Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. История развития ярмарок.



Содержание

Введение........................................................... 3

Глава 1. История развития ярмарок.

§1. История развития в России.............. 4

§2. История развития в Европе.............. 8

Глава 2. Особенности ярмарок.

§1. Роль ярмарок..................................... 11

§2. Развлечения....................................... 12

§3. Время проведения и специализация. 14

Глава 3. Многообразие ярмарок.

§1. Ирбитская ярмарка........................... 15

§2. Киевская контрактовая ярмарка....... 16

§3. Нижегородская ярмарка................... 16

Заключение и выводы...................................... 21

Список литературы.......................................... 22

 

 

Введение.

Обоснование темы: В моей работе речь пойдёт о ярмарках. Ярмарки – это ежегодно повторяющиеся распродажи товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар или тематику. Они играли важную роль в развитии торговли и экономики в целом.

Научное значение: Тема ярмарок всегда интересовала учёных различных областей. В период своего действия ярмарки становились центрами не только торговли, но и общественной и культурной жизни.

Актуальность: Ярмарки всегда играли важную роль, в частности, в сфере торговли. В настоящее время многие предприниматели видят в ярмарках инструмент маркетинга. Ярмарки – это реклама товара, выявление недостатков продукции, изучение конкурентов и т.д. В связи с тем, что во многих странах присутствуют рыночные элементы, в том числе конкуренция, то ярмарки вновь становятся актуальными.

Цель: Познакомиться с историей ярмарок, обозначить основные их функции.

Задачи: 1. Раскрыть значение ярмарок в истории.

2. Показать особенности ярмарок.

3. Выявить роль ярмарок в наши дни.

 

Ярмарка. Всем знакомо это слово и его значение. Ярмарки до сих играют важную роль, многие люди видят в них главный инструмент маркетинга.

Ярмарки занимают отдельное место в рекламном воздействии, так как предоставляют широкие возможности демонстрации изделий для установления прямых контактов между продавцом и потребителем. Безусловно, количество ярмарок значительно уменьшилось, товаров тоже, на них уже не поют и не танцуют, но своё значение они по-прежнему сохраняют. [7.С.25]

Глава 1. История развития ярмарок.

§1.История развития ярмарок в России.

Ярмарочная торговля в России имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XIV в., однако ряд исследователей определяет появление ярмарок ещё ко временам Киевской Руси. [1.С.14]

«Где двое – там рынок, трое – базар, а семеро - ярмарка». [2.С.6] Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может навести на мысль, что слово «ярмарка» даже русского происхождения. Но его германские корни очевидны.

В России ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя считается ярмарка Арская (близ Казани), известная с середины XIII века. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 году новую, которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (Макарьевская ярмарка).

На северо-западе территории Древней Руси (XI-XII век) местом торговли служили погосты, а так же торжки, особенно монастырские, на которые стекались помимо жителей соседских деревень ещё и купцы из дальних городов и сёл. Однако, ни погосты, ни торжки, ни базары, привлекавшие к себе окрестное население возможностью покупок и продаж, не обладали ещё в то время характерными особенностями ярмарочного торга. Ведь ярмарка, как более высокая по сравнению с перечисленными организационная форма периодической торговли, предполагала втягивание в свою орбиту уже не только близлежащих территорий, но и отдалённых областей.

Ярмарка аккумулировала огромную массу товаров, привозимых из разных уголков страны. И являясь, с одной стороны, центром притяжения товаров, она, с другой стороны, рассеивала их в различных направлениях, как внутри страны, так и за её пределами. Первые ярмарки, как организационная форма периодической оптовой и розничной торговли возникли в XIV-XV веках, в начальный период ликвидации феодальной раздробленности и образования единого национального русского государства. С развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства число ярмарки и их обороты увеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. [1.С.38] Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли -сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д. К началу XVII века процесс территориальной и политической централизации в России закончился слиянием областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние было вызвано усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрацией небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы.

Особенно широкое распространение в нашей стране ярмарки получили в XVII и XVIII веках. К этому времени относится возникновение в России мануфактурного производства, оказавшего значительное влияние на расширение внутренней, в том числе и ярмарочной, торговли. Петр I, придавая ей большое значение, всячески содействовал развитию ярмарок. [11.С.80] Он, например, считал, что эта форма не только способствует развитию внутреннего товарооборота, но и является также одним из способов развития торговых связей с иностранными государствами. В регламенте Главному магистрату в 1721 году говорилось о том, что магистрат обязан «стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через то довольство в народе». В 1755 году, с установлением особого процентного сбора с гильдейских капиталов, купцы первых двух гильдий получили право беспошлинной торговли на всех ярмарках страны, чего не имели купцы третьей гильдии.

Рост мануфактурного производства в первой половине XIX века оказал большое влияние на развитие не только внутренней, но и внешней торговли России. Именно в этот период особенно большое значение, помимо Москвы и Петербурга, приобретают такие крупные субъекты внутренней и внешней торговли, как, например, Рига, Одесса, Николаев, Новороссийск, Нижний Новгород и некоторые другие. В этот же период наблюдается быстрый рост числа ярмарок в России и значительное увеличение торговых ярмарочных оборотов. Ярмарки становятся крупнейшими оптовыми центрами. [9.С.151]

Большую роль играли они и во внешней торговле. [14.С.59] Уже первые русские ярмарки XIV, XV и XVI веков привлекали множество иностранных купцов, доставлявших сюда восточно- и западноевропейские товары в обмен на русские. Так, например, в XIV и XV веках на крупную русскую ярмарку в Холопьем городке, на месте слияния Мологи с Волгой, съезжались немцы, поляки, литовцы, греки, итальянцы и персы. Иностранные купцы обменивали сшитые одежды, ткани, кожи, топоры и посуду на изделия русских ремесленников, а также на сырье, мед и т.д. Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века роль ярмарок во внешней торговле особенно возросла. Они способствовали продвижению русских товаров на внешние рынки, а импортных - на внутренние рынки России. Следует отметить, что по закону 1862 года все российские ярмарки были разделены на пять классов относительно уплаты особого торгового обложения. Причем последний класс был освобожден от этого сбора. А по закону о промысловом налоге 1898 года из него были исключены мелочной торг и приказчичий промысел на всех ярмарках, продолжающихся менее 14 дней. Для прочей торговли оставлялись налоги прежних размеров.

История ярмарок в России закончилась с революцией. [14.С.318] С началом 1-й мировой войны 1914-18 число ярмарок сократилось, уменьшился их товарооборот. В годы Гражданской войны 1918-20 в условиях «военного коммунизма» ярмарки в Советской России не проводились. С переходом к НЭПу ярмарки начинают возрождаться. К 1927 в РСФСР было около 7,5 тыс. ярмарок, в УССР - 15,2 тыс., в БССР - 417. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская ярмарки. Основной оборот Нижегородской ярмарки составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская ярмарка играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих ярмарках не превышала 1/3 оборота.

В начале 1930-х годов ярмарки в СССР были упразднены «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров».

И лишь в послевоенное время они были восстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. [1.С.179] С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские ярмарки с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам. СССР широко участвует в работе международных ярмарок. Но, кроме названия, они имели мало общего с традиционными российскими, поскольку являлись, по существу, местом заключения сделок между государственными предприятиями, производящими товары, и государственными же торговыми организациями.

Я считаю, что роль ярмарок в России, безусловно, велика. Ярмарки несут много информации о предыдущих эпохах, изучая которую, можно лучше узнать о жизни людей тех времён. Ярмарки в России уникальны, так как их роль наглядно прослеживается именно в нашей стране.

§2. История развития ярмарок в Европе.

Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщённости, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. Узость рынка и небезопасность торговых путей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались значительные массы людей: на пересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники и другие публичные события. В раннее средневековье, особенно там, где ещё не сложились города как центры ремесла и торговли, ярмарки играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена. [1.С.216]

Значение ярмарок возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитием городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. [5.С.87]

Наряду с крупными ярмарками - центрами оптовой торговли, где всё большее место занимали тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные ярмарки, где сбывалась сезонная продукция (в некоторых случаях эти формы совмещались).

Необходимость регулирования ярмарочной торговли привела к возникновению особого ярмарочного права. Ярмарки давали владельцу территории, на которой они располагались, большие доходы (в виде торговых пошлин и поборов). Поэтому право устраивать или разрешать ярмарки стало одной из важных феодальных привилегий. Её получали (обычно от короля) отдельные города, духовные или светские сеньоры.

Крупнейшие ярмарки были центрами международной торговли. В 13- середине 14 вв. такими ярмарками, где сосредоточивались торговля и денежные операции Европы, стали шампанские ярмарки. К середине 14 века большую известность приобрели ярмарки в Северной Франции и Нидерландах. В конце 14-15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия). В начале 15 века общеевропейское значение получили ярмарки Женевы (первое упоминание - 1262), в 15-16 вв. - ярмарки в Лионе (куда из Женевы переместился центр европейского денежного рынка; устраивались с 1420, пользовались покровительством французского короля).

В 16 веке международным ярмарочным и кредитным центром (особенно для южно-европейских стран) стал Йен. г.Медина-дель-Кампо, начали проводиться ярмарки в Антверпене. В 18 в. международное значение приобретают известные ещё с 13 века ярмарки в Лейпциге. [5.С.132]

Ярмарки сыграли важную роль в развитии средневековой торговли, денежного обращения, денежного рынка и кредита. На них располагались конторы менял, производивших ссудные и кредитные операции. В связи с оптовым характером ярмарочной торговли, неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торговом кредите на ярмарки всё чаще производились безналичные торговые операции, возникли денежные заёмные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя. В период становления капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение. Непосредственный сбыт товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 века крупные оптовые ярмарки превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже. [1.С.115]

Наибольшую известность в Западной Европе в 19 - начале 20 вв. приобрели международные лейпцигские ярмарки (весенняя и осенняя), на которых большое место занимала продажа мехов и пушнины. С развитием оптовой торговли и расширением регулярной торговой сети ярмарочная торговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, главным образом с/х., товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные ярмарки почти исчезли.

После 2-й мировой войны 1939-45 получили развитие международные ярмарки, представляющие собой выставочные мероприятия коммерческого характера, где наряду с демонстрацией образцов товаров заключаются торговые сделки в национальном и международном масштабе. По своему характеру и целям они практически не отличаются от регулярных коммерческих выставок и салонов.

Основные направления деятельности международных ярмарок регламентируются Союзом международных ярмарок (СМЯ), созданным в 1925 (Париж) с целью более эффективной организации работы международных ярмарок (выставочных мероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена. СМЯ объединяла (1974) 94 члена. Среднегодовое количество посетителей на международной ярмарки СМЯ превышает 50 млн. человек. [5.С.401]

Наиболее крупные международные ярмарки проводятся в городах: Познани (Польша), Загребе (Хорватия), Пловдиве (Болгария), Будапеште (Венгрия), Бухаресте (Румыния); развитых стран - Лионе и Париже (Франция), Милане (Италия), Торонто (Канада), Вене (Австрия); развивающихся стран - Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Алжире (Алжир), Багдаде (Ирак), Каире (Египет), Боготе (Колумбия), Лиме (Перу), Касабланке (Марокко).

Ярмарки в Европе, так же как и в России сыграли свою определённую роль, в частности в развитии денежного обращения и международной торговли. Но, не смотря на это, я считаю, что в России они проявили себя на много ярче, чем за рубежом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.