По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросс, поведение человека может определяться ее основной мотивацией Это может быть \"культура стыда\" или \"культура вины\" Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суду над собой Культура же сор рома ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы \"Культура стыда\", сложившейся в Греции, включала в себя два момента: представление ов себе два моменти: уявлення про богоривнисть эллина и ощущение состязательности Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество Для греков не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим Дух состязательности господствовал в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании Любой член полиса мог высказать свое мнение в при обсуждении общественных проблем Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельного человека, а поле су Это для греков служило подтверждением их значимости для общества Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизмотизму.
Оракулы и гадатели были неизменными спутниками жизни.. Ключ к толкованию таинственной воли богов видели и в снах, и в полете птиц, и в расположении внутренностей жертвенных животных. В том, как Одиссея описывает астральные призраки, каждый, кто знаком с литературой тайноведения и парапсихологии, узнает опытное знание. Погруженные в полубессознательное состояние бледные духи, как нетопыри, витают над ямой с кровью, инстинктивно тянутся к ней. Только кровь может вернуть им сознание. Они бесплотны. Тщетно Одиссей пытается обнять любимую мать: она ускользает от него, как туман. Тени издают жалобные стоны. Так рисует Гомер сонное царство Аида — обиталище теней. Не случайно Ахилл говорит: «Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать». Никакими жертвами, никакими подвигами не изменит человек своей судьбы. Участь всех — одна.
Когда читаешь описание тусклого и бессмысленного существования умерших в Одиссее, лишний раз убеждаешься в беспочвенности наивных утверждений, что представление о загробном мире родилось как самоутешение человека. Здесь есть что угодно, только не утешение!
Платон – (428-347 г. до н. э)
Платон - величайший древнегреческий философ, которого сами греки называли божественным. Он родился в самый разгар Пелопонесской войны, губительной для демократических Афин. Платон принадлежал к одному из самых знатных, аристократических и богатых родов в Афинах, получил блестящее образование. Когда Платону было 20 лет, он встретился с Сократом. Восемь лет продолжалась их дружба. Общение с Сократом определило мировоззрение Платона. Сократ – главное действующее лицо его диалогов, в его уста вкладывал Платон свои ведущие идеи.
Платон верил в возможность исправления мира силою разума.
1. А. Лосев так описывает пять актов драмы жизни Платона. «Первый акт - смерть Сократа. Второй - первая поездка в Сицилию ко двору сицилийского диктатора Дионисия старшего. Платон хотел, как философ воздействовать на диктатора, но в результате интриг был продан в рабство. Его выкупили друзья. Третий акт – новая поездка ко двору Дионисия младшего. Платон оказывается в паутине интриг и коварства и с трудом ему удается уехать. Четвертый акт – третья поездка в Сицилию для вразумления Дионисия младшего. Платон был выслан из дворца на территорию наемных войск и был составлен заговор об его убийстве. Ему с трудом удалось бежать. Так была продемонстрирована тщетность идеи воздействия философа на правителя. Пятый акт – Платон создает утопический проект идеального государства и мудрых законов (« Государство», «Законы»)»
Понимание педагогических идей Платона не возможно без анализа его философских и социально политических взглядов.
- Платон полагал, что прекрасный, материальный Космос управляется законами, лежащими вне него, за его пределами. «Космос есть живое существо, наделенное душой и умом и родился он поистине с помощью божественного провидения» (Тимей).
- «Мир идей» Платон рассматривает выше Космоса. Это надкосмический мир. Увидеть идею можно не физическим зрением, а через умозрение, созерцание. Мир идей находится вне времени, он покоится в вечности. Каждой вещи соответствует умопостигаемая идея, так как «идеи, недоступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно, существуют сами по себе». (Тимей).
- Самая высшая идея – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Совершенствование человека направлено к познанию высшей идеи блага.
- Есть высший Бог, сотворивший все. Платон называет его «Творцом и родителем этой Вселенной», «демиургом, построившим Космос», «Отцом, родителем Вселенной», «вечно сущим». «Конечно, творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а, если мы его найдем, о нем нельзя будет рассказывать» (Тимей).
- Бог благ. Он добр. «Тот, кто устроил Вселенную был благ. А тот, кто благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти. Будучи чужд зависти, он пожелал, чтобы вещи стали как можно более подобны ему самому. Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было прекраснейшим» (Тимей, с. 433)
- Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству…Душа имела три части: ту – сущность которой неделима и вечно тождественна, ту, которая претерпевает разделение в телах и третьею - созданную путем смешения первых двух.
- Бог создал божественный род: звезды – вечно сущие божественные существа и остальных богов и их потомков. «Бог (Отец) передоверил новым богам изваять смертные тела, а после осуществлять правление и возможно лучше и совершеннее вести смертное существо, чтобы оно не стало само для себя причиной зла». «Они приняли из рук его бессмертное начало души и заключили в смертное тело. Они приладили к нему еще один смертный вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага. А в придачу двух неразумных советниц – дерзость и боязнь, и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщеньям. Все это они смешали с неразумными ощущениями и с готовой на все любовью и так завершили по законам необходимости смертный род души» (Тимей, с.444)
- Смысл воспитания и совершенствования человека в обретении им способности к умозрению и умопостижению высших вечных идей. Но способны к этому лишь те, кто готов силою разума подавить хаос обуревающих человека страстей. Образование - становление себя и управление собой. Воспитание помогает человеку контролировать рассудком свое поведение. «Если души будут над страстями властвовать, жизнь будет справедлива, если окажутся в их власти, то несправедлива
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель не был гражданином Афин. Он родился в 384г. на окраине эллинского мира, в городе Стагире, близ Афонской горы в богатой семье придворного врача македонского царя. До 18 лет он изучал естественные науки и медицину, а затем в течение 20 лет он учился у Платона в его Академии.
После смерти Платона Аристотель служил при дворе македонского царя Филиппа и в течение трех лет воспитывал его сына Александра. До похода Александра в Азию он сохранял связи с придворной средой. С 335 года он жил в Афинах, где создал свою школу Ликей. Многие его сочинения являются конспектами прочитанных там лекций, а некоторые записями его учеников. После смерти Александра в Афинах вновь возникли надежды на освобождение от македонского ига и Аристотелю, о близости которого македонскому двору было известно, пришлось бежать в Халкиду, где он и умер.
Аристотель вошел в историю философии как крупнейший философ, основоположник этики. Нас интересуют его антропологические взгляды, сложившиеся в контексте философии и определившие его подходы к проблеме образования и воспитания человека. Они получили освещение в основном в его последних работах: «Никомахова этика», «Большая этика» и «Политика».
В первых двух Аристотель рассматривает проблемы души, добродетели и идеала. В «Политике» он создает некоторое утопическое описание идеального государства и воспитательного влияния его законов, раскрывает требования к воспитанию в семье и обучению детей.
Характеризуя человека, Аристотель предлагает несколько линий анализа: человек разумный, рассуждающий; человек деятельный, активный; человек политический; человек благородный; человек, созерцающий или философ.
Бог
«Бог – чистый ум, перводвигатель, т.е. начало, первопричина». «Мысль божества может быть только теоретической направленной на высший смысл».
Философ – это человек «удивляющийся». Именно удивление побуждает людей философствовать.
«Если ,таким образом, начали философствовать то очевидно к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для других, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя. Поэтому и обладание ею можно бы по справедливости считать выше человеческих возможностей. Ибо человеку не подобает искать не соразмерному ему знания. Если поэты говорят правду и если зависть - в природе божества, то естественнее всего ей проявляться в этом случае. Но не может божество быть завистливым. Впрочем и по пословице «лгут много песнопевцы», и не следует считать никакую другую науку более ценимой, чем эта. Эта божественная наука. Бог есть некое начало и такая наука могла быть только или больше всего у Бога».
Обратите внимание : здесь две темы: чистой науки (не технологии) и нового( по сравнению с древними(Гомером) отношением к богам.
Вопрос: Почему сегодня люди чем больше имеют, тем меньше философствуют? Не прав был Аристотель?
Бог. «Последователи Гесиода утверждали, что смертными стали все, кто не вкусил нектара и амброзии». Аристотель: «если боги ради удовольствия отведывают нектара и амброзии, то это вовсе не значит, что нектар и амброзия- суть причины их бытия, как могут вечными те, кто нуждается в пище».
Идеи человекоподобия богов не принимаются Аристотелем.
«Начала у преходящего и вечного не могут быть одними и теми же, стало быть природа начала человека и бога различны». «От древних из глубокой старины дошло до потомков предание о том, что светила на небе суть боги и что божественное объемлет всю природу. А всё остальное в придании добавлено в виде мифа для внушения толпе, для соблюдения законов и для выгоды, ибо в нем утверждается, что боги человекоподобны…»
«Ум есть способность принимать в себя предмет мысли и сущность, ум и зрение – самое приятное и самое лучшее». Богу присуще умозрение. «Умозрение - самое приятное и самое лучшее»
«Если же богу всегда так хорошо как нам иногда, то это достойно удивления, если же лучше, то это поистине достойно уважения, и именно так прибывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь. А бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь».
« Бог – есть ум».
«Знание, чувственное восприятие, мнение и размышление, направлены на другое, а на себя лишь мимоходом. Божественное мышление направлено на самое себя».
«Имеются три умозрительных учения: математика, учение о природе, учение о божественном. Умозрительные науки предпочтительнее всех остальных, а
первая – философия, которой надлежит исследовать сущее как сущее».
Если у Аристотеля все умопостигается, то в христианстве все одухотворяется. Аристотель не пишет о духе, у него есть душа и тело, поэтому тело не одухотворяется как в христианстве, а понимается через деятельность ума, управляется умом, а не духом. Божественное в человеке – есть способность к умопостижению, причем не прагматическому, а сущностному, абстрактному.