Трудовые споры- разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда. Эти споры решаются в предусмотренном законом порядке.
Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные трудовые споры- споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта), которые рассматриваются:
а) комиссиями по трудовым спорам КТС);
б) судебным порядком.
КТС(не менее 15 чел.) — это первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения.
Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.
В соответствии с действующим законодательством работник может обратиться в КТС с письменным заявлением в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А КТС обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Случаи обращения за разрешением трудового спора в суд(нарушение права – 3 месяца, увольнение – 1 месяц):
· по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника — члена этого профсоюза (в случае если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам);
· по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;
· при не рассмотрении комиссией заявления работника в установленный срок;
· на предприятии нет КТС;
· иски о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
· иски о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации (срок в один год со дня обнаружения).
Коллективные трудовые споры (конфликты). Предмет коллективного трудового спора — законные интересы и права трудового коллектива или коллективов двух и более предприятий, учреждений, организаций. Причиной такого рода споров могут быть разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, отпусков, охраны труда и др.
Работники организации вправе выдвинуть требования к работодателю на общем собрании или конференции и избрать своих полномоченных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Работодатель обязан принять направленные ему требования и письменно сообщить о своем решении в течение 3-х дней.
Этапы разрешенияколлективных споров:
1. Примирительная комиссияиз представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе, созданная в срок до 3-х рабочих дней со дня начала спора.
2. Привлечение посредника.
3. Трудовой арбитраж– временный орган, создаваемый сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, дающий рекомендации по решению спора.
4. Забастовка- ультимативное действие трудового коллектива или профсоюза, форма давления на администрацию путем прекращения работы с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Закон обозначает, какие забастовки признаются, а какие не признаются законными, напоминает об их возможных последствиях.
Дисциплина труда.
Дисциплина труда– совокупность правил, регулирующих поведение участников трудовых отношений, в частности, их обязанностей.
Работник обязан подчиняться требованиям правил внутреннего трудового распорядка, соблюдать правила, регулирующую трудовую ф-цию, т.е. сам процесс труда.
Работодатель обязан создавать работнику условия, обеспечивающие эффективны труд работника, а также выплачивать зарплату.
Правила внутреннего трудового распорядка устанавливают права и обязанности работника и администрации, режим рабочего времени, порядок поощрения работников и привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Виды поощренияс записью в трудовую книжку:
· благодарность;
· премия;
· ценный подарок, почетная грамота;
· занесение на Доску или Книгу Почета.
Дисциплинарная ответственностьнаступает за совершенное дисциплинарное нарушение или дисциплинарный проступок: прогулы без уважительной причины, опоздания, появление в нетрезвом виде, невыполнение норм выработки, изготовление недоброкачественной продукции и т.д.
Виды взысканий:
· замечание;
· выговор;
· увольнение.
Особая дисциплинарная ответственность – предупреждение о неполном служебном соответствии, отстранение от работы и т.д. (судьи, прокуроры, следователи, работники транспорта, ОВД и т.д.)
До наложения взыскания необходимо письменное объяснение. Взыскание оформляется приказом и подписывается при ознакомлении работником. По истечению года взыскание автоматически снимается, если не наложено новое. Досрочное снятие оформляется приказом.
Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка не позднее 1 месяца со дня обнаружения и не позднее 6 месяцев со дня совершения. При финансово-хозяйственной ревизии – не позднее 2 лет со дня нарушения.
Не подлежат увольнению:
o беременные женщины;
o женщины с детьми до 3-х лет;
o одинокие женщины с детьми до 14 лет;
o одиноки женщины с детьми-инвалидами до 16 лет.
Лица, участвующие в забастовке, не подлежат взысканию.