Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как менялось религиозное сознание с переходом от культуры стыда к культуре вины



По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросс, поведение человека может определяться ее основной мотивацией Это может быть \"культура стыда\" или \"культура вины\" Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суду над собой Культура же сор рома ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы \"Культура стыда\", сложившейся в Греции, включала в себя два момента: представление ов себе два моменти: уявлення про богоривнисть эллина и ощущение состязательности Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество Для греков не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим Дух состязательности господствовал в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании Любой член полиса мог высказать свое мнение в при обсуждении общественных проблем Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельного человека, а поле су Это для греков служило подтверждением их значимости для общества Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизмотизму.

 

Оракулы и гадатели были неизменными спутниками жизни.. Ключ к толкованию таинственной воли богов видели и в снах, и в полете птиц, и в расположении внутренностей жертвенных животных. В том, как Одиссея описывает астральные призраки, каждый, кто знаком с литературой тайноведения и парапсихологии, узнает опытное знание. Погруженные в полубессознательное состояние бледные духи, как нетопыри, витают над ямой с кровью, инстинктивно тянутся к ней. Только кровь может вернуть им сознание. Они бесплотны. Тщетно Одиссей пытается обнять любимую мать: она ускользает от него, как туман. Тени издают жалобные стоны. Так рисует Гомер сонное царство Аида — обиталище теней. Не случайно Ахилл говорит: «Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать». Никакими жертвами, никакими подвигами не изменит человек своей судьбы. Участь всех — одна.

Когда читаешь описание тусклого и бессмысленного существования умерших в Одиссее, лишний раз убеждаешься в беспочвенности наивных утверждений, что представление о загробном мире родилось как самоутешение человека. Здесь есть что угодно, только не утешение!

Платон – (428-347 г. до н. э)

Платон - величайший древнегреческий философ, которого сами греки называли божественным. Он родился в самый разгар Пелопонесской войны, губительной для демократических Афин. Платон принадлежал к одному из самых знатных, аристократических и богатых родов в Афинах, получил блестящее образование. Когда Платону было 20 лет, он встретился с Сократом. Восемь лет продолжалась их дружба. Общение с Сократом определило мировоззрение Платона. Сократ – главное действующее лицо его диалогов, в его уста вкладывал Платон свои ведущие идеи.

Платон верил в возможность исправления мира силою разума.

1. А. Лосев так описывает пять актов драмы жизни Платона. «Первый акт - смерть Сократа. Второй - первая поездка в Сицилию ко двору сицилийского диктатора Дионисия старшего. Платон хотел, как философ воздействовать на диктатора, но в результате интриг был продан в рабство. Его выкупили друзья. Третий акт – новая поездка ко двору Дионисия младшего. Платон оказывается в паутине интриг и коварства и с трудом ему удается уехать. Четвертый акт – третья поездка в Сицилию для вразумления Дионисия младшего. Платон был выслан из дворца на территорию наемных войск и был составлен заговор об его убийстве. Ему с трудом удалось бежать. Так была продемонстрирована тщетность идеи воздействия философа на правителя. Пятый акт – Платон создает утопический проект идеального государства и мудрых законов (« Государство», «Законы»)»

Понимание педагогических идей Платона не возможно без анализа его философских и социально политических взглядов.

- Платон полагал, что прекрасный, материальный Космос управляется законами, лежащими вне него, за его пределами. «Космос есть живое существо, наделенное душой и умом и родился он поистине с помощью божественного провидения» (Тимей).

- «Мир идей» Платон рассматривает выше Космоса. Это надкосмический мир. Увидеть идею можно не физическим зрением, а через умозрение, созерцание. Мир идей находится вне времени, он покоится в вечности. Каждой вещи соответствует умопостигаемая идея, так как «идеи, недоступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно, существуют сами по себе». (Тимей).

- Самая высшая идея – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Совершенствование человека направлено к познанию высшей идеи блага.

- Есть высший Бог, сотворивший все. Платон называет его «Творцом и родителем этой Вселенной», «демиургом, построившим Космос», «Отцом, родителем Вселенной», «вечно сущим». «Конечно, творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а, если мы его найдем, о нем нельзя будет рассказывать» (Тимей).

- Бог благ. Он добр. «Тот, кто устроил Вселенную был благ. А тот, кто благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти. Будучи чужд зависти, он пожелал, чтобы вещи стали как можно более подобны ему самому. Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было прекраснейшим» (Тимей, с. 433)

- Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству…Душа имела три части: ту – сущность которой неделима и вечно тождественна, ту, которая претерпевает разделение в телах и третьею - созданную путем смешения первых двух.

- Бог создал божественный род: звезды – вечно сущие божественные существа и остальных богов и их потомков. «Бог (Отец) передоверил новым богам изваять смертные тела, а после осуществлять правление и возможно лучше и совершеннее вести смертное существо, чтобы оно не стало само для себя причиной зла». «Они приняли из рук его бессмертное начало души и заключили в смертное тело. Они приладили к нему еще один смертный вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага. А в придачу двух неразумных советниц – дерзость и боязнь, и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщеньям. Все это они смешали с неразумными ощущениями и с готовой на все любовью и так завершили по законам необходимости смертный род души» (Тимей, с.444)

- Смысл воспитания и совершенствования человека в обретении им способности к умозрению и умопостижению высших вечных идей. Но способны к этому лишь те, кто готов силою разума подавить хаос обуревающих человека страстей. Образование - становление себя и управление собой. Воспитание помогает человеку контролировать рассудком свое поведение. «Если души будут над страстями властвовать, жизнь будет справедлива, если окажутся в их власти, то несправедлива

АРИСТОТЕЛЬ

Аристотель не был гражданином Афин. Он родился в 384г. на окраине эллинского мира, в городе Стагире, близ Афонской горы в богатой семье придворного врача македонского царя. До 18 лет он изучал естественные науки и медицину, а затем в течение 20 лет он учился у Платона в его Академии.

После смерти Платона Аристотель служил при дворе македонского царя Филиппа и в течение трех лет воспитывал его сына Александра. До похода Александра в Азию он сохранял связи с придворной средой. С 335 года он жил в Афинах, где создал свою школу Ликей. Многие его сочинения являются конспектами прочитанных там лекций, а некоторые записями его учеников. После смерти Александра в Афинах вновь возникли надежды на освобождение от македонского ига и Аристотелю, о близости которого македонскому двору было известно, пришлось бежать в Халкиду, где он и умер.

Аристотель вошел в историю философии как крупнейший философ, основоположник этики. Нас интересуют его антропологические взгляды, сложившиеся в контексте философии и определившие его подходы к проблеме образования и воспитания человека. Они получили освещение в основном в его последних работах: «Никомахова этика», «Большая этика» и «Политика».

В первых двух Аристотель рассматривает проблемы души, добродетели и идеала. В «Политике» он создает некоторое утопическое описание идеального государства и воспитательного влияния его законов, раскрывает требования к воспитанию в семье и обучению детей.

Характеризуя человека, Аристотель предлагает несколько линий анализа: человек разумный, рассуждающий; человек деятельный, активный; человек политический; человек благородный; человек, созерцающий или философ.

Бог

«Бог – чистый ум, перводвигатель, т.е. начало, первопричина». «Мысль божества может быть только теоретической направленной на высший смысл».

Философ – это человек «удивляющийся». Именно удивление побуждает людей философствовать.

 

«Если ,таким образом, начали философствовать то очевидно к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для других, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя. Поэтому и обладание ею можно бы по справедливости считать выше человеческих возможностей. Ибо человеку не подобает искать не соразмерному ему знания. Если поэты говорят правду и если зависть - в природе божества, то естественнее всего ей проявляться в этом случае. Но не может божество быть завистливым. Впрочем и по пословице «лгут много песнопевцы», и не следует считать никакую другую науку более ценимой, чем эта. Эта божественная наука. Бог есть некое начало и такая наука могла быть только или больше всего у Бога».

Обратите внимание : здесь две темы: чистой науки (не технологии) и нового( по сравнению с древними(Гомером) отношением к богам.

 

 

Вопрос: Почему сегодня люди чем больше имеют, тем меньше философствуют? Не прав был Аристотель?

 

Бог. «Последователи Гесиода утверждали, что смертными стали все, кто не вкусил нектара и амброзии». Аристотель: «если боги ради удовольствия отведывают нектара и амброзии, то это вовсе не значит, что нектар и амброзия- суть причины их бытия, как могут вечными те, кто нуждается в пище».

Идеи человекоподобия богов не принимаются Аристотелем.

«Начала у преходящего и вечного не могут быть одними и теми же, стало быть природа начала человека и бога различны». «От древних из глубокой старины дошло до потомков предание о том, что светила на небе суть боги и что божественное объемлет всю природу. А всё остальное в придании добавлено в виде мифа для внушения толпе, для соблюдения законов и для выгоды, ибо в нем утверждается, что боги человекоподобны…»

 

«Ум есть способность принимать в себя предмет мысли и сущность, ум и зрение – самое приятное и самое лучшее». Богу присуще умозрение. «Умозрение - самое приятное и самое лучшее»

«Если же богу всегда так хорошо как нам иногда, то это достойно удивления, если же лучше, то это поистине достойно уважения, и именно так прибывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь. А бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь».

« Бог – есть ум».

«Знание, чувственное восприятие, мнение и размышление, направлены на другое, а на себя лишь мимоходом. Божественное мышление направлено на самое себя».

 

«Имеются три умозрительных учения: математика, учение о природе, учение о божественном. Умозрительные науки предпочтительнее всех остальных, а

первая – философия, которой надлежит исследовать сущее как сущее».

 

Если у Аристотеля все умопостигается, то в христианстве все одухотворяется. Аристотель не пишет о духе, у него есть душа и тело, поэтому тело не одухотворяется как в христианстве, а понимается через деятельность ума, управляется умом, а не духом. Божественное в человеке – есть способность к умопостижению, причем не прагматическому, а сущностному, абстрактному.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.