Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Исторические и современные типы правопонимания



человека. Центральная идея его концепции заключается в понимании права не столько как нормы, сколько как интерсубъективного нор­мативно определенного поведения. При этом, по мнению К. Коссио, право есть то, что оно есть, только тогда, когда оно понимается и интерпретируется, и вне понимания и интерпретации субъектами — как внешнее по отношению к ним объективное явление — не суще­ствует.

В современнойпостнеклассической науке тенденция к инте­грации теоретико-правового знания на основе идей феноменологи­ческой философии нашла свое выражение в разработкеинтегральнойтеории права, которая не просто интегрирует частные аспекты бытия права, но исходит из интерпретации права какмногоединства.

Интегральное правопонимание как феномен постнеклассической науки

Современное состояние научного знания, в центре внимания которого находятся саморазвивающиеся и самоорганизующиеся че-ловекоразмерные системы, обусловливает необходимость новых интерпретаций права, соответствующих постнеклассическим пред­ставлениям об объекте познания. Адекватным ответом на вызовы постнеклассической науки является разработкаинтегральной (лат. integer — целый)теории права, в рамках которой право рассматри­вается каксистемная целостность. При этом формирование инте­грального типа правопонимания должно происходить на основедиа­лога всех школ и течений в современном правоведении, как западных, так и восточных.

Создание интегральной теории права невозможно на пути ме­ханического суммирования определений права, представленных в классических типах правопонимания. Интегральная, обобщающая, концепция права не должна быть суммой «партикулярных» правовых теорий, «суммой правоведения», эклектичный характер которой был бы в таком случае предопределен. Как было показано в § 1 данной главы, в классических типах правопонимания отдельные, частные аспекты бытия права (ценностный, нормативный, социальный, пси­хический) принимались за главный объяснительный принцип пра­ва, отчего их и можно в полной мере назвать одномерными, или


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

партикулярными. Поэтому механическое суммирование частных аспектов бытия права будет лишь искусственным единством, не спо­собным объяснить сущностное многоединство права.

Таким образом, интегральная теория права призвана не эклек­тично объединить, а синтезировать теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями. При этом интегральный подход к праву исходит не просто из идеи синтеза конкурирующих теорий, а из усмотрения многоединства самого права как интегрального по своей сути явления. Обобщающая теория права должна интегрировать идеи классических правовых школ и, выйдя за их пределы, сформулироватьболее широкое определение права.Поэтому интегральный тип правопонимания предстает не как еще один частный вариант объяснения права: он принципиально отличен от классических вариантов правопонимания и характеризуется стрем­лением найти главный объяснительный принцип, который позволит из хаоса разрозненных фрагментов правовой реальности создать «космос» права. А следовательно, интегральной будет такая правовая концепция, которая находит этот главный объяснительный принцип, превращающий видимое разнообразие права в умопостигаемое смы­словое многоединство. Познавательные возможности такой интег­ральной правовой концепции неоспоримы, так как из конкурирующих теорий лучше та, в рамках которой объясняется наибольшее число явлений.

Создание интегральной теории права на пути суммирования частных определений права невозможно и методологически. В основе традиционных типов правопонимания лежит классическая рацио­налистическая методология, согласно которой познать явление зна­чит дать определение его понятия, которое в свою очередь также нуждается в определении, и т. д. В результате этого рациональное познание предстает как движение в замкнутом круге логических понятий. Рационализм как метод исследования закономерно обусло­вил одномерность определений права в классических типах право-понимания. Следовательно, создание интегральной концепции права невозможно в рамках классического типа рациональности и его ме­тодов. А потому для выхода из пределов частных способов объясне­ния права и создания интегральной концепции права необходима принципиально иная методология правопознания, соответствующая


Глава II. Исторические и современные типы правопопнмапня

избранной цели построения системы целостного правовйдения. За­дача создания синтеза знаний о праве одновременно предстает и как задача поиска адекватных методологических основ такого синтеза. Таким образом, интегральной может быть признана та правовая кон­цепция, в рамках которой будет заявлен отказ от классического ра­ционализма и использованы разработанные в неклассической и пост-неклассической науке методы познания, единство которых было бы адекватно искомому единству права,

Представляется, что в интегральной теории права должны быть актуализированы теоретически значимые идеи классических правовых концепций, прежде всего представления о праве как о ценностном явлении (юснатурализм), нормативно регулирующем (этатизм) взаимо­действие участников правового общения (социологический подход), которое всегда опосредуется их правосознанием (психологический подход). Но такой интегральный подход, как уже отмечалось, должен исходить не просто из идеи синтеза конкурирующих теорий, а из усматриваемогомногоединства самого права, которое и позволяет найти в праве все обозначенные выше аспекты его теоретического понимания. Теоретически значимые идеи основных правовых школ синтезируются в рамках интегральной теории права на основе но­вых — неклассических и постнеклассических — методологических подходов, среди которых наиболее важными и дополняющими друг друга являются феноменология, герменевтика, синергетика и ком­му никология.

Предлагаемая в данном учебнике коммуникативная концепция права является одним из возможных вариантов интегрального право-понимания и настроена надиалог с другими опытами осмысления права, существующего в различных социокультурных формах и видах. Хотя в силу своей многогранности право может познаваться различ­ными способами, но в своем целостном виде яснее всего просмат­ривается в феноменолого-коммуникативном ракурсе. Именно при таком видении права оно предстает как явление человеческое, как часть жизненного мира человека. Возникает основа для решения проблемы отчуждения человека от права, так остро в свое время поставленной марксизмом.

К методологическим основам феноменолого-коммуникативной теории права относится признание того, что: 1) право как феномен


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

не существует вне социального субъекта, вне социальноговзаимо­действия; 2) данное взаимодействие являетсяинтерсубъективным,т. е. существующим в границах общего жизненного мира субъектов, а такжекоммуникативным, опосредуемым правовыми текстами;

3) правовые тексты, опосредующие правовую коммуникацию, должны бытьлегитимированы (признаны) сознанием субъектов в границах их жизненного мира; 4) участники такого интерсубъективного ком­муникативного взаимодействия обладаютвзаимообусловленными правами и обязанностями.

С позиций коммуникативной теории правоодновременно пред­ставляет собойидею и реальный факт, нормы и правоотношения, индивидуальные эмоции и социальные ценности, текст и дея­тельность по его интерпретации и реализации. Ни одно из этих положений не истинно в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они обретают свой смысл.

Таким образом,право с позицийпостнеклассической наукипредстает каксамоорганизующаяся и саморазвивающаяся си­стема, содержанием которой являютсяправовые коммуникации.Данная система предстает и как системачеловекоразмерная, не существующая без участвующих в правовой коммуникации субъектов. Субъект интерпретирует правовые тексты, выявляет в процессе ин­терпретации смысл обращенной к нему правовой нормы; совершает акт признания заключенного в ней ценностного содержания; делает ее актуальным правилом поведения в правовом взаимодействии с другим субъектом.

Важно подчеркнуть, что коммуникативная теория права не «от­меняет» другие варианты правопонимания, а лишь показывает их недостаточность в контексте постнеклассической науки, как и тер­модинамика не отменяет законов механики, а лишь устанавливает границы ее применения. В таком ракурсе можно, например, рассмат­ривать этатистскую теорию права как частный случай общей правовой теории, имеющий смысл в границах государственно-организован­ного права и при редукции права к правовым текстам.

Для того чтобы лучше понять истоки интегрального правопо­нимания, обратимся ктрадициям дореволюционного российского правоведения.


Глава II. Исторические и современныетипы правопонимания

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.