Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)



Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· фонетические и орфоэпические нормы современного русского литературного языка (ОК-2);

· основные понятия русской фонетики, орфографии и графики; понимать связи фонетики, орфографии и графики; иметь представление о фонетической системе русского языка; иметь представление о фонеме, аллофоне, нейтрализации и гиперфонеме; знать позиционные чередования гласных и согласных фонем; иметь представление об орфоэпических нормах русского языка; иметь представление о принципах графики и орфографии русского языка (ПК-1);

· принципы связи фонетической системы с лексической, морфологической синтаксической и словообразовательными системами; знать нормативные основы фонетической системы русского языка (ПК-3);

· принципы и схемы анализа языковых фактов (ПК-2);

 

уметь:

· анализировать единицы фонетики и фонологии; пользоваться лингвистической справочной литературой различного характера (ОК-2);

· определять сильные и слабые позиции фонем; выявлять действие фонетических законов в тексте; членить слово на слоги; выполнять фонетическое и фонематическое транскрибирование; пользоваться лингвистической справочной литературой различного характера (ПК-2);

· определять звуковую оболочку слова в соответствии с произносительными нормами современного русского языка (ПК-3);

· творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов на студенческие конференции, курсовых и выпускных квалификационных работ (ОК-2).

владеть:

· владеть стилями произношения (ОК-2);

· понятиями и терминами фонетики; навыками транскрибирования текста (ПК-1);

· владеть навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса; навыками эффективного оперирования справочной литературой по современному русскому языку; основными методами и фонетического анализа (ПК-2);

· навыками построения устной и письменной речи с учетом фонетических и орфоэпических, орфографических норм русского языка (ПК-3).

 

5. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

1 зачетная единица соответствует 36 часам

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем (краткое содержание) семестр неделя Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля по теме, разделу Формируемые компетенции
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Семинар Практич. работа Лаборатор. работа
  Наименование разделов, тем                    
Тема 1. Фонетика как лингвистическая дисциплина. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Звуковая сторона языка как система звуковых единиц. Звуковые средства языка: сегментные и суперсегментные. Фонетика и орфоэпия.     2,5   0,5     Опрос ОК-1 ОК-2 ПК-3
Методы фонетических исследований. Акустические методы фонетических исследований, физиологические методы, основные методы изучения восприятия речи.       -   Проверка конспектов ОК-1 ПК-1 ПК-2
Аспекты фонетических описаний: артикуляционный, акустический, перцептивный. Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Активные и пассивные органы произношения. Понятие артикуляции. Артикуляционная классификация звуков русского языка. Гласные и согласные. Классификация гласных звуков по ряду и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам. Классификация согласных звуков по силе воздушной струи и связанному с ней уровню шума (сонорные и шумные), по участию или неучастию голоса (звонкие и глухие), по месту и способу образования, по наличию или отсутствию палатализации (мягкие и твердые) и по другим признакам. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы. Перцептивная фонетика. Психоакустика как наука об обработке звуков слуховой системой. Связь между объективными свойствами речевых звуков и их оценкой человеком. Устройство и функции механизма речевосприятия (речевого декодирования), его место в фонетическом компоненте модели речевой деятельности. Универсальные и специфические перцептивные характеристики звуков речи.     2-3     Опрос, проверка конспектов ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Основы фонетической транскрипции Правила фонетической транскрипции текста, основные транскрипционные символы.         Опрос, проверка транскрипции ОК-2 ПК-1
Фонология. Функциональный аспект фонетических описаний. Отечественные фонологические школы. Основы теории Н.С. Трубецкого. Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Смыслоразличительные и несмыслоразличительные оппозиции. Типы смыслоразличительных оппозиций. Параллельный и пересекающийся типы позиционной мены звуков. Сопоставление позиционной мены звуков с грамматическими чередованиями. Понятие чередования. Фонетические и нефонетические, морфологические (исторические) чередования. Параллельные и перекрещивающиеся фонетические чередования. Фонетика, фонология и морфонология. Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Самостоятельные и позиционные признаки звуков, реализующих фонему. Нейтрализация фонем. Характер сочетаемости дифференциальных признаков в одной фонеме и в пределах всей системы. Маркированные и немаркированные фонемы. Структура фонемы русского литературного языка. Фонема и совокупность реализующих ее аллофонов. Основной представитель и различные модификации фонемы. Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская (Ленинградская), Морфофонематическая транскрипция. Факторы, влияющие на вариативность морфофонематической транскрипции МФШ. Основные функции и критерии фонемной идентификации звуков в различных фонологических концепциях. Правила выделения фонем в концепции Н. С. Трубецкого. Развитие Р. И. Аванесовым идей МФШ.     5-6     Опрос, проверка конспектов ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Фонематическая транскрипция Правила фонематической транскрипции текста, основные транскрипционные символы.         Опрос, проверка конспекта ОК-2 ПК-1
Фонетическая система русского литературного языка. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Позиционная мена гласных звуков в зависимости от соседства твердых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению. Позиционные чередования гласных. Гласные в потоке речи. 8-9     Опрос ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Позиционные чередования согласных. Сильные и слабые позиции согласных фонем, противопоставленных по глухости/звонкости, твердости/ мягкости, месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем, парных по твердости/мягкости и по глухости/звонкости Согласные в потоке речи. Позиционная мена согласных звуков по глухости/звонкости, твердости/мягкости, по месту и способу образования.     10-11       Опрос ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Исторические чередования 11,5   0,5   Опрос, проверка конспекта ОК-1 ПК-2 ПК-1
Суперсегментная фонетика. Слог. Ударение. Интонация. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговые качества звуков, ударение, интонация как суперсегментные единицы. Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Слогораздел в русском языке. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые. Слоговые и неслоговые звуки. Ударение. Словесное ударение. Отличие ударных слогов от безударных по длительности, силе, тембру. Место ударения в слове. Разноместность ударения в русском языке. Неподвижное и подвижное ударение при словоизменении и словообразовании. Безударные словоформы. Слитность русского произношения. Энклитики и проклитики. Слабое ударение. Побочное ударение. Интонация. Функции интонации. Основные подходы к изучению интонации (синтаксический, фонетический, фонологический). Тональные средства интонации. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Тактообразующая и фразообразующая функции интонации. Типы интонационных конструкций.         Опрос ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Орфоэпия. Русская произносительная норма. Значение орфоэпических норм. Старшая и младшая нормы. Общенародная и профессиональная сферы употребления орфоэпических вариантов. Территориально обусловленные произносительные варианты литературного языка. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения. Варианты русских литературных произносительных норм. Вариантность гласных. Вариантность согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов. Вариантность места ударения. Наличие или отсутствие побочного ударения. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Старомосковское и старопетербургское произношение. Тенденции развития современных произносительных норм. Справочники по орфоэпии.           Опрос ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Современное русское письмо. Русский алфавит. Графика. Слоговой принцип и отступления от него. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Названия букв. Характеристика русской графики. Соотношение букв и звуков: от звука к букве и от буквы к звуку. Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Значения букв ь и ъ. Соотношение букв а-я, о-е, у-ю, и-ы. Особое соотношение букв э-е; различные функции этих букв после букв согласных и во всех остальных случаях. Буквы для обозначения гласных после шипящих и ц; написание и после ш и эк, написание а, у после ч\\щ.       Опрос ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Орфография. Части орфографии. Принципы орфографии. Реформы орфографии. Разделы русской орфографии. Передача буквами фонемного состава морфем и словоформ. Орфограмма. Типы орфограмм. Принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. Основной принцип русской орфографии с точки зрения Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологических школ. Анализ главнейших правил русской орфографии с точки зрения ее основного принципа. Дифференцирующие написания. Основные изменения в русской графике и орфографии в XX веке. Реформа русского письма в 1917-1918 гг. Упорядочение правописания в 30-50-е гг. Предложения по усовершенствованию русского письма в 60-е гг. Возможности усовершенствования современной русской орфографии. Вопрос о необходимости новой реформы русского письма. Современные орфографические словари и справочники.         Опрос ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3
  Итого часов    
   

 

       
  Итого зач. ед.                  
                       

 

  1. Образовательные технологии.

Дисциплина «Современный русский язык. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» представляет собой сочетание лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов. В качестве активных форм обучения предлагаются различные формы лекций (проблемные лекции, лекции-пресс-конференции, лекции-беседы) с использованием презентаций и практические занятия.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700,62 «Филология» реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий (11 часов). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

В учебном процессе процент аудиторных занятий определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП 50 %.

 

 

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены:

лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

 

Тема Вид занятия Образовательные технологии компетенции
    Традиционные Активные и интерактивные  
Тема 1. Фонетика как лингвистическая дисциплина.     Лекция   Практическое занятие Вводная Элементы лекции- беседы (вопрос о стилях произношения в русском языке) ОК-1 ОК-2 ПК-3
Тема 2. Методы фонетических исследований   Самостоятельная работа Конспектирование. Самостоятельная работа с литературой ОК-1 ПК-1 ПК-2
Тема 3. Аспекты фонетических описаний: артикуляционный, акустический, перцептивный. Артикуляционная классификация звуков русского языка. Лекция   Практическое занятие Информационная лекция   Фронтальный опрос Проблемная лекция   Деятельностный подход к изучению артикуляторной классификации фонем ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Тема 4. Основы фонетической транскрипции   Практическое занятие Транскрибирование   ОК-2 ПК-1
Тема 5. Фонология. Функциональный аспект фонетических описаний. Отечественные фонологические школы. Основы теории Н.С. Трубецкого.     Лекция     Практическое занятие     Подготовка конспектов к занятию Фронтальный опрос Проблемная лекция   Самостоятельная работа с литературой ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Тема 6. Фонематическая транскрипция   Практическое занятие Транскрибирование   ОК-2 ПК-1
Тема 7. Фонетическая система русского литературного языка. Лекция   Практическое занятие Информационная лекция Фронтальный опрос   ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Тема 8. Позиционные чередования согласных и гласных фонем. Лекция   Практическое занятие Информационная лекция Фронтальный опрос   ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Тема 9. Исторические чередования Лекция   Практическое занятие Информационная лекция Фронтальный опрос Лекция с заранее запланированными ошибками, ОК-1 ПК-2 ПК-1
Тема 10. Суперсегментная фонетика. Слог. Ударение. Интонация..     Лекция   Практическое занятие Информационная лекция Фронтальный опрос   ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Тема 11. Орфоэпия. Русская произносительная норма.     Лекция   Проблемная лекция Учебная дискуссия Самостоятельная работа с литературой ОК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Тема 12. Современное русское письмо. Русский алфавит. Графика. Слоговой принцип и отступления от него.     Лекция   Практическое занятие Фронтальный опрос Проблемная лекция Учебная дискуссия ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3
Тема 13. Орфография. Части орфографии. Принципы орфографии. Реформы орфографии..     Лекция   Практическое занятие Фронтальный опрос Проблемная лекция Учебная дискуссия ОК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3
         
ИТОГО(%)   …80…% …20….%  

 

7. Самостоятельная работа студентов

Виды самостоятельной работы: чтение текста (учебника, дополнительной литературы); работа со словарями и справочниками.

- для закрепления и систематизации знаний: составление плана и тезисов ответа; составление таблиц и систематизация учебного материала;

-для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу,

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

- уровень усвоения студентами учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении

- практических задач;

- уровень освоения умений и навыков;

- обоснованность и чёткость изложения;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

 

Тема 1. Фонетика как лингвистическая дисциплина.

Базовый учебник

Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд. М., 2003.

Основная литература:

Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Фонетика. М., 2006.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие для вузов. М., 2005. С.11-17.

Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.

Дополнительная литература

Козырев И.С., Демиденко Л.П. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Минск, 1981.

Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка: Учебное пособие. – СПб., 1998. С. 3-9, 258-261.

Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976. С. 5-15.

 

Литература для конспектирования:

Щерба Л. В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слова // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. С. 21-26.

или

Щерба Л. В. Разные стили произношения // Щерба Л. В. Теория русского письма. – М., 1957. С. 154-155.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое фонетика?

2. Назовите предмет и задачи фонетики.

3. Что является содержанием общей и частной, исторической и описательной фонетики?

4. Какие уровни языка вы знаете?

5. Что понимается под звуковой стороной языка?

6. Назовите сегментные и суперсегментные звуковые единицы.

7. Как фонетика связана с орфоэпией, лексикой, грамматикой, графикой и орфографией?

8. Кто впервые в русской грамматике выдвинул понятие стиля произношения?

9. Назовите признаки полного и разговорного стилей произношения.

10. В чем особенность нейтрального стиля произношения, предложенного наряду с полным и разговорным стилем Л. Л. Буланиным?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.