалистической монархии не существует.

В парламентарной (конституционной) монархии монарх выступает в качестве символа, традиции, идеи, номинального главы государства. Формула осуществления им власти следующая: «монарх царствует, но не правит». Сегодня имеется много примеров стран с парламентарной формой монархии (Великобритания, Испания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Япония, Малайзия, Таиланд и др.).

Законодательная власть в этих странах принадлежит избираемому парламенту. Парламент формирует правительство, которое становиться главным органом исполнительной власти в стране.

За монархом в силу сложившихся традиций могут оставаться некоторые полномочия, например, подписывать законы или назначать главу правительства. Но данные полномочия всего лишь дань традициям. И на самом деле у монарха нет права отклонить предоставленный ему закон или не утвердить предложенную кандидатуру премьер-министра. Указы, издаваемые монархом, вступают в силу только после их контрассигнации, т.е. подписи их главой правительства или министерства.

Вторая форма правления – республикаотличается тем, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, состав которых избирается населением на определённый срок. Данные органы ответственны перед избирателями.

Таким образом, республика обладает следующими признаками:

1) Наличием избираемых на определённый срок органов государственной власти;

2) Наличием всенародно избираемого поста – Главы государства;

3) Характер государственной власти в республики производен, то есть, власть осуществляет властные полномочия не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

4) Воплощение в государственную жизнь принципа разделения властей;

5) Наличие юридической ответственности всех избираемых органов перед населением государства.

По историческим периодам своего существования респу­блики классифицируются на античные (государства-полисы – Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к чи­слу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, в России (Нов­городская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь спо­собом политической организации гражданского общества.

Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Сегодня основным критериям деления республик на различные виды выступает характер взаимоотношений между властями. По этому основанию выделяют парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики.

Парламентская республика. Основным характеризующим её признаком является верховенство парламента, представляющего законодательную ветвь власти и подконтрольность правительства, как органа исполнительной власти.

Правительство в странах с парламентской формой правления формируется парламентом, ответственно перед ним и может быть им распущено. Лидером правительства в таких странах, как правило, становиться лидер партии, получившей большинство на выборах в парламент.

Допускается наличие поста президента в такой стране. Однако президент не имеет прав в отношении парламента и правительства, он является лишь главой государства, представителем государственных интересов во внешнеполитической деятельности. Избрание президента происходит не всенародно, а парламентом или специальными выборщиками (исключение – Болгария). Круг прав президента в парламентской республике значительно уже полномочий президента в президентской республике.

Примерами парламентских республик являются Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Италия и т.д.

Президентская республика характеризуется тем, что имеется всенародно избираемый пост главы государства – Президента, который одновременно является и главой исполнительной власти.

Причем круг полномочий президента не ограничивается исполнительной сферой. Зачастую президент имеет правомочия в области законодательной власти (издание Указов и других НПА, промульгация законов и т.п.). Президенту могут принадлежать и отдельные права в сфере осуществления правосудия и контрольно-надзорной деятельности (назначение и утверждение судей всей системы судов, представление генерального прокурора и т.д.).

Наличие отдельных недостатков парламентской и президентской республик дало жизнь смешанному (полупрезидентскому) типу республики.

Отличительный признак смешанной республики состоит в том, что во взаимодействие законодательной власти и власти президентской заложен принцип разделения властей.

Так в таких типах республик может сочетаться существование сильного, всенародно избираемого президента и обладающего широким перечнем полномочий также всенародно избираемого парламента.

Причём право на формирование правительства – является их совместным правом.

Страны со смешанной формой правления – Португалия, Польша, Турция, Россия, Украина.

В качестве итога рассмотрения различных видов республиканской формы правления, необходимо отметить, что основной фактор, определяющий принадлежность республики к тому или иному типу – это право формирования и порядок ответственности Правительства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.