Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава П. Исторические и современные типы правопопимания



воздействуем на них и сами находимся под их воздействием. Жиз­ненный мир не является предметом рефлексии «погруженных» в него субъектов. По отношению к субъекту жизненный мир образует собой «горизонт» его возможных целей, стремлений и планов. К жизнен­ному миру принадлежим все мы в нашей донаучной естественной установке; он является основой всех значений для всех наук, а также для феноменологии. Понятие жизненного мира прочно вошло в обиход современной философии.

Жизненный мир рассматривается Э. Гуссерлем какинтерсубъек­тивный мир. Интерсубъективность указывает на внутренне присущую сознанию социальность и на то, что мир переживается человеком какобщий для него и других. Благодаря интерсубъективности жиз­ненного мира мы можем не только отличить себя от Другого, но и понять Другого. Соответственно интерсубъективность выступает основой общности субъектов и условием ихкоммуникации. Таким образом, развитие феноменологической мысли тесно связано с идеями коммуникологии.

Феноменологический метод активно используется в современном правоведении в целях интеграции правового знания, его освобождения от классической «одномерности». Основным моментом, характери­зующим суть феноменологического подхода к праву, является взгляд на право как начасть человеческого бытия, часть интерсубъек­тивного жизненного мира. Следовательно, правовая теория долж­на в первую очередь сосредоточиваться наличности, а затем уже на поверхностных явлениях права — законах, судебных решениях, нор­мах, принципах и т. д. В рамках феноменологической теории право интерпретируется как специфическийопыт человеческого взаимо­действия. Такое взаимодействие есть взаимодействиекоммуника­тивное и интерсубъективное. Коммуникативным оно является потому, что правовое взаимодействие опосредуется правовыми тек­стами, которые легитимируются (признаются) в рамках жизненного мира общества, а интерсубъективным — потому, что является меж­субъектным отношением, существующим в рамках жизненного мира субъектов и опосредуемым знаковыми структурами (правовыми тек­стами).

С точки зрения подхода к праву как коммуникативному ин­терсубъективному взаимодействию право (как и мораль, религия,


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

политика) есть способ нашего бытия в мире какбытия с другими людьми. Право конституируется отношением между «Я» и «Другими», и это отношение осуществляется в рамках общего (интерсубъектив­ного) жизненного мира. Именно поэтому нельзя просто ввести тот или иной закон и полагать, что тем самым уже создается право. Не­обходимо, чтобы текст закона соответствовал условиям жизненного мира членов данного общества, необходимо, чтобы он был интер­претирован как ценностно значимый (легитимный), чтобы он вошел составной частью вправовую коммуникацию. Только в этом случае возникает феномен права.

Следовательно, в рамкахнеклассических концепций права,исходящих из принципа интерсубъективности,преодолевается ха­рактерное для классических типов правопониманияпротивопостав­ление объекта и субъекта познания. Снятие данного противопо­ставления делает неактуальным классическое противостояние естественного права как некоего объективного явления и позитивного права как явления субъективного, созданного разумом законодателя, что закономерно приводит к утрате актуальности юснатурализма как варианта классического правопонимания. В неклассических типах правопонимания право не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире, а рассматривается как результат встречи (коммуникации) субъектов, погруженных в жизненный мир. Субъект не наблюдает за правом со стороны, заняв позицию стороннего на­блюдателя, а является непосредственным участником правовых ком­муникаций, без которого немыслим сам феномен права. Таким обра­зом, в неклассических типах правопониманияправо рассматривается не как внешняя, посторонняя человеку сила, стремящаяся его под­чинить, а какспособ бытия человека.

В качестве примера правовой теории, основанной на идеях фено­менологии, можно привестиэгологическую (лат. ego — я)концепцию права одного из виднейших представителей латиноамериканской правовой мыслиК. Коссио (1903-1984), имеющего последователей во всем мире. Подлинно научная теория должна строиться, по его мнению, на основе исторического понимания права как специфи­ческого культурного явления. Такое правопонимание должно вклю­чать в себя три момента: 1) право дается в опыте; 2) существует во времени; 3) имеет ценностный аспект, определяющий поведение


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.