Цель: Формировать у студентов умение проводить сравнительный анализ теорий психического развития.
Задание:
1. Изучить литературу по теме.
2. Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
- Основные параметры сравнения теорий психического развития. Понятия: психическое развитие, условия, движущие силы психического развития, обучение, периодизация психического развития.
- Подходы к решению проблем условий, движущих сил психического развития, взаимосвязи обучения и развития, периодизации психического развития в биогенетических теориях, бихевиоризме, психоанализе, генетической психологии и культурно-исторической психологии.
Ход работы:
1. Определение параметров сравнения теорий психического развития.
2. Проведение сравнительного анализа теорий психического развития.
3. Оформление результатов в таблице: «Подходы к решению основных проблем психологии развития в зарубежной и отечественной психологии».
Подход
Представления о психическом развитии
специфика развития
Условия психич развития
Движ силы развития
Соотнош обучения и разв-я
Критерий периодизации психического развития
Роль биологич. фактора
Роль среды
Биогенетический
Бихевиористский
Психоаналитический
Генетический
Культурно-деятельностный
Основная литература:
1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.
2.Психология развития: Учеб для студ высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.
Дополнительная литература:
3. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.
4. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.
Лабораторная работа №2
Тема: Метод наблюдения в психологии развития
Цель: Формировать у студентов умение осуществлять полевое, включенное, скрытое, нестандартизированное, перекрестное наблюдение.
Задание:
1. Изучить литературу по теме.
2. Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
- особенности метода наблюдения;
- виды наблюдения;
- достоинства и недостатки метода наблюдения.
3.Заполнить таблицу «Эмпирические методы психологии развития».
Название метода
Виды
Достоинства
Недостатки
Особенности проведения в разных возрастах
Наблюдение
Ход работы:
1.Определение предмета и цели наблюдения.
2.Проведение наблюдения ситуации взаимодействия детей в естественных условиях с ведением фотозаписи.
3. Анализ и интерпретация полученных данных.
Схема оформление наблюдений
дата
время
Описание
ситуации
Невербальное
поведение
наблюдаемого
Высказывания
наблюдаемого
Интерпретация
Основная литература:
1) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.
Дополнительная литература:
2) Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.
Лабораторная работа № 3
Тема: Метод эксперимента в психологии развития
Цель: Формировать у студентов умение составлять методику проведения формирующего эксперимента на разных возрастных этапах.
Задание:
1. Изучить предложенную литературу.
2. Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
- особенности метода эксперимента;
- виды эксперимента;
- достоинства и недостатки эксперимента как метода исследования в психологии развития.
3. Продолжить таблицу «Эмпирические методы психологии развития».
Название метода
Виды
Достоинства
Недостатки
Особенности проведения в разных возрастах
Наблюдение
Эксперимент
Ход работы:
1. Выбор предмета исследования: деятельность и возрастная группа.
2. Описание методики изучения особенностей и динамики деятельности в возрастной группе посредством формирующего эксперимента.