Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уже первые преемники Петра - Римские папы обладали в Церкви верховной властью.



Правда, в начале истории Церкви папы пользуются своей верховной властью не так часто и выразительно, как в более поздние времена. Это позволяет некоторым православным полемистам утверждать, что папы вначале мыслили по православному. Получается так, что в первые века самим папам якобы было не известно учение о их главенстве в Церкви. На самом же деле редкое пользование со стороны римских епископов своим главенством во Вселенской Церкви объясняется другими причинами, а именно:

- Неразвитостью в древние времена путей сообщения, что затрудняло общение между Церквями. Поэтому римские папы свою верховную власть проявляли только в самых важных вопросах.

- Великая ревность в вере первых христиан способствовала их правоверности и высокой моральной дисциплине, что делало вмешательство пап излишним и ненужным.

- Отдаленность тех древних времен от нас, многочисленные гонения на христиан способствовали гибели многих исторических документов, которые могли бы свидетельствовать о главенстве пап в жизни Вселенской Церкви. И все же имеются достаточные доказательства главенства римских епископов. приведем же их.

А) Свидетельства о главенстве пап в Церкви со стороны самих пап.

В конце 1 века Папа св. Климент I пишет послание Коринфской общине в связи с возникшими в ней беспорядками. Он предписывает зачинщикам беспорядков подчиниться священникам: "Если не будете послушны тому, что И. Христос сказал через нас, то знайте, что подвергнитесь большой опасности. Мы же будем свободны от греха". И дальше: "Сделаете нам радость, если будете послушны написанному нами через Духа Святого, вырвете несправедливый гнев: мы выслали мужей, которые будут свидетелями между вами и нами" - Послание к Коринфянам гл. 59 (1,7). Следовательно, римский епископ считает себя в праве и даже обязанным под условием греха вмешиваться в дела чужой Церкви, в то время, когда в Ефесе еще жил ап. Иоанн, бывший ближе к Коринфу, чем св. Климент I. Притом, Папа выступает не в роли посредника, но судьи и высылает своих послов, должных прекратить конфликт. Коринфяне же не воспротивились Папе, не обвинили его в гордости и во вмешательстве не в свои дела, а приняли его послание с благоговением и оно потом долго читалось в Коринфской Церкви наряду с апостольскими посланиями. Этот факт указывает на главенство Римского епископа над Коринфской общиной.

Во 2-ом веке греческие Церкви обращаются к Папе Виктору I (189-198) с вопросом о введении в Церкви одновременного празднования Пасхи. Папа высылает Церквям послания отмечать Пасху в соответствии с практикой Римской Церкви, угрожая за непослушание карами. Указания Папы были приняты всеми Церквями, кроме Ефеской, которая выслала Папе оправдательное письмо. Эти отношения между римским епископом и греческими Церквями свидетельствуют о том, что уже тогда папам было свойственно сознание их главенства в христианском мире (1,7).

В 3 веке папы осуждают ереси и заблуждения не только в римской епархии, но и в отдаленных Церквях. Так, Папа Зеферин (203-220) отлучает от Церкви монтанистов; Папа Стефан (257-260) осуждает африканский обычай перекрещивать еретиков; Папа Дионисий (261-272), до которого дошли сведения о ложном учении другого Дионисия - архиепископа Александрийского, предписывает тому прислать оправдания и тот повинуется римскому епископу (1,7).

В 4-ом веке главенство римского епископа выражается уже в разрешении догматических споров. Критерием истинности в них считается позиция Папы, вследствие чего спорящие стороны обращаются за решением в Рим. Ариане стараются склонить на свою сторону пап Юлия и Либерия (4 век) по делу Нестора, осужденного и отлученного Папой от Церкви. Евтихий апеллирует, по своем осуждении константинопольским синодом, к Папе Льву Великому (5 век), который подтверждает приговор и в послании к Флавию решает о судьбах монофизитства. Император Юстиниан в споре о "Трех расколах" старается перетянуть на свою сторону Папу Вигилия. Епископы, лишенные своих должностей, ищут защиту в Риме. Например Марцел из Анкары, Афанасий, Петр из Александрии и т.д. (7).

Папские легаты от имени пап руководят вселенскими соборами и акты этих соборов утверждаются папами. Наконец, папы не только фактически осуществляли главенство во Вселенской Церкви, но и теоретически признавали свое главенство в руководящих посланиях к епископам, синодам и соборам (1,7). Мы не будем приводить здесь высказываний на эту тему всех римских епископов, ограничимся лишь заявлением Папы Льва I (440-461). Так Лев I говорит: "Среди самих апостолов при равенстве почета была разница во власти, и если избрание было равно для всех, то первенство над другими было дано лишь одному. Отсюда произошло различие епископов... Забота о Вселенской Церкви передается одному престолу Петра , и никто не может отделиться от вождя своего" (Посл. к Анастасию, Минь, т.54,стр.676) (1).

В других своих сочинениях Лев I продолжает: "Однако Он (Христос) не забросил охрану своего стада, и от Его главной и вечной власти и мы (то есть сам Папа) получили обильный дар апостольского могущества... как вечно в Христе то, что исповедал Петр (то есть Божество), так вечно и в Петре то, что учредил Христос" (3-е слово в годовщину вступления на престол. Минь. Патрология лат.,т.54, стр.145-146).

В другом Слове Лев I продолжает: "Та крепость, которую получил Петр, Христом-скалой, соделанной тоже камнем, перешла и на его преемников, и везде, где обнаруживается какая-либо крепость, в этом, без сомнения, проявляется сила пастыря... Кто бы был столь невежественен или столь завистлив, чтобы, почитая славу блаж. Петра, уверял вместе с тем, что есть какая-нибудь область Церкви, не управляемая его (Петра) заботливостью". "Хотя все частные пастыри властвуют над своими стадами с особою заботливостью... но мы только одни (то есть папы) должны разделять заботу со всеми ими, и управление каждого из них есть часть нашего труда" (4-е Слово в годовщину, Минь. т.54,стр. 155,153) (1).

Поэтому к собравшимся в Риме епископам св. Лев обращается с речью: "В лице моего недостоинства следует усматривать того, следует почитать того, в ком пребывает попечение над всеми пастырями со вверенными им стадами (то есть Петра), и чье достоинство не исчезает даже в недостойном наследнике" (1-е Слово в годовщину поставления, Минь,т.4,5 стр.143-144) (1) .

Одним словом, по учению св. Льва, Петр был поставлен над всеми апостолами; через него последние получили свою власть от Христа, и его главенство не кончилось с его смертью, но пребывает в лице его наследников - римских епископов. Из позднейших пап приведем еще слова Григория Двоеслова: "всем читающим Евангелие известно, что словом Господним вверено св. Петру, князю апостолов, попечение над всей Церковью". И, считая себя преемником верховного апостола, тот же Папа добавляет: "моя честь - честь вселенской Церкви; моя честь - сила и твердость братьев моих" (Посл. к имп. Маврикию. Минь, Пат.лат.т.77,стр.745) (1).

Так думали и так говорили все папы от начала существования Церкви и до настоящего времени. Если же придерживаться мнения некоторых православных полемистов, что римские папы присвоили себе главенство над Церковью по своей гордости, а вначале было не так, то как же объяснить, что сама православная Церковь называет святыми пап, исповедывавших свое главенство? Так, согласно православного церковного календаря, за 1980 г. святыми почитаются следующие папы:

2 января (по старому стилю) - Сильвестр (+335),

18 февраля - Лев Великий (+461),

7 июня - Маркеллин (+304),

12 марта - Григорий (+604),

2 августа - Стефан (+257),

8 апреля - Келистин (+432),

7 июня - Маркелл (+304),

25 ноября - Климент (+101),

5 августа - Анфир (+236),

16 марта - Александр (+119),

5 августа - Фавий (+250),

14 апреля - Мартин (+655),

10 августа - Сикст (+258),

27 августа - Либерий (+366). (14).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.