Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравнительный анализ понятий «присваивающее» и «производящее» хозяйства.

Занятие №9

Тема: «Древние цивилизации»

Задачи урока:

· дать сравнительные характеристики присваивающему и производящему хозяйствам;

· раскрыть сущность и последствия неолитической рево­люции VIII—VII тыс. до н. э.;

· выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций, и причины образования древней­ших государств на Востоке;

· проанализировать особенности полисной системы госу­дарств (в Греции и Италии) как основы развития демо­кратической формы государственного строя;

· охарактеризовать историческую эпоху эллинизма как синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции;

· провести сравнительный анализ взаимоотношения че­ловека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.

План урока

1. Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

2. Государство на Востоке.

3. Античная цивилизация.

4. Эллинизм: государство и общество.

5. Римский мир Средиземноморья.

Основные понятия:присваивающее хозяйство; произво­дящее хозяйство; неолитическая революция; цивилизация; ирригационное земледелие; монархия; централизованное государство; деспотия; частная собственность; привилегии; античная цивилизация; полис; демократия; гражданская война; эллинизм.

Даты: VIII—VII тыс. до н. э. — неолитическая революция;

V—II тыс. до н. э. — зарождение ранних цивилизаций;

753 г. до н. э. — основание Рима (согласно легенде).

 

I. Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

Как происходила эволюция орудий труда, коллектива первобытных людей? (человеческое стадо – родовая община – соседская община. Признаки родовой общины: «родовая» - родственные связи между людьми, «община» - совместный труд и совместное имущество, старейшины, земледелие – племя, совет старейшин, медь, обработка металлов – ремесла, разделение труда ----соседская община – семьи –самост. хозяйство, раздел имущества, дом. животных, земля – общая, делится на участки, неравенство – знать – знаменитые – города вожди – власть над всей территорией – цари – первые государства.)

Чем первобытные люди отличались от животных? (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий производства, строение мозга, речь, мышление, сложные формы трудовой деятельности, социальность, деятельность животных направляется инстинктами, деятельность человека не жестко запрограммирована, самосознание)

Сравнительный анализ понятий «присваивающее» и «производящее» хозяйства.

Какое хозяйство называют присваивающим, а ка­кое — производящим? Проверить правильное понимание учениками сущности производящего хозяйства и закрепить материал позволит задание:

С помощью археологических раскопок периода неоли­тической революции ученые установили, что первым жи­вотным, которое сопровождало человека, была собака, вто­рым — коза, а третьим домашним животным стала кошка.

Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое — для производящего?

Как вы думаете, с чем было связано приручение кош­ки? Например, древние египтяне даже обожествляли ко­шек и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был «домом богини-кошки Баст».

[Приручение кошки следует прямым образом связывать с возникновением земледелия и накоплением запасов зерна, которые нуждались в охране от многочисленных грызунов].

Сравните присваивающее и произ­водящее хозяйство.

 

Когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему? (8-7 тысячелетие назад – неолит – неолитическая революция).

Почему неолитическая революция привела к возник­новению ранних цивилизаций? Постройте логическую це­почку (причинно-следственные связи), отразив в ней пере­ход людей к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций.

(развитие земледелия и скотоводства —> отделение ремесла от земледелия и ското­водства —> возникновение торгового обмена —> разрастание поселков земледельцев в города -> начало обработки ме­таллов (медь) —> переход от мотыжного к плужного земле­делию —> на смену родовой общине пришла община сосед­ская -> появление излишков продуктов —»возникновение неравенства —> появились люди, которые управляли други­ми людьми: вожди, знать, цари, чиновники —> формирова­лось государство —> первобытность сменилась эпохой ци­вилизации).

Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?

(благоприятные природ­ные условия.)

Конкретизировать роль природных факторов в формировании первых цивилизаций позволит задание 2.

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято счи­тать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».

— Какая природная особенность, закрепленная египтя­нами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации? Почему первые древнейшие цивилизации ученые на­зывают «речными»?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.