Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Исторические и современные типы правопопимання



Одним из важнейших элементов правовой структуры является субъект— носитель обнаруживающихся в праве ценностей. Пред­положение наличности такого субъекта является необходимой пред­посылкой права. Ценности только тогда становятся живыми и ре­альными, когда они находят живого носителя. Поэтому каждый реальный правопорядок предполагает того деятеля, который обна­руживает свое небезразличие к миру. Любые правомочия и обязан­ности, если их рассматривать не как понятия, а как определенную деятельность, опираются на такого субъекта. Идея его лежит во всяком правопорядке, составляя один их необходимых элементов структуры

права.

Вторым элементом этой структуры, согласно Н. Н. Алексееву, являются сами обнаруживающиеся в правеценности, по отношению к которым субъект проявляет акты заинтересованности и небезраз­личия. Ценности в праве не только интеллектуально усматриваются, познаются теоретически, но и чувствуются, эмоционально пережи­ваются.

Наконец, третьим элементом правовой структуры Н. Н. Алек­сеев считает«правомочия» и «правообязанности».

Единство этихтрех элементов — субъекта, ценностей, прав и обязанностей — и образует центральное понятие философии права Н. Н. Алексеева — понятиеправовой структуры. Правовая структура есть то, что придает различным явлениям правовую 4'орму. В част­ности, нормы права являются «правовыми» только потому, что в них отображается правовая структура. «Правовые» нормы есть такие нормы, которые: 1) предполагают особого носителя — субъекта, об­ладающего способностью признания заключенных в нормах ценно­стей; 2) в которых выражаются ценности и 3) которые формулиру­ются в особых определениях (права— обязанности).

Такой подход к пониманию права объяснял его фактическое многообразие при сохранении смыслового единства.Право, по мнению Н. Н. Алексеева,всегда есть там, где наличествуетправовая струк­тура. Разнообразие же в содержании этих элементов и характере связей между ними и создает все многоцветие правовой жизни.

Бурное и плодотворное развитие правовой теории в России в начале XX в. испытало серьезный кризис после 1917 г., т. е. после Октябрьской революции и победы большевиков. Постепенно в науке


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

утвердилась марксистская догма, заменившая правовую науку пра­вовой идеологией (следует отметить, что догматизация марксизма — «заслуга» прежде всего ленинизма). Этому способствовало то об­стоятельство, что в ортодоксальном марксизме отсутствовала соб­ственно правовая теория. По-видимому, можно говорить лишь о марк­систской интерпретации права, об определении его места в жизни общества с позиций доктрины исторического материализма, разра­ботаннойК. Марксом и Ф. Энгельсом. Поэтому все немногое, что было сказано по этому поводу основоположниками учения, воспри­нималось как «священное писание», из которого нельзя было убрать ни одного слова.

Право и государство, согласно марксистской концепции, воз­никают из способа производства материальных ценностей, основан­ного начастной собственности. Сосредоточение земли, нефти, угля, других природных богатств, фабрик, заводов и т. д. в руках отдельных людей позволяет им обогащаться за счет эксплуатации наемного труда, что приводит к разделению всего общества на классы собственников-эксплуататоров и трудящихся-пролетариев.Государство и право при этом понимаются какинструмент классового насилия, как сред­ство, необходимое для того, чтобы экономическигосподствующий класс стал иполитически господствующим классом, продолжая с помощью государства и права эксплуатацию трудящихся ради по­лучения максимальной прибыли.

Государство и право, таким образом, выступают в марксизме какнадстройка над экономическим базисом. Каков базис — такова и надстройка. Для кардинального улучшения общественного бытия необходима замена частнособственнических отношений отношениями общественной собственности. В этом случае, согласно марксизму, исчезнет основное социальное противоречие — между общественным характером труда и частнокапиталистической формой ее присвоения. Как следствие исчезнет деление общества на антагонистические классы и, следовательно, исчезнет необходимость в праве и государ­стве. Исходя из этого Ф. Энгельс, например, полагал, что настанет время, когда государство и право отомрут и займут место в музее рядом с прялкой и каменным топором.

Негативное отношение к частной собственности распространяет­ся и на все обслуживающие ее явления, включая право и государство.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.