Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5: Регулирование фондового рынка



Республика Беларусь характеризуется довольно обширной системой государствен­ного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:

- Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве РБ создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства Финансов, Националъного банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств. Этот совет координирует деятельность этих органов.

- Национальный банк РБ и Министерство финансов РБ. Эти органы государственного управления выполняют две функции. Первая функция это собственно регулирование фондового рынка, посредством издания законодательных активов. Вторая функция ¾ непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организует вторич­ный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем финансовым посредником по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов является участником рынка ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг.

Государственный комитет по ценным. бумагам РБ осуществляет следующие основные функции:

- государственное регулирование и осуществление контроля и надзо­ра за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

- регистрация выпусков ценных бумаг;

- лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам.

Мингосимущество РБ определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инве­стиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий.

К органам, регулирующим рынок ценных бумаг, относятся также Министерство экономики, Государственный налоговый комитет. Государственный таможенный комитет по издаваемым ими законодательно-нормативным актам в части, касающейся функционирования фондового рынка.

Исторически сложились две основные модели регулирования рынка ценных бумаг:

1. Североамериканская(рыночная, спекулятивная) модель, основными характеристиками которой являются:

· высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг;

· доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов;

· большой удельный вес коммерческих бумаг;

· финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг;

· низкая доля прямого банковского кредита (25–30%) в финансировании экономики страны;

· низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики;

· преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов и т. д.

2. Европейская(банковская) модель, основными характеристиками которой являются:

· низкая доля акционерного капитала;

· высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов;

· низкая доля инвестиционных фондов;

· малый удельный вес коммерческих бумаг;

· традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг;

· высокая доля прямого банковского кредита в финансировании экономики страны (50–60%);

· преобладание влияния банков на рынке ценных бумаг.

Североамериканская модель присуща США, европейская – Германии. В странах Центральной, Восточной Европы, а также в Республике Беларусь складывается смешанная модель фондового рынка.

Существующая в ряде стран смешанная модель фондового рынка включает определенные черты двух вышеперечисленных моделей и характеризуется следующими элементами:

· значительной ролью государства в процессе создания фондового рынка;

· прямым кредитованием на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг;

· относительно высокой долей ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках и т. д.

Формирование рынка ценных бумаг Республики Беларусь началось в 1992 году. В это время Национальным банком Республики Беларусь были приняты «Временные правила выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве». Однако регистрация акционерных обществ приостановилась на 5 месяцев в связи с принятием 12 марта 1992 года в республике закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» - закон не выполнялся и не была создана Государственная инспекция по ценным бумагам, которая должна практически управлять рынком. Данный закон определял единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи.

В условиях гиперинфляции и отрицательной процентной ставки по банковским вкладам рынок ценных бумаг как рынок привлечения капитала существовать не мог. В то время создавался и развивался рынок передела собственности, проис­ходило перераспределение капиталов в акционерных обществах, рядовые ак­ционеры теряли свои деньги, вложенные в акции. Кабинет Министров РБ 28 марта 1996 года принял постановление, об образовании Совета по ценным бумагам при Кабинете Министров, в функции которого входило согласование деятельности различных министерств по разработке проектов законов и нормативных актов, регулирующих деятельность на рынке ценных бумаг.

В июле 1996г. Министерством финансов РБ была принята концепция создания двухуровне­вой депозитарной системы в Беларуси. В республике создан центральный депозитарий, в функции которого входит учет общего количества ценных бумаг, находящихся в обращении, контроль за деятельностью депозитариев и координация их деятельности. 24 января 1996г. в Минске состоялась учредительная конференция Белорусской фондовой ассоциации, на которой ее участники создали оргкомитет по разработке устава. К концу года все необходимые работы были закончены, но ассоциация не была зарегистрирована, так как по белорусскому законодательству, общественной организации не может быть предоставле­но право регулирования рынка.

В начале 1996г. года был утвержден ряд документов, регулирующих порядок проведения конкур­сов и аукционов по продаже государственной собственности. Было разрешено понижать це­ну продажи объектов в случае отсутствия спроса на них. Это несколько оживило приватиза­цию, но главным образом объектов коммунальной собственности. Мингосимущество приняло меры, в результате которых стало невозможным перечисление чеков со счета на счет, за исключением их приобретения у физических лиц. Теперь компании, имеющие чеки на своем счету, могли использовать их только при обмене на акции или часть государственной собственности в уставном фонде приватизируемого пред­приятия. Таким образом, уже в 1997г. на единственном чековом аукционе, состоявшемся 29 мая в Бресте, первоначальный курс обмена чеков на акции был превышен в 5-17 раз. Превышение было максимальным за все время проведения чековых аукционов в РБ.

В это же время произошло заметное удлинение сроков размещения облигаций (до 3-11 месяцев) и падение аукционной доходности облигаций с 69-70% в январе до 37-39% в конце года. Однако эти положительные для Министерства финансов результаты были достигнуты мера­ми нефинансового характера. ГКО делались привлекательными для инвесторов за счет до­полнительных льгот для коммерческих банков, вкладывающих в них средства.

В 1996 г. закончились попытки привлечения капитала банками посредством размещения акций среди широких слоев акционеров. В 1996 г. на открытом рынке сделки с акциями акционерных коммерческих банков практически не проводились.

Еще в более худшем положении по сравнению с банками оказались финансовые компании Беларуси. В 1996г. были приняты нормативные документы, регулирующие их деятельность и лицензирование. Но, ни одна компания в 1996 г. лицензии не получила, а на рынке привлечения средств теперь остались одни коммерческие банки. Наиболее сильные компании стали филиалами коммерческих банков. Кризис фондового рынка отразился и на профессиональной деятельности, и многие профес­сиональные участники рынка прекратили свою работу.

16 июля 1997 года Республика Беларусь присоединилась к Женевским вексельным конвенциям. В феврале 1997 года Национальный банк Республики Беларусь разрешил коммерческим банкам учет векселей субъектов хозяйствования.

В этот период акции белорусских акционерных обществ не котируются. Торгов практически не было ни на фондовой бирже, ни на внебиржевом рынке, поэтому узнать стоимость акционерного капитала и текущую капитализацию рынка нельзя. Также в этот период практически остановилось акционирование крупнейших предприятий. Рынок корпоративных ценных бумаг Беларуси оказался изолированным от финансового рынка: акционеры не могли получить доход, который приносил акционер­ный капитал, и который тот же капитал мог принести в других секторах финансового рынка, то есть покупатель и продавец капиталов на рынке акций не могли сойтись в цене капитала.

Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь начал готовить предложения по изменению нало­гообложения, обеспечивающее льготирование доходов от роста курсовой стоимости акций, с целью изменить ситуацию в более благоприятную сторону. На специальном заседании Комитета госконтроля с участием руководителей Национального банка и Министерства финансов был запланирован ряд мер, среди которых можно выделить объединение минских валютной и фондовой бирж, повышение статуса Комитета по ценным бумагам при Министерстве финансов, активизация деятельности Центрального республиканского депо­зитария по ценным бумагам, продажа государственных пакетов акций на фондовой бирже и т. д.

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 4 сентября 1997 года принял решение о выпуске государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом.

Как инструмент регулирования объема денежной массы ГКО не использовались. Эту роль отчасти выполняли краткосрочные обязательства Национального банка. 26 февраля 1997г. Президентом Республики Беларусь был подписан указ о первом минском муниципальном займе, проводимом в экспериментальном порядке из-за отсутствия необходимой законода­тельной базы. Доход от облигаций, полученный при первичном размещении и торговле ими на вторичном рынке, был освобожден от налогов. В планах было проведение аукционов и организация вторичного рынка для физических лиц. Однако ничего подобного не произошло. Выпущенные облигации были куплены «Белорус­ским биржевым банком», и обращались таким же образом, как и государственные краткосрочные облигации на вторичном рынке.

В 1997 году Инспекция по ценным бумагам была преобразована в Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь. В начале года начинал активную деятельность Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг (РЦДЦБ), который должен был обеспечить централизованное ведение реест­ров акционерных обществ и государственных ценных бумаг. Он начал создание в Республике Беларусь сети уполномоченных де­позитариев.

В условиях отсутствия в Республике Беларусь центрального государственного регулирующего органа со значительными полномочиями, инициатива по развитию рынка перешла к Ко­митету государственного контроля и администрации президента Республики Беларусь. Комитет по ценным бумагам в течение года пытался принять меры по централизации обра­щения ценных бумаг, и развитию информационной открытости рынка. С 23 июня всту­пил в силу новый порядок совершения сделок с ценными бумагами, согласно которому все сделки, осуществляемые без участия профессиональных участников рынка ценных бумаг, должны регистрироваться у них.

В конце лета 1997г. вступило в силу новое положение Министерства финансов о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Им введена трастовая деятель­ность, а также разделена деятельность специализированного регистратора (реестродержате­ля) и депозитария.

Следующим важным событием для рынка ценных бумаг стала реализация концепции монобиржевой системы в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 336 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг». В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество – единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Она получила право биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами почти всех видов. За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закрепляется исключительное право на организацию вторичного обращения государственных краткосрочных облигаций, государственных долгосрочных облигаций и краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь.

В течение 1999 г. новая биржа практически полностью подготовилась к торговле акциями и другими ценными бумагами. Была создана секция фондового рынка, в которую к середине 2000 г. вошли 29 банков (включая Национальный Банк и иностранный банк "Москва-Минск") и 19 небанковских организаций. Также было установлено правило, что с 1 декабря 2000 г. все сделки купли-продажи ценных бумаг открытых акционерных обществ должны совершаться через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Такое положение устанавливается Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. №1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ» .

В январе 2003 г. создана Белорусская ассоциация участников рынка ценных бумаг (далее - БАУРЦБ). Основной целью создания БАУРЦБ является координация предпринимательской деятельности участников рынка ценных бумаг. В настоящее время ее членами являются 20 профессиональных участников, из них 5 банков.

Начиная с 2001 года, рынок ценных бумаг Республики Беларусь развивается более быстрыми темпами. Принятые Правительством Республики Беларусь и Национальным банком в рамках реализации Программы на 2008 – 2010 годы меры способствовали становлению и развитию отечественного рынка ценных бумаг. Вместе с тем следует отметить опережающее развитие законодательства и инфраструктуры данного рынка, тогда как отдельные его сегменты (вторичный рынок акций, рынок производных ценных бумаг) и институты еще недостаточно развиты. Это приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка корпоративных ценных бумаг, в то время как рынок в стандартном его понимании не формируется, не проявляется его макроэкономическая роль.

Сегодня белорусские предприятия в основном ориентируются на внутренний рынок. Однако именно сегодня очень хороший момент для того, чтобы обратить внимание на внешние рынки — в частности, российский. Выход на внешний рынок обеспечит компаниям публичную историю для будущих заимствований и доступ к более широкому кругу инвесторов. Кроме того, этот способ займа — «длинный» и беззалоговый, что практически невозможно на внутреннем рынке Беларуси. На сегодняшний день решение вопроса о возможности привлечения организациями инвестиций на зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции является одной из приоритетных задач. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие в свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. В ситуации, когда 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в собственности Республики Беларусь либо ее административно территориальных единиц, выход организаций на зарубежные финансовые рынки возможен после создания государством условий, обеспечивающих наличие в свободном обращении не менее 25 процентов акций эмитентов. Кроме того, подлежат также решению вопросы перехода организаций на международные стандарты финансовой отчетности, раскрытия информации в соответствии с международными стандартами, формирования кредитной истории и получения корпоративного рейтинга эмитентов.

В условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса, снижения инвестиционной активности необходимо взвешенно оценить возможности страны по увеличению потенциала рынка ценных бумаг. Одной из проблем развития рынка ценных бумаг является сокращение числа профессиональных участников рынка ценных бумаг, что стало следствием падения спроса на их услуги в условиях низкой ликвидности вторичного рынка ценных бумаг.

Также важной проблемой в регулировании рынка ценных бумаг является отсутствие органов саморегулирования рынка ценных бумаг. Организации могут объединяться в ассоциации и союзы, но специальное законодательство, регулирующее деятельность саморегулируемых организаций, отсутствует, что препятствует созданию таких организаций. Опыт создания саморегулируемых организаций в Республике Беларусь можно позаимствовать у разных стран.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь проходит этап становления. Это обусловлено тем, что Беларусь получила право формировать свой собственный РЦБ только после распада СССР, поэтому сейчас белорусский фондовый рынок относится к так называемым зарождающимся или развивающимся. Однако в последнее десятилетие развитие фондового рынка идёт ускоренными темпами. Главным звеном на белорусском рынке ценных бумаг является «Белорусская валютно-фондовая биржа», которая в настоящее время проходит период масштабного обновления и модернизации, что в перспективе приведет к усовершенствованию торговых технологий.

Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложены в программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12.04.2011 № 482/10.

Главная цель настоящей Программы - создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

В Программе констатируется, что сегодня создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь между долгосрочными темпами экономического развития и уровнем развития рынка ценных бумаг, который способствует:

-росту объемов общественного производства за счет повышения эффективности перераспределения капитала в рамках национальной экономики;

-развитию высокотехнологичных отраслей и организаций;

-привлечению в экономику долгосрочных инвестиционных ресурсов;

-снижению стоимости ресурсов для развития реального сектора экономики;

-своевременной адаптацией национальной экономики к изменяющимся внешним условиям развития.

Основными направлениями развития рынка ценных бумаг являются:

· формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг;

· равномерное развитие его сегментов, включая использование

различных финансовых инструментов;

· совершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в целях создания условий для внедрения новых финансовых инструментов с дальнейшим переходом на равные условия деятельности на различных сегментах данного рынка для всех его участников;

· функциональное и технологическое совершенствование, повышение конкурентоспособности биржевой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры;

· развитие институтов финансового посредничества (профессиональных участников рынка ценных бумаг), институтов коллективных инвестиций;

· совершенствование системы регулирования и надзора за рынком

ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и стандартами Европейского союза;

· обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия рынка ценных бумаг Республики Беларусь с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Важнейшим условием создания ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг, а также его дальнейшего развития является формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и нормативного регулирования и правоприменения.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать привлечению дополнительных источников финансирования расходов республиканского бюджета, рефинансирования государственного долга, развитию новых финансовых инструментов и рынка ценных бумаг в целом, а также расширит возможности финансирования развития экономики республики .

Основными направлениями развития рынка негосударственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются совершенствование условий выпуска и обращения акций и облигаций, внедрение новых инструментов, активизация многовекторной работы с участниками рынка ценных бумаг, а также осуществление эффективного государственного контроля.

Для формирования конкурентоспособного рынка негосударственных

ценных бумаг необходимо:

· создать условия для выпуска, размещения и обращения новых инструментов рынка ценных бумаг;

· активизировать применение эмитентами инструментов рынка негосударственных ценных бумаг в привлечении инвестиций, а также повысить информационную открытость эмитентов;

· совершенствовать биржевую и депозитарную системы в части порядка осуществления сделок с негосударственными ценными бумагами и учета прав на них;

· развивать систему поддержания ликвидности по акциям, допущенным к обращению в биржевой торговой системе;

· повышать качественный уровень раскрытия эмитентами и отдельными категориями владельцев негосударственных ценных бумаг информации, уровень доступности данной информации, определить порядок использования конфиденциальной (закрытой) информации, а также обеспечить предотвращение манипулирования рынком;

· совершенствовать механизм оказания государственной поддержки организациям и ужесточения порядка и условий предоставления бюджетных ссуд и банковских кредитов на льготных условиях, гарантий Правительства Республики Беларусь организациям в целях расширения привлечения инвестиций рыночными способами.

Необходимые условия для развития полноценного рынка облигаций это - новый класс инвесторов (не только банки), создание полноценного ликвидного вторичного рынка, маркет-мейкинг (организаторы выпуска облигаций должны практиковать его более активно, то есть выставлять двусторонние котировки на те облигации, организацией выпуска которых они занимаются), публичные выпуски «хороших имен» — авторитетных белорусских компаний.

Главное направление развития рынка производных ценных бумаг – расширение спектра видов таких бумаг с учетом используемых в мировой практике. Это возможно по мере развития базисных активов, то есть фактически по мере развития рынка негосударственных ценных бумаг.

Дальнейшее развитие рынка корпоративных облигаций предусматривается за счет расширения перечня способов обеспечения исполнения обязательств по ним, прежде всего установления возможности обеспечения исполнения этих обязательств обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по кредитам, выданным под залог недвижимости. В результате использования механизма рефинансирования отечественных банков посредством выпуска ценных бумаг, обеспеченных правами требования по широкому кругу активов, а не только по кредитам, выданным на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости, рынок корпоративных ценных бумаг получит новый вид ликвидных инструментов, которые при благоприятных условиях смогут привлечь внутренние и внешние инвестиционные ресурсы в экономику.

Основными направлениями развития системы биржевой деятельности в Республике Беларусь являются обеспечение гармоничного развития биржевого рынка в контексте внутреннего и мирового рынка ценных бумаг, повышение его инвестиционного потенциала и конкурентоспособности, интеграция инфраструктуры рынка ценных бумаг с зарубежными торговыми, расчетно-клиринговыми и инвестиционными институтами.

Для развития расчетно-клиринговой системы необходимо формирование ее конкурентоспособности с использованием принятых в международной практике способов снижения рисков, а также создание новых систем поддержки ликвидности участников биржевого рынка ценных бумаг в соответствии с Концепцией развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 – 2015 годы.

Основными направлениями развития депозитарной системы в Республике Беларусь являются:

- усиление роли РУП ”РЦДЦБ“ как системообразующей организации;

- совершенствование порядка учета прав на ценные бумаги;

- дальнейшее развитие системы электронного документооборота;

- установление корреспондентских отношений с иностранными депозитариями в целях интеграции национальной депозитарной системы в депозитарные системы иностранных государств;

- создание условий для свободного осуществления переводов ценных бумаг между депозитариями Республики Беларусь и иностранными депозитариями;

- внедрение стандартов финансовых сообщений, являющихся стандартами ISO, используемых Сообществом всемирной интербанковской финансовой телекоммуникации (SWIFT) для взаимодействия с иностранными депозитариями.

Международная практика свидетельствует, что различные организационно-правовые формы коллективных инвестиций (паевые и акционерные инвестиционные фонды, фонды банковского управления) являются эффективным механизмом привлечения финансовых ресурсов. Формирование институтов коллективных инвестиций сдерживалось ограниченным перечнем объектов инвестирования и их низкой ликвидностью, неурегулированностью вопросов, связанных с налогообложением доходов (прибыли), полученных от участия в институтах коллективных инвестиций, отсутствием законодательного механизма объединения вверенного имущества и бухгалтерского учета операций по доверительному управлению различными фондами.

Развитие инвестиционных фондов должно базироваться на мировом опыте создания и функционирования данного вида институтов коллективного инвестирования и опыте национальных специализированных инвестиционных фондов.

В области налоговой политики на рынке ценных бумаг необходимо:

- освободить от налогообложения эмиссионный дохода, возникающего у акционерных обществ при размещении акций по цене, превышающей их номинальную стоимость;

- исключить из объектов налогообложения подоходным налогом доходы физических лиц в виде дивидендов (процентов);

- освободить от налогообложения подоходным налогом и налогом

на прибыль доходы, полученные от продажи акций белорусских эмитентов, при условии приобретения таких акций за денежные средства и владения ими не менее трех лет;

- освободить от налогообложения доходы, полученные от операций с корпоративными облигациями, выпущенными белорусскими эмитентами.

В дальнейшем налоговая политика на рынке ценных бумаг должна ориентироваться на отмену налоговых льгот и преференций, существующих в настоящее время по отдельным финансовым инструментам. Введение льготного налогообложения должно применяться только как временный стимулирующий фактор при внедрении на финансовом рынке нового инструмента. Необходимо выравнивание ставок налогообложения по всем финансовым инструментам посредством отмены льготного налогообложения доходов от операций с государственными ценными бумагами, облигациями Национального банка, банковскими облигациями, корпоративными облигациями, а также установление для всех видов долговых ценных бумаг единой ставки налогообложения доходов, полученных юридическими лицами от операций с такими инструментами.

Для повышения эффективности системы раскрытия информации в целях обеспечения прозрачности рынка ценных бумаг необходимо:

· совершенствовать законодательство, определяющее правовую среду раскрытия информации;

· повышать качество раскрываемой информации путем перехода открытых акционерных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг к использованию международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);

· совершенствовать механизмы контроля и надзора за исполнением требований по раскрытию информации;

· использовать современные информационные технологии для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации.

В связи с развитием интеграционных процессов произошло осознание эмитентами ценных бумаг важности применения признанных в мировом финансовом сообществе правил корпоративного поведения, охватывающих систему отношений между органами управления и должностными лицами эмитента, владельцами ценных бумаг, а также другими заинтересованными лицами, вовлеченными в управление эмитентом как юридическим лицом.

Недостаточная степень участия населения в сфере рынка ценных бумаг обусловлена низким уровнем информированности и доверия к инструментам данного рынка. Это приводит к тому, что свои сбережения граждане хранят в иностранной валюте или в виде краткосрочных депозитов банков, а также вкладывают в объекты недвижимости.

В настоящее время информация о развитии рынка ценных бумаг и возможностях их использования для повышения благосостояния граждан не имеет системного характера и предназначена в основном для специалистов. Кроме того, сдерживающим фактором развития рынка ценных бумаг является неосведомленность населения о созданных законодательных основах инвестирования на этом рынке и правовой защищенности вложений.

В результате реализации мероприятий Программы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы предусматривается:

· повышение роли рынка ценных бумаг в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных государственных задач;

· укрепление финансового состояния организаций и расширение их инвестиционных возможностей;

· создание целостной и эффективной системы рынка ценных бумаг и финансовых институтов;

· устойчивый рост капитализации рынка ценных бумаг;

· снижение нагрузки на бюджет путем сокращения различных форм государственной поддержки организациям и расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг;

· повышение инвестиционной активности граждан и субъектов хозяйствования Республики Беларусь;

· обеспечение процесса получения эмитентами кредитных рейтингов на добровольной основе;

· формирование и реализация этических принципов поведения на рынке ценных бумаг;

· обеспечение выхода на международные рынки капитала;

· создание современных механизмов консолидированного надзора и контроля на рынке ценных бумаг;

· создание современной системы управления рисками на рынке ценных бумаг и повышение уровня безопасности инвестирования;

· гармонизация структуры рынка ценных бумаг за счет опережающего развития рынка негосударственных ценных бумаг по отношению к рынку государственных ценных бумаг;

· гармонизация структуры рынка негосударственных ценных бумаг за счет увеличения доли выпусков ценных бумаг нефинансовыми организациями в общем объеме эмиссии.

Для стимулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг необходимо либерализировать законодательную базу в данной сфере, повысить ликвидность рынка ценных бумаг, в следствие чего возрастет спрос на услуги профессиональных участников.

Основными направлениями развития рынка ценных бумаг являются: формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг; равномерное развитие его сегментов; совершенствование системы налогообложения; функциональное и технологическое совершенствование; развитие институтов финансового посредничества; совершенствование системы регулирования и надзора за рынком; обеспечение условий для развития интеграционных процессов.

В настоящее время рассматривается вопрос о придании Национальному банку Республики Беларусь статуса финансового мегарегулятора, что предполагает расширение его административных функций и полномочий, а также активизацию и изменение характера операционной деятельности на фондовом рынке. Таким образом институциональная структура системы регулирования экономической деятельности и межсубъектных правоотношений на финансовых рынках должна претерпеть существенные изменения.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.